ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-1664 от 10.06.2011 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

                                                                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Леккерева И.С. № 33-1664/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июня 2011 года г. Петрозаводск

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе председательствующего Коваленко С.В.,

судей Степановой Т.Г. и Переплесниной Е.М.,

при секретаре Сосновской О.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия на решение Прионежского районного суда РК от 25 апреля 2011 года по заявлению Администрации Мелиоративного сельского поселения о признании незаконным бездействия Администрации Прионежского муниципального района.

Заслушав доклад судьи Степановой Т.Г., объяснения представителя заинтересованного лица ФИО1, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы жалобы, представителя заявителя ФИО2, действующего на основании доверенности, возражавшего относительно кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Администрация Мелиоративного сельского поселения обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Прионежского муниципального района по неперечислению в полном объеме Мелиоративному сельскому поселению дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджета поселения. Бездействие Администрации Прионежского муниципального района РК, по мнению заявителя, нарушает требования бюджетного законодательства и принятого Советом Прионежского муниципального района решения «О бюджете Прионежского муниципального района на 2010 год». Заявитель указывает на то, что предусмотренная решением о бюджете дотация в размере ХХ рублей была частично перечислена Администрации Мелиоративного сельского поселения. На момент обращения в суд не перечислена дотация в размере ХХ рублей. На основании изложенного заявитель просил признать бездействие Администрации Прионежского муниципального района незаконным и обязать администрацию района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации Мелиоративного сельского поселении - путем перечисления не перечисленной дотации.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО2, действующий на основании доверенности, требования поддержал в полном объеме.

Представитель Администрации Прионежского муниципального района ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что средства, полученные муниципальным районом в виде субвенций из республиканского бюджета на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений, в полном объеме были перечислены поселениям. Также пояснила, что межбюджетные трансферты не имеют целевого назначения и собственные средства, за счет которых также формируется районный фонд финансовой поддержки поселений, могут расходоваться по усмотрению района. По мнению представителя администрации района, заявителем пропущен трехмесячный срок на обращение в суд.

Заинтересованное лицо - Финансовое управление Прионежского муниципального района в судебное заседание своего представителя не направило; о времени и месте судебного заседания извещено.

Решением суда требования Администрации Мелиоративного сельского поселения удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Администрации Прионежского муниципального района по неперечислению бюджетных средств из бюджета Прионежского муниципального района в форме дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Мелиоративного сельского поселения в размере ХХ рублей. Возложил на Администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации Мелиоративного сельского поселения путем перечисления неперечисленной дотации.

С решением суда не согласна Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия. В жалобе просит решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленного требования, указывая в обоснование доводов жалобы на пропуск заявителем трехмесячного срока на обжалование в судебном порядке бездействия Администрации Прионежского муниципального района по неперечислению дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, предусмотренного ст.256 ГПК РФ. В соответствии с п.3.6 Положения о порядке установления расходных обязательств Прионежского муниципального района по осуществлению переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспечен­ности бюджетов сельских поселений Прионежского муниципального района, утвержденного Постановлением Администрации Прионежского муниципального района от 26.08.2010г. №1864, перечисление дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности сельских посе­лений из бюджета Прионежского муниципального района бюджетам сельских поселений осуществляется ежемесячно до 15 числа текущего месяца в соответствии с утвержденной росписью расходов бюджета Прионежского му­ниципального района с учетом сезонных потребностей, возникающих в процессе исполнения бюджетов сельских поселений.

Кроме того, решением Совета Мелиоративного сельского поселения от 25.12.2009 г. №2 «О бюджете Мелиоративного сельского поселения на 2010 год» предусмотрены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджету на 2010 год в размере ХХ рублей, а не в размере ХХ рублей. Другого решения Совета Мелиоративного сельского поселения не представлено.

В соответствии с п.1.4 Положения о порядке установления расходных обязательств Прионежского муниципального района по осуществлению переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов сельских поселений Прионежского муниципального района, утвержденного Постановлением Администрации Прионежского муниципального района от 26.08.2010 г. №1864, переданные полномочия исполняет Администрация Прионежского муниципального района, непосредственное исполнение полномочий осуществляет Финансовое управление Прионежского муниципального района. Таким образом, со стороны Администрации Прионежского муниципального района бездействия не было.

Указывает также, что в соответствии с ч.1 ст.5 Бюджетного кодекса РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года. Согласно ст.12 Бюджетного кодекса РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Заявление об оспаривании бездействий Администрации Прионежского муниципального района было подано уже по истечении финансового года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.60 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда финансовой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений.

Региональный фонд финансовой поддержки поселений образуется и дотации из него предоставляются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и Бюджетным кодексом Российской Федерации, в целях выравнивания исходя из численности жителей поселений финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения.

Распределение дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений и (или) заменяющие данные дотации дополнительные нормативы отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджеты поселений, утверждаются законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год.

В случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений дотации из регионального фонда финансовой поддержки поселений, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, предоставляются из бюджета муниципального района за счет субвенций, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации, и (или) путем установления представительным органом муниципального района для поселений, входящих в состав данного муниципального района, дополнительных нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Районные фонды финансовой поддержки поселений образуются и дотации из них предоставляются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из уровня бюджетной обеспеченности поселений, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения.

Дотации из районных фондов финансовой поддержки поселений распределяются между поселениями, которые входят в состав соответствующего муниципального района и уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений, определенный в качестве критерия для предоставления указанных дотаций бюджетам поселений в соответствии с методикой, утверждаемой законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Распределение дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений утверждается решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год.

Порядок предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района предусмотрен ст. 142.1 Бюджетного кодекса РФ, которой предусмотрено, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района предоставляются поселениям, входящим в состав данного муниципального района, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации. Аналогичную норму содержит и п.1 ст. 23 Закона Республики Карелия "О межбюджетных отношениях в Республике Карелия" 01.11.2005 № 915-ЗРК.

Согласно п.2 ст.23 Закона Республики Карелия "О межбюджетных отношениях в Республике Карелия" объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из районного фонда финансовой поддержки поселений бюджета муниципального района формируется за счет:

субвенций, передаваемых бюджету муниципального района из бюджета Республики Карелия на осуществление переданных ему государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений, входящих в состав соответствующего муниципального района;

собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов поселений.

Объем и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района между поселениями соответствующего муниципального района утверждается решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района.

Судом установлено, что решением № 6 от 24 декабря 2009 года III сессии II созыва Совета Прионежского муниципального района «О бюджете Прионежского муниципального района на 2010 год» утвержден бюджет района на 2010 год.

В Приложении № 8 к данному решению установлен размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам сельских поселений из районного фонда финансовой поддержки поселений на 2010 год, согласно которому Мелиоративному сельскому поселению предоставляется дотация в размере ХХ рублей.

На основании указанного решения сессии был утвержден бюджет Мелиоративного сельского поселения, в котором размер дотации установлен в сумме ХХ рублей.

28 сентября 2010 года решением №1 VII сессии II созыва Совета Прионежского муниципального района внесены изменения в решение № 6 от 24 декабря 2009 года «О бюджете Прионежского муниципального района на 2010 год», в частности, в Приложении №8 к данному решению установлен размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам сельских поселений из районного фонда финансовой поддержки поселений на 2010 год, согласно которому Мелиоративному сельскому поселению предоставлена дотация в размере ХХ рублей.

Районный фонд финансовой поддержки поселений Прионежского муниципального района формируется за счет средств субвенций бюджету Прионежского муниципального района на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений и за счет собственных средств бюджета Прионежского муниципального района.

Судом установлено, что обязательства Республики Карелия по перечислению субвенций бюджету Прионежского муниципального района на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений, входящих в состав района в 2010 году выполнялись своевременно и в полном объеме, указанная субвенция передана бюджету района в 2010 году в полном объеме.

Между тем, кассовый расход на перечисление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджета Мелиоративного сельского поселения в 2010 году составил ХХ тысяч рублей, вместо предусмотренных решением об утверждении бюджета ХХ тысяч рублей. Таким образом, Мелиоративному сельскому поселению в 2010 году из районного фонда финансовой поддержки поселений не была перечислена дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджета поселения в размере ХХ тысячи рублей.

При этом материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что уровень бюджетной обеспеченности Мелиоративного сельского поселения с учетом дотаций не превышает уровень расчетной бюджетной обеспеченности, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности поселений Прионежского муниципального района.

Учитывая изложенные обстоятельства суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии несоответствующего закону бездействия со стороны Администрации Прионежского муниципального района по неперечислению в 2010 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджета Мелиративного сельского поселения и обоснованно возложил на администрацию района обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации Мелиоративного сельского поселения путем перечисления неперечисленной дотации в размере ХХ рублей. Принимая во внимание, что Администрация Прионежского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования суд обоснованно возложил обязанность по перечислению средств на данный орган.

Суд правильно указал, что предусмотренные решением о бюджете средства в виде дотаций поселениям имеют целевое назначение и их непредоставление в бюджеты поселений в утвержденном размере является нарушением бюджетного законодательства. В этой связи доводы Администрации Прионежского муниципального района о том, что в настоящее время закончен финансовый год, правового значения для рассмотрения заявленных требований не имеют.

Учитывая положения ст.256 Гражданского процессуального кодекса РФ и принимая во внимание предшествующее обращение заявителя с настоящим заявлением в Арбитражный суд Республики Карелия, суд правомерно восстановил заявителю срок обращение в суд с данным заявлением со ссылкой на то обстоятельство, что таковой подлежал исчислению с момента окончания календарного года, в котором должна была перечисляться дотация поселению, и был пропущен заявителем по уважительным причинам.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе Администрации Прионежского муниципального района, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.

Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационной жалобы (ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что суд правильно установил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку собранным по делу доказательствам, постановленное по делу судебное решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 25 апреля 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Прионежского муниципального района РК – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Деперсонификацию выполнил помощник судьи

____________________ (ФИО)_____ _________________ 201_ г.

«Согласовано» судья Верховного суда РК

____________________ (ФИО), _____ _________________ 201_ г.

«Разместить на сайте» зам.председателя ВС РК

____________________ (Фамилия И.О.), ______ _________________ 201_ г.