Председательствующий: Глазкова Т.Г. Дело № 33-1497/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Чукреевой Н.В.,
судей: Егоровой К.В., Иволгиной Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 09 марта 2011 года дело по частной жалобе ООО «ПСФ «Полёт и К» на определение Октябрьского районного суда города Омска от 10 февраля 2011 года, которым
Прекращено производство по делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Производственно-строительная форма «Полёт и К» о предоставлении рассрочки исполнения постановления инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому административному округу г. Омска № 907 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счёт имущества налогоплательщика (плательщика сборов) -организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя.
Заслушав доклад судьи Егоровой К.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ООО «ПСФ «Полёт и К» обратилось в суд с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения постановления Инспекции ФНС России по Октябрьскому АО г. Омска о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счёт имущества налогоплательщика.
В обоснование заявления указано, что постановлением ИФНС России по Октябрьскому АО г. Омска от 29.10.2010 года на основании ст. 47 НК РФ с ООО «ПСФ «Полёт и К» взыскано за счет имущества организации 8 540 559, 98 руб., в том числе налогов на сумму 6 305 742 руб. и пени на сумму 2 234 817, 98 руб. На основании постановления ФНС 10.11.2010 года в отношении юридического лица возбуждено исполнительное производство.
Сославшись на то, что имущественное положение ООО «ПСФ «Полёт и К» не позволяет в полном объеме и своевременно исполнить обязанность по уплате налогов и пени, просили предоставить рассрочку исполнения постановления ИФНС РФ по Октябрьскому АО г. Омска от 29.10.2010 года на срок до 15.01.2012 года с ежемесячной уплатой с 15.02.2011 года по 466 518, 16 руб.
В судебном заседании представитель ООО «ПСФ «Полёт и К» Кайзер Ю.В. заявленные требования поддержала, пояснила, что частичное погашение долга свидетельствует о наличии возможности дальнейших выплат.
Представитель ИФНС России по Октябрьскому АО г. Омска Дараева Ю.В. против предоставления рассрочки возражала по тем мотивам, что заявитель не указал конкретные причины невозможности исполнения решения налогового органа и не представил доказательств того, что после предоставления рассрочки сможет погасить задолженность по налогам. В настоящее время ИФНС подано в арбитражный суд заявление о возбуждении в отношении ООО «ПСФ «Полёт и К» производства по делу о несостоятельности (банкротстве).
Районным судом постановлено изложенное выше определение.
В частной жалобе ООО «ПСФ «Полет и К» просит определение суда отменить, считает прекращение производства по делу незаконным. Указывает, что в силу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве вопрос о рассрочке исполнения решения налогового органа может быть разрешен непосредственно в судебном порядке. Считает доказанным тяжелое материальное положение хозяйственного общества.
Рассмотрев дело, изучив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда.
Согласно абз.2 ст. 220, п.1ч.1 ст.134 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Как видно из материалов дела, постановлением ИФНС России по Октябрьскому АО г. Омска от 29.10.2010 года № 907 принято решение о взыскании с ООО «ПСФ «Полёт и К» за счет имущества организации налогов, сборов, пеней, штрафов в размере 8 540 559, 98 руб., в том числе налогов на сумму 6 305 742 руб. и пени на сумму 2 234 817, 98 руб.
10.11.2010 года в отношении должника ООО «Производственно-строительная фирма «Полёт и К» в пользу ИФНС возбуждено исполнительное производство о взыскании 8 540 559, 98 руб.
Ссылаясь на тяжелое имущественное положение, не позволяющее единовременно оплатить вышеуказанную сумму, ООО «ПСФ «Полёт и К» обратилось в суд с заявлением о рассрочке исполнения постановления ИФНС РФ по Октябрьскому АО г. Омска от 29.10.2010 года на срок до 15.01.2012 года с ежемесячной уплатой с 15.02.2011 года по 466 518, 16 руб.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок взыскания сумм налогов, исчисленных налогоплательщиком самостоятельно либо доначисленных налоговым органом, определен в главе 8 Кодекса "Исполнение обязанности по уплате налога" и является стадией исполнительного производства.
Пунктом 1 статьи 45 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, предусмотренный налоговым законодательством.
Согласно пунктам 1, 7 ст. 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон "Об исполнительном производстве"), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Положения, предусмотренные названной статьей, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу указанных норм, а также в соответствии со 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве", постановление Инспекции о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.
Статья 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве» устанавливает, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Таким образом, установленное пунктом 1 статьи 37 Закона об исполнительном производстве право взыскателя на обращение с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, порождает обязанность данного органа рассмотреть указанное заявление в установленном порядке, а также возможность предоставления отсрочки или рассрочки по результатам такого рассмотрения.
Закон об исполнительном производстве не предусматривает условий для предоставления отсрочки или рассрочки и не связывает возможность предоставления исполнения исполнительного документа, а также порядка принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа с установлением каким-либо органом условий для предоставления отсрочки или рассрочки.
Однако в любом случае в действующем законодательстве не предусмотрена возможность отказа в рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа, если оно подано лицу, выдавшему исполнительный документ, либо отказа в предоставлении отсрочки по тому основанию, что отсутствуют установленные в действующем законодательстве условия для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа, либо порядок рассмотрения и принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа.
В рассматриваемом случае налогоплательщик ставит вопрос об изменении способа исполнения своей обязанности по уплате задолженности, указанной в соответствующем исполнительном документе, которым может являться отсрочка, либо рассрочка по уплате такой задолженности (налога, сбора, пени), то есть он просит о замене исполнения своей обязанности по уплате задолженности за счет иного имущества на уплату задолженности денежными средствами равными долями на срок до 15.01.2012 года.
Право налогоплательщиков на получение отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита, закреплено законодательством о налогах и сборах, а именно подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 НК РФ.
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица (пункт 6 статьи 64 Налогового кодекса РФ).
Порядок и условия предоставления рассрочки или отсрочки по уплате налога и сбора регулируются статьей 64 Налогового кодекса РФ, согласно пункту 1 которой отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей главой, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Пунктом 13 статьи 64 НК РФ устанавливается, что положения данной статьи применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах.
Как установлено в пунктах 1, 3, 6 ст. 61 НК РФ, изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. Положения главы 9 НК РФ применяются также при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате пени и штрафа.
Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 8 ст. 61 НК РФ).
Статья 63 НК РФ определяет органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов.
Так, в силу общих правил пункта 1 названной ст. 63 НК РФ, органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов являются:
- по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов,
- по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 7 настоящего пункта). Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований,
- по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;
- по государственной пошлине - органы (должностные лица), уполномоченные в соответствии с главой 25.3 НК РФ совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина;
- по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ, и региональным налогам в части решений об изменении сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита - органы, уполномоченные на это законодательством субъектов РФ.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из предусмотренного законом перечня оснований.
Приведенные выше нормативные положения свидетельствуют, что рассрочка исполнения постановления Инспекции о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика предоставляется налоговым органом.
Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством РФ (пункт 9 ст. 64 НК РФ).
Таким образом, порядок и условия предоставления рассрочки или отсрочки по уплате налога и сбора регулируются специальными нормами Налогового кодекса РФ.
Общие положения ст. 37 Закона об исполнительном производстве иную компетенцию разрешения данного вопроса не предполагают, в связи с чем доводы частной жалобы в данной части, основанные на ошибочном толковании закона, отклонены. Судебная коллегия соглашается с правомерным выводом суда о том, что разрешение заявления о рассрочке исполнения исполнительного документа налогового органа действующим законодательством не отнесено к подведомственности суда общей юрисдикции. Отказ же компетентного органа в предоставлении отсрочки может быть обжалован в суд.
Коллегия судей отмечает, что положения вышеуказанных статей 63, 64 Налогового кодекса РФ не содержат норм, препятствующих ООО «ПСФ «Полёт и К» обратиться в ИФНС России по Октябрьскому АО г. Омска с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения вынесенного инспекцией постановления, данных о подаче которого в настоящее время по делу не имеется.
Поскольку настоящее дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства (пп. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ), поскольку действующим законодательством установлен иной порядок рассмотрения, в том числе судебного, в соответствии со ст. 220 ГПК РФ, суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по настоящему делу.
Выводы суда первой инстанции о прекращении производства по делу при указанных обстоятельствах являются правомерными, соответствуют требованиям гражданского процессуального законодательства, не противоречат требованиям законодательства о налогах и сборах, основаны на исследованных судом доказательствах.
По изложенным выше мотивам суд кассационной инстанции оснований для отмены оспариваемого определения по доводам частной жалобы не находит.
Руководствуясь ст.ст. 366, 374 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Определение Октябрьского районного суда города Омска от 10 февраля 2011 года оставить без изменения, частную жалобу ООО «ПСФ «Полёт и К» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи