Верховный суд Республики Дагестан Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный суд Республики Дагестан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Дело № 33- 1688-2011 г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
в составе председательствующего: Сидоренко М.И.
судей Магадовой А.В. и Хавчаева Х.А.
при секретаре Джафарове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в гор. Махачкала от 10 июня 2011г. гражданское дело по кассационной жалобе представителя УФК по РД ФИО1 на решение Советского районного суда от 19 апреля 2011 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации - казны РФ в пользу ФИО2 1 670 400 (один миллион шестьсот семьдесят тысяч четыреста) рублей компенсационных средств, как переселенцу в связи с изъятием жилого дома для государственных нужд».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Магадовой А.В., выслушав объяснения представителя УФК по РД ФИО1, просившего об отмене решения суда, объяснения ФИО2, просившего об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 1670400 рублей.
Иск мотивирован тем, что он является жителем села Унцукуль Унцукулъского района Республики Дагестан. При строительстве Ирганайского ГЭС для государственных нужд у него был изъят жилой дом, который находился в селение Хинтимиты Унцукульского района, а в 1996 году при наполнении водохранилища Ирганайской ГЭС до отметки 483 метра его дом был затоплен, что подтверждается постановлением Правительства РД от 23 ноября 1998г. за №222 п.2 и списком переселенцев по МО «Сельсовет Унцукульский» по судебным решениям (приложение к списку от 04.04.2008г. по протоколу №14-04 от 25.09.2007 года, утвержденный «главой МО «Унцукульский район» и согласовано Начальником ОУФМС Унцукульского района |от 22.10.2008 г., а также техническим паспортом на индивидуальный жилой дом выданный БТИ в 1989 году).
Правительством Республики Дагестан было принято постановление от 30 июня 2003 г. |№159 «Об утверждении положения о порядке выплаты компенсационных средств населению Унцукульского района, переселяемому на новое место жительства в связи с затоплением Ирганайского водохранилища» где указана вся процедура подготовки документов и порядок выплаты компенсационных средств. Согласно пункту 8. Постановления Правительства РД ВЫ 59 от 30 июня 2003г., решение об использовании компенсационных средств на строительство жилья подрядным способом или собственными силами или приобретение жилья принимается гражданами самостоятельно в соответствии со статьями 137 и 139 Жилищного кодекса РФ (действовавшего на тот момент), и им было принято решение на строительство жилого дома хозяйственным способом, взамен оставляемого дома. Истцом был построен дом в с. Унцукуль, Унцукульского района.
В 2005 году Отделом Правительства РД по подготовке зон водохранилищ ГЭС, по указанию Правительства РД, между ними и Отделом Правительства РД по подготовке зон водохранилищ ГЭС был подготовлен договор по выплате компенсационных средств для обеспечения жильем гражданина Унцукульского района, дом которого подпадает в зону затопления Ирганайской ГЭС действующего на основании Положения на выплату компенсационных средств за возведённый или возводимый жилой дом собственными силами и средствами или приобретённый путём договора купли-продажи взамен затапливаемого жилого дома. В отдел Правительства РД по подготовке зон водохранилищ ГЭС им были представлены правоустанавливающие документы, включая технический паспорт на жилой дом, возведенный собственными силами. В связи с этим, на каждого переселенца в том числе на него были заведены учетные дела.
Распоряжением Правительства РД от 16 июня 2008 года за №155-р была образована комиссия в составе 9 человек в целях дополнительной проверки списков граждан Унцукульского района, переселяемых на новое место жительства в связи с затоплением Ирганайского водохранилища, для выплаты компенсационных средств за оставляемые жилые дома, многолетние насаждения и на строительство или приобретение жилья, восстановление многолетних насаждений и рассмотрено комиссионно. Комиссия проверяла списки и учетные дела переселенцев, делала соответствующую запись в учетное дело, в чём и расписывался.
Истец неоднократно представлял документы на выплату компенсации за возведённый им жилой дом своими силами и за свой счёт, в Отдел Правительства РД по подготовке зон водохранилищ ГЭС. Хотя по закону ему компенсационные средства должны были выплатить ещё в 1996 году, что по настоящее время не сделано.
Согласно постановления Правительства Республики Дагестан от 27 февраля 2001 г. № 52 (Вопросы отдела правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций), основными задачами и функциями Отдела Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций являются: координация деятельности администраций районов и сел по составлению и проверке достоверности списков переселенцев, а так же обеспечение ежегодно совместно с Минэкономики РД И Минфином РД защиты потребности в государственных централизованных капитальных вложениях и мероприятиях в зонах затопления водохранилищ гидроэлектростанций в Минэкономики РФ и в Минфине РФ.
Согласно постановления Правительства РФ от 11.10.01г. №714 (об утверждении положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных и государственных нужд и их финансировании за счет федерального бюджета) в перечень включаются стройки и объекты находящиеся в федеральной собственности.
В соответствии с Водным кодексом РФ (ст.8) водохранилища являются объектом федеральной собственности. Соответственно расходы по подготовке ложа водохранилища несет государство как собственник объекта. Все финансирование зоны затопления водохранилища Ирганайской ГЭСН производится из федерального бюджета, что подтверждается распоряжениями Правительства РФ от 3,02.07 г. №146-р, от 7.01.06 г.№140-р, от 7.02.05г. №131-р, от 13.01.04г. №37-р, от 21.01. 03 г. №81-р, от 14.02.02r. №207-ридр.
Факт того, что ответчиком по данному иску является Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ подтверждается стенографическим отчетом о совещании по вопросам социально-экономического развития Республики Дагестан прошедшего 11.08.10 г. в городе Сочи с участием президента РФ Медведева Д.А., полпреда президента в СКФО -ФИО3, президента РД - ФИО4
В постановлении Правительства Республики Дагестан от 30 июня 2003 г. N 159 (пункт 27-28) указано, что за жилые дома, ранее возведенные хозяйственным способом собственными силами и за счет собственных средств граждан, компенсационные средства выплачиваются исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Республике Дагестан на момент выдачи средств и социальной нормы общей площади жилья по составу семьи, на основании правоустанавливающих документов на жилые дома.
Приказом №438 от 30.09. 2010 г. Министерства Регионального Развития Российской Федерации «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2010 года» средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Дагестан установлена 23200 рублей, соответственно ему должно быть выплачена компенсация размер, причитающихся компенсационных средств к моменту предъявления иска должен исчисляться следующим образом: ФИО2 ( 4 х 18 х 23200 =1670400) рублей.
Просит взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны РФ в его пользу причитающиеся компенсационные средства, как переселенцу, в размере 1670400 рублей.
Считает доводы ответчика о пропуске срока обращения в суд не состоятельны и они им не пропущены. Правительство признает долг перед ним.
Представитель Министерства финансов РФ - УФК по РД ФИО1 исковые требования ФИО2 не признал, просил произвести замену ответчика в лице Минфина России на ответчика в лице Правительства Республики Дагестан, применить общий срок исковой давности в три года предусмотренные ст. 196 ГК РФ и в иске к Министерству Финансов РФ - отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представителя УФК по РД ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с существенными нарушениями норм материального и процессуального права с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых
требований в связи с пропуском истцами сроков исковой давности.
В жалобе приводятся доводы о том, что судом не было принято во внимание письменное ходатайство ответчика о применении сроков исковой давности. По данной категории дел специальных сроков гражданским законодательством не предусмотрено. Из чего следует, что истцом пропущен общий срок исковой давности, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Истечение срока исковой давности, пропущенного без уважительных причин, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Доводы истца о том, что Правительство Республики Дагестан никогда от существующей перед ним задолженности не отказывалось и признавало долг на протяжении 15 лет, не могут служить основанием для восстановления срока исковой давности по причине того, что взыскание было произведено за счет казны Российской Федерации, а не казны Республики Дагестан. Переписка с республиканскими органами исполнительной власти не может служить основанием для восстановления сроков исковой давности, так как указанная переписка не мешала истцу обратиться в суд с иском о взыскании требуемых им компенсаций в течение сроков исковой давности.
Суд в своем решении указывает, что: «ответчиком неоднократно в 2009 году давались ответы о признании требований обоснованными и принимаемых мерах в этом направлении». Данный довод не соответствует действительности. Министерство финансов Российской Федерации, а так же другие федеральные органы исполнительной власти существующую перед истцом задолженность не признавали и о принимаемых мерах в этом направлении не докладывали. В случае если такая задолженность признавалась республиканскими органами исполнительной власти, то и взыскание было необходимо произвести за счет казны Республики Дагестан.
В нарушении требований ст. ст. 147, 150, 152 ГПК РФ при рассмотрении вышеуказанного дела в Советском районном суде г. Махачкалы подготовка дела к судебному разбирательству была проведена без участия ответчика, а предварительное заседание вообще не было проведено.
В ходе судебного заседания, состоявшегося 19.04.2011 при участии представителя Министерства финансов Российской Федерации, судом в нарушении требований ст. ст. 175, 181 ГПК не было исследовано ни одно письменное и иное доказательство кроме искового заявления и письменного возражения ответчика. А решение о взыскании сумм в пользу истцов фактически было принято без исследования документов подтверждающих обоснованность и правомерность взыскания.
Суд принял решение о взыскании с ответчика указанных сумм компенсации на основании незаверенных ксерокопий документов, в нарушение требований статей 67, 71 ГПК РФ. Это подтверждаются приложенными к кассационной жалобе копиями материалов судебного дела полученными нами 23.05.2011.
Согласно Положения «О порядке выплаты компенсационных средств населению Унцукульского района, переселяемому на новое место жительства в связи с затоплением Ирганайского водохранилища», утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан №159 от 30 июня 2003г. основанием для компенсационных выплат за оставляемые жилые дома, многолетние насаждения и на строительство или приобретение жилья, восстановление многолетних насаждений являются списки граждан переселяемых из зоны затопления в переселенческие поселки.
Списки составляет и утверждает Администрация Унцукульского района и передает в отдел Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилища. Отдел рассматривает материалы и принимает решения по обоснованности выделения компенсационных выплат за оставляемые жилые дома, многолетние насаждения и на строительство или приобретение жилья.
Выплата компенсационных средств производится через лицевые счета граждан, открываемых ими в банковских учреждениях.
Однако следует учесть, что Указом Президента Республики Дагестан №54 от 03.03.2010г. «О структуре органов исполнительной власти республики Дагестан» Отдел Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ, гидроэлектростанций упразднен и поэтому все спорные вопросы по финансированию должны решаться Правительством Республики Дагестан.
Министерство финансов Российской Федерации финансирование указанных расходов не производило, как указано в п. 7 Положения, утвержденного Постановлением №159 от 30 июня 2003 финансирование расходов осуществлялось за счет средств, предусматриваемых на указанные цели в республиканском бюджете и бюджете ОАО «РАО ЕЭС России». Какие-либо обязанности по финансированию расходов на указанные цели на Министерство финансов Российской Федерации возложены не были.
Следовательно, вины Министерства финансов Российской Федерации в не получении истцом денежных средств нет.
Кроме того, согласно содержанию постановления Правительства Республики Дагестан от 22.11.1998 № 222 (в ред. Постановления Правительства РД от 08.04.2008 № 109) «О первоочередных мерах по ускорению строительства объектов зоны затопления Иргнайской ГЭС» следует, что с учетом произведенных в августе 1998г. компенсационных выплат, согласно представленным расчетам в сумме 7 млн. рублей, компенсация стоимости сносимого жилья и приусадебных садов по зоне затоплению с учетом всех коэффициентов произведена полностью. Прокуратуре РД в вышеуказанном постановлении рекомендовано расследовать факты незаконных выплат компенсаций в зоне затопления Ирганайской ГЭС и хищения денежных средств, направленных на компенсационные выплаты переселенцам из зоны затопления Ирганайской ГЭС в 1993 году.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства РД от 30 июня 2003 г. № 169 было утверждено Положение о порядке выплаты компенсационных средств населению Унцукульского района, переселяемому на новое место жительства в связи с затоплением Ирганайского водохранилища, во исполнение этого постановления списки граждан Унцукульского района, переселяемых на новое жилье, были дополнительно уточнены по результатам работы созданной распоряжением Правительства РД от 16,06.2008 г. комиссии".
Постановлением Правительства РФ от l октября 2001 г. № 714, утвердившего Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и финансировании за счет средств федерального бюджета, Ирганайская ГЭС включена в этот перечень.
В соответствии с пунктами 2-4 Постановления Правительства РД от 30.06.2003 N 159 (ред. от 22.07.2008) "Об утверждении Положения о порядке выплаты компенсационных средств населению Унцукульского района, переселяемому на новое место жительства в связи с затоплением Ирганайского водохранилища" основанием для выплаты компенсационных средств за оставляемые жилые дома, многолетние насаждения и на строительство или приобретение жилья, восстановление многолетних насаждений являются списки граждан, переселяемых из зоны затопления в переселенческие поселки и определенных в соответствии со ст. 137 Жилищного кодекса РФ по состоянию на 5 марта 1977 года (дата принятия распоряжения Совета Министров ДАССР от 5 марта 1977 г. N 78-р) (далее - списки).
Списки составляет и утверждает Администрация Унцукульского района совместно с администрациями сел, находящихся в зоне затопления, при наличии у граждан правоустанавливающих документов и оценочных актов на жилые дома и многолетние насаждения.
Списки, утвержденные в установленном порядке, Администрацией Унцукульского района передаются в Отдел Правительства РД по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций (далее - Отдел).
Судом установлено, что ФИО2 имел домовладение в с. Хинтимиты Унцукульского района, которое было затоплено в 1996 г. в связи со строительством Ирганайского водохранилища.
Таким образом, у истца был изъят жилой дома, который осталось в зоне затопления.
ФИО2 был включен в дополнительный список переселенцев по МО «сельсовет Унцукульсхий», на основании решения Унцукульского районного суда РД от 01.09.2005г., утвержденный главой МО «Унцукульский район» и начальником УФМС района 22.10.2008 г.
Из материалов дела следует, что ФИО2, начиная со дня затопления ее дома в 1996 г. до его обращения в суд не смог получить компенсационные выплаты, право на получение которой было нарушено в течение длительного времени.
Согласно п.5 Постановления отдел рассматривает материалы и принимает решения по обоснованности выплаты гражданам компенсационных средств за оставляемые жилые дома, многолетние насаждения и на строительство или приобретение жилья, восстановление многолетних насаждений.
Из материалов дела следует, что ответчиком велась работа по упорядочиванию списков граждан на получение вышеуказанных компенсаций, что подтверждается протоколами совещаний у зам.председателя Правительства РД ФИО5 от 25.09.2009г. №14-04, от17.04.2009г. №19-13. На обращения граждан и Главы Администрации СО «село Ирганай» Унцукульского района ответчиком неоднократно в 2009 году давались ответы о признании требований обоснованными и принимаемых мерах в этом направлении, кроме того о наличии долга перед переселенцами, признан и на совещании по вопросам социально-экономического развития Республики Дагестан прошедшего 11.08.10г. в городе Сочи с участием президента РФ Медведева Д.А. на которой ФИО3 подтверждает, что при введении Ирганайской ГЭС не были выполнены обязательства перед населением на сумму 2,3 млрд. руб.
Доводы жалобы о пропуске истцом срока исковой давности, необоснован.
Согласно ст.203 ГК РФ, течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
Согласно ответа Отдела при Правительстве РД по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций от 20.07.2009г., расходы по организации подготовки водохранилищ, в том числе и на компенсационные выплаты, в бюджет 2009 г. не были включены, по мере поступления в бюджет эти расходы будут выплачиваться, что водохранилище является федеральной собственностью, поэтому все расходы должны финансироваться за счет средств федерального бюджета.
Учитывая изложенное, суд правомерно пришел к выводу о законности и обоснованности требований истца.
В п.12 Постановления Правительства РД от 30.06.2003 N 159 (ред. от 22.07.2008) "Об утверждении Положения о порядке выплаты компенсационных средств населению Унцукульского района, переселяемому на новое место жительства в связи с затоплением Ирганайского водохранилища" указано, что обязанность Отдела обеспечить их жильем считается выполненной после получения гражданами компенсационных средств на строительство или приобретение жилья.
Таким образом, судом установлено, что свои обязанности перед населением, в данном случае перед истцом, ответчиком по данному делу Министерством Финансов Российской Федерации, признанного судом надлежащим, не выполнены.
Доводы жалобы о том, что Министерство финансов Российской Федерации, а так же другие федеральные органы исполнительной власти существующую перед истцом задолженность не признавали и о принимаемых мерах в этом направлении не докладывали, сводятся к переоценке выводов суда.
Довод жалобы о том, что в случае, если задолженность признавалась республиканскими органами исполнительной власти, то и взыскание было необходимо произвести за счет казны Республики Дагестан, несостоятелен.
Причиненный истцу ущерб при указанных выше обстоятельствах может быть признан государственным долгом, подлежащим возмещению за счет казны Российской Федерации.
Согласно п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан
определила:
Решение Советского районного суда от 19 апреля 2011 года, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: