ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-1484 от 29.09.2010 Орловского областного суда (Орловская область)

                                                                                    Орловский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Орловский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 33-1484

Докладчик: Старцева С.А. Федеральный судья: Старых М. А.

К А С С А Ц И О Н Н О ЕО П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 сентября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда  в составе:

председательствующего Саниной Л.А.

и судей Наместниковой Л.А., Старцевой С.А.

с участием прокурора Териной Н.Н.

при секретаре Плескачевой Е.Ю.

в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе ООО «Орелрегионгаз» на решение Советского районного суда г.Орла от 24 августа 2010 года, которым постановлено:

«Заявление прокурора Советского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Орелрегионгаз», ЗАО «Теплоавтоматика» о признании незаконным действий по применению тарифов на отопление удовлетворить.

Признать незаконными действия ООО «Орелрегионгаз», выразившиеся в поставке газа для котельных домов по адресам: -х-х-Признать незаконными действия ЗАО «Теплоавтоматика», выразившиеся во взимании платы с жителей домов по адресам: -х-х- за отопление и подогрев воды исходя из расчета цена на поставленный газ по тарифу для промышленных нужд.

Обязать ООО «Орелрегионгаз» поставлять газ для котельных домов по адресам: -х-х- по розничным ценам на газ, установленным для населения, в объеме, необходимом для отопления и горячего водоснабжения жильцов указанных домов.

Обязать ЗАО «Теплоавтоматика» производить расчет стоимости отопления и подогрева воды для жителей домов по адресам: -х-х- по розничным ценам на газ, установленным для населения ».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Старцевой С.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Советского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ к ООО «Орелрегионгаз», ЗАО «Теплоавтоматика» о признании незаконными действий по применению тарифов на отопление.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ТРК «Истоки» о нарушении ЗАО «Теплоавтоматика» прав граждан, проживающих в домах с локальными (крьшшыми) котельными, в связи с применением тарифа для промышленных нужд при оплате за потребление газа.

По результатам проверки установлено, что 31.12.08 г. между ООО «Орелрегионгаз» и ЗАО «Теплоавтоматика» заключен договор поставки газа № 4-2127, по условиям которого ООО «Орелрегионгаз» обязуется поставлять газ до выхода из Газораспределительных станций ООО «Газпром трансгаз Москва», а ЗАО «Теплоавтоматика» обязуется получать (отбирать) газ для конечных потребителей, имеющих точку подключения к сетям ГРО на условиях, определенных договором и выплачивать ООО «Орелрегионгаз» стоимость газа и плату за снабженческо-сбытовые услуги.

В таблице о потреблении газа по точкам подключения конечных потребителей к распределительным сетям указаны котельные жилых домов в г. Орле по адресам: -х-х-

Начисление и сбор платы за отопление и горячее водоснабжение данных домов осуществляет ЗАО «Теплоавтоматика». По условиям договора поставки газа № 4-2127 цена на газ формируется из регулируемой оптовой цены на газ и платы за снабженческо-сбытовые услуги (п.5.1).

Стороны указанного выше договора при определении цены на газ руководствуются Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 23.11.2004 № 194-э/12, в соответствии с которыми розничные цены применяются на объемы газа, реализуемые населению, а также ЖСК, ТСЖ и другим подобным организациям для потребления и использования местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели, а при наличии крышной котельной, используемой для отопления, розничные цены применяться не могут, а расчет должен производиться по ценам для промышленных потребителей.

Полагал, что при поставке газа для автономных котельных применение регулируемой оптовой цены на газ является неправомерным, а подлежит применению розничная цена на газ, реализуемый населению, поскольку ЗАО «Теплоавтоматика» при выработке тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения, в силу ст. 135 ЖК РФ, отвечает признакам исполнителя коммунальных услуг, так как приобретаемый им газ используется в качестве топлива для крышных котельных, производящих тепловую энергию, исключительно для нужд собственников жилья и не используется им в коммерческих целях.

По указанным основаниям просил суд признать незаконными действия ООО «Орелрегионгаз», выразившиеся в поставке газа для котельных вышеуказанных домов по тарифу для промышленных нужд и обязать ООО «Орелрегионгаз» поставлять газ для котельных указанных домов по розничным ценам на газ, установленным для населения, а также признать незаконными действия ЗАО «Теплоавтоматика», выразившиеся во взимании платы с жителей домов по указанным адресам за отопление и подогрев воды из расчета цены на поставленный газ по тарифу для промышленных нужд и обязать ЗАО «Теплоавтоматика» производить расчет стоимости отопления и подогрева воды для жителей указанных домов по розничным ценам на газ, установленным для населения.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе ответчик ООО «Орелрегионгаз» просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Ссылается на то, что не соответствуют нормам материального права выводы суда о том, что коммунальным ресурсом, закупаемым ЗАО «Теплоавтоматика» для осуществления теплоснабжения и подогрева воды в домах с использованием автономной системы отопления, является газ, а поставщик газа выступает в качестве ресурсоснабжающей организации. Потребителями газа, в данном случае, выступают собственники автономной системы отопления, использующие общее имущество жилого дома (в том числе, и автономные котельные) и приобретающие газ для обеспечения собственных бытовых нужд теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также о том, что в соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг необходимо использовать при расчете розничные цены на газ, установленные для населения.

Указывает, что в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 ЗАО «Теплоавтоматика» является не Исполнителем, а ресурсоснабжающей организацией, которая оказывает услугу по техническому обслуживанию котельных и собирает платежи с населения на основании соответствующих договоров между управляющими организациями, являющимися исполнителями услуг и ЗАО «Теплоавтоматика». Поэтому потребители не потребляют газ для собственных бытовых нужд, а получают услугу «теплоснабжение» и «горячее водоснабжение» от ресурсоснабжающей организации – ЗАО «Теплоавтоматика», получившей некоторые функции Исполнителя, в связи с чем основываясь на неверных предпосылках о том, кто является Исполнителем и Ресурсоснабжающей организацией в спорных правоотношениях, неправильно суд пришел и к выводу о том, что п.15 Правил предусматривает использование тарифа на газ, установленный для населения.

Ссылается также на то, что в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных Приказом ФСТ России № 194-э/12 от 23.11.2004 г., правомочным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением, розничные цены на газ применяются лишь к тем объемам газа, которые реализуются населению для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели. При этом в целях регулирования розничных цен на газ к центральному отоплению приравнено потребление газа крышными и иными котельными.

В методических указаниях по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденных Приказом ФСТ России № 412-э/8 от 15.12.2009 г. и Методических указаниях по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом ФСТ России № 411-э/7 от 15.12.09 г. также установлена необходимость исключения из объемов потребления газа населением тех объемов газа, которые используются для котельных всех типов.

Аналогичные указания содержатся и в разъяснении ФСТ России в информационном письме от 30.12.08 г. № НБ-7906/9.

Полагает, суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства представителя ООО «Орелрегионгаз» о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц Управляющих организаций, являющихся Исполнителями коммунальных услуг, что является нарушением п.4 ст. 364 ГПК РФ и основанием для отмены решения суда.

Полагает, что производство по делу в отношении ООО «Орелрегионгаз» подлежало прекращению ввиду неподведоственности спора между ООО «Орелрегионгаз» и ООО «Орелтеплоцентр» суду общей юрисдикции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика ООО «Орелрегионгаз» Костикова П.М., поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам, объяснения прокурора Териной Н.Н. и предстаивтеля ЗАО «Теплоавтоматика» Лысовой М.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что 31.12.08 г. между ООО «Орелрегионгаз» и ЗАО «Теплоавтоматика» заключен договор поставки газа № 4-2127, по условиям которого ООО «Орелрегионгаз» обязуется поставлять газ до выхода из Газораспределительных станций ООО «Газпром трансгаз Москва», а ЗАО «Теплоавтоматика» обязуется получать (отбирать) газ для конечных потребителей, имеющих точку подключения к сетям ГРО на условиях, определенных договором и выплачивать ООО «Орелрегионгаз» стоимость газа и плату за снабженческо-сбытовые услуги. Срок действия договора продлен на 2010 г. дополнительным соглашением от 30.12.2009 г.

В таблице о потреблении газа по точкам подключения конечных потребителей к распределительным сетям указаны котельные жилых домов в г. Орле по адресам: -х-х-

Начисление и сбор платы за отопление и горячее водоснабжение данных домов осуществляет ЗАО «Теплоавтоматика». По условиям договора поставки газа № 4-2127 цена на газ формируется из регулируемой оптовой цены на газ и платы за снабженческо-сбытовые услуги (п.5.1).

Стороны указанного выше договора при определении цены на газ руководствуются Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 23.11.2004 № 194-э/12, в соответствии с которыми розничные цены применяются на объемы газа, реализуемые населению, а также ЖСК, ТСЖ и другим подобным организациям для потребления и использования местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели, а при наличии крышной котельной, используемой для отопления, розничные цены применяться не могут, а расчет должен производиться по ценам для промышленных потребителей.

Управляющими организациями указанных жилых домов – ЖКХ 2005, ООО «Эксплуатация жилья», ООО «Орелжилцентр» заключены договоры с ЗАО «Теплоавтоматика» на техническое обслуживание встроенно-пристроенных индивидуальных котельных к вышеуказанным домам и теплоснабжение последних.

ЗАО «Теплоавтоматика» самостоятельно принимает платежи за отопление и подогрев горячей воды, с которым жильцы домов непосредственно заключили договоры на отопление и подогрев воды своих квартир, а также на техническое обслуживание и ремонт локальных котельных (л. д. 23-24, 96-101).

Котельные вышеуказанных жилых домов являются индивидуальными крышными или пристроенными к жилому дому, которые не могут быть отнесены к объектам центрального отопления, поскольку предусмотрены для отопления конкретного дома, а не отдельно стоящие тепловые пункты, предназначенные для присоединения к нему двух и более домов в целях отопления, что не оспаривалось ответчиками.

Пунктом 5.1 договора стороны согласовали, что цена на газ формируется из регулируемой оптовой цены на газ и за снабженческо-сбытовые услуги (л. д. 15).

Поставляемый по договору N 4-2127 от 31.12.2008 года газ используется ООО «Теплоавтоматика» в качестве топлива для крышных и пристроенных котельных указанных выше жилых многоквартирных домов, производящих тепловую энергию для нужд собственников этих домов.

В соответствии с п. 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, (далее Правила N 307), при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии.

Из приведенной нормы права следует, что коммунальным ресурсом, закупаемым ЗАО «Теплоавтоматика» для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения домов с использованием автономной системы отопления, является газ, а поставщик газа выступает в качестве ресурсоснабжающей организации. Потребителями газа, в данном случае, выступают собственники автономной системы отопления, использующие общее имущество жилого дома (в том числе, и автономные котельные) и приобретающие газ для обеспечения собственных бытовых нужд теплоснабжения и горячего водоснабжения.

В силу п. 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Правило, установленное этой нормой права, является общим при определении размера платы за все виды коммунальных услуг, в том числе по газоснабжению, теплоснабжению и горячему водоснабжению.

Статьей 426 ГК РФ предусмотрено, что договор на поставку газа является публичным и цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.

Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В силу ст. ст. 4, 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" одним из принципов государственной политики в области газоснабжения признается определение основ ценовой политики в отношении газа. Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе: устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям.

Пунктом 7 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1021 от 29.12.2000 установлено, что государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), которым в настоящее время является Федеральная служба по тарифам. Розничные цены на газ, реализуемый населению, в силу п. 8 того же постановления регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 332 от 15.04.1995 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом, указанные нормативные правовые акты не ставят способ определения цены на газ и полномочия органов по государственному регулированию цен на газ, поставляемый управляющим организациям для бытовых нужд населения, в зависимость от способа его использования (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).

Учитывая изложенное, в силу приведенных норм права районный суд обоснованно пришел к выводу о том, что начисление и взимание платы с граждан вышеуказанных домов, имеющих крышные или иные индивидуальные котельные, за отопление и подогрев воды должно осуществляться исходя из регулируемой розничной цены на газ. Поэтому обоснованно удовлетворил исковые требования, как в отношении ответчика ООО «Орелрегионгаз», так и ЗАО «Теплоавтоматика», поскольку начисление и взимание такой платы с граждан, проживающих в вышеуказанных домах, происходит исходя из регулируемой оптовой цены на газ, что не основано на нормах действующего законодательства.

Ввиду изложенного судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы о том, что поставка газа между ООО «Орелрегионгаз» и ЗАО «Теплоавтоматика», а, соответственно, и начисление платы за отопление и подогрев воды жильцам домов, в которых имеются крышные и пристроенные котельные, должны производиться исходя из регулируемой оптовой цены на газ, так как они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Несостоятельными являются доводы кассатора о том, что производство по делу в отношении ООО «Орелрегионгаз» подлежало прекращению ввиду неподведоственности спора между ООО «Орелрегионгаз» и ЗАО «Теплоавтоматика» суду общей юрисдикции, поскольку предметом спора по настоящему делу являлась проверка законности и обоснованности действий как ЗАО «Теплоавтоматика» по производству расчета стоимости отопления и подогрева воды для жителей указанных в иске домов по оптовым ценам на газ, так и действий ООО «Орелрегионгаз» по поставке газа ЗАО «Теплоавтоматика» для котельных этих же домов по оптовым ценам на газ, поскольку ЗАО «Теплоавтоматика» при расчете цены за отопление и горячее водоснабжение применяет те же цены на газ, по которым он поставляется ему ООО «Орелрегионгаз».

Не может повлечь отмену решения суда как основанный на ошибочном толковании норм процессуального права и довод кассатора о том, что суд необоснованно не привлек к участию в деле Управляющие организации.

Не может коллегия согласиться и с остальными доводами кассационной жалобы ООО «Орелрегионгаз», которые аналогичны его доводам в суде первой инстанции. Им в решении суда дана соответствующая правовая оценка, которую судебная коллегия признает правильной.

Руководствуясь ст.360,361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Орла от 24 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО «Орелрегионгаз» - без удовлетворения.

Председательствующий: судья

Судьи: