Судья Гасанов Ш.О.
дело № 33 - 1836 - 2011 г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24июня 2011 года г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Сидоренко М.И.,
судей - Магадовой А.В. и Магамедова Ш.М.,
при секретаре - Кадырове А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Министерства Финансов Российской Федерации, Управления Федерального Казначейства Российской Федерации по Республике Дагестан по доверенности ФИО1,
на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 27 мая 2011 года которым постановлено:
исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5, удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации - казны РФ в пользу ФИО2, 1670400 (один миллион шестьсот семьдесят тысяч четыреста) рублей, компенсационных средств, как переселенцу в связи с изъятием жилого дома для государственных нужд.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации - казны РФ в пользу ФИО3, 1670400 (один миллион шестьсот семьдесят тысяч четыреста) рублей, компенсационных средств, как переселенцу в связи с изъятием жилого дома для государственных нужд.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации - казны РФ в пользу ФИО4 2088000 (два миллиона восемьдесят тысяч) рублей, компенсационных средств, как переселенцу в связи с изъятием жилого дома для государственных нужд.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации - казны РФ в пользу ФИО5 2505600 (два миллиона пятьсот пять тысяч шестьсот) рублей, компенсационных средств, как переселенцу в связи с изъятием жилого дома для государственных нужд.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Магадовой А.В., выслушав объяснение представителя ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 – ФИО6 об оставлении решения суда без изменения, объяснение представителя Управления Федерального Казначейства Российской Федерации по Республике Дагестан по доверенности ФИО1 об отмене решения суда и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском истцами сроков исковой давности, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсационных средств в связи с изъятием жилого дома для государственных нужд, в размере 1670400 рублей.
ФИО7 обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсационных средств в связи с изъятием жилого дома для государственных нужд, в размере 1670400 рублей.
ФИО4 обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсационных средств в связи с изъятием жилого дома для государственных нужд, в размере 2088000 рублей.
ФИО5 обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсационных средств в связи с изъятием жилого дома для государственных нужд, в размере 2505600 рублей.
Судом указанные иски объединены в одно производство.
Иски мотивированы тем, что они являются жителями села Унцукуль Унцукульского района Республики Дагестан. При строительстве Ирганайской ГЭС для государственных нужд у них был изъят жилой дом, который находился в селение Хинтимиты Унцукульского района, а в 1996 году при наполнении водохранилища Ирганайской ГЭС до отметки 483 метра его дом был затоплен, что подтверждается постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 ноября 1998г. за №222 п.2 и списком переселенцев по МО «Сельсовет Унцукульский» по судебным решениям (приложение к списку от <дата> по протоколу № от <дата> утвержденный главой МО «Унцукульский район» и согласовано Начальником ОУФМС Унцукульского района от <дата>, а также техническим паспортом на индивидуальный жилой дом, выданный БТИ в 1989 году).
Правительством Республики Дагестан было принято постановление от 30 июня 2003г. №159 «Об утверждении положения о порядке выплаты компенсационных средств населению Унцукульского района, переселяемому на новое место жительства в связи с затоплением Ирганайского водохранилища» где указана вся процедура подготовки документов и порядок выплаты компенсационных средств. Согласно пункту 8. Постановления Правительства Республики Дагестан №159 от 30 июня 2003г., решение об использовании компенсационных средств на строительство жилья подрядным способом или собственными силами или приобретение жилья принимается гражданами самостоятельно в соответствии со статьями 137 и 139 Жилищного Кодекса Российской Федерации (действовавшего на тот момент), и им было принято решение на строительство жилого дома хозяйственным способом, взамен оставляемого дома, ими построены дома в с. Унцукуль, Унцукульского района.
В 2005 году Отделом Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ ГЭС, по указанию Правительства Республики Дагестан, между ними и Отделом Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ ГЭС был подготовлен договор по выплате компенсационных средств для обеспечения жильем гражданина Унцукульского района, дом которого подпадает в зону затопления Ирганайской ГЭС действующего на основании Положения на выплату компенсационных средств за возведённый или возводимый жилой дом собственными силами и средствами или приобретённый путём договора купли-продажи взамен затапливаемого жилого дома. Отдел Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ ГЭС им были представлены все правоустанавливающие документы, включая технический паспорт на жилой дом, возведенный собственными силами. В связи с этим, на каждого переселенца, в том числе на них были заведены учетные дела.
Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 16 июня 2008 года за №155-р была образована комиссия в составе 9 человек в целях дополнительной проверки списков граждан Унцукульского района, переселяемых на новое место жительства в связи с затоплением Ирганайского водохранилища, для выплаты компенсационных средств за оставляемые жилые дома, многолетние насаждения и на строительство или приобретение жилья, восстановление многолетних насаждений и рассмотрено комиссионно. Комиссия проверяла списки и учетные дела переселенцев, делала соответствующую запись в учетное дело, в чём и расписывались. Они неоднократно представляли документы на выплату компенсации за возведённый им жилой дом своими силами и за свой счёт, в Отдел Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ ГЭС. Хотя по закону компенсационные средства должны были выплатить ещё в 1996 году, что по настоящее время не сделано.
Согласно Постановления Правительства Республики Дагестан от 27 февраля 2001 г. № 52 (Вопросы отдела правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций), основными задачами и функциями Отдела Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций являются: координация деятельности администраций районов и сел по составлению и проверке достоверности списков переселенцев, а так же обеспечение ежегодно совместно с Министерством экономики Республики Дагестан и Министерством финансов Республики Дагестан защиты потребности в государственных централизованных капитальных вложениях и мероприятиях в зонах затопления водохранилищ гидроэлектростанций в Министерстве экономики Республики Дагестан и Министерстве финансов Республики Дагестан.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.01г. №714 (об утверждении положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных и государственных нужд и их финансировании за счет федерального бюджета) в перечень включаются стройки и объекты, находящиеся в федеральной собственности.
В соответствии с Водным кодексом РФ (ст. 8) водохранилища являются объектом федеральной собственности. Соответственно расходы по подготовке ложа водохранилища несет государство как собственник объекта.
Все финансирование зоны затопления водохранилища Ирганайской ГЭС производится из федерального бюджета, что подтверждается распоряжениями Правительства Российской Федерации от 8.02.07 г. №146-р, от 7.01.06 г.№140-р, от 7.02.05г. №131-р, от 13.01.04г. №37-р, от 21.01. 03 г. №81-р, от 14.02.02 г. №207-р и др.
Факт того, что ответчиком по данному иску является Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации подтверждается стенографическим отчетом о совещании по вопросам социально-экономического развития Республики Дагестан прошедшего 11.08.2010 г. в городе Сочи с участием президента Российской Федерации ФИО8, полпреда президента в СКФО - ФИО9, президента Республики Дагестан - ФИО10, на которой ФИО9 подтверждает, что Ирганайская ГЭС уже введена в эксплуатацию, уже вырабатывается электроэнергия, мы не выполнили обязательства где-то порядка на сумму 2,3 млрд. руб. перед населением. Уже даже есть выигранные иски по этим процессам. На вопрос президента Российской Федерации ФИО8: «То есть этот вопрос все таки к федеральным решениям?», полпред отвечает: - «Да, к федеральным решениям».
В Постановлении Правительства Республики Дагестан от 30 июня 2003 г. № 159 (пункт 27-28) указано, что за жилые дома, ранее возведенные хозяйственным способом собственными силами и за счет собственных средств граждан, компенсационные средства выплачиваются исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Республике Дагестан на момент выдачи средств и социальной нормы общей площади жилья по составу семьи, на основании правоустанавливающих документов на жилые дома.
Приказом №438 от 30.09. 2010года Министерства Регионального Развития Российской Федерации «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2010 года» средняя рыночная стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Дагестан установлена 23200 рублей, соответственно должно быть выплачена компенсация, размер, причитающихся компенсационных средств к моменту предъявления иска должен исчисляться следующим образом: ФИО2, (4 х 18 х 23200 =1670400) рублей; ФИО3, (4 х 18 х 23200 =1670400) рублей; ФИО4 (5 х 18 х 23200 =2088000) рублей и ФИО5, (6 х 18 х 23200 =2505600) рублей.
Представитель Министерства Финансов Российской Федерации, УФК Российской Федерации по Республике Дагестан по доверенности ФИО1 исковые требования не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Министерства Финансов Российской Федерации, УФК Российской Федерации по Республике Дагестан по доверенности ФИО1 просит решение суда отменить, как вынесенное с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, по делу необходимо вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском истцами сроков исковой давности по следующим основаниям.
Судом в ходе судебного заседания не было принято во внимание письменное ходатайство ответчика о применении сроков исковой давности.
В своих исковых заявлениях истцы просили выплатить им компенсационные средства за затопление жилищ в 1996 году.
В соответствии со ст. 196 ГК Российской Федерации общий срок исковой давности установлен в три года и применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении срока. По данной категории дел специальных сроков гражданским законодательством не предусмотрено. Из чего следует, что истцами пропущен общий срок исковой давности, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В нарушении требований ст. 166 ГПК РФ судом не было вынесено определение об отказе в удовлетворении заявленного ответчиком ходатайства о применении сроков исковой давности.
В своем исковом заявлении истцы просили выплатить им компенсационные средства за затопление жилищ в 1996 году.
Доводы истцов о том, что Правительство Республики Дагестан никогда от существующей перед ними задолженности не отказывалось и признавало долг на протяжении 15 лет, не могут служить основанием для восстановления срока исковой давности по причине того, что взыскание было произведено за счет казны Российской Федерации, а не казны Республики Дагестан. Переписка с республиканскими органами исполнительной власти не может служить основанием для восстановления сроков исковой давности, так как указанная переписка не мешала истцам обратиться в суд с иском о взыскании требуемых им компенсаций в течение сроков исковой давности.
Стенограмма совещания по вопросам социально-экономического развития Республики Дагестан с участием Президента Российской Федерации ФИО8 и Полномочного представителя Северо - Кавказского Федерального Округа ФИО9 так же, по их мнению, не может являться причиной признания пропуска исковой давности уважительным.
Судом нарушены требования ст. ст. ст. 147, 150, 152 ГПК РФ при
рассмотрении дела, надлежащая подготовка дела к судебному разбирательству не проведена.
Судом не исследованы письменные доказательства по делу, подтверждающие обоснованность и правомерность взыскания, не установлена вина Министерства финансов Российской Федерации в не получении истцами денежных средств.
Суду следовало также учесть, что Указом Президента Республики Дагестан №54 от 03.03.2010года «О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан» Отдел Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ, гидроэлектростанций упразднен и поэтому все спорные вопросы по финансированию должны решаться Правительством Республики Дагестан.
Министерство финансов Российской Федерации финансирование указанных расходов не производило, как указано в п. 7 Положения, утвержденного Постановлением №159 от 30июня 2003года, финансирование расходов осуществлялось за счет средств, предусматриваемых на указанные цели в республиканском бюджете и бюджете ОАО «РАО ЕЭС России». Какие-либо обязанности по финансированию расходов на указанные цели на Министерство финансов Российской Федерации возложены не были.
Кроме того, согласно содержанию Постановления Правительства Республики Дагестан от 22.11.1998 № 222 (в ред. Постановления Правительства РД от 08.04.2008 № 109) «О первоочередных мерах по ускорению строительства объектов зоны затопления Ирганайской ГЭС» следует, что с учетом произведенных в августе 1998года компенсационных выплат, согласно представленным расчетам в сумме 7 млн. рублей, компенсация стоимости сносимого жилья и приусадебных садов по зоне затопления с учетом всех коэффициентов произведена полностью. Прокуратуре Республики Дагестан в вышеуказанном постановлении рекомендовано расследовать факты незаконных выплат компенсаций в зоне затопления Ирганайской ГЭС и хищения денежных средств, направленных на компенсационные выплаты переселенцам из зоны затопления Ирганайской ГЭС в 1993 году.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 июня 2003 г. № 169 было утверждено Положение о порядке выплаты компенсационных средств населению Унцукульского района, переселяемому на новое место жительства в связи с затоплением Ирганайского водохранилища, во исполнение этого постановления списки граждан Унцукульского района, переселяемых на новое жилье, были дополнительно уточнены по результатам работы созданной распоряжением Правительства РД от 16,06.2008 г. комиссии".
Постановлением Правительства РФ от 1октября 2001 г. № 714, утвердившего Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и финансировании за счет средств федерального бюджета, Ирганайская ГЭС включена в этот перечень.
В соответствии с пунктами 2-4 Постановления Правительства Республики Дагестан от 30.06.2003г. N 159 (ред. от 22.07.2008) "Об утверждении Положения о порядке выплаты компенсационных средств населению Унцукульского района, переселяемому на новое место жительства в связи с затоплением Ирганайского водохранилища" основанием для выплаты компенсационных средств за оставляемые жилые дома, многолетние насаждения и на строительство или приобретение жилья, восстановление многолетних насаждений являются списки граждан, переселяемых из зоны затопления в переселенческие поселки и определенных в соответствии со ст. 137 Жилищного кодекса РФ по состоянию на 5 марта 1977 года (дата принятия распоряжения Совета Министров ДАССР от 5 марта 1977 г. N 78-р) (далее - списки).
Списки составляет и утверждает Администрация Унцукульского района совместно с администрациями сел, находящихся в зоне затопления, при наличии у граждан правоустанавливающих документов и оценочных актов на жилые дома и многолетние насаждения.
Списки, утвержденные в установленном порядке, Администрацией Унцукульского района передаются в Отдел Правительства Республики Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций (далее - Отдел).
Судом установлено, что истцы имели домовладение в с. Хинтиминта Унцукульского района, которое было затоплено в 1996 г. в связи со строительством Ирганайского водохранилища.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 июня 2003 г. № 169 было утверждено Положение о порядке выплаты компенсационных средств населению Унцукульского района, переселяемому на новое место жительства в связи с затоплением Ирганайского водохранилища.
Во исполнение этого постановления списки граждан Унцукульского района, переселяемых на новое место жительства, были дополнительно уточнены по результатам работы созданной распоряжением Правительства Республики Дагестан от 16.06.2008 г. комиссии, истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 были включены в дополнительный список переселенцев по "МО «сельсовет Унцукульский», на основании решения Унцукульского районного суда РД от 15.05.2008года и указанные списки направлены в Отдел Правительства Республики Дагестан по подготовке зоны водохранилища.
В подтверждение имевшегося на праве собственности дома в с. Хинтиминта, затопленного в 1996г., истцами представлен технический паспорт на затопленный дом и технический паспорт на новые дома в с.Унцукуль, а также справка из администрации Унцукульского района о том, что ФИО2 имеет состав семьи - 4 чел., ФИО7 имеет состав семьи - 4 чел., ФИО4 имеет состав семьи - 5 чел., ФИО5 имеет состав семьи - 6 чел., что подтверждается паспортами и свидетельствами о рождении детей.
Таким образом, у истцов был изъят жилой дом, который остался в зоне затопления.
Из материалов дела следует, что ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5, начиная со дня затопления их дома в 1996 г. до их обращения в суд не могли получить компенсационные выплаты, право на получение которой было нарушено в течение длительного времени.
Согласно п. 5 Постановления отдел рассматривает материалы и принимает решения по обоснованности выплаты гражданам компенсационных средств за оставляемые жилые дома, многолетние насаждения и на строительство или приобретение жилья, восстановление многолетних насаждений.
Из материалов дела следует, что ответчиком велась работа по упорядочиванию списков граждан на получение вышеуказанных компенсаций, что подтверждается протоколами совещаний у зам.председателя Правительства Республики Дагестан ФИО11 от 25.09.2009г. №14-04, от 17.04.2009г. №19-13. На обращения граждан и Главы Администрации СО «село Ирганай» Унцукульского района ответчиком неоднократно в 2009 году давались ответы о признании требований обоснованными и принимаемых мерах в этом направлении, кроме того о наличии долга перед переселенцами признано и на Совещании по вопросам социально-экономического развития Республики Дагестан прошедшего 11 августа 2010года в городе Сочи с участием Президента Российской Федерации ФИО8, Президента Республики Дагестан ФИО10, на которой Полномочный представитель Северо-Кавказского округа ФИО9 подтверждает, что при введении Ирганайской ГЭС не были выполнены обязательства перед населением на сумму 2,3 млрд. руб. в связи с переселением людей.
Довод жалобы о пропуске истцами срока исковой давности, необоснован.
Согласно ст.203 ГК РФ, течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
Согласно ответа Отдела при Правительстве Республике Дагестан по подготовке зон водохранилищ гидроэлектростанций от 20.07.2009г., расходы по организации подготовки водохранилищ, в том числе и на компенсационные выплаты, в бюджет 2009 г. не были включены, по мере поступления в бюджет эти расходы будут выплачиваться, что водохранилище является федеральной собственностью, поэтому все расходы должны финансироваться за счет средств федерального бюджета.
Учитывая изложенное, суд правомерно пришел к выводу о законности и обоснованности требований истца и необоснованности возражения ответчика в части пропуска истцом сроков исковой давности.
В п.12 Постановления Правительства РД от 30.06.2003 N 159 (ред. от 22.07.2008) "Об утверждении Положения о порядке выплаты компенсационных средств населению Унцукульского района, переселяемому на новое место жительства в связи с затоплением Ирганайского водохранилища" указано, что обязанность Отдела обеспечить их жильем считается выполненной после получения гражданами компенсационных средств на строительство или приобретение жилья.
Таким образом, судом установлено, что свои обязанности перед населением, в данном случае перед истцом, ответчиком по данному делу Министерством Финансов Российской Федерации, признанного судом надлежащим ответчиком не выполнены.
Доводы жалобы о том, что Министерство финансов Российской Федерации, а так же другие федеральные органы исполнительной власти существующую перед истцом задолженность не признавали и о принимаемых мерах в этом направлении не докладывали, сводятся к переоценке выводов суда.
Довод жалобы о том, что в случае, если задолженность признавалась республиканскими органами исполнительной власти, то и взыскание было необходимо произвести за счет казны Республики Дагестан, несостоятелен.
Причиненный истцу ущерб при указанных выше обстоятельствах может быть признан государственным долгом, подлежащим возмещению за счет казны Российской Федерации.
В силу ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Истцами представлен технический паспорт на затопленный дом и технический паспорт на новый дом в с. Унцукуль составленный 27.04. 2004 года, а также справки из администрации Унцукульского района о том, ФИО2 имеет состав семьи - 4 чел., ФИО7 имеет состав семьи - 4 чел., ФИО4 имеет состав семьи - 5 чел., ФИО5 имеет состав семьи - 6 чел., что подтверждается паспортами и свидетельствами о рождении детей.
При указанных обстоятельствах, правильным является вывод суда о том, что истцы имеют право на получение компенсации за затопленный жилой дом в
связи со строительством Ирганайской ГЭС.
Однако до настоящего времени ущерб, причиненный затоплением дома им не возмещен, их право на получение компенсационных выплат не реализовано.
Как следует из материалов дела факт изъятия у истцов жилого дома, которое осталось в зоне затопления никем не оспаривается, и эти обстоятельства подтверждены имеющимися в деле письменными доказательствами.
Материалами дела установлено, что жилой дом истцов изъят в интересах государства и суд указал основания изъятия земельного участка у собственника путем выкупа в соответствии с требованиями ст. 307, ст. 393, ст. 239, ГК РФ, ст.32 ЖК РФ, п.3 ст. 57 ЗК РФ, и что ответчиком должна быть выплачена компенсация за возведенный жилой дом хозяйственным способом собственными силами.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Судом установлено, что финансирование зоны затопления водохранилища Ирганайской ГЭС производится из федерального бюджета и ответчиком по иску является Министерство Финансов Российской Федерации, что подтверждается распоряжениями Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. N 146-р, от 7 февраля 2006 г. N 140-р, от 7 февраля 2005 г. N 131-р от 13 января 2004 г. N 37-р, от 21 января 2003 г. N 81-р, от 14 февраля 2002 г. N 207-р. и др., а так же распоряжениями Правительства Республики Дагестан от 21 марта 2008 г. N 72-р, от 17 марта 2006 г. N 55-р, от 14 марта 2005 г. N 43-р и др., а так же постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 714 "Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета". Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 796 "О федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика"на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года"(с изменениями от 29 декабря 2001 г.) куда включено и строительство Ирганайской ГЭС.
Судом правильно установлен размер, причитающихся компенсационных средств к моменту предъявления иска и что он должен исчисляться с учетом Постановления Правительства Республики Дагестан от 30 июня 2003 г. № 159 (пункт 27-28) где указано, что за жилые дома, ранее возведенные хозяйственным способом собственными силами и за счет собственных средств граждан, компенсационные средства выплачиваются исходя из средней рыночной стоимости 1кв. метра общей площади жилья по Республике Дагестан на момент выдачи средств и социальной нормы общей площади жилья по составу семьи, на основании правоустанавливающих документов на жилые дома и Приказа №438 от 30.09.2010г. Министерства Регионального Развития Российской Федерации «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2010 года» средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Дагестан установлена 23200 рублей.
Размер, причитающихся компенсационных средств к моменту предъявления иска судом исчислено правильно: ФИО2, (4 х 18 х 23200 =1670400) рублей; ФИО3, (4 х 18 х 23200 =1670400) рублей; ФИО4 (5 х 18 х 23200 =2088000) рублей и ФИО5, (6 х 18 х 23200 =2505600) рублей.
При этих обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что с учетом конституционного принципа о компенсации государством причиненного гражданину ущерба, нормами гражданского
законодательства и Постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 714, утвердившего Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и финансировании за счет средств федерального бюджета (Ирганайская ГЭС включена и этот перечень), причиненный истцам ущерб может быть признан государственным долгом, подлежащим возмещению за счет казны Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и вынесении нового решения по делу по доводам жалобы не имеется.
Решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от 27 мая 2011 года, оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства Финансов Российской Федерации, Управления Федерального Казначейства по Республике Дагестан ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: