ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-1513 от 27.05.2011 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

                                                                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Коваленко В.В. № 33-1513/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«27» мая 2011 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного Суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Рочевой Е.С.

и судей Роговой И.В., Колбасовой Н.А.

при секретаре Зариповой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19 апреля 2011 года по делу по иску Батькова И.Г. к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия об установлении доплаты к трудовой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Роговой И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Батьков И.Г. обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия об установлении доплаты к трудовой пенсии по старости. Иск мотивирован тем, что в .... г. истец поступил на государственную службу в Государственный Комитет Республики ...., был назначен на должность .... .... ..... В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.1998 г. №1475 Государственный комитет .... был передан в ведение федерального органа исполнительной власти - Государственного .... комитета ..... Указом Президента РФ от 17.05.2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет .... был упразднен и его функции были переданы Федеральной службе .... Государственный комитет Республики .... был переименован в Комитет по .... по Республике ..... В дальнейшем в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 Федеральная служба .... .... преобразована в Федеральное .... ..... В .... .... г. Комитет по .... по Республике .... переименован в Управление Федерального агентства .... по Республике ..... На основании Указа Президента РФ от 25.12.2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральное агентство .... было упразднено и его функции переданы Федеральной службе .... ..... С .... г. Управление Федерального .... .... по Республике .... реорганизовано в форме присоединения к Управлению Федеральной службы .... по Республике ..... Приказом Управления .... по Республике .... № .... от .... г. с .... г. истец уволен в связи с сокращением замещаемой должности ведущего специалиста-эксперта .... .... отдела № ..... Истец полагал, что имеет право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.21 Закона Республики Карелия «О государственной службе в Республике Карелия», так как имеет необходимый стаж государственной службы. Истец обратился с заявлением в Управление Федеральной службы .... .... по Республике .... об установлении ежемесячной доплаты к получаемой трудовой пенсии по старости, однако, ему было отказано в установлении доплаты. В дальнейшем истец обратился с тем же заявлением к ответчику, но также получил отказ. Истец просил суд обязать Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия установить ему ежемесячную доплату к получаемой трудовой пенсии по старости в размере .... руб. .... коп. с .....

В судебном заседании истец Батьков И.Г. уточнил исковые требования, просил обязать ответчика принять решение об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости с .... г. (даты подачи заявления), как лицу, замещавшему государственные должности и государственные должности государственной службы Республики Карелия. Пояснил, что не просит об указании конкретного размера ежемесячной доплаты, учитывая, что ответчик должен самостоятельно определить размер доплаты в установленном порядке.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия Буш В.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия Мокова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Суд постановил решение об удовлетворении иска. Обязал Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия принять решение об установлении с .... года Батькову И.Г., .... года рождения, ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, как лицу, замещавшему государственные должности и государственные должности государственной службы Республики Карелия.

С таким решением суда не согласен ответчик Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия. В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда, просят принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов кассационной жалобы указывают на то, что суд неправильно применил нормы материального права. Полагают, что даже при условии ликвидации Государственного комитета Республики .... .... и отсутствии у данного органа правопреемников, правовые основания для возложения на Министерство обязанности принять решение об установлении ежемесячной доплаты в отношении Батькова И.Г. отсутствуют. Истец не просил суд возложить на Министерство обязанность по принятию в отношении него решения об установлении ежемесячной доплаты, решение суда о возложении указанной обязанности противоречит ч.3 ст. 196 ГПК РФ, поскольку истец, уточняя требования, просил возложить на Министерство обязанность принять в отношении него решение о размере ежемесячной доплаты.

В возражениях на кассационную жалобу истец указал, что решение суда является законным и обоснованным, просит жалобу оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

В соответствии со ст. 22 Всеобщей декларации прав человека каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Батьков И.Г., .... года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости. Одновременно в силу ст. 21 Закона РК от 10.01.1997 г. № 167-ЗРК «О государственной службе Республики Карелия» истец имеет право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в связи с наличием стажа государственной службы в Республике Карелия. В период с .... г. по .... г. истец работал в Государственном Комитете .... .... в должности ..... До .... г. Государственный комитет Республики .... .... .... .... в соответствии с Законом Республики Карелия от 17.06.1994 года № 1-ЗРК «О структуре исполнительной власти Республики Карелия», постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 29.06.1998 года № 15-II ЗС «О структуре исполнительной власти Республики Карелия» входил в структуру исполнительной власти Республики Карелия. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.1998 г. №1475 «Вопросы Государственного земельного комитета Российской Федерации» Государственный земельный комитет Российской Федерации получил статус федерального органа исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.09.1997 г. № 981 «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы», во исполнение приказа Государственного комитета Республики .... от .... г. № .... с .... г. Батьков И.Г. назначен на государственную должность федеральной государственной службы ..... В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2000 г. № 537 «Вопросы Федеральной службы земельного кадастра России» Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике был упразднен, функции упраздненного Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике были переданы Федеральной службе земельного кадастра России. В .... г. Государственный комитет Республики .... был переименован в Комитет по .... по Республике .... - территориальный орган Федеральной службы .... в соответствии с приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 31.10.2001 г. № П/181 «Об утверждении перечня полных и сокращенных наименований территориальных органов Федеральной службы земельного кадастра России по субъектам Российской Федерации». В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. №1024-р, во исполнение Приказа Минэкономразвития России от 20.09.2004 г. № 255 «Об утверждении структуры территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости» Комитет по .... по Республике .... был переименован в Управление Федерального агентства ..... На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции были переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Аналогичная ситуация произошла и с территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Во исполнение приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.02.2010 г. № П/41 «О некоторых территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и Картографии» к Управлению Федеральной .... .... присоединилось Управление Федерального агентства ...., после чего Управление Федеральной .... было переименовано в Управление Федеральной службы ..... В период с .... г. Батьков И.Г. занимал различные государственные должности государственной службы как Республики Карелия, так и территориальных органах федеральных органов исполнительной власти и приказом № .... от .... г. был .... г. уволен в связи с сокращением замещаемой должности ведущего специалиста-эксперта территориального межрайонного отдела № .....

Согласно справке ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в .... районе .... от .... г. Батьков И.Г. является получателем пенсии по старости с .... г. Согласно справке отдела государственной службы и кадров Управления Федеральной службы .... по .... от .... г. о периодах государственной службы, учитываемых при исчислении стажа государственной службы, имеющейся в материалах дела, продолжительность государственной службы Батькова И.Г. в календарном исчислении составляет .... лет .... месяц .... дня, стаж государственной службы истца, принимаемый для исчисления размера доплаты к пенсии, составляет .... лет .... месяц .... дней. ..... Батьков И.Г. обратился с заявлением в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, однако истцу было отказано в установлении такой доплаты по тем основаниям, что им не было представлено решение руководителя органа государственной власти Республики Карелия об установлении ежемесячной доплаты к пенсии.

Порядок установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, утвержден Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 19.04.2001 г. № 85 (далее также Порядок), пунктом 3 которого определено, что лица, имеющие право на получение ежемесячной доплаты к пенсии, подают заявление об ее установлении в орган государственной власти Республики Карелия, в котором они занимали государственную должность или государственную должность государственной службы. Решение об установлении доплаты к трудовой пенсии принимается руководителем органа государственной власти, в котором лицо, претендующее на доплату, замещало государственную должность или государственную должность государственной службы Республики Карелия. Указанное решение направляется в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия для принятия решения о размере ежемесячной доплаты к пенсии и оформления поручения на выплату (п.п.4-6 указанного Порядка).

Между тем, как установлено судом, Государственный комитет Республики ...., являвшийся органом государственной власти Республики Карелия, в котором истец занимал должность государственной службы Республики Карелия, в настоящее время отсутствует, равно, как и отсутствует орган государственной власти Республики Карелия, являвшийся бы правопреемником Государственного комитета Республики ..... Судом правильно указано, что Управление Федеральной службы .... не является органом, уполномоченным по смыслу п. 3 Порядка установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, осуществлять установление такой доплаты, поскольку является территориальным органом федерального органа исполнительной власти Российской Федерации - Федеральной службы .... и не является правопреемником Государственного комитета Республики ..... При этом упомянутый выше Порядок не определяет порядок установления надбавки лицам, имеющим право на получение указанной ежемесячной доплаты к пенсии в случае реорганизации органа государственной власти Республики Карелия либо его ликвидации, в частности, не определяет порядок подачи заявления об ее установлении. Суд обоснованно пришел к выводу, что наличие такого пробела в правовом регулировании затронутых общественных отношений само по себе не может служить основанием для умаления прав граждан на пенсионное обеспечение, в частности, получение в соответствии с законодательством Республики Карелия ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, тот факт, что ответчик не оспаривал право истца на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в связи с наличием необходимого стажа государственной службы РК, суд правомерно постановил решение об удовлетворении заявленных требований, учитывая также определенные упомянутым Порядком полномочия ответчика в части определения размера, выплаты указанной доплаты (п.п.7,8,9 Порядка), верно определив дату установления такой доплаты – .... г. (п.9 Порядка).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст.196 ч.3 ГПК РФ, определенные указанным выше Порядком полномочия ответчика, протоколы судебных заседаний, в т.ч. предварительного, в которых указано о том, что истец исковые требования уточнял, при этом представитель ответчика в судебном заседании присутствовал, замечаний на протокол от участвующих в деле лиц не поступило, доводы жалобы ответчика о том, что судом не соблюдены положения ч.3 ст.196 ГПК РФ, являются несостоятельными.

Иные доводы кассационной жалобы аналогичны тем, которые являлись предметом исследования в суде первой инстанции, им дана должная оценка, которую судебная коллегия с учетом вышеизложенного находит правильной.

Выводы суда мотивированы, соответствуют материалам дела и оснований для признания их незаконными по доводам жалобы не имеется.

Суд кассационной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, считает, что решение постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального законодательства, судом достаточно полно исследованы доказательства, представленные сторонами, им дана правильная оценка.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19 апреля 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Деперсонификацию выполнил помощник судьи

____________________ (Варламова В.Л.), _____ _________________ 2011 г.

«Согласовано» судья Верховного суда РК

____________________ (Рогова И.В.), _________ _________________ 2011 г.

«Разместить на сайте» Зам. председателя Верховного суда РК

____________________ (Рочева Е.С.), _________ _________________ 2011 г.