Судья – Герасимов В.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
г. Мурманск 30 июня 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Прокопенко Н.Б.
судей Самойленко В.Г.
Истоминой И.В.
при секретаре Благополучной Е.В.
с участием прокурора Коньялыоглу И.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора г.Кандалакши в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кандалакшский район Мурманской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Кандалакшский район Мурманской области по неосуществлению информационного обеспечения градостроительной деятельности; возложении обязанности на администрацию осуществлять информационное обеспечение градостроительной деятельности в соответствии со ст.ст. 56, 57 Градостроительного кодекса РФ в срок до 01.01.2012 года по кассационному представлению прокурора города Кандалакши на решение Кандалакшского городского суда Мурманской области от 07 мая 2010 года, по которому постановлено:
«В удовлетворении исковых требований прокурора г. Кандалакша в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кандалакшский район Мурманской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Кандалакшский район Мурманской области по неосуществлению информационного обеспечения градостроительной деятельности; возложении обязанности на администрацию муниципального образования Кандалакшский район Мурманской области осуществлять информационное обеспечение градостроительной деятельности в соответствии со ст.ст. 56, 57 Градостроительного кодекса РФ в срок до 01.01.2012 года - отказать».
Заслушав доклад судьи Самойленко В.Г., объяснения прокурора Мурманской областной прокуратуры Коньялыоглу И.Б., поддержавшей доводы кассационного представления, возражения против кассационного представления представителя администрации муниципального образования Кандалакшский район Мурманской области Д.., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Прокурор города Кандалакши в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования Кандалакшский район Мурманской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Кандалакшский район Мурманской области по неосуществлению информационного обеспечения градостроительной деятельности; возложении обязанности на администрацию осуществлять информационное обеспечение градостроительной деятельности в соответствии со ст.ст. 56, 57 Градостроительного кодекса РФ.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой города проверки исполнения градостроительного законодательства и соблюдения прав хозяйствующих субъектов органами местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности, выявлено, что установленное законом требование по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности органами местного самоуправления муниципального района не соблюдается.
Бездействие администрации муниципального образования Кандалакшский район по принятию мер для информационного обеспечения градостроительной деятельности нарушает и препятствует осуществлению права неопределенного круга лиц на получение вышеуказанных сведений.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кандалакшский район Мурманской области по неосуществлению информационного обеспечения градостроительной деятельности и возложить обязанность на администрацию осуществлять информационное обеспечение градостроительной деятельности в соответствии со ст.ст. 56, 57 Градостроительного кодекса РФ в срок до 01.01.2012 года.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Кандалакши Ермолова А.Ю. иск поддержала.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Кандалакшский район Д. иск не признал.
Судом принято приведенное выше решение.
На данное решение прокурором подано кассационное представление, в котором ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и направлении дела на новое рассмотрение в тот же суд. Кассатор приводит в жалобе доводы о неправильном применении судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной инстанции, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Разрешая дело, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в соответствии со ст. 15 п. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 –ФЗ от 06.10.2003г. ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, отнесено к вопросам местного значения муниципального района. В соответствии с введенным в действие с 30.12.2004г. Градостроительным кодексом Российской Федерации (ст.57 ч.1) установлено, что ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Понятие информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, цели ведения, сведения, входящие в ее состав, соответствие ее принципам открытости и общедоступности регламентировано ст.56 Градостроительного кодекса РФ.
Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ст. 57 ч.5 Кодекса) установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006г. N 363, которым утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности.
Суд пришел к выводу о том, что органом местного самоуправления совершены действия, направленные на ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района: в бюджете муниципального образования предусмотрены денежные средства в 2009-2010гг. на приобретение программного обеспечения, ведется подготовка к проведению конкурса по определению поставщика программного продукта, разрабатывается муниципальная программа по созданию информационного обеспечения градостроительной деятельности.
Вместе с тем, судом оставлено без внимания то, что в соответствии со ст.56 ч.1, ч.4 Градостроительного кодекса РФ информационная система обеспечения градостроительной деятельности включает в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем); сведения (о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; о документах территориального планирования субъектов Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию; о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений; о документации по планировке территории; об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий; о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; о геодезических и картографических материалах), дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках, иные документы и материалы.
Частями 5 и 6 ст. 56 Кодекса предусмотрено, что в дело о застроенном или подлежащем застройке земельном участке помещаются разрабатываемые и принимаемые при подготовке документации по планировке территории, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства копии установленных в норме документов и карт (схем), а также выданные до введения в действие Кодекса технические паспорта на объекты капитального строительства, расположенные на данном земельном участке.
В соответствии со ст. 57 ч.5 Кодекса постановлением Правительства РФ от 9 июня 2006г. N363 утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности, которое определяет структуру, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц (п.1). Согласно п.5, п. 6 Положения информационная система состоит из основных разделов (9), в которых содержится информация, предусмотренная частью 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и из дополнительных разделов, в которых содержится иная информация, имеющая отношение к градостроительной деятельности.
П.10 Положения предусмотрено, что сведения, содержащиеся в информационной системе, хранятся на бумажных и электронных носителях.
Ст.57 ч.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены сроки, в течение которых подлежащие размещению в информационной системе и полученные от органов государственной власти или органов местного самоуправления сведения должны быть размещены в информационной системе.
Ответчиком в соответствии со ст. 12 ч.1, ст. 56, ст. 57 ч.1 ГПК РФ не представлены суду первой инстанции доказательства в подтверждение того, что органом местного самоуправления были выполнены требования указанных нормативных правовых актов, не представлены в том числе, бумажные носители информации.
Согласно ст.57 п.6 Кодекса органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. В силу п.16 Положения сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются на бумажных и (или) электронных носителях в текстовой и (или) графической формах.
Ответчик не привел суду первой инстанции доказательств, что орган местного самоуправления может представить по запросу заинтересованного лица в полном объеме сведения, касающиеся градостроительной деятельности, на получение которых он имеет право в соответствии с Законом. Вывод суда о том, что такая возможность у органа местного самоуправления имеется, основан на объяснениях в суде представителя ответчика и иными доказательствами не подтвержден.
При таких обстоятельствах у суда не имелось правовых оснований для отказа прокурору в иске.
В соответствии с требованиями ст. 56 ч.8 Кодекса и п.12 Положения сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа. Несоблюдение указанного принципа и невыполнение в полном объеме требований, возложенных на орган местного самоуправления законом, приводит к нарушению прав органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; физических и юридических лиц на получение сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. В связи с этим, судебная коллегия находит вывод суда о том, что не установлено фактов нарушения прав заинтересованных лиц на получение информационных сведений в сфере обеспечения градостроительной деятельности, ошибочным. Заслуживает внимания и довод кассационного представления о том, что бездействие органа местного самоуправления имеет место с момента введения в действие Градостроительного кодекса РФ – с 30.12.2004г., т.е. в течение длительного времени. Вывод суда о том, что законом не установлены сроки выполнения возложенной законом на орган местного самоуправления обязанности по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, судебная коллегия находит ошибочным, поскольку органом местного самоуправления нарушаются установленные законом права госорганов, юридических и физических лиц.
Вывод суда об отсутствии у органа местного самоуправления денежных средств для выполнения возложенной на него законом обязанности не согласуется с требованиями ст.18 ч.2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что решение суда в соответствии со ст. 362 п.п. 1, 2, 4 ГПК РФ подлежит отмене, и считает возможным в силу ст. 361 ГПК РФ принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кандалакшского городского суда Мурманской области от 07 мая 2010 года отменить, кассационное представление прокурора города Кандалакши – удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым иск прокурора г. Кандалакша Мурманской области к администрации муниципального образования Кандалакшский район удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кандалакшский район Мурманской области по неосуществлению ведения информационного обеспечения градостроительной деятельности.
Обязать администрацию муниципального образования Кандалакшский район Мурманской области осуществить ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в соответствии со ст. 56, ст. 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации до 01 января 2012 года.
председательствующий:
судьи: