ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-1706 от 23.05.2011 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Д е л о № 33 – 1706

Судья: Колдашова Г.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

  Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Уварова В.В.,

судей: Пачиной Л.Н. и Белоусовой В.Б.,

с участием прокурора: Лесняк Е.Н.

при секретаре: Подливаловой О.В.,

рассмотрев в судебном заседании от 23  мая 2011г. гражданское дело кассационному представлению прокурора г. Моршанска Тамбовской области на решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 09 февраля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Уварова В.В., судебная коллегия

У с т а н о в и л а:

Прокурор г. Моршанска Тамбовской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому Акционерному обществу «Объединенная зерновая компания» (далее ОАО «ОЗК»), открытому акционерному обществу «Вернадовское хлебоприемное предприятие» (далее ОАО «Вернадовское ХПП») и администрации Моршанского района Тамбовской области о признании незаконным бездействий в части непринятия мер по сохранности сельскохозяйственной продукции, закупленной для формирования интервенционного фонда.

В обосновании своих требований указано, что в ходе проведения прокуратурой г. Моршанска Тамбовской области проверки, по соблюдению требований законодательства по обеспечению сохранности сельскохозяйственной продукции, закупленной для формирования государственного интервенционного фонда, было установлено, что в соответствии с постановлением правительства РФ от 03.08.2001 года № 580 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» сельскохозяйственная продукция, закупленная для интервенционного фонда, размещается на хранение в отобранных на конкурсной основе Министерством сельского хозяйства РФ организациях.

На основании государственного контракта Министерства сельского хозяйства Российской Федерации государственным агентом является ОАО «Объединенная зерновая компания».

*** между государственным агентом – ОАО «Объединенная зерновая компания» и ОАО « Вернадовское хлебоприемное предприятие» был заключен договор хранения запасов интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции № ***.

В соответствии с п. 1.1 вышеуказанного договора на ОАО «Вернадовское ХПП» в течение 2010 года возложены обязанности по принятию от государственного агента - ОАО «Объединенная зерновая компания» на хранение зерна интервенционного фонда, обеспечению количественной и качественной сохранности зерна в течение всего периода его хранения, а также его возврату государственному агенту.

Вышеуказанным договором предусмотрено, что ОАО «Вернадовское ХПП» обязано осуществлять приём и обеспечивать количественно-качественную сохранность зерна интервенционного фонда в соответствии с нормативно-технической документацией, направленной на сохранность зерна и Порядком учёта зерна и продуктов его переработки, утвержденным приказом Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации *** № ***, проводить обеззараживание складских помещений, предоставляемых для хранения зерна интервенционного фонда, а так же хранить и учитывать зерно интервенционного фонда обособленно и т.д.

Однако, в ходе проведенной проверки, было установлено, что ОАО «Вернадовское XIШ» в нарушение взятых обязательств по Договору, не осуществляет обеспечение качественной и количественной сохранности зерна интервенционного фонда.

В ходе проверки, с привлечением специалистов Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям было проведено обследование складских помещений, на которых ОАО «Вернадовское ХПП» осуществляет хранение зерна интервенционного фонда. Установлено, что указанные помещения не соответствуют требованиям, предъявляемым для хранения сельскохозяйственной продукции.

Так согласно схеме размещения, зерно интервенционного фонда, находится I г складах № № ***, ***, ***, ***, *** *** ***,***.

- в складе № *** верхняя галерея требует частичного ремонта, отсутствуют установки активного вентилирования;

- смежная стена между *** и *** складом имеет не заделанный проем в стене;

- в складе № *** нижняя галерея находится в нерабочем состоянии из-за отсутствия транспортерной ленты;

- в складе № *** обнаружены две сквозные трещины в стенах от угла склада шириной 5-9 см.;

- нарушена целостность фронтона между складом № *** и соседним разрушенным складом;

- план мероприятий по борьбе с зараженностью зерна, вредителями и грызунами не ведется;

- вскладах ***, ***, *** обнаружены следы жизнедеятельности грызунов и кошек;

- в складах № ***, ***, *** установлено наличие посторонних предметов: доски, полиэтиленовые пленки, неиспользуемое передвижное оборудование (в нарушение п. 2.14 Инструкции № 9-7-88 по хранению зерна, маслосемян, муки и крупы);

- во всех складах светильники не оборудованы защитными колпаками с сетками (в нарушение п. 2.4. Инструкции);

- у входа в склады отсутствуют скребки, подстилки, щетки, для предотвращения загрязнения помещений (в нарушение п. 2.11. Инструкции);

На территории склада организованно освещение в ночное время, при этом часть светильников находится в нерабочем состоянии.

Допускается повсеместное произрастание на территории элеватора сорной травы, мероприятия по удалению сорняков не проводятся.

Отсутствуют правила организации и ведения технологического процесса, утвержденные руководителем.

Учет операций с зерном государственного интервенционного фонда ведется с нарушением требований приказа Госхлебинспекции от 08.04.2002г. № 29 журналы установленной формы не ведутся).

В нарушение Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 инвентаризация хранителем не проводится.

Кроме того, как показала проверка, на элеваторе отсутствует материально-ответственное лицо за количественную и качественную сохранность зерна.

Охрана территории осуществляется ненадлежащим образом, поскольку территория элеватора не огорожена и имеет свободный доступ со стороны ХЮ «Моршанский мелькомбинат». Круглосуточную охрану территории элеватора ежедневно осуществляет 1 охранник ОАО «Вернадовское ХПП». На момент проверки весь штат охранников был предупрежден бывшим директором ОАО «Вернадовское ХПП» о предстоящем увольнении, в связи с введением в отношении организации процедуры банкротства.

Кроме того, при последующей закладке зерна в склад № *** другим владельцем (ООО «Алиса-Техно») хранителем не было обеспечено обособленное хранение зерна ОАО «Объединенная зерновая компания».

Поверкой установлено, что ОАО «Вернадовское ХПП» складские помещения используются для хранения зерна интервенционного фонда на основании договора аренды от *** № ***, заключенного с собственником - ОАО «Моршанская земля». Согласно указанному договору на арендаторе - ОАО Вернадовское ХПП» лежит обязанность по обеспечению соответствия арендуемых помещений санитарным и техническим требованиям, производство технического обслуживания и текущего ремонта.

Данные нарушения, допущенные ОАО Вернадовское ХПП», явились следствием ненадлежащего исполнения обязанностей по организации качественной и количественной сохранности зерна, в том числе со стороны государственного агента ОАО «Объединенная зерновая компания». В соответствии с государственным контрактом от *** № *** заключенным между ОАО «Объединенная зерновая компания» и Минсельхозом России, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от *** № *** «Об утверждении Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на ОАО «ОЗК» возложены функции государственного агента по проведению государственных закупочных и товарных интервенций, размещению запасов интервенционного фонда и организации их количественной и качественной сохранности.

Согласно п. 1.2 Инструкции по проверке количественной и качественной сохранности зерна государственного интервенционного фонда, утвержденной заместителем генерального директора ОАО «Объединенная зерновая компания» Г.Л. Милославским контроль сохранности государственного зернового фонда осуществляется уполномоченными представителями ОАО «ОЗК» на основании утвержденных графиков проведения плановых проверок количественно-качественной сохранности государственного интервенционного фонда и по заданиям руководства ОАО «ОЗК».

Прокуратурой города в ходе проведения поверки было установлено, что ОАО «ОЗК» за период 2009-2010 года проводились проверки количественно­-качественной сохранности зерна государственного интервенционного фонда, по результатам которых, были составлены соответствующие акты (от 03.12.2009, 18.08.2009, 21.05.2009). При этом каких-либо нарушений по техническому состоянию складских помещений установлено не было. В 2010 году ОАО «ОЗК» было проведено 4 проверки количественно-качественной сохранности зерна государственного интервенционного фонда. Проверкой проведенной ОАО «ОЗК» 23 марта 2010 года были выявлены нарушения по перемещению зерна, а также техническому состоянию помещений. Так в складе № *** местами были сломаны перила, в складе № *** нижняя галерея находилась в нерабочем состоянии из-за отсутствия транспортерной ленты, в складе № *** отсутствовал фронтон, в результате чего атмосферные осадки попадали в склад. По результатам проверки ОАО «ОЗК» хранителю было выдано предписание № *** от *** об устранении выявленных недостатков условий хранения зерна интервенционного фонда со сроком исполнения до 25 марта 2010. 31 марта 2010 года при проведении проверки исполнения предписания нарушений технического состояния складских помещений выявлено не было, ОАО был сделан вывод, что хранитель обеспечивает количественно-качественную сохранность зерна интервенционного фонда. Вместе с тем выданное ОАО «ОЗК» предписание от 23.03.2010 фактически не исполнено. 22 июня 2010 года представителями ОАО «ОЗК» вновь была проведена плановая проверка количественно-качественной сохранности зерна, в ходе которой выявлены нарушения, имевшие место по результатам ранее проводимых проверочных мероприятий. Указанный факт свидетельствует о том, что контроль со стороны ОАО «ОЗК» за сполнением ранее выданного предписания № *** от *** произведен не был, контрольная проверка, проведенная 31.03.2010 года носила формальный характер. Таким образом, выявленные 22.06.2010 года нарушения по техническому содержанию складских помещений имели место на протяжении практически всего периода хранения. Вместе с тем, ОАО «ОЗК» не принимало действенных мер к ОАО «Вернадовское ХПП» к понуждению исполнения условий договора хранения.

На основании акта проверки № *** от *** руководителю ОАО Вернадовское ХПП» было вынесено предписание об устранении нарушений условий хранения зерна. В частности, оборудовать фронтон в складе № ***, устранить лопину торцевой стены в складе № ***, произвести ремонт нижней галереи в складе № *** и верхней галерее в складе № ***, в складе № *** устранить две трещины в стенах от угла склада и провести оздоровительные мероприятия с терном. Срок выполнения предписания - 22.07.2010.

Как показала настоящая проверка по истечении указанного срока ОАО «ОЗК» располагая информацией о состоянии юридического лица и имеющихся финансовых трудностях хранителя, не обеспечило проведение контрольных мероприятий по выполнению предписания. Проверка сохранности зерна государственного интервенционного фонда была организована только 28.09.2010 г. Следствием этого явился тот факт, что на момент проведения прокурорской проверки в августе и сентябре текущего года, указанные нарушения хранителем устранены не были и имеют место по настоящее время. Одной из причин, по которой не были приняты меры по устранению выявленных нарушений, является неудовлетворительное финансовое состояние предприятия, фактическое самоустранение руководителей предприятия от выполнения управленческих функций, а также введения в отношении хранителя ОАО Вернадовское ХПП» процедуры банкротства.

Представителем ОАО «ОЗК» при поведении плановой проверки 22.06.2010 количественно-качественной сохранности зерна интервенционного фонда был установлено, что в отношении хранителя ОАО «Вернадовское ХПП» введена процедура банкротства - наблюдение. При этом в нарушение п. 2.3 договора хранения от *** № *** хранителем ОАО «Вернадовское ХПП» не были выполнены обязательства о сообщении государственному агенту - ОАО «ОЗК» сведений о произошедших изменениях в деятельности юридического лица. При выявлении факта возбуждения производства о признании хранителя банкротом ОАО «ОЗК» не было принято мер, направленных на организацию качественной и количественной сохранности зерна, в том числе возложение обязанностей по хранению на арбитражного управляющего ОАО «Вернадовское ХПП». Кроме того, ОАО «ОЗК» при наличии невыясненных правовых последствий введения процедуры банкротства и его влияния на исполнение договора хранения проведена проверка финансового состояния юридического лица и документов, регулирующих правовые отношения хранителя и ОАО «Моршанская земля» являющегося собственником складских помещений.

Непринятие вышеуказанных мер, а также ненадлежащий контроль за деятельностью хранителя привело к тому, что зерно интервенционного фонда в настоящий момент хранится на складских помещениях, не отвечающих санитарным и техническим требованиям, что в конечном итоге может повлечь утрату его потребительских свойств и соответственно причинить ущерб государству. Кроме того, в сложившейся ситуации со стороны ОАО «ОЗК» до настоящего времени не приняты меры обеспечительного характера, направленные за сохранность зерна, размещенного в указанных складских помещениях. Подтверждением тому, может служить тот факт, что согласно акту проверки проведенной ОАО «ОЗК» 28.09.2010г. количество зерна находящегося на хранении составляет ***, что на *** меньше изначально заложенного.

Также проверкой установлено, что органами местного самоуправления района не обеспечивается реализация государственной аграрной политики на территории Моршанского района. При этом в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют полномочия, связанные со стимулированием сельскохозяйственного производства, созданием и расширением рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Однако администрация района занимает пассивную позицию в проведении сельскохозяйственной политики. В связи с тем, что органами местного самоуправления района не осуществляется руководство и управление в области сельского хозяйства, предоставление субсидий юридическим лицам на развитие сельскохозяйственного производства, в том числе на обеспечение мероприятий по проведению закупочных интервенций продовольственного зерна в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не производится, что негативным образом сказывается на развитии рынка сельскохозяйственной продукции и не способствует формированию интервенционного фонда.

Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 09.02.2011 года заявление прокурора г. Моршанска, заявленного в интересах неопределенного круга лиц было удовлетворено частично.

Признано незаконным бездействие открытого акционерного общества «Объединенная зерновая компания» в лице генерального директора Левина С.Л. и открытого акционерного общества «Вернадовское хлебоприемное предпрятие» в лице конкурсного управляющего Игнатова А.М. в части непринятия мер по сохранности интервенционного фонда.

Обязать государственного агента открытое акционерное общество Объединенная зерновая компания» незамедлительно принять меры направленные на организацию в соответствии с действующим законодательством, качественной и количественной сохранности сельскохозяйственной продукции интервенционного фонда, размещенного в складских помещениях, расположенных в г. Моршанске, в районе асфальтового завода.

В остальной части иска было отказано.

В кассационном представлении прокурор г. Моршанска с решением Моршанского районного суда Тамбовской области не согласен, указывает, что при вынесении решения суд неправомерно отказал в части требований, а именно возложения на государственного агента – Открытое Акционерное Общество «Объединенная зерновая компания» и хранителя Открытое Акционерное Общество «Вернадовское хлебоприемное предприятие» обязанностей по перевесу интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции.

Считает, что все обстоятельства дела, не позволяют сделать вывод о полной сохранности сельскохозяйственной продукции, хранение которой в настоящее время производится в складских помещениях ОАО «Вернадовское хлебоприемное предприятие».

В возражении на кассационное представление ОАО «Вернадовское ХПП» считает, решение Моршанского районного суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационное представление без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, поддержанного прокурором, выслушав возражения представителя ОАО «Вернадовское хлебоприемное предприятие» Мамонтовой Е.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Ст.12 ГК РФ определяет способы защиты гражданских прав. Прокурор же не учитывая требования указанной нормы, просил суд обязать ответчика провести взвешивание хранящегося на складе зерна на поверенных весах с целью установления количества хранящегося зерна.

Данное требование не относится к способам защиты гражданских прав, а поэтому суд обоснованно отказал в их удовлетворении.

А, кроме того, как пояснила представитель ОАО Вернадовское ХПП, в настоящее время всё зерно интервенционного фонда отгружено получателю. Претензий по качеству и количеству зерна не получено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется. В остальной части решение суда сторонами не обжалуется.

На основание изложенного и руководствуясь ст.360 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Моршанского районного суда от 9 февраля 2011 года оставить без изменения, а представление прокурора г.Моршанска – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Копия верна: