Пермский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Пермский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья - Алексеев А. А. Дело № 33-13170
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Бузмаковой О.В. и судей Ворониной Е.И., Петуховой Е.В. при секретаре Торсуковой Т.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 26 декабря 2011 г. дело по кассационной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 17 ноября 2011 года, которым постановлено:
Обязать Администрацию г. Перми предоставить Першиной М.В. на семью из двух человек (Першина М.В. и Соколов В.А.) благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Перми общей площадью не менее 42 кв. метров за счет средств бюджета Пермского края.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Бузмаковой О.В., пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Мотовилихинского района г. Перми обратился в суд в интересах Першиной М.В. с иском к Администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что Першина М.В. является лицом из числа детей-сирот, поскольку ее мать П. лишена родительских прав, отец П1. умер. Поставлена на жилищный учет по соответствующему списку в Администрации г. Перми. Жилое помещение ей предоставлено не было, чем нарушаются ее конституционные права. На основании ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот...», ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" считает, что Першиной М.В. и ее несовершеннолетнему сыну Соколову В.А. должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 42 кв.м.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Пермского края.
Представитель прокурора, истец в судебном заседании на доводах искового заявления настаивали.
Ответчик - Администрация г. Перми своего представителя в судебное заседание не направил, просил провести дело без его участия, в письменных возражениях исковые требования не признал, указав, что в соответствии с Решением Пермской городской Думы от 30 мая 2006 г. № 103 утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Таким образом, предоставление жилого помещения по норме 42 кв.м., утвержденной законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК, должно осуществляться уполномоченным органом - Правительством Пермского края, а не органом местного самоуправления.
Представитель Правительства Пермского края в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, в которых указал, что Правительство Пермского края в целях обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно перечисляет органам местного самоуправления субсидии, в связи с чем свои обязательства, возложенные законом, выполняет. Считает не основанным на нормах закона требование прокурора о предоставлении Першиной М.В. на семью из двух человек жилого помещения общей площадью не менее 42 кв.м. в черте г. Перми, поскольку Решением Пермской городской Думы установлена минимальная норма предоставления 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Считаеттакже, что действующее законодательство распространяет свое действие только на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей без учета членов их семей, в связи с чем просит суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в части предоставления Першиной М.В. жилого помещения на семью из двух человек в размере 42 кв.м.
Представитель третьего лица Министерства финансов Пермского края в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве на иск указала, что выделение средств для приобретения и предоставления истцу жилья должно осуществляться в порядке, установленном Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Правительство Пермского края, ссылаясь на то, что решение суда является незаконным, поскольку суд по данному делу применил закон, не подлежащий применению. Вывод суда в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 42 кв.м. является необоснованным, поскольку суд ссылается на нормы Закона Пермского края от 14.07.2008 №255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», который к возникшим правоотношениям не применим, так как в собственности Пермского края отсутствуют свободные жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма. В данном случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе, городском округе. В соответствии с решением Пермской городской Думы «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» в г.Перми минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Не согласен заявитель с решением и в части предоставления жилого помещения на состав семьи из двух человек. Действующее законодательство распространяет свое действие только на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, без учета членов их семей. Члены семьи не являются льготополучателями указанной категории граждан, следовательно, на них не распространяются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.
Кроме того, Правительство считает, что в случае вступления решения суда в законную силу, исполнение указанных требований приведет к нарушению действующего законодательства, нецелевому расходованию краевых и федеральных средств, сокращению численности обеспеченных детей-сирот жилыми помещениями.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончанияпребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года).
На основании статьи 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц.
Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п.З ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан.
Согласно ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют
9) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы...
Судом установлено, что Першина М.В. дата рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать П. лишена родительских прав заочным решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 11.03.2001 г., а отец П1. умер 7 февраля 2000 г..
Постановлением Главы администрации Мотовилихинского района г. Перми от 25 апреля 2001 г. №556 над несовершеннолетней Першиной М.В. установлена опека.
Постановлением главы администрации Мотовилихинского района г. Перми от 26 июля 2004г. №124 Першина М.В. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
дата у Першиной М.В. родился сын Соколов В.А..
Помещений, занимаемых по договору социального найма, а равно жилых помещений в собственности Першина М.В. и Соколов В.А. не имеют.
Першина М.В. имеет регистрацию по месту жительства в общежитии по адресу: ****. В комнате кроме нее зарегистрирована Першина Н.В.. Согласно письменному объяснению Першиной М.В. в указанном жилом помещении она проживала до 1992 г.. Данное обстоятельство подтверждается также актом сохранности закрепленного жилья, согласно которому Першина М.В. по месту жительства зарегистрирована, но не проживает. До 1 июня 2009 г. дом относился к специализированному жилищному фонду, органами местного самоуправления данное жилое помещение за Першиной М.В. на праве социального найма не закреплялось. Указанное обстоятельство подтверждается признанием со стороны муниципальных властей Першиной М.В. нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В занимаемой комнате на долю Першиной М.В. приходится 8,8 кв.м. общей площади, что менее действующей учетной нормы.
Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора, суд обоснованно исходил из того, что Першина М.В., обладает статусом лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является лицом, нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, закрепленного жилого помещения не имеет, состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилья с 26.07.2004 года, которым не обеспечена до настоящего времени.
Суд верно указал о том, что жилое помещение должно предоставляться истцу администрацией г.Перми за счет средств, предусмотренных в бюджете Пермского края на эти цели, поскольку в полномочия именно Правительства Пермского края входит исполнение бюджета по тем направлениям и целевым статьям, которые установлены законом о бюджете на соответствующий год.
Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено Першиной М.В. на семью из двух человек, суд правомерно учел положения ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», из которой следует, что жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 42 кв. м на семью из двух человек.
Поскольку исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств бюджета Пермского края, следовательно, расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые Министерством финансов Пермского края должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а Администрация г.Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.
Принимая решение, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил материальный закон, нарушений процессуального законодательства не допустил. Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка.Довод кассационной жалобы Правительства Пермского края о том, что суд сделал необоснованный вывод о необходимости предоставления Першиной М.В. жилого помещения общей площадью 42 кв.м., не является основанием к отмене или изменению решения суда. Действие п.З ст. 9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на семью из двух человек 42 кв.м. распространяется также на детей - сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в силу ст. 1 указанного Закона. Поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», следовательно, суд первой инстанции при разрешении спора обоснованно исходил из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК.
Доводы кассационной жалобы Правительства о необоснованности решения суда в части предоставления жилого помещения на состав семьи из двух человек, также не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном применении закона. В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей.
Иных доводов, влияющих на законность вынесенного судом решения, кассационная жалоба не содержит.
Правовых оснований к отмене решения суда, установленных требованиями ст.ст.362-364 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.193, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 17 ноября 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: