Пермский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Пермский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья - Катаева Т.В. Дело № 33-1594
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Бузмаковой О.В.
Судей Ворониной Е.И., Косенковой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 16 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Добрянского районного суда Пермского края от 09 февраля 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления ФИО1 об отмене решения Территориальной избирательной комиссией Добрянского муниципального района № 133 от 31.01.2011 года «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Земского Собрания Добрянского муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу № 15 ФИО1»; обязать Территориальную избирательную комиссию Добрянского муниципального района провести повторную проверку подписных листов кандидата в депутаты ФИО1, отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., пояснения представителя заявителя - Л., представителя территориальной избирательной комиссии ФИО2, заключение прокурора Пермской краевой прокуратуры Сысоевой СМ. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Земского собрания Добрянского муниципального района № 1063 от 20.12.2010 года назначены выборы депутатов Земского Собрания Добрянского муниципального района второго созыва.
31.01.2011 года Территориальной избирательной комиссией Добрянского муниципального района (ТИК) принято решение об отказе в регистрации кандидату в депутаты Земского Собрания Добрянского муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу № 15 ФИО1 на основании п.»а» ч.З ст.35, п.»в» ч.11 ст.36, ч.4 ст.37 Закона Пермского края Закона № 525 -ПК от 09.11.2009 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».
ФИО1 обратился в суд с жалобой на указанное решение, просит признать решение Территориальной избирательной комиссии Добрянского муниципального района № 13/13 от 31.01.2011 года «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Земского Собрания Добрянского муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу № 15 ФИО1» незаконным; провести повторную проверку подписных листов, в пределах подписей, подлежащих проверке.
Требования мотивированы тем, что в результате проверки подписных листов рабочей группой территориальной избирательной комиссией Добрянского муниципального района ошибочно была установлена неполнота сведений, содержащаяся в подписных листах, а именно: после данных об основном месте работы и занимаемой должности, отсутствовали сведения о наличии у него статуса действующего депутата; считает вывод ошибочным и противоречащим п.»а» ч.З ст.35 Закона № 525 -ПК от 09.11.2009 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», который трактует, что сведения о том, является ли кандидат депутатом на непостоянной основе, указывается только в случае отсутствия постоянного места работы и службы кандидата, что подтверждается экспертным заключением *** П.
В судебном заседании представитель заявителя Л. на заявленных требованиях настаивала по указанным в заявлении основаниям.
Представитель Территориальной избирательной комиссией Добрянского муниципального района Б. с доводами жалобы не согласился.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе ФИО1 В обоснование жалобы указывается следующее. Анализируя п. «а» ч. 3 ст. 35 Закона. № 525-ПК суд пришел к выводу, что в скобках дается разъяснение какая конкретно информация должна содержаться в подписных листах, в том числе обязывает кандидата указывать сведения об осуществлении им депутатской деятельности.
Суд принимает во внимание не тот перечень, который содержит вышеназванный пункт, а принимает во внимание федеральный закон и закон субъекта РФ в совокупности, не указывая при этом на статьи, и считает необходимым вносить кандидатом сведения об осуществлении им депутатской деятельности. Данный вывод суда противоречит трактовке вышеназванной нормы и, как следствие, данное решение является незаконным и необоснованным.Ввиду того, что нормами федерального закона не установлен перечень сведений о кандидате, необходимых для заполнения в подписном листе, следует руководствоваться законом субъекта РФ, а именно Законом Пермского края от 09 ноября 2009 г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».
При оформлении и заполнении подписных листов, ФИО1 руководствовался Законом Пермского края от 09 ноября 2009 г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», в том числе п. «а» ч. 3 ст. 35 указанного Закона, в котором четко прописано, что в подписном листе при сборе подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата указывается - фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы кандидата и занимаемая им должность ( а в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, наименование и(или) номер избирательного округа, в котором он выдвигается.
При дословном прочтении вышеуказанного пункта, в подписном листе обязательно указываются следующие сведения, в том числе: основное место работы или службы кандидата и занимаемая им должность, а в случае отсутствия основного места работы, законодатель предлагает следующий возможный вариант - род занятий, а также при наличии у кандидата статуса депутата, указывать и эти сведения. Но в связи с тем, что кандидат ФИО1 имеет постоянное место работы, сведения о наличии статуса депутата не являются обязательными сведениями, указывающимися в подписном листе.
В подписных листах представленных для регистрации в территориальную избирательную комиссию ДМР В. кандидата в депутаты Земского собрания Добрянского муниципального района Пермского края по одномандатному избирательному округу № 9, также отсутствовали сведения о том, что она является действующим депутатом Думы Добрянского городского поселения, однако территориальная избирательная комиссия Добрянского муниципального района, в нарушение равенства кандидатов, зарегистрировала ФИО3 26.01.2011г. в качестве кандидата.
Кроме того, решением территориальной избирательной комиссии Добрянского муниципального района № 01/02 от 12.01.2011г. «Об утверждении объема сведений о кандидате» утвержден объем сведений, который должен быть доведен до сведения избирателей по кандидатам в депутаты Земского собрания Добрянского муниципального района Пермского края. Данный перечень содержит следующие данные фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства, образование, место работы, должность, субъект выдвижения, принадлежность к общественному объединению. То есть данные о наличии статуса действующего депутата у кандидата не является тем сведением, которое обязательно должно быть доведено до сведения избирателей.
По мнению заявителя, судом неверно истолковано, и применено избирательное законодательство РФ, и как следствие вынесено незаконное решение, нарушающее избирательные права гражданина.
В возражении на кассационную жалобу ФИО1 ТИК Добрянского муниципального района указывается на несостоятельность доводов заявителя, поставлен вопрос об оставлении решения суда без изменения.
Судебная коллегия, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, находит решение суда подлежащим отмене по основаниям п.4 ч.1 ст.362 ГПК РФ (неправильное применение норм материального права).
Как следует из материалов дела, Решением Земского собрания Добрянского муниципального района № 1063 от 20.12.2010 года назначены выборы депутатов Земского Собрания Добрянского муниципального района второго созыва.
31.01.2011 года Территориальной избирательной комиссией Добрянского муниципального района (ТИК) принято решение об отказе в регистрации кандидату в депутаты Земского Собрания Добрянского муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу № 15 ФИО1 на основании п.»а» ч.З ст.35, п.»в» ч.11 ст.36, ч.4 ст.37 Закона Пермского края Закона № 525 -ПК от 09.11.2009 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае». Из итогового протокола проверки подписных листов от 26.01.2011 года следует, что в ходе проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Земского Собрания Добрянского муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу № 15 ФИО1 в количестве заявленных подписей 57 признано недостоверными (недействительными) 57 в связи с нарушением требований о внесении сведений о кандидате ( не указаны сведения о полномочиях депутата Земского Собрания Добрянского муниципального района первого созыва на непостоянной основе) ( под. «а» ч.З ст.35 № 525-ПК); количество достоверных подписей 0.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО1, суд первой инстанции, анализируя текст указанной нормы Закона, пришел к выводу о том, что ФИО1 допущено нарушение формы подписного листа, которое выразилось в том, что являясь депутатом Земского Собрания Добрянского муниципального района первого созыва на непостоянной основе, данные сведения в подписном листе не указал, необходимость указания которых содержится в п. «а» ч.З ст.35 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК.
С такими выводами не может согласиться судебная коллегия по следующим основаниям.
Регистрация кандидата, списка кандидатов, осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 ст. 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвинутом кандидате, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (п. 1 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ).
В соответствии со ст.37 Федерального Закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ ( в редакции от 28.12.2010 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона; количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, устанавливается законом и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 25 подписей.
Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
Федеральный закон № 67-ФЗ определяет недействительную подпись как подпись, собранную с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа (п.44 ст. 2 Закона).
Согласно ч.П п «л» ст.36 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК ( в ред. от 29.11.2010 года) недействительными считаются все подписи в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных ч.З ст. 35 Закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями № 1-3 к настоящему Закону.
Согласно п. «а» ч.З ст.35 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК ( в ред. от 29.11.2010 года) Подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения по форме согласно приложениям N 1-3 к настоящему Закону. В подписном листе указываются дата голосования, а также:
а) при сборе подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата -фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы кандидата и занимаемая им должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, наименование и(или) номер избирательного округа, в котором он выдвигается. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. По желанию кандидата в подписном листе могут указываться сведения о его принадлежности к общественному объединению и его статус в данном общественном объединении, если эти сведения содержатся в заявлении кандидата о его согласии баллотироваться по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
Анализируя положения п. «а» ч.З ст.35 указанного Закона, с учетом содержательного значения данного текста исходя из формы его изложения, судебная коллегия приходит к выводу, что указанная норма предусматривает необходимость указаний сведений об осуществлении кандидатом депутатской деятельности в случае отсутствия основного места работы. Положения текста нормативного правового акта не должны содержать формулировок не позволяющих однозначно определить конкретные требования, в данном случае, требования к оформлению подписного листа. При наличии разночтений указанной нормы Закона, допускающей двоякое ее толкование исходя из общих принципов российского законодательства, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства, применительно к данному спору, должны толковаться в пользу лица, имеющего намерение принять участие в выборах.
Кроме того, при разрешении заявленных требований судом не принято во внимание и не учтено, что формы подписных листов, установленных Приложениями № 1-3 к Закону Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК в части касающейся объема указываемых сведений о кандидате не содержат требований о необходимости указания информации об осуществлении депутатской деятельности. Примечания к формам подписных листов с указанием дополнительной информации при оформлении подписных листов отсутствуют.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене. Поскольку судом допущено неверное толкование норм материального права, установление каких-либо новых обстоятельств по делу не требуется, судебная коллегия считает возможным отменяя решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении заявления ФИО1
Руководствуясь ст.ст.193, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Добрянского районного суда Пермского края от 09 февраля 2011 года отменить. Принять по делу новое решение об отмене решения Территориальной избирательной комиссией Добрянского муниципального района № 133 от 31.01.2011 года «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Земского Собрания Добрянского муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу № 15 ФИО1». Обязать Территориальную избирательную комиссию Добрянского муниципального района № 133 принять решение о регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Земского собрания Добрянского муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу № 15.
Председательствующий:
Судьи: