ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-1564 от 21.04.2011 Тверского областного суда (Тверская область)

                                                                                    ТВЕРСКОЙ   ОБЛАСТНОЙ  СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    ТВЕРСКОЙ   ОБЛАСТНОЙ  СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Дело №33-1564 судья Т.П. Покотило 2011 год

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего Лепской К.И.

судей Буйнова Ю.К. и Суриной Е.В.

при секретаре Голубевой К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

21 апреля 2011года

по докладу судьи Суриной Е.В.

дело по кассационной жалобе ОАО «»

на решение Пролетарского районного суда г. Твери от 15 марта 2011 года, которым постановлено:

«Признать приказ Генерального директора  от 01 июля 2010 года № 44/1 в части взыскания сбора за оказание услуги по оформлению проездных документов незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства с 28 декабря 2010 года ».

Судебная коллегия

установила:

Северный транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «» о признании незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства приказа генерального директора  от 01 июля 2010 года № 44/1 в части взыскания сбора по оформлению проездных документов.

В обоснование требований указал, что в результате проведенной проверки выявлены нарушения закона при взимании сборов ОАО «» за оказание услуги по оформлению проездных документов.

01 июля 2010 года генеральным директором ОАО «» издан приказ № 44/1 «Об утверждении ставки сбора за оказание услуги по оформлению проездных документов в поездах пригородного сообщения», которым предусмотрено, что пассажирам, следующим со станции, на которой осуществляется продажа проездных документов, в случае приобретения ими проездных документов в поезде пригородного сообщения, взимается сбор за оказание услуги с учетом налога на добавленную стоимость в размере  рублей. Данный приказ в части взимания сбора по оформлению проездных документов не соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии со статьей 82 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003 года № 18-ФЗ порядок исчисления размера платы за проезд пассажиров, перевозку багажа, грузобагажа и взимания с пассажиров и отправителей такой платы определяется правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Пунктом 3 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Правительством Российской Федерации 02 марта 2005 года, предусмотрено, что в соответствии с договором перевозки пассажира перевозчик обязан перевезти пассажира в пункт назначения с предоставлением ему места в поезде. Пассажир обязан оплатить согласно установленным тарифам свой проезд, провоз багажа (в случае его сдачи), а грузоотправитель (отправитель) - провоз груза, грузобагажа. Согласно пункту 4 Правил заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным документом (билетом), сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.

Данными Правилами порядок оказания услуги по продаже билетов в поездах пригородного сообщения не регламентирован.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что взаимоотношения перевозчика и пользователей при оказании услуг, не предусмотренные настоящими Правилами, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом, а также утверждаемыми Министерством транспорта Российской Федерации правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Кроме того, согласно пункту 199 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденного МПС РФ 26 июля 2002 года за № 30, проверка наличия у пассажиров билетов на поезда пригородного сообщения осуществляется в пути следования поезда, перед посадкой и после поездки при проходе через пункт контроля на станциях (вокзалах) и остановочных пунктах. При отсутствии у пассажиров билетов к ним применяются правила, предусмотренные пунктом 201 Правил перевозок. Указанным пунктом Правил предусмотрено, что пассажир, обнаруженный при проверке в поезде без проездного документа (билета) или предъявивший проездной документ (билет), срок действия которого истек или в котором указана фамилия, номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии пассажира, номеру, указанному в документе, удостоверяющем личность пассажира, или предъявивший бесплатный или льготный проездной документ (билет) без соответствующих документов, подтверждающих право на пользование таким проездным документом (билетом), а также пассажир, обнаруженный в поезде дальнего и местного следования с билетом на поезд пригородного сообщения (за исключением случаев, установленных железной дорогой), считается безбилетным и должен уплатить штраф в размере, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, оказание услуги и сбор за услуги может осуществляться в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами, предусматривающими порядок заключения договоров, т.е. в соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными согласно названной норме закона являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Кроме того, в соответствии со статьей 11.18 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа за безбилетный проезд на пригородных поездах и поездах местного и дальнего сообщения. Право на рассмотрение дел об административных правонарушениях за безбилетный проезд и привлечение к административной ответственности в соответствии со статьями 22.1 и 22.3 КоАП РФ дано соответствующим органам исполнительной власти, их структурным подразделениям и территориальным органам, но не контролерам - ревизорам ОАО «».

Других видов юридической ответственности за безбилетный проезд действующим законодательством не предусмотрено.

В связи с тем, что сбор взимается принудительно и у пассажиров отсутствует свободное волеизъявление и право выбора на получение данной услуги, указанный сбор фактически является штрафом за безбилетный проезд, который незаконно взыскивается ОАО «» с пассажиров.

Таким образом, положения приказа, предусматривающие обязательное взимание сбора и оказание услуги, не соответствуют требованиям законодательства, нарушают права пассажиров на оплату проезда в поездах пригородного сообщения Московско-Тверской пригородной пассажирской компании в установленном законом порядке.

В судебном заседании представитель Северного транспортного прокурора исковые требования поддержала частично и просила признать недействительным приказ Генерального директора  от 01 июля 2010 года в части взыскания сбора за оказание услуги по оформлению проездных документов и не соответствующим требованиям действующего законодательства с 28 декабря 2010 года. При этом сослалась на п. 8 ФЗ от 10 января 2003 года № 17 «О железнодорожном транспорте в РФ», Федеральный закон РФ «О государственных монополиях» от 19 июля 1995 года, ст. 6, 7, 8 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 643 от 05 августа 2009 года «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок», Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Представитель ответчика ФИО1 требования не признала, представив письменные возражения, в которых указано, что установление дополнительного сбора соответствует нормам, установленным пунктом 156 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденным Приказом МПС РФ от 26.07.2002 № 30 (ред. от 28.03.2007), согласно которым «другие дополнительные услуги, оказываемые при продаже проездных документов (билетов) - доставка билета на дом, по месту работу или отдыха, оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде и иные, оплачиваются по ставкам, устанавливаемым железной дорогой». Информация о том, что услуга по оформлению проездного документа (билета) в пути следования является дополнительной и подлежащей оплате, доводится до сведения пассажиров на информационных стендах остановочных пунктов, билетных кассах и локомотивной бригадой по громкоговорящей связи непосредственно в поезде. Таким образом, издание приказа № 44/1 от 01.07.2010 соответствует требованиям действующего законодательства.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; судом неправильно применены нормы материального права. При этом указывается, что в соответствии с пунктом 14 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 № 111, гражданин вправе воспользоваться услугой перевозки только при наличии заключенного до начала поездки договора перевозки (наличии билета). Установление ставки сбора за оказание услуги по оформлению проездных документов в поездах пригородного сообщения ОАО «» соответствует нормам, установленным пунктом 156 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ от 26.07.2002 № 30 (ред. от 28.03.2007), согласно которым «другие дополнительные услуги, оказываемые при продаже проездных документов (билетов) - доставка билета на дом, по месту работу или отдыха, оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде и иные, оплачиваются по ставкам, устанавливаемым железной дорогой». Действующим законодательством понятие «железная дорога» не определено. Согласно ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» сборы, не регулируемые государством, устанавливаются хозяйствующими субъектами. ОАО «» внесено в реестр субъектов естественных монополий. В регулируемый государством Перечень услуг субъектов естественных монополий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643, сбор по оформлению проездных документов непосредственно в электропоездах не включен. Иные законодательные нормативные акты об обязательном регулировании субъектами Российской Федерации ставок сборов и плат за дополнительные услуги в пригородном железнодорожном сообщении, отсутствуют. Таким образом, размер сбора по оформлению проездных документов непосредственно в электропоездах определяется хозяйствующим субъектом - ОАО «». Тем самым, издание генеральным директором ОАО «» приказа № 445/1 от 01.07.2010 соответствует требованиям действующего законодательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ОАО «» ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Калько Е.Н., полагавшей, что решение является правильным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.

Судом установлено, что 01 июля 2010 года генеральным директором ОАО « » издан приказ № 44/1 «Об утверждении ставки сбора за оказании услуги по оформлению проездных документов в поездах пригородного сообщения». Согласно пунктам 1, 2 данного приказа с 19 июля 2010 года утверждена ставка сбора за оказание услуги по оформлению проездных документов в поездах пригородного сообщения в размере 53,50 рублей, с учетом налога на добавленную стоимость 18%. Указанный сбор за оформление проездных документов в поездах пригородного сообщения взимается в случае оформления проездного документа пассажиру, следующему со станции, на которой осуществляется продажа проездных документов в билетной кассе.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что приказ Генерального директора  от 01 июля 2010 года № 44/11 в части взыскания сбора за оказание услуги по оформлению проездных документов с 28 декабря 2010 года не соответствует требованиям действующего законодательства.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.

В соответствии с п. 8 ФЗ от 10.01.2003 № 17 «О железнодорожном транспорте в РФ» тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами РФ.

Федеральный закон РФ «О государственных монополиях» от 19 июля 1995 года с последующими изменениями и дополнениями регулирует деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере железнодорожных перевозок (ст.4).

Согласно ст. 5 указанного Закона для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти. Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов участвуют в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. Порядок участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и пределы осуществляемого ими государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий определяются Правительством РФ.

Статьей 6 Закона предусмотрено, что перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации

В соответствии с ст. 6, 7 и 8 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 643 от 05 августа 2009 года «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок», государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляются органами регулирования в пределах их компетенции. Тарифы, сборы и плата устанавливаются органами регулирования применительно к конкретному субъекту регулирования в соответствии с перечнем работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством. Органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, сборов и платы, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов, сборов и платы и правил их применения, а также внесенных в них изменений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами РФ.

Из Приказа Федеральной службы по тарифам № 645-т от 28 декабря 2010 года следует, что в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Временным положением о Реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 26 августа 2004 года № 59, Административным регламентом исполнения государственной функции Федеральной службы по тарифам и формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, утвержденным приказом ФСТ России от 27 октября 2006 года № 208, Открытое акционерное общество «», осуществляющая деятельность в сфере услуг железнодорожных перевозок на территории , включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в раздел 1 «», под регистрационным № 69/1/1. В соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» в отношении «ОАО»» введено государственное регулирование и контроль в сфере услуг железнодорожных перевозок на территории .

С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что установление сбора за оказание услуги по оформлению проездных документов не относится к компетенции ответчика.

Доводы кассационной жалобы о том, что в регулируемый государством Перечень услуг субъектов естественных монополий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643, сбор по оформлению проездных документов непосредственно в электропоездах не включен, не могут служить основанием для отмены решения. Пункт 5 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством (утв. постановлением Правительства РФ от 05 августа 2009 года N 643) включает перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории «СВ» и «купе»).

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено. Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене решения не имеется.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Пролетарского районного суда г. Твери от 15 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО «» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи