Судья – Прусаченко С.Н. Дело "номер обезличен"
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 июня 2011 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судьей Рыбиной А.В., Шелудько В.В.
с участием прокурора Левицкой М.В.,
по докладу Шелудько В.В.
при секретаре Романовой О.В.
слушала в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе главы муниципального образования Новопокровский район Сотникова А.Н. на решение Новопокровского районного суда Краснодарского края от 27 апреля 2011 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Новопокровского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Новопокровский район, выразившееся в непринятии мер по реализации полномочий, установленных Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и возложении на администрацию Новопокровского сельского поселения Новопокровского района обязанности обеспечить выполнение требований указанного федерального закона.
В обоснование заявления указал, что прокуратурой Новопокровского района по заданию прокуратуры Краснодарского края проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства при оказании имущественной и финансовой поддержке. В ходе проверки установлено, что предоставленные действующим законодательством Российской Федерации органам местного самоуправления полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства не используются, меры по их реализации не принимаются. Администрацией муниципального образования Новопокровский район не ведется реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки; в 2010 г. не оказывалась имущественная, финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; в программе развития малого и среднего бизнеса не закреплены порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, порядок представления и перечень документов, необходимых для получения поддержки; не установлены сроки рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства; не установлены условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; не закреплены основания для отказа в предоставлении поддержки субъектам предпринимательства. В 2010 году прокуратурой Новопокровского района по заданию прокуратуры Краснодарского края проводилась проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, в результате которой были выявлены нарушения в деятельности администрации муниципального образования Новопокровский район, в связи с чем прокурором района было внесено представление об устранении нарушений, однако администрацией муниципального образования должных выводов сделано не было. Невыполнение администрацией муниципального образования Новопокровский район норм Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ведет к существенному нарушению прав субъектов предпринимательской деятельности, создает препятствия в осуществлении поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, защите их прав и законных интересов, создании благоприятного климата предпринимательской деятельности, что послужило основанием для обращения прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ.
Обжалуемым решением Новопокровского районного суда Краснодарского края от 27 апреля 2011 года заявление прокурора Новопокровского района удовлетворено частично.
В кассационной жалобе глава муниципального образования Новопокровский район Сотников А.Н. просит решение суда отменить, как незаконное.
В возражении на кассационную жалобу помощник прокурора прокуратуры Новопокровского района Орликов О.А. просит решение суда оставить без изменения, полагает, что оно вынесено законно и обоснованно.
Исследовав материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, и возражения на нее, обсудив ее, выслушав прокурора Левицкую М.В., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, по следующим основаниям.
На основании ч. 2 ст. 347 ГПК РФ, суд кассационной инстанции, в интересах законности, вправе проверить решение суда в полном объеме.
В соответствие с требованиями ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства -получателей такой поддержки. Исчерпывающий перечень сведений в отношении каждого конкретного субъекта малого и среднего предпринимательства, которому оказана поддержка, подлежащих внесению в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, содержится в ч.2 ст.8 названного федерального закона. Как установлено в судебном заседании, администрацией муниципального образования Новопокровский район реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки, отвечающий требованиям Закона, не ведется.
Согласно ч.2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В нарушение положений указанной нормы Закона в программе развития малого бизнеса администрации муниципального образования Новопокровский район не закреплены порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, порядок предоставления и перечень документов, необходимых для получения поддержки.
В указанной Программе также не установлены сроки рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства, что не соответствует ч.б ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определена категория субъектов малого и среднего предпринимательства, в отношении которых не может оказываться поддержка, а также случаи, когда малому и среднему бизнесу государство отказывает в предоставлении поддержки.
Муниципальная целевая Программа развития малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании Новопокровский район на 2010-2012 годы, утвержденная постановлением главы администрации муниципального образования Новопокровский район от 18.10.2010 №891, не предусматривает перечень оснований для отказа в предоставлении поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, также не установлены программой, что является нарушением ч.2 ст. 16 Федерального закона 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Что касается требования прокурора о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Новопокровский район в части неоказания имущественной и финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в 2010 году, судебная коллегия приходит к выводу том, что в данной части заявление прокурора не подлежащит удовлетворению в виду того, что ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусматривает право органов местного самоуправления оказывать финансовую и имущественную поддержки, а не является обязанностью данных органов.
В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Таким образом, судом обоснованно частично удовлетворено заявление прокурора Новопокровского района.
Решение суда принято с учетом обстоятельств дела, представленных доказательств и требований закона, в связи с чем, оснований к отмене решения суда не усматривается.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному - неправильному толкованию действующего законодательства и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда и не нуждаются в дополнительной проверке.
В этой связи, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции вынес по делу законное и обоснованное решение.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения при рассмотрении настоящего иска, не допущено.
Руководствуясь статьёй 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новопокровского районного суда Краснодарского края от 27 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: