ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-1819 от 09.02.2012 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

                                                                                    Краснодарский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Краснодарский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья – Константинова Р. П. Дело № 33-1819/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«09» февраля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Одинцова В.В.

судей Поповой С.К., Метова О.А.

по докладу судьи краевого суда Поповой С.К.

при секретаре с/з Репич В.В.

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора г. Карачаевска, Карачаево-Черкесской Республики на решение Приморского районного суда г. Новороссийска от 24 ноября 2011 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор г. Карачаевска обратился в суд с иском к ЗАО «Лизингстроймаш», ФИО1 о возмещении материального ущерба в сумме  руб.

В обоснование исковых требований указывал, что вступившим в законную силу приговором Карачаевского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.05.2008 установлено, что ФИО1, рабо­тая в должности директора южного филиала закрытого акционерного общества «Ли­зингстроймаш», признан виновным в совершении ряда преступлений предусмотренных п.«б» ч.3 ст.165 УК РФ, п.«б» ч.2 ст.171 УК РФ, в результате которых, государству причинен материальный ущерб.

Находясь в трудовых отношениях с ЗАО «Лизингстроймаш», ФИО1, буду­чи наделенным соответствующими полномочиями, , заключил с Федераль­ным государственным учреждением «Кубанский центр мониторинга водных объектов», государственные контракты: №  от  на строи­тельство объекта «Противопаводковые мероприятия на реке Кубань в районе города Карачаевска, КЧР» на сумму .; №  от  по объекту «Противопаводковые мероприятия на реке Кубань в районе города Карачаевска, КЧР» на сумму .; дополнительное соглашение   от 31 октября 2006 года об из­менении государственного контракта №  от  согласно лимиту финансирования на 2006 год на

На выполнение работ по строительству объекта «Противопаводковые меро­приятия на реке Кубань в районе города Карачаевска КЧР», ФГУ «КЦМВО» перечислены на счет Южного филиала ЗАО «Лизингстроймаш» денежные средст­ва федерального бюджета в общей сумме . После получения первого аванса в сумме  рублей, ЮФ ЗАО «Лизингстроймаш» под руководством Рыко­ва И.Ф. приступил к выполнению работ по возведению дамбы   длиной  метров, дополнительной дамбы длиной  метров и дамбы   длиной  метров. При этом ФИО1 представил заказчику ФГУ «КЦМВО» подписанные и утвержденные им ак­ты приемки выполненных работ (КС-3) за октябрь, ноябрь, декабрь 2005 года, содер­жащие изначально ложные, не соответствующие действительности сведения о вы­полнении в полном объеме работ, проведенных на дамбах  ,   и дополнительной дамбе длиной  метров. При комиссионной проверке, проведенной , было установлено, что работы на указанных объектах были проведены не в полном объеме, при этом сумма невыполненных работ по дамбе   составила  руб. Кроме того, завышены работы по транспортировке рваного камня при строительстве объекта на сумму  руб. и по креплению откосов дамб скальной породы на  руб. Об­щая сумма невыполненных работ по дамбе  , по дамбе   и дополнительной дамбе длиной  метров составляет  руб.

В феврале 2006 г. по указанию ФИО1 в товарно-транспортные накладные за октябрь, ноябрь и декабрь 2005 г. необоснованно были включены объемы работ по перевозке груза (рваного камня) в количестве 20 580 тонн, что составляет  куб.м. на общую сумму   руб., которые в последующем были включены в акты приемки выполненных работ (КС-2) и в справки о стоимости выполненных работ (КС-3), подпи­санные ФИО1 Названные суммы были оплачены заказчиком в полном объеме.

За счет необоснованного применения ФИО1 индекса удорожания строительно-монтажных работ на материалы и за счет завышения цены рваного камня на объекте «Противопаводковые мероприятия на реке Кубань в районе города Карачаевска, КЧР», завышение стоимости выполненных работ составило  руб., кото­рые также оплачены заказчиком в полном объеме.

В нарушение статьи 17.1 ФЗ №2395-1 от 21 февраля 1992 года «О недрах» ЮФ ЗАО «Лизингстроймаш», в лице директора ФИО1, незаконно добыл и вывез из карьера ООО КГП «Алибек», расположенного в Карачаевском районе КЧР, рваный камень в количестве  м3, по цене 50 руб. за 1 куб.м., на общую сумму  руб., с НДС -  руб. Поскольку отпускная цена рваного камня за 1 куб.м. со­ставляет  руб., включая затраты на добычу андезита в сумме  руб. за 1 куб. м., ЮФ ЗАО «Лизингстроймаш» получил доход от незаконной предпринимательской дея­тельности, то есть добычи общераспространенных полезных ископаемых в указанном карьере без специального разрешения (лицензии) в 2005-2006 годах  руб., с учетом НДС -  руб.

ЮФ ЗАО «Лизингстроймаш» в лице директора ФИО1 незаконно пользо­вался участком недр и осуществлял добычу общераспространенных полезных ископае­мых в 2005 г. на Байтал - Чапканском участке, расположенном на левом борту реки Ку­бань КЧР, без специального разрешения (лицензии), необходимой для осуществления деятельности, указанной в лицензии, на пользование недрами, от чего им был получен доход в сумме  руб.

Общая сумма незаконно полученного ЮФ ЗАО «Лизингстроймаш» дохода в результате уголовно наказуемых деяний, совершенных ФИО1, составила  руб. которую прокурор просит суд солидарно взыскать с ФИО1 и ЗАО «Ли­зингстроймаш», как работодателя ФИО2

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Новороссийска Власова Е.Ю. поддержала заявленные требования по изложенным в иске обстоятельствам.

Представитель Министерства финансов РФ по доверенности считает иск обос­нованным и просит его удовлетворить.

ФИО1 иск не признал и пояснил, что работал директором ЮФ ЗАО «Ли­зингстроймаш» и все работы, произведенные ЮФ ЗАО «Лизингстроймаш» под его ру­ководством, выполнены в точном соответствии с заключенными контрактами. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель ЗАО «Лизингстроймаш» иск не признал и пояснил, что ФИО1, являясь директором ЮФ ЗАО «Лизингстроймаш», действовал в рамках заключен­ных с заказчиком гражданско-правовых сделок, то есть государственных контрактов, в связи с чем, применение норм о неосновательном обогащении, как способа защиты на­рушенного права в данной ситуации неприменимо.

Представитель Федерального государственного учреждения «Кубанский центр мониторинга водных объектов» (ФГУ «КЦМВО») в судебное заседание не явился, про­сит рассмотреть дело в его отсутствие, представив отзыв на иск, в котором указал, что ФГУ «КЦМВО» являлось заказчиком по строительству объекта «Противопаводковые мероприятия на р. Кубань в районе г. Карачаевска Карачаево-Черкесской республики». ЗАО «Лизингстроймаш» на указанном объекте осуществляло функции генерального подрядчика на основании протокола конкурсной комиссии от  в соответст­вии с государственными контрактами  с от ,   от  Работы на объекте проводились с 2005 по июль 2007 года включительно.

Контроль за выполняемыми ЗАО «Лизингстроймаш» работами осуществляло ФГУ «Кубаньмониторингвод» в соответствии с лицензией. Заявленные прокурором в иске требования относятся к работам на объекте, выполняемым в 2005 и в первой поло­вине 2006 г. ЗАО «Лизингстроймаш» осуществляло работы по строительству дамбы не только в указанный период, а включительно по июль 2007 г. Работы выполнялись в со­ответствии с проектом и актами о приемки выполненных работ КС-2 и справками о стоимости выполненных работ КС-3 от , , в 2007г., что подтверждается актом о приемке выполненных работ КС-2 и справкой о стоимости выполненных работ КС-3 от

По итогам всех строительных работ за период с 2005 г. по 2007 г. на объекте «Противопаводковые мероприятия на р. Кубань в районе г. Карачаевска Карачаево-Черкесской республики» выполненные ЗАО «Лизингстроймаш» объемы были провере­ны и приняты ФГУ «Кубаньмониторингвод» в соответствии с актами КС-2 и КС-3.

Деятельность ФГУ «Кубаньмониторингвод» по расходованию бюджетных средств проверялась в 2006 и 2008 г. управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, которое в актах проверки подтвердило соот­ветствие объемов, выполненных ЗАО «Лизингстроймаш» работ на спорном объекте, от­раженным в актах КС-2, КС-3. При осуществлении в феврале 2008 г. контрольного об­мера проверяющими в присутствии представителя ФГУ «Кубаньмониторингвод» было установлено, что фактический объем выполненных ЗАО «Лизингстроймаш» работ пре­вышает принятый и оплаченный заказчиком на 733 куб. м. Работники ФГУ «Кубаньмо­ниторингвод» к расследованию уголовного дела не привлекались, в контрольных обме­рах участия не принимали. Полагают, что ЗАО «Лизингстроймаш» все работы на объек­те выполнило в полном объеме в соответствии с условиями заключенных государствен­ных контрактов.

Решением Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 24 ноября 2011 г. в удовлетворении исковых требований Прокурора г. Карачаевска к ЗАО «Лизингстроймаш», ФИО1 о возмещении материального ущерба в сумме  руб. – отказано.

В кассационном представлении прокурор просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Он приводит довод о том, что судом не учтено наличие приговора, которым ФИО1 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.«б» ч.3 ст.165 и п.«б» ч.«2» ст.171 УК РФ с причинением особо крупного ущерба собственнику и незаконным предпринимательством, сопряженным с извлечением дохода в особо крупном размере.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, в пределах, указанных доводов, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.

Согласно приговору Карачаевского городского суда Карачаево-Черкесской Рес­публики от 08.05.2008 ФИО1 осужден по п.«б» ч.3 ст.165 УК РФ за причинение имущественного ущерба путем обмана при отсутствии признаков хищения, причинившее особо крупный ущерб (т.1 л.д.64 абз.3) и по п.«б» ч.2 ст.171 УК РФ за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере (т.1 л.д.64 абз.8, т.1 л.д.65 абз. 5).

По п.«б» ч.3 ст.165 УК РФ ФИО1 инкриминировано то, что являясь директором ЮФ ЗАО «Лизингстроймаш», в качестве подрядчика, заключил с ФГУ «КЦМВО» государственные контракты на строительство объекта «Противопаводковые мероприятия в реке Кубань в районе г. Карачаевска, КЧР». ФИО1 предоставил заказчику, который оплатил из федерального бюджета всю сумму контрак­та, акты приемки выполненных работ на дамбе  , дамбе   и дополнительной дамбе длиной  м., которые не соответствовали фактическому объему работ, выполненных ЮФ ЗАО «Лизингстроймонтаж» на сумму  руб. Из них на дополнительной дамбе длиной  м. не выполнены работы по устройству дамбы длиной 10 м., на дамбе   длиной  м. выполнены работы только на  м. ФИО1 вменено в вину завы­шение сумм работ по транспортировке рваного камня при строительстве объекта на сум­му  руб. и по креплению откосов дамб скальной породы на сумму  руб. Также ФИО1 вменено в вину необоснованное включение в акты приемки работ перевозку автотранспортом  т рваного камня на сумму  руб., необосно­ванное применение индекса удорожания строительно-монтажных работ на сумму  руб.

Указанные действия были совершены ФИО1 с 2005 по июль 2006 года. ФИО1 признан виновным за преступления, совершенные им в указанный период времени.

Однако, как следует из материалов дела, работы во исполнение указанных контрактов продолжались до июля 2007 года, между сторонами производились взаиморасчеты. Впоследствии с учетом работ, производившихся до июля 2007 года, предусмотренный контрактами объем работ был выполнен полностью. Объемы выполненных работ приведены в соответствие с заключенными контрактами, а стоимость всего объема работ – с размером перечисленных денежных средств.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

Так, деятельность ФГУ «Кубанский центр мониторинга водных объектов» по расхо­дованию бюджетных средств проверялась в 2008 году Территориальным управ­лением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае, что подтверждается актом от 21.07.2008.

В соответствии с актом от 21.07.2008 Территориальным управлением Феде­ральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае (том 2 л. д. 230-247) проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности и выполнения перво­очередных мероприятий противопаводкового назначения в ФГУ «Кубаньмониторин­гвод» за 2006-2007 г.г. Установлено, что сумма финансирования на противопаводковые мероприятия на р. Кубань в районе г. Карачаевска КЧР в 2006 году составила  руб., в 2007 г. -  руб. Встречная проверка у подрядчика ЗАО «Лизингстрой­маш» г. Новороссийск. Проверкой установлен факт соответствия объемов выполненных работ ЗАО «Лизингстроймаш», указанных в актах КС-2 и КС-3.

 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае проведена встречная проверка в ООО «Ли­зингстроймаш» обоснованности расчетов за выполненные работы с ФГУ «Кубанский центр мониторинга водных объектов) за перио годов, в ходе которой, каких-либо нарушений в части правомерности расходования бюджетных денежных средств по указанным государственным контрактам, в том числе, в части объема выполненных ра­бот (КС-2) и стоимости, отраженной в Актах формы КС-3 не установлено. Данные обстоятельства подтверждаются также справкой о стоимости выполненных работ и затрат за декабрь 2006 г. КС-3 и актом о приемке выполненных работ за декабрь 2006 г. КС-2 (том 2 л. д. 168-171), справкой о стоимости выполненных работ и затрат за ноябрь 2006 г. КС-3 и актом о приемке выполненных работ за ноябрь 2006 г. КС-2 (том 2 л. д. 173-181), справкой о стоимости выполненных работ и затрат за июль 2006 г. КС-3 и ак­том о приемке выполненных работ за июль 2006 г. КС-2 (том 2 л. д. 182-187), справкой о стоимости выполненных работ и затрат за июль 2007 г. КС-3 и актом о приемке выполненных работ за июль 2007 г. КС-2 (том 2 л.д.220-223).

Факт выполнения ЗАО «Лизингстроймаш» работ по спорному объекту в пол­ном объеме установлено заключением судебной экспертизы   от , проведенной в рамках настоящего гражданского дела, согласно которой фактический объем выполненных ЮФ ЗАО «Лизингстроймаш» работ по объекту «Про­тивопаводковые мероприятия на р. Кубань в районе г. Карачаевска, КЧР», соответству­ют объемам, отраженным в формах КС-2, подписанным между ФГУ «Кубаньмонито-рингвод» (государственный заказчик) и ЮФ ЗАО «Лизингстроймаш». Стоимость вы­полненных ЮФ ЗАО «Лизингстроймаш» работ по объекту «Противопаводковые меро­приятия на р. Кубань в районе г. Карачаевска, КЧР» (возведение левобережной дамбы  , правобережной дамбы   и правобережной дамбы   откосного типа рваным камнем) не соответствует проектно-сметной документации и подписанным между ФГУ «Кубаньмониторингвод» (государственный заказчик) и ЮФ ЗАО «Лизингстроймаш» формах КС-3, поскольку стоимость фактически выполненных строительно-монтажных работ на объектах исследования больше на  руб. стоимости строительно-монтажных работ, указанной в подписанных формах КС-3. При строительстве объекта «Противопаводковые мероприятия на р. Кубань в районе г. Карачаевска, КЧР» рваный камень из Байтал-Чапканского участка КЧР не использовался.

Таким образом, по делу установлено, что заказчик объекта «Противопаводковые мероприятия в реке Кубань в районе г. Карачаевска, Карачаево-Черкесская республика» ФГУ «Кубанский центр мониторинга водных объектов» принял все работы, выполнен­ные ЗАО «Лизингстроймаш» в соответствии с условиями государственных контрактов, перечисленные на строительство объекта денежные средства освоены в полном объеме, проведенными проверками КРУ финансовой деятельности ФГУ «Кубанский центр мо­ниторинга водных объектов» и ЗАО «Лизингстроймаш» расхождений в расходовании денежных средств не установлено. Заключением проведенной по делу экспертизы уста­новлен факт соответствия выполненного объема работ по объекту «Противопаводко­вые мероприятия на р. Кубань в районе г. Карачаевска, КЧР» объемам, отраженным в формах КС-2, подписанным между ФГУ «Кубаньмониторингвод» (государственный за­казчик) и ЮФ ЗАО «Лизингстроймаш». Данные обстоятельства подтверждают отсутст­вие неосновательного обогащения в связи с невыполнением ЗАО «Лизингстроймаш» своих обязательств по государственным контрактам, поэтому в удовлетворении требова­ний о взыскании ущерба в сумме  руб. и  руб. суд обоснованно отказал.

Требования прокурора о взыскании с ЗАО «Лизингстроймаш» неосновательного дохода, полученного в результате добычи общеполезного ископаемого «рваного камня» в карьере ООО КГП «Алибек» в сумме  руб. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

По п.«б» ч.2 ст.171 Рыкову инкрименирована добыча рваного камня без лицензии в карьере КГП «Алибек» в 2005-2006 годах на сумму  рублей и на Байтал-Чапканском участке левого берега реки Кубань КЧР в 2005 году на сумму  рублей.

Согласно диспозиции статьи 171 УК РФ наступление ответственности возможно в двух случаях: если деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. По приговору ФИО1 вменялось в извлечение дохода в особо крупном размере (т.1 л.д.64 абз.8; т.1 л.д.65 абз.5).

Таким образом, приговором установлено, что ущерб государству, в интересах которого прокурором заявлен иск на сумму  рублей и сумму  рублей, не причинен.

Кроме того, из материалов дела видно, что  ЗАО «Лизингстроймаш» заключило с ООО КГЦ «Алибек» договор поставки (том 3 л. д. 122), согласно которому ЗАО «Ли­зингстроймаш», являясь покупателем, приобрело у поставщика ООО КГП «Алибек» «рваный камень», которое обязалось поставить товар, а покупатель оплатить его.

Доход, полученный ЗАО «Лизингтсроймаш» в результате данной сделки, со­гласно приговору суда, рассчитан из отпускной цены «рваного камня» ООО КГП «Алибек» другим поставщикам, то есть, исходя из норм ст. 1102 ГК РФ. ЗАО «Лизингстрой­маш» сберегло свои денежные средства за счет ООО КГП «Алибек», как организации, в пользовании которой находится карьер и которое поставило «рваный камень» дешевле калькуляции.

Отношения по добыче полезных ископаемых, в том числе требования о получе­нии лицензии для этого вида деятельности, так же как и имущественная ответственность за деятельность без лицензии установлена ФЗ «О недрах».

Согласно абз. 3 ст. 51 ФЗ «О недрах» подлежит возмещению вред, причиненный государству в случае, если участок недр не передан в пользование.

Участок недр был передан в пользование ООО КГП «Алибек». В соответствии с абз. 1 ст, 51 ФЗ «О недрах» вред, причиненный пользователю недр в результате дея­тельности предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций, граждан, средств соответствующих бюджетов.

Прокурором заявлены требования о взыскании неосновательного обогащения в интересах государства, однако участок недр передан в пользование ООО КГП «Али­бек», которое вправе, являясь пользователем недр, вправе требовать возмещения причиненно­го ему ущерба, однако с такими требованиями оно в суд не обращалось. При таких об­стоятельствах, учитывая, что вред государству не причинен, требования о взыскании с ЗАО «Лизинстроймаш» неосновательного обогащения в результате добычи общеполез­ного ископаемого «рваного камня» в карьере ООО КГП «Алибек» в сумме  руб. не подлежат удовлетворению.

Требования о взыскании ущерба в размере  руб., полученных ЗАО «Лизингостроймаш», как указано прокурором, от незаконной предпринимательской деятель­ности - добычи общераспространенных полезных ископаемых в карьере на Байтал-Чапканском участке КЧР без специального разрешения (лицензии) также не могут быть удовле­творены по следующим основаниям.

Отношения по добыче полезных ископаемых, в том числе требование о получении лицензии для этого вида деятельности, имущественная ответственность за деятельность без лицензии установлена специальными нормами, а именно ФЗ «О недрах», (в том числе ст.51 ФЗ «О недрах») и распоряжением Правительства РФ от 22.08.1998 г. № 1214-р, согласно которым виновными лицами оплачиваются взносы исходя из ставки налога на добычу по полезных ископаемых.

ЗАО «Лизингстроймаш» в 2007 г. было привлечено к ответственности за незаконное пользование недрами в размере максимальной ставки налога на добычу полезных ископаемых в размере  руб., а также штрафов и пени в сумме  руб., которые оплачены по платежным поручениям от  и  (т. 3 л.д. 117-121).

Таким образом, ЗАО «Лизингстроймаш» понесло ответственность перед государством за незаконное пользование недрами в полном объеме в предусмотренном законом порядке, поэтому оснований для взыскания заявленной прокурором суммы не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоя­тельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Поскольку истцом не представлено суду доказательств, подтвер­ждающих причинение ЗАО «Лизингстроймаш» Российской Федерации материального ущерба в каком-либо размере, требования прокурора г. Карачаевска не подлежат удов­летворению.

Доводы, изложенные в кассационном представлении, несостоятельны, опровергаются материалами дела и не подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия полагает, что суд постановил решение, исходя из установленных по делу обстоятельств и требований материального и процессуального закона, поэтому считает его законным и обоснованным.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 24 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: