ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-126/2011 от 28.02.2011 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

     Судья Бечелова Е.А.                             Дело № г.

 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

       28 февраля 2011 г.                                       г. Нальчик

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

 председательствующего -     Блохиной Е.П.                     

 судей -                                     Макоева А.А., Жернового Е.И.

 при секретаре -                       Садонцевой Г.В.

           с участием: ФИО1 и его представителя ФИО2, действующей по ордеру №0353 от 1 февраля 2011 г., представителя Парламента Кабардино-Балкарской Республики ФИО3, действующего по доверенности №2869 от 8 декабря 2010 г.,

           рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Блохиной Е.П. гражданское дело по иску ФИО1 к Парламенту Кабардино-Балкарской Республики о признании незаконным постановления Парламента Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, восстановлении в должности председателя Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики и взыскании компенсации морального вреда,

           по кассационной жалобе Парламента Кабардино-Балкарской Республики на решение Нальчикского городского суда от 12 января 2011 г., которым исковые требования удовлетворены,

 У С Т А Н О В И Л А:

         Постановлением Парламента Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 назначен на должность председателя Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики, а постановлением Парламента Кабардино-Балкарской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ - освобожден от указанной должности.

         Полагая, что освобождение от занимаемой должности произведено с нарушением закона, поскольку постановление Парламента не содержит оснований увольнения, а также принято в нарушение требований статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в период его нахождения в отпуске, утверждая, что незаконными действиями Парламента Кабардино-Балкарской Республики по освобождению от должности причинен урон его деловой репутации, сложившейся за многие годы государственной службы, ФИО1 обратился в суд с иском к Парламенту Кабардино-Балкарской Республики о признании незаконным постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении на должности председателя Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики и взыскании компенсации морального вреда в размере 1 (один) рубль.

         Решением Нальчикского городского суда от 12 января 2011 года иск ФИО1 удовлетворен.

         Считая указанное решение незаконным, необоснованным и подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований, Парламентом Кабардино-Балкарской Республики подана кассационная жалоба, в которой указано следующее.

         Суд необоснованно пришел к выводу о применении по делу положений статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, не допускающей увольнение работника по инициативе работодателя в период его пребывания в отпуске. Должность председателя Контрольно-счетной палаты отнесена к государственным должностям Кабардино-Балкарской Республики. Полномочия ФИО1 прекращены не по инициативе работодателя, а в связи принятием уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка решения на основании нормы пункта 8 части 2 статьи 38 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2003 г. №53-РЗ, являющейся специальной нормой по отношению к нормам Трудового Кодекса Российской Федерации, поэтому на данные правоотношения не распространяется ограничение на увольнение работника в период его пребывания в отпуске. Указанная специальная норма является полноценной и достаточной для принятия решения о досрочном прекращении полномочий председателя Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики. В ней не содержится указаний на необходимость соблюдения каких-либо условий, содержащихся в Трудовом кодексе Российской Федерации. Обусловлено это тем, что Контрольно-счетная палата является государственным органом финансового контроля, а ее председатель - лицом, замещавшим государственную должность Кабардино-Балкарской Республики. Выводы суда основаны на неверном толковании Федерального закона от 27 июня 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Закона Кабардино-Балкарской Республики от 28 октября 2005 г. №81-РЗ. Вместе с тем положения указанных законов также не распространяются на рассматриваемые правоотношения.

         В жалобе указано, что Парламент Кабардино-Балкарской Республики принял решение о досрочном прекращении полномочий председателя Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики ФИО1 в соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики «О контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики», которым назначение на указанную должность и прекращение полномочий по ней относит к исключительной компетенции Парламента Кабардино-Балкарской Республики. В частности, пункт 8 части 2 статьи 38 указанного Закона прямо предусматривает возможность Парламента нового созыва досрочно прекратить полномочия председателя Контрольно-счетной палаты, назначенного Парламентом Кабардино-Балкарской Республики прежнего созыва. По мнению автора жалобы, отсутствие указания на конкретную норму является моментом технического оформления, который не может каким-либо образом повлиять на реализацию Парламентом Кабардино-Балкарской Республики принадлежащего ему права. Ссылка же на Трудовой кодекс Российской Федерации является юридически некорректной, поскольку Парламент Кабардино-Балкарской Республики не состоит с председателем Контрольно-счетной палаты, а также с другими лицами, которых Парламент Кабардино-Балкарской Республики назначает или избирает на государственные должности Кабардино-Балкарской Республики, в трудовых отношениях и не выполняет по отношению к ним функции представителя нанимателя. Природа этих отношений иная - конституционно-правовая. Прекращение полномочий по государственной должности - это конституционно-правовая процедура и ее нельзя считать юридически тождественным увольнению - элементу трудового законодательства. Следовательно, данное дело не является трудовым спором и не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. К материалам гражданского дела в качестве доказательства приобщено разъяснение Государственной инспекции труда Кабардино-Балкарской Республики по данному вопросу, в котором позиция Парламента фактически подтверждается, но оно не получило никакой юридической оценки, из чего следует, что оно судом проигнорировано.

         В жалобе также указано, что выводы суда о неопределенности и неясности положений пункта 8 части 2 статьи 38 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2003 г. №53-РЗ являются ошибочными и основанными на неправильном толковании рассматриваемой нормы. Указанная норма предоставляет право Парламенту Кабардино-Балкарской Республики нового созыва досрочно прекратить полномочия председателя Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики, назначенного Парламентом Кабардино-Балкарской Республики прежнего созыва. Каких-либо дополнительных условий для принятия данного решения, помимо изложенных в указанной норме и которые были соблюдены (по истечении шести месяцев, большинством голосов), законом не установлено. Следовательно, данная норма является самостоятельным и достаточным основанием для принятия Парламентом Кабардино-Балкарской Республики решения об освобождении от должности председателя контрольно-счетного органа. Более того, аналогичная норма содержится в статье 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации». Суд, отмечая неясность и противоречивость формулировки пункта 8 части 2 статьи 38 не указал, в чем заключается неясность и неопределенность, не воспользовался правом обращения за разъяснением в орган, принимающий данный закон, а своевольно трактовал его в пользу истца.

         В кассационной жалобе высказано несогласие с мнением суда о том, что Парламент Кабардино-Балкарской Республики был не вправе принимать постановление по данному вопросу по инициативе Президента Кабардино-Балкарской Республики. Статьей 81 Конституции Кабардино-Балкарской Республики Президенту Кабардино-Балкарской Республики предоставлено исключительное право на представление Парламенту Кабардино-Балкарской Республики кандидатуры для назначения на должность председателя Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики, а статьей 100 Парламенту Кабардино-Балкарской Республики - исключительное право на его назначение. Это означает, что никто кроме Президента Кабардино-Балкарской Республики не вправе вносить в Парламент Кабардино-Балкарской Республики предложения по кандидатуре председателя Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики. В то же время действующим законодательством исключительных прав по инициированию прекращения полномочий председателя Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики кому-либо не представлено. Следовательно, данный вопрос может быть инициирован в Парламенте Кабардино-Балкарской Республики в общем порядке в соответствии с Регламентом Парламента Кабардино-Балкарской Республики, который допускает рассмотрение проектов постановлений, внесенных Президентом Кабардино-Балкарской Республики, обладающим к тому же правом законодательной инициативы. Президент лишь инициировал вопрос, а внесен он на рассмотрение Парламента Кабардино-Балкарской Республики профильным комитетом.

         Как указано в кассационной жалобе, суд сделал неверный вывод о том, что в Постановлении Парламента Кабардино-Балкарской Республики не содержатся все необходимые сведения для правильного заполнения трудовой книжки. Во-первых, постановление Минтруда Российской Федерации от 10 октября 2005 г. №69 требует указания оснований увольнения в трудовой книжке, а не в приказе об увольнении. Во-вторых, постановление Парламента должно содержать волеизъявление депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики, в данном случае на прекращение полномочий председателя контрольно-счетного органа. Регламентом Парламента Кабардино-Балкарской Республики также не установлено требования об указании оснований принятия постановления. Именно в силу специфики данного вида акта, а также органа его принятия не требуется соблюдения унифицированных форм, применяемых работодателями при приеме и увольнении работников. В- третьих, сложностей при заполнении трудовых книжек в данном случае не возникает, поскольку все сведения, необходимые для ее заполнения известны, а в части оснований увольнения Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2003 г. №53-РЗ помимо пункта 8 части 2 статьи 38 иных применимых в данном случае оснований не содержит. По мнению автора жалобы, судом без достаточных на то оснований отвергнуты доводы представителя Парламента о том, что приказ от 22 октября 2010 г. №84-пк, в соответствии с которым ФИО1 убыл в отпуск, был издан не 22 октября 2010 г., а позднее - после того, как стало известно о возможности прекращения его полномочий, поэтому для уточнения этих обстоятельств следовало вызвать в суд свидетелей, которые регистрировали эти документы. На основании проекта постановления Парламента Кабардино-Балкарской Республики, согласно которому предполагалось прекратить полномочия ФИО1 в соответствии с частью 1-1 статьи 5 закона Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2003 г. №53-РЗ, суд пришел к выводу о том, что освобождение истца от занимаемой должности в связи с истечением срока полномочий неверно. Вместе с тем представитель Парламента в ходе судебного заседания дал суду пояснения, что полномочия ФИО1 прекращены на основании пункта 8 части 2 статьи 38 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2003 г. №53-РЗ. Как указано в жалобе, депутаты Парламента проголосовали за принятие постановления от ДД.ММ.ГГГГ № в той редакции, в которой оно было издано, то есть без ссылки на часть 1-1 статьи 5 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2003 г. №53-РЗ, а рассмотренный проект постановления не имеет отношения к существу рассматриваемого вопроса. Заявляя требования о взыскании компенсации за якобы причиненный ему моральный вред, истец никаких доказательств и оснований причинения ему морального вреда не привел. В постановлении не говорится о том, что полномочия ФИО1 прекращены в связи с какими-либо виновными действиями, что могло бы повлечь для него нравственные страдания. Реализация же Парламентом своего права на досрочное прекращение полномочий председателя Контрольно-счетной палаты никоим образом не может причинить истцу нравственных страданий либо ущемить его деловую репутацию.

         В возражении на кассационную жалобу ФИО1, оспаривая доводы жалобы, указывает на то, что они основаны на неправильном толковании норм материального права.

         Заслушав представителя Парламента Кабардино-Балкарской Республики ФИО3, представившего в судебном заседании постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-П-П об отмене постановления Парламента Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-П-П как ошибочно принятого, и поддержавшего при этом доводы кассационной жалобы, ФИО1 и его представителя ФИО2, просивших решение суда первой инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу Парламента Кабардино-Балкарской Республики - без удовлетворения, рассмотрев дело в отсутствие не явившегося прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, Судебная коллегия пришла к следующим выводам.

         В соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права.

         Таких нарушений по делу не допущено.

         Систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 2 Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» составляют законодательные (представительные) органы государственной власти, высший исполнительный орган, иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

         Статьей 99 (пункт 4) Конституции Кабардино-Балкарской Республики определено, что для осуществления контроля за исполнением республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики Парламент Кабардино-Балкарской Республики образует Контрольно-счетную палату Кабардино-Балкарской Республики, состав и порядок которой определяются республиканским законом.

         Приведенные правовые положения согласуются с положениями статьей 157 и 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации о том, что законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации осуществляют государственный финансовый контроль в субъекте, в силу чего им предоставлено право на создание собственных контрольных органов.

         Во исполнение приведенных требований федерального законодательства и Конституции Кабардино-Балкарской Республики Парламентом Кабардино-Балкарской Республики 24 апреля 2003 г. принят Закон «О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики» (Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2003 г. №53-РЗ), определяющий правовой статус данного органа, состав и порядок образования, полномочия Контрольно-счетной палаты и иные вопросы, связанные с ее деятельностью.

           На основании статей 81 (пункт «з») и 100 (часть 1 пункт «л») Конституции Кабардино-Балкарской Республики, в соответствии со статьей 5 Закона Кабардино-Балкарской Республики «О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики» председатель Контрольно-счетной палаты назначается на должность Парламентом Кабардино-Балкарской Республики по представлению Президента Кабардино-Балкарской Республики.

         Законом Кабардино-Балкарской Республики от 24 марта 2007 г. №20-РЗ «О реестре государственных должностей Кабардино-Балкарской Республики» должность председателя Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики отнесена к государственным должностям Кабардино-Балкарской Республики.

         Постановлением Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 18 марта 2004 г. №58-П-П ФИО1 назначен на должность председателя Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики. На день назначения ФИО1 на указанную должность статья 5 Закона Кабардино-Балкарской Республики «О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики» действовала в редакции Закона КБР от 28 ноября 2003 г. №103-РЗ, в соответствии с которой пребывание председателя Контрольно-счетной палаты в указанной должности каким-либо сроком не ограничивалось.

          Законом Кабардино-Балкарской Республики от 21 июля 2009 г. №37-РЗ статья 5 (часть 1) Закона Кабардино-Балкарской Республики «О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики» изложена в новой редакции. В соответствии с внесенными изменениями в статью 5 Закона председатель Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики назначается на должность Парламентом Кабардино-Балкарской Республики по представлению Президента Кабардино-Балкарской Республики сроком на пять лет. Указанной норме обратная сила не придана.

         Законом Кабардино-Балкарской Республики от 19 мая 2010 г. №33-РЗ статья 5 Закона «О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики» дополнена частью 1-1, в силу которой по истечении установленного частью 1 статьи 5 срока полномочий председателя Контрольно-счетной палаты освобождение его от должности оформляется постановлением Парламента Кабардино-Балкарской Республики.

         Случаи досрочного освобождения председателя Контрольно-счетной палаты от занимаемой должности установлены частью 2 статьи 38 Закона Кабардино-Балкарской Республики «О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республике».

         Таким образом, на день принятия Парламентом Кабардино-Балкарской Республики оспариваемого постановления № Закон Кабардино-Балкарской Республики «О контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики» действовал в редакции Закона от 19 мая 2010 г. №33-РЗ. В силу указанного Закона председатель Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики мог быть освобожден от занимаемой должности Парламентом Кабардино-Балкарской Республики либо по истечении срока полномочий (часть 1-1 статьи 5), либо досрочно, но лишь в случаях, предусмотренных частью 2 стати 38, а именно:

         1) утраты им гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства, выезда на постоянное место жительства за пределы Кабардино-Балкарской Республики;

         2) вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении лица, являющегося председателем Контрольно-счетной палаты;

         3) признания его недееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу;

         4) признании его безвестно отсутствующим либо объявления умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

         5) достижения им возраста 65 лет;

         6) письменного заявления о сложении своих полномочий;

         7) нарушения им законодательства Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики или совершение злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от числа избранных депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики, а также в случае несоблюдения ограничений, установленных соответственно статьями 5, 5-1 и 6 настоящего Закона;

         8) формирования Парламента Кабардино-Балкарской Республики нового созыва. При этом о досрочном прекращении полномочий председателя Контрольно-счетной палаты может быть принято Парламентом Кабардино-Балкарской Республики нового созыва не ранее чем через шесть месяцев после начала его работы, если за такое решение проголосует большинство от числа избранных депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики;

         9) в иных случаях, предусмотренных законодательством о труде.

         Постановлением Парламента Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 освобожден от должности председателя Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики. Основания освобождения ФИО4 от должности в указанном постановлении не приведены.

         Из материалов дела усматривается, что профильный комитет Парламента Кабардино-Балкарской Республики - комитет по бюджету, налогам и финансам, рассмотрев 28 октября 2010 г. на своем заседании предложение Президента Кабардино-Балкарской Республики о кандидатуре председателя Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики, внес на рассмотрение Парламента Кабардино-Балкарской Республики проект постановления Парламента Кабардино-Балкарской Республики об освобождении ФИО1 от должности председателя Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики со ссылкой на часть 1-1 статьи 5 Закона Кабардино-Балкарской Республики «О Контрольно-счетной палате».

         Как следует из выписки из стенографического отчета XXIII заседания Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 29 октября 2010 г., при обсуждении вопроса об освобождении ФИО1 от должности председателя Контрольно счетной палаты замечаний к проекту постановления не поступило и он поставлен на голосование.

         Представитель Парламента Кабардино-Балкарской Республики вместе с тем утверждает, что ФИО1 освобожден от занимаемой должности на основании пункта 8 части 2 статьи 38 Закона Кабардино-Балкарской Республики «О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики», то есть Парламентом нового созыва, а отсутствие в оспариваемом постановлении конкретной нормы, на основании которой ФИО1 освобожден от занимаемой должности, считает лишь моментом технического оформления, что не может повлиять на реализацию Парламентом принадлежащего ему права.

         Указанные доводы являются несостоятельными по следующим основаниям.

         Провозглашая гарантии правового статуса должностных лиц Контрольно-счетной палаты, в том числе гарантии их профессиональной независимости, Закон Кабардино-Балкарской Республики «О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики» установил, в каких лишь случаях указанные лица могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности (часть 2 статьи 38 Закона).

         Следовательно, одним из условий соблюдения гарантий профессиональной независимости должностных лиц Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики является возможность освобождения этих лиц от должности, в том числе досрочно, не иначе как в порядке и по основаниям, установленным специальным законом - Законом Кабардино-Балкарской Республики «О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики».

         В соответствии со ст.161-1 Регламента Парламента Кабардино-Балкарской Республики, утвержденным постановлением Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 21 января 2004 г. №18-П-П (в редакции от 29 апреля 2009 г.) решение о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики, освобождение от занимаемой должности Уполномоченного по правам человека, председателя Контрольно-счетной палаты, аудитора Контрольно-счетной палаты принимается в случаях, предусмотренных законами Кабардино-Балкарской Республики, большинством голосов от числа избранных депутатов Парламента.

         Между тем решение Парламента Кабардино-Балкарской Республики об освобождении ФИО1 от занимаемой должности председателя Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики, оформленное постановлением Парламента от ДД.ММ.ГГГГ № не содержит норму какого-либо закона, в том числе Закона Кабардино-Балкарской Республики «О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики», на основании которой истец освобожден от занимаемой им должности. Таким образом указанное постановление является немотивированным.

         Освобождение же истца 29 октября 2010 г. от занимаемой должности по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 2 статьи 38 Закона Кабардино-Балкарской Республики «О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики» материалами дела не подтверждается.

         При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно признал постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным.

         Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования ФИО1

         Обоснованность выводов суда первой инстанции фактически подтверждается и постановлением Парламента Кабардино-Балкарской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № отменено как ошибочно принятое.

         Нельзя согласиться и с доводами кассационной жалобы о невозможности разрешения настоящего спора в порядке гражданского судопроизводства, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

         Прочие доводы кассационной жалобы также не могут быть признаны основаниями, влекущими отмену или изменение принятого судом решения.

         На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

         Решение Нальчикского городского суда от 12 января 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Парламента Кабардино-Балкарской Республики - без удовлетворения.

         Председательствующий                                                                            Е.П. Блохина

                                        Судьи                                                                            А.А. Макоев

                                                                                                                               Е.И. Жерновой