ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-13879 от 27.10.2011 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

                                                                                    ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья Самохин В.В. Дело № 33-13879/2011

  КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 27 октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Андреева А.А.,

судей Куратовой Л.В., Самойловой Н.Г.

при секретаре Павловой Л.В.

с участием прокурора Елансковой Л.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора Еланского района Волгоградской области

на решение Еланского районного суда Волгоградской области от 19 сентября 2011 года, которым постановлено:

В удовлетворении искового заявления прокурора Еланского района Волго­градской области в интересах Еланского муниципального района Волгоградской об­ласти к администрации Еланского муниципального района Волгоградской области и АТХ н.п. ГУВД по Волгоградской области о признании действий органа местного самоуправления незаконными и об истребовании денежных средств из незаконного владения отказать.

Заслушав доклад судьи Куратовой Л.В., прокурора Еланскову Л.Ф. поддержавшую доводы кассационного представления, возражения представителя ответчика администрации Еланского муниципального района Волгоградской области ФИО и представителя третьего лица ГУ МВД РФ по Волгоградской области ФИО, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Еланского района Волгоградской области обратился в суд с иско­вым заявлением в интересах Еланского муниципального района Волгоградской об­ласти к администрации Еланского муниципального района Волгоградской области и АТХ н.п. ГУВД по Волгоградской области о признании действий органа местного самоуправления незаконными и об истребовании денежных средств из незаконного владения.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Еланского района проведена проверка исполне­ния законодательства о целевом и эффективном использовании бюджетных средств в деятельности администрации Еланского муниципального района. Проведенной проверкой выявлены следующие нарушения при расходовании бюджетных средств. В соответствии с муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ №, за­ключенным между АТХ н.п. ГУВД го Волгоградской области, ОВД по Еланскому району и ИП ФИО на основании запроса котировок цен, ОВД получен лег­ковой автомобиль ». Автомобиль передан на баланс АТХ н.п. ГУВД по Волгоградской области. Денежные средства на покупку транспортного средства вы­делены в соответствии с целевой программой профилактики правонарушений и борьбы с преступностью на территории Еланского муниципального района на 2007 - 2010 годы, утвержденной решением Еланской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ №.

Считает, что целевая программа принята с нарушениями требований законодательства, следовательно, денежные средства на покупку автомобиля выделены незаконно, так как их выделение не относится к полномочиям муниципального района. Просил суд взыскать в пользу бюджета Еланского муниципального района с МО МВД РФ «Еланский» денежные средства в размере  рублей из незаконного владения, либо имущество, на них приобретенное.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационном представлении прокурор Еланского района просит решение отменить ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в кассационном представлении, обсудив указанные доводы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене части.

В соответствии со статьей 362 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Согласно ст.28 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации основана на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета; результативности и эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы.

В силу ст.136 п. 3 БК РФ, муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 30 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Согласно ст. 35 Закона РФ «О милиции», действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, фнансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.36 вышеуказанного Закона, материально-техническое обеспечение милиции осуществляется за счет средств, выделяемых на финансирование подразделений милиции.

Соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предоставляют милиции служебные помещения, а участковым уполномоченным милиции - помещения для работы на обслуживаемых административных участках, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обеспечивают техническую эксплуатацию, в том числе отопление и освещение, предоставляемых милиции служебных помещений и их капитальный ремонт.

Снабжение милиции форменной одеждой, оружием, боеприпасами, специальными средствами и техникой осуществляется через Министерство внутренних дел Российской Федерации по установленным нормам.

При рассмотрении дела судом установлено, что в соответствии с муниципальным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между АТХ н.п. ГУВД по Волгоградской области, ОВД по Еланскому району и ИП ФИО на основании запроса котировок цен, ОВД по Еланскому району был получен легковой автомобиль марки «». Это подтверждается также счет-фактурой № от ДД.ММ.ГГГГ и товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ на  рублей.

Автомобиль передан на баланс АТХ н.п. ГУВД по Волгоградской области.

Для этого администрацией Еланского муниципального района Волгоградской области ОВД по Еланскому району было выделено в ДД.ММ.ГГГГ году  рублей, что подтверждается бланком расходов.

Как установлено судом, денежные средства ОВД по Еланскому району Волгоградской области администрацией Еланского муниципального района Волгоградской области были выделены согласно программе от 1 марта 2007 года «Профилактики правонарушений и борьбы с преступностью на территории Еланского муниципального района на 2007- 2010 годы».

Из вышеуказанной программы (п.7.1) следует, что, согласно разделу программы «материально-техническое обеспечение субъектов профилактики правонарушений и борьбы с преступностью», администрации муниципального района и сельских поселений, ОВД было предписано ходатайствовать перед администрацией Волгоградской области о выделении служебного автотранспорта службе участковых уполномоченных милиции и ОГИБДД (4 шт.), на ДД.ММ.ГГГГ год заложено денежных средств –  рублей.

В соответствии с актом проверки отчета об исполнении бюджета Еланского муниципального района, соблюдения основных условий предоставления, целевого и эффективного использования межбюджетных трансфертов за ДД.ММ.ГГГГ год от ДД.ММ.ГГГГ, расходы бюджета Еланского муниципального района на финансирование ОВД по Еланскому району ГУВД по Волгоградской области в сумме  рублей, а именно на приобретение автомобиля «» - противоречат ст. 136 БК РФ и ст. 15 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», так как не относятся к полномочиям муниципаль­ного района.

Из показаний свидетеля  в суде первой инстанции следовало, что в ДД.ММ.ГГГГ года он проводил проверку Еланского муниципального района по соблюдение эффективного использования денежных средств района. В ходе проверки было установлено, что при реализации районной программы «Профилактики правонарушений и борьбы с преступностью на территории Еланского муниципального района на 2007 - 2010 годы», было выделено  рублей, профинансировано  рублей. В рамках этой программы была закуплена автомашина для ОВД по Еланскому району. Однако приобретение автомашины было осуществлено в нарушение ст. 15 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», так как данная статья предусматривает финансирование органов муниципальной милиции, которая в РФ не создана, а потому данный пункт указанной статьи не вступил в силу и не действует. Администрация обязана предоставлять милиции помещения, орг. технику, но не автотранспорт. Еланский район является дотационным и администрация не может брать обязательства по приобретению автомобиля для милиции. Администрация района, выделив средства на программу, нарушила закон, так как финансировала федеральный орган, которым является милиция.

В соответствии с соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ о мерах по повы­шению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступле­ний налоговых и неналоговых доходов бюджета Еланского муниципального района, заключено соглашение между комитетом бюджетно-финансовой политики и казна­чейства администрации Волгоградской области в лице заместителя главы админист­рации Волгоградской области - председателем комитета ФИО и главой администрации Еланского муниципального района Волгоградской области в лице ФИО об осуществлении мер по повышению эффективности использования бюджетных средств в ДД.ММ.ГГГГ году и увеличению поступлений налоговых и неналого­вых доходов муниципального образования. В соответствии с п. 2.1 указанного со­глашения, администрация Еланского муниципального района обязалась не устанав­ливать и не исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъекта к пол­номочиям соответствующих органов местного самоуправления, за исключением расходных обязательств, связанных с оказанием мер социальной поддержки вете­ранов ВОВ, а также лиц, приравненных к ним.

Доля межбюд­жетных трансфертов в бюджете Еланского муниципального района Волгоградской области превышает 30 процентов собственных доходов.

Установив указанные обстоятельства, суд, тем не менее, пришел к выводу о том, что, поскольку обязанность органов местного самоуправления по охране общественного порядка прямо предусмотрена Конституцией РФ и имеет общегосударственное и местное значение, то вопросы финансирования указанной обязанности подлежат совместному решению государственными органами и органа­ми местного самоуправления, в связи с чем отказал прокурору в удовлетворении искового заявления.

С данными выводами суда нельзя согласиться в части отказа в признании незаконным действий администрации Еланского муниципального района Волгоградской области, поскольку такие выводы основаны на неправильном толковании норм материального права, и они не вытекают из обстоятельств дела, установленных судом.

Из анализа вышеперечисленных норм права и обстоятельств дела, установленных в ходе судебного разбирательства, следует, что законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень возможных расходов органов местного самоуправления на содержание органов внутренних дел, покупка транспортных средств для органов внутренних дел в указанный перечень не входит.

Предусмотренные и произведенные из бюджета Еланского муниципального района расходы на финансирование приобретение автомобиля для ОВД Еланского муниципального района в сумме  рублей, противоречат требованиям ст.136 Бюджетного кодекса РФ и ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так как не относятся к полномочиям муниципального района. Кроме того, лимиты, предусмотренные целевой программой, были превышены.

В связи с вышеизложенным, указанные действия администрации Еланского муниципального района Волгоградской области не могут быть признаны законными.

Ссылка суда в решении на п.8 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения муниципального района относится организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией, является не обоснованной. Так как Федеральный закон, определяющий порядок организации и деятельности муниципальной милиции, не принят, то п.8 ст.15 ФЗ № 131-ФЗ не вступил в силу и не применяется.

При указанных обстоятельствах, решение в данной части не является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене в части отказа в удовлетворении искового заявления прокурора Еланского района Волго­градской области в интересах Еланского муниципального района Волгоградской об­ласти к администрации Еланского муниципального района Волгоградской области о признании действий органа местного самоуправления незаконными. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, постановить по делу в этой части новое решение, которым признать незаконными действия администрации Еланского муниципального района Волгоградской области по выделению в 2010 году денежных средств в сумме  рублей для покупки транспортных средств для ОВД по Еланскому муниципальному району Волгоградской области.

В остальной части решение Еланского районного суда Волгоградской области от 19 сентября 2011 года подлежит оставлению без изменения, поскольку исковые требования прокурора в части взыскания денежных средств или возврата имущества направлены к МО МВД РФ «Еланский», являющегося по делу третьим лицом. При этом прокурор данных требований к указанным им ответчикам – администрации муниципального района Волгоградской области и АТХ н.п. ГУВД по Волгоградской области - не предъявил, правом на изменение исковых требований не воспользовался, о привлечении МО МВД РФ «Еланский» в качестве соответчика или о замене ненадлежащего ответчика не ходатайствовал. Таким образом, в данной части исковые требования правомерно оставлены без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Еланского районного суда Волгоградской области от 19 сентября 2011 года отменить в части отказа в удовлетворении искового заявления прокурора Еланского района Волго­градской области в интересах Еланского муниципального района Волгоградской об­ласти к администрации Еланского муниципального района Волгоградской области о признании действий органа местного самоуправления незаконными.

Постановить по делу в этой части новое решение, которым признать незаконными действия администрации Еланского муниципального района Волгоградской области по выделению в ДД.ММ.ГГГГ году денежных средств в сумме  рублей в целях покупки транспортных средств для ОВД по Еланскому муниципальному району Волгоградской области.

В остальной части решение Еланского районного суда Волгоградской области от 19 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Еланского района Волгоградской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: