ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-1642 от 20.12.2010 Костромского областного суда (Костромская область)

                                                                                    КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья С.Б.Лукьянова Дело № 33-1642

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

  «20» декабря 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Н.А.Гусевой,

судей И.Ю.Веремьевой, Ю.И.Шестанова,

при секретаре Е.И.Буровой

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя ФИО3 по доверенности ФИО2 на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 09 ноября 2010 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований ФИО3 к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о взыскании задолженности по социальной выплате.

Заслушав доклад судьи Н.А.Гусевой, объяснения представителей ФИО3 - ФИО2 и ФИО4, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО3 в лице своего представителя по доверенности ФИО2 обратилась в суд с иском к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, ФИО3 о взыскании задолженности по социальной выплате в размере 376 600 руб., указав, что 22 января 2010 года умер ее муж ФИО1, который являлся ветераном Великой Отечественной войны. На момент его смерти ответчик имел перед ним задолженность по начисленной, но не выплаченной разнице социальной выплаты на улучшение жилищных условий в порядке и на основании ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» в размере 376 600 руб. Она и ФИО3 вступили в права наследства после смерти ФИО1, после чего она обратилась к ответчику с заявлением о выплате указанной суммы. Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в выплате задолженности отказано по тем основаниям, что права инвалидов ВОВ на получение мер социальной поддержки являются самостоятельными, права членов семей умерших инвалидов ВОВ возникают лишь после смерти последних. Поскольку при жизни ФИО1 она не обладала правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, то правопреемником данного права не является. Считает данный отказ неправомерным, так как первоначально при издании ответчиком приказа от 29 июня 2009 года №301, в силу которого ее мужу была выплачена социальная выплата на приобретение жилья в сумме 591 800 руб., были нарушены его (ФИО1) права, поскольку выплаченная сумма являлась заниженной (из расчета норматива в 22 кв.м), поэтому ФИО1 обратился в суд с иском о взыскании недополученной суммы задолженности в размере 376 600 руб. (из расчета норматива в 36 кв.м) в связи с изданием Федерального закона от 29.06.2009 г. №135-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах». В процессе рассмотрения дела по его иску ответчик 01 февраля 2010 года издал приказ, в соответствии с которым ФИО1 была доначислена сумма социальной выплаты в размере 376 600 руб., однако в связи с тем, что ФИО1 22 января 2010 года умер, он был исключен из данного приказа. Полагает, что на момент смерти ответчик имел перед ее мужем задолженность по указанной выплате, которая в соответствии со ст.1112 ГК РФ входит в состав наследства и должна быть ей выплачена.

При рассмотрении дела представитель истицы уточнил исковые требования, предъявив их только к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, исключив из числа ответчиков по делу ФИО3, в связи с чем процессуальное положение последнего изменено на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ОГУ «Центр социальных выплат» и Министерство финансов РФ.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Определением Свердловского районного суда г.Костромы от 12 ноября 2010 года исправлена допущенная во вводной и резолютивной частях решения описка: фамилию истицы определено читать как ФИО5 вместо ФИО5.

В кассационной жалобе представитель ФИО3 по доверенности ФИО2 просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что право ФИО1 на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий предусмотрено ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов». Федеральным законом от 29.06.2009 г. №135-ФЗ в ФЗ «О ветеранах» внесены изменения в отношении площади, на которую предоставляется социальная выплата на обеспечение жильем, данная площадь увеличена до 36 кв.м. Согласно п.5 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 г. №614, форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Таких нормативных правовых актов ни ответчиком, ни судом не приведено. Более того, сам факт включения ФИО1 в приказ о социальной выплате свидетельствует о том, что он имеет право на эту социальную выплату, а департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области обязан ее осуществить в объеме, предусмотренном Федеральным законом от 29.06.2009 г. №135-ФЗ. В противном случае произошла бы экономия государственных средств, так как ветераны ВОВ, инвалиды ВОВ из-за своего нестойкого здоровья утратили бы свои права на эти социальные выплаты в связи со смертью. Кроме того, суд не указал, на основании чего признал приказ ответчика о социальной выплате правоустанавливающим документом, тогда как исковые требования были мотивированы нормами федерального законодательства.

Проверив материалы дела, изучив гражданское дело №2-521/2010 по иску ФИО1 к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о восстановлении нарушенного права на получение социальной выплаты для приобретения жилья и взыскании денежной суммы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона.

Как видно из материалов дела, ФИО1 являлся инвалидом Великой Отечественной войны.

Во исполнение Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» и на основании приказа департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 29 июня 2009 года №301 на лицевой счет ФИО1 30 июня 2009 года была перечислена социальная выплата на улучшение жилищных условий в сумме 591 800 руб. (из расчета норматива площади в 22 кв.м и стоимости 1 кв.м, равной 26 900 руб.) (л.д.16-18).

Федеральным законом от 29.06.2009 г. №135 внесены изменения в ФЗ «О ветеранах», в частности в абзаце первом подпункта 2 пункта 3 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» слова «22 квадратных метра» заменены словами «36 квадратных метров».

Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 01 февраля 2010 года №34 произведена доплата социальной выплаты на обеспечение жильем из расчета 36 кв.м ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, получившим указанные выплаты из расчета 22 кв.м, в том числе и ФИО1 в размере 376 600 руб. (л.д.51-56).

22 января 2010 года ФИО1 умер

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, исходя из положений с.ст.1112, 1183 ГК РФ, пришел к правильному выводу о том, что право на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий в данном случае имел исключительно сам ФИО1 как ветеран ВОВ; что наследованию подлежат лишь суммы, начисленные наследодателю, но не полученные им при жизни. Поскольку при жизни ФИО1 сумма 376 600 руб. ему начислена не была, умер он до издания приказа департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 01 февраля 2010 года №34, денежные средства в сумме 376 600 руб. на его счет не перечислялись, то указанная сумма не входит в наследственную массу, и ФИО3 не вправе претендовать на нее в порядке наследования.

При этом судом обоснованно учтено, что получение (выплата) причитающихся инвалидам Великой Отечественной войны социальных выплат является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением права инвалида ВОВ на получение социальной выплаты, ее вида и размера. Указанное подтверждается и положениями постановления администрация Костромской области от 08.07.2008 г. №224-а «О форме и Порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Костромской области», регламентирующего действия органа, осуществляющего социальную выплату в Костромской области, то есть департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.

Кроме того, из пояснений представителя ответчика в суде первой инстанции (л.д.40) следует, что приказ от 01 февраля 2010 года №34 был издан на основании указания Губернатора Костромской области, на момент его издания не было известно о смерти ФИО1, об этом департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области узнал 04 февраля 2010 года, в связи с чем 09 февраля 2010 года был издан приказ о внесении изменений в приказ от 01 февраля 2010 года в части исключения из него ФИО1.

Доводы кассационной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, поэтому оснований для ее удовлетворения не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 09 ноября 2010 года с исправлениями, внесенными в него определением того же суда от 12 ноября 2010 г., оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО3 по доверенности ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: