ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-140/12 от 11.01.2012 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий  Шибаева Г.Б.                                                   Дело № 33-140/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего  Мотрохова А.Б.,

судей Омского областного суда  Зашихиной Н.Г.,  Будылка А.В.,

при секретаре  Нечаевой А.Л.

рассмотрела в судебном заседании                                                 11 января 2012 года

дело по кассационной жалобе ОАО Омского производственного объединения «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО) на решение Куйбышевского районного суда            г. Омска от 23 ноября 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Главного управления государственной службы занятости населения Омской области удовлетворить.

Обязать ОАО Омское производственное объединение «Радиозавод                                им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО) выполнить требования законодательства по обеспечению установленной квоты для трудоустройства инвалидов путем создания (выделения) рабочих мест и приема на них инвалидов.

Взыскать с ОАО Омского производственного объединения «Радиозавод                       им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО) в доход муниципального образования г. Омска государственную пошлину в размере 4000 рублей».

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Зашихиной Н.Г., объяснения представителя ОАО   Омского производственного объединения «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО)  Золотарева А.М., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя Главного управления государственной службы занятости населения Омской области  Третьяка В.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Главное управление государственной службы занятости населения Омской области обратилось с иском к открытому акционерному обществу Омское производственное объединение «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) о выполнении требования законодательства, обеспечении соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов путем создания (выделения) рабочих мест и приема на них инвалидов.

Представитель истца Макейкин Н.А. исковые требования поддержал, указав, что в ходе проведенной весной 2011 года внеплановой, документационной проверки исполнения трудового законодательства в части квотирования рабочих мест для инвалидов в деятельности ответчика было установлено, что фактически не соблюдается квота для трудоустройства инвалидов относительно среднесписочной численности работников предприятия (квота для трудоустройства инвалидов - 60 единиц, фактически на предприятии работало 36 инвалидов), специальное рабочее место не создано. По результатам проверки предприятию выдано предписание об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области. Ответчик частично устранил нарушения, создал специальное рабочее место, но соблюдение квоты не выполнил. Бездействием ОАО Омского производственного объединения «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО) нарушается и может быть нарушено право на труд любого гражданина Российской Федерации, являющегося инвалидом и имеющего право на трудоустройство в рамках квотирования рабочих мест для инвалидов.

Представитель ответчика – Золотарев А.М. с иском не согласился. Считал, что истец не имеет полномочий на предъявление иска в интересах неопределенного круга лиц,  со стороны завода отсутствуют нарушения по трудоустройству инвалидов. Специальное рабочее место создано, завод подает ежемесячно отчеты и заявки. С учетом специфики производства предприятие готово принимать инвалидов в количестве до 100 человек при условии наличии у инвалида требуемой квалификации и медицинских показаний. В 2011 году службы занятости направила лишь 2 инвалидов для трудоустройства.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе и.о. генерального директора ОАО Омского производственного объединения «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО) просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в ином составе суда. Выражает несогласие с выводом о том, что суду не были представлены доказательства по созданию и резервированию рабочих мест для инвалидов, также отрицает обязанность по выявлению инвалидов, которые могут быть приняты на работу на предприятие на эти рабочие места через общественные организации инвалидов, учреждения МСЭ, УПФ РФ. Полагает, что судом неправильно была применена ст. 20 Федерального закона                         «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», исковое заявление не соответствовало ст. 131 ГПК РФ, подано было в нарушение ст. 46 ГПК РФ, само же решение не соответствует ст. 206 ГПК РФ, поскольку в нём не указан срок совершения ответчиком определенных действий.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке (л.д. 231-232). Представитель ОАО   Омского производственного объединения «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО)  Золотарев А.М. и представитель Главного управления государственной службы занятости населения Омской области  Третьяк В.А.,  приняли участие в судебном заседании.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, объяснения лиц, прибывших в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ наряду с иными обязанностями по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда в обязанность работодателя входит проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией.

Согласно ст. 224 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, проводить другие мероприятия.

Пунктом 1 статьи 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» установлено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

Пункт 3 статьи 25 указанного Закона предусматривает, что работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно ст. 13 Закона РФ «О занятости населения в РФ» одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Согласно ст. 22 указанного Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ. Статья 72 Конституции РФ предусматривает, что социальная защита и трудовое законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Законы и иные правовые акты РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ,

Закон Омской области от 21.07.2009 г. № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области» устанавливает, что организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда (п. 1ст.6), а также, что организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать организации в соответствии с законодательством (п. 2 ст.6).

Из положений закона следует, что квотирование рабочих мест – это целевое выделение (создание) организацией рабочих мест для трудоустройства инвалидов и прием на них инвалидов, квота – это минимальное количество рабочих мест.  Квота для приема на работу инвалидов устанавливается организации, осуществляющей свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правой формы и формы собственности со среднесписочной численностью работников более ста человек. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере не менее двух и не более четырех процентов среднесписочной численности работников организации. В счет квоты приема на работу инвалидов не выделяются (создаются) рабочие места, связанные с выполнением тяжелых работ, работ с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, выявленные по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда, проводимой в соответствии с законодательством. Размер квоты для приема на работу инвалидов устанавливается Правительством Омской области по представлению уполномоченного органа исполнительной власти Омской области в сфере труда и социальной защиты населения Омской области на срок не менее одного календарного года с учетом ситуации, складывающей на рынке труда. 

Пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 г. № 16-п «О мерах по реализации закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения и образования, а также организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников и минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

В соответствии со ст. 6 Закона  Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей  сертификацией организации работ по охране труда.

В суде первой инстанции было установлено, что согласно распоряжению от 29.03.2011 г. № 18-рк за период с 11 апреля 2011 года по 10 мая 2011 года Главным  управлением государственной службы занятости населения Омской области  была проведена внеплановая, документальная проверка деятельности ОАО Омского производственного объединения «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО)  по  соблюдению законодательства о занятости населения.

Согласно акту проверки от 10 мая 2011 г. в ходе проверки выявлены  следующие нарушения: несоблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов, неисполнение обязанности по созданию (выделению)  специального рабочего места для трудоустройства инвалидов.

Согласно справке от 27.04.2011 г. № 1457 за подписью  первого  заместителя генерального директора завода Репина В.В. общая численность работников составляет 2098 человек по состоянию на 11 апреля 2011 г., количество работающих инвалидов – 36 человек. На 11 апреля 2011 г. специальное рабочее место не создано, но совместно с центром занятости населения ЦАО г. Омска работа по их созданию ведется.

Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области 10 мая 2011 года  было внесено предписание об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области ОАО Омского производственного объединения «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО).

Летом 2011 года ответчиком было создано специальное рабочее место  слесаря-сборщика сборочно-монтажного производства в установленном законом порядке. 

Согласно информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов  ОАО Омского производственного объединения «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО) по состоянию на 01 октября 2011 г. среднесписочная численность населения – 2316 чел., размер установленной квоты для приема на работу инвалидов – 69 ед., количество созданных рабочих мест в счет квоты – 33 ед., в т.ч. специальных рабочих мест – 1.

В соответствии с планом мероприятий завода по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» на 2011 год, утв. Генеральным директором завода Поляковым ИВ., согласованным с директором БУ ОО «Центр занятости населения ЦАО г. Омска»,  предусмотрена  сверка работников, получающих пенсию по инвалидности с Отделением ПФ РФ для выявления работников-инвалидов, работа с ФГУ «Главное бюро МСЭ по Омской области» с целью подтверждения факта, группы инвалидности и рекомендаций к труду,  ежемесячное  предоставление в Центр занятости сведений о потребности в работниках, наличии вакантных рабочих мест для инвалидов, проведение ежемесячного анализа выполнения квоты по рабочим местам для инвалидов и выявления возможности создания новых рабочих  мест для инвалидов, ежеквартальное создание и резервирование рабочих мест для инвалидов, внесение  изменений в штатное расписание с целью выполнения квоты,  проведение аттестации рабочих мест для инвалидов, а также другие мероприятия.

В суде первой инстанции верно было установлено, что перечисленные мероприятия ответчиком не выполняются, суду не представлены доказательства по созданию и резервированию рабочих мест для инвалидов, по внесению изменений в штатное расписание, по выявлению работников инвалидов путем обращения в общественные объединения инвалидов, учреждения МСЭ, УПФ РФ, аттестации рабочих мест для инвалидов.

Таким образом, бездействием ответчика нарушаются и могут быть нарушены права на труд инвалида, имеющего право на трудоустройство в рамках квотирования рабочих мест для инвалидов. 

Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с иском с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Федеральная служба по труду и занятости является специализированным органом государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ («Постановление Правительства РФ от 08.08.2009 года №649»), которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ (постановление Правительства РФ №559 от 5.09.2007 года).

В соответствии со ст. 7.1 Закона РФ «О занятости населения в РФ» и Положением о Главном управлении государственной службы занятости населения Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 28 декабря 2006 года № 177. Главное управление является органом исполнительной власти, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия РФ в области содействия занятости населения. К указанным полномочиям относятся: контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, проверка, выдача обязательных для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности. Согласно пп. 6 и пп. 7 п. 8 Положения о Главном управлении государственной службы занятости населения Омской области (Приложение к Указу Губернатора Омской области от 28.12.2006 г. № 177) Главное управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет проверку, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации; принимает меры по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан. Кроме того, в соответствии с п. 5.9 Положения о Федеральной службе занятости, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 324 от 30.06.2004 г., служба занятости в установленном порядке имеет право представлять в судебных органах права и законные интересы РФ по вопросам, отнесенным к компетенции службы.

Таким образом, анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения конституционного права на труд неопределенного круга лиц инвалидов, Главное управление государственной службы занятости населения Омской области вправе обращаться в суд с требованиями к любым юридическим лицам в защиту трудовых прав инвалидов в рамках полномочий, представленных ему федеральными законодательством.

Не выполнение ответчиком требований закона, нарушает права неопределенного круга лиц, имеющих ограничения к трудовой деятельности, поскольку число лиц с ограничениями к трудовой деятельности, не является стабильным, поэтому этот круг лиц нельзя установить с полной определенностью. 

Что касается сроков исполнения решения суда, то п. 2 ст. 6 Закона Омской области от 21.07.2009 г. № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области» устанавливает срок не более двух месяцев для создания (оборудования) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для случаев добровольного исполнения организациями соответствующей обязанности.

Иных доводов, которые подлежат проверке судом кассационной инстанции, и могли бы повлечь отмену решения, кассационная жалоба не содержит.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационных жалобах, не усматривается.

Руководствуясь ст.2 Федерального закона от 09.12.2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", ст.ст. 361 - 366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 23 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи