ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-169/2012 от 26.01.2012 Брянского областного суда (Брянская область)

           Судья Галыгина Е.А.                  Дело №

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е   Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

Председательствующего: ЗУБКОВОЙ Т.И.

Судей областного суда:     АПОКИНОЙ Е.В. и МАКЛАШОВА В.И.

При секретаре                      КЛОЧКОВОЙ С.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зубковой Т.И. 26 января 2012 г. дело по кассационной жалобе ФИО1 на     решение Советского районного суда г. Брянска от 9 декабря 2011 г. по делу по иску ФИО1 к Брянской областной организации профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания о взыскании заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности, оплаты очередного оплачиваемого отпуска,

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с 2004 года она была избрана и работала председателем Брянской городской организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания. Решением президиума Брянской областной организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания от 30 сентября 2009 года горком профсоюза был ликвидирован с 01 октября 2009 года. Полагая, что при проведении процедуры ликвидации было нарушено законодательство, и которая до настоящего времени не завершена, истец просила суд обязать ответчика произвести ликвидацию организации в соответствии с требованиями закона, произвести её увольнение на основании п.1 cт.81 TK РФ и взыскать в её пользу задолженность по выплате денежных средств в размере 48 708 рублей 72 копейки и компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей.

В уточненных исковых требованиях просила суд обязать ответчика уволить её по п.1 ст. 81 ТК РФ, взыскать в её пользу с Брянской областной организации профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания заработную плату за январь-март 2010 года и отпускные в сумме 29 012 рублей 30 копеек, пособия по листкам нетрудоспособности в сумме 37 595 рублей 77 копеек, средний заработок за 6 месяцев в соответствии с п. 26 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности РФ» и ст.375 ТК РФ в сумме 71 526 рублей 84 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 200 000 рублей и судебные расходы (копировальные услуги, распечатка с дискеты, отправка корреспонденции по почте) в сумме 1 427рублей 00 копеек.

Представитель ответчика иск не признал. Возражая против заявленных требований, пояснил, что областная организации профсоюза не состоит с истцом в трудовых отношениях, городская организация профсоюза до настоящего времени не ликвидирована и из ЕРРЮЛ не исключена. Решение Президиума Брянской областной организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания от 30 сентября 2009 года о ликвидации горкома профсоюза было отменено, поскольку завершить ликвидацию было невозможно из-за противодействия этому ФИО1, отказавшейся передать ликвидационной комиссии необходимые документы. ФИО1 отказалась передавать документы и подписывать акт приема-передачи документов до полного расчета с ней. Однако рассчитаться с ФИО1 ликвидационная комиссия не могла, не получив необходимые для этого финансовые документы горкома и доступ к расчетному счет организации.

Решением суда от 9 декабря 2011 г., в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

В возражениях на жалобу ответчик просит оставить решение суда без изменения.

Заслушав доклад судьи областного суда Зубковой Т.И., объяснения истицы, поддержавшей жалобу и просившей решение суда отменить, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.

    Как видно из материалов дела,ФИО1 22 декабря 2004 года был избрана председателем Брянской городской организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания сроком на пять лет, т.е. до 22 декабря 2009 года. В трудовой книжке истицы в графе «Сведения о приеме на работу, о переводах на другую работу и об увольнении» указано, что она избрана на должность председателя горкома профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания (запись № 39 от 22 декабря 2009 года), данных об увольнении ФИО1 с указанной должности не имеется.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 20 августа 2010 года Брянская городская организация профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания зарегистрирована в качестве юридического лица с 01 декабря 1991 года, сведений о ликвидации юридического лица не имеется.

       Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводу о том, что ФИО1 состоит в трудовых отношениях с Брянской городской организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания, которая по отношению к ней является работодателем. До настоящего времени работодатель истца как юридическое лицо не ликвидирован, постановление Президиума областного комитета профсоюза от 30 сентября 2009 года о его ликвидации утратило силу и у ответчика не возникло обязанности по провидению действий, предусмотренных ст. 62 ГК РФ по отношению к истице.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку он соответствуют обстоятельствам дела и не противоречит требованиям закона.

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального Закона « О профессиональных союзах» реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации осуществляются по решению его членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а ликвидация профсоюза или первичной профсоюзной организации как юридического лица - в соответствии с Федеральным законом.

В соответствии со ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Согласно Устава профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ Брянская областная организация профсоюза является региональной организацией профсоюза на территории Брянской области ( п.8 Устава), а Брянская городская организация - территориальной органиизацией профсоюза на территории г. Брянска.( п.7Устава) Из материалов дела усматривается, что Президиумом Брянского областного комитета Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ 30 сентября 2009 года было принято решение о ликвидации с 1 октября 2009 года Брянской городской организации профсоюза. Постановлением Президиума Брянского областного комитета Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ от 13 января 2010 года создана ликвидационная комиссия для соблюдения всей процедуры ликвидации Брянской городской организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания как юридического лица и исключения его из ЕГРЮЛ..

Согласно постановлению Президиума Брянского областного комитета профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ от 25 февраля 2010 года, в связи с тем, что назначенная ликвидационная комиссия не имела возможности установить порядок и сроки ликвидации Брянской городской организации Профсоюза в соответствии со cт. 63 ГК РФ из-за противодействия в передаче документов организации ФИО1, п. 1 постановления президиума областного комитета Профсоюза от 30 сентября 2009 года и постановление Президиума от 13 января 2010 года «О создании ликвидационной комиссии» признаны утратившими силу.

    Данные постановления приняты правомочным органом, т.к. в соответствии с Уставом профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ п.8.4 Президиум комитета региональной профсоюзной организации имеет право принимать решения о создании, реорганизации, и прекращении деятельности территориальной организации профсоюза.( т.1 л.д. 45)

В соответствии со ст. 26 ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» при невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации работодатель или его правопреемник, а в случае ликвидации организации профсоюз сохраняют за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.

Следовательно, указанная норма предусматривает обязанность работодателя или его правопреемника сохранять за освобожденным профсоюзным работы по окончании срока его полномочий его средний заработок на срок до 6 месяцев

Поскольку Брянская областная организации профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания не является ни работодателем, ни правопреемником работодателя по отношению к ФИО1, суд обоснованно отказал в иске о взыскании с ответчика в ее пользу шестимесячной заработной платы в соответствии со ст. 26 ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

    В кассационной жалобе истица просит суд обязать ответчика завершить процедуру ликвидации, однако данные требования не были предметом рассмотреия суда первой инстанции, являются новыми требованиями, которые не могут быть заявлены в суде кассационной инстанции.

Другие доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, новых доводовжалоба не содержит.

      Оснований для отмены судебного решения не имеется.

       Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Советского районного суда г. Брянска от 9 декабря     2011г. оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:          Зубкова Т.И.                                        

Судьи областного суда:                                            Апокина Е.В.

                                                                                    ФИО2