ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-1838Г от 31.12.9999 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

                                                                                    Хабаровский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Хабаровский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 33-1838 г. Хабаровск

В суде первой инстанции дело рассмотрено судьей Лесниковой Л.П.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Медведева В.В.,

судей Хуснутдиновой И.И., Разуваевой Т.А.

при секретаре Сапегиной Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании 25 марта 2011 года гражданское дело по иску Цуканова О.В. к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания», Министерству финансов Российской Федерации в лице Федерального казначейства Российской Федерации, Министерству Финансов Хабаровского края, Министерству образования Хабаровского края о возмещении расходов, связанных с оплатой потребленной электроэнергии, взыскании судебных расходов и расходов на оплату услуг представителя по кассационной жалобе представителя Министерства финансов РФ Ковалевой Т.С. на решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 8 декабря 2010 года,

Заслушав доклад судьи Хуснутдиновой И.И., объяснения представителя Министерства финансов РФ Ковалевой Т.С., представителя Министерства финансов Хабаровского края Шевченко М.П., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Цуканова О.В. обратилась в суд с иском к ОАО «ДЭК» об освобождении от обязанности оплаты за потребленную электроэнергию и возмещении судебных расходов.

В обоснования своих требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работает преподавателем в Солнечном филиале Хабаровского промышленно-экономического техникума, расположенном в  и проживает в квартире муниципального жилищного фонда по адресу , следовательно, на нее распространяется право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренное абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании». Для реализации положений ст. 55 ФЗ «Об образовании» в  принят закон от ДД.ММ.ГГГГ № «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Частью 1 ст.2 указанного Закона субъекта возмещение расходов организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, производится органом исполнительной власти края, уполномоченным , на основании заключенных с организациями договоров. В соответствии с изменениями, внесенными  от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в отдельные законодательные акты » (ст. 3), возмещение расходов организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, производится органами местного самоуправления муниципальных районов на основании  «О наделении органов местного самоуправления  отдельными государственными полномочиями  по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования». ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОАО «ДЭК» она направила заявление о предоставлении услуг бесплатно, но ей было отказано, со ссылкой на отсутствие договорных отношений между филиалом «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» и администрацией Хабаровска. Денежные средства за потребленную электроэнергию она оплачивает самостоятельно.

В суде истец Цуканова О.В. заявленные требования поддержала в части, просила взыскать с ответчика расходы, связанные с оплатой за потребленную электрическую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ., а также судебные расходы и расходы на оплату услуг представителя в сумме . От требований в части освобождения ее от обязанности оплаты за потребленную электроэнергию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она отказалась. В связи с ликвидацией Солнечного филиала ХГЭП, где она работала, ее уволили с ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы истца поддержаны ее представителем Лантушенко О.В., которая считает, что право истицы на своевременное получение предоставленных законодательством социальных льгот не может быть постановлено в зависимость от расчетов между бюджетами. Организации, несущие расходы, связанные с предоставлением льгот, не лишаются возможности предъявления в последующем требований о возмещении понесенных убытков.

Представители ОАО «ДЭК» Костина О.В. и Рудский А.В. иск не признали, пояснив, что в соответствии со ст. 2 Закона Хабаровского края от 20.12.2006г. № 90 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», п. 8 ст. 2 Закона Хабаровского края от 14.11.2007г. № 153 предусматривающих возмещение расходов организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, органами местного самоуправления муниципальных районов, они обращались к администрации Солнечного муниципального района с заявлением о заключении договора, однако от заключения договора они отказались, сославшись на то, что Хабаровский промышленно- экономический техникум является федеральным образовательным учреждением, тогда как финансирование производится только для педагогических работников муниципальных и краевых учреждений. В отсутствие заключенного договора ОАО «ДЭК» не имеет возможности предоставить истцу меры социальной поддержки по предоставлению бесплатного освещения, поскольку как коммерческая организация оно будет нести реальные убытки.

Представитель третьего лица администрации Солнечного муниципального района Шелопугин И.А. пояснил, что из содержания ст. 55 Закона об образовании следует, что порядок возмещения расходов устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации. Федеральным законом не отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги. Финансирование предусмотренных федеральным законом льгот осуществляет Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление, в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации. Из федерального бюджета средства на компенсацию оплаты жилья педагогам, работающим в федеральном государственном образовательном учреждении, не выделялись, в том числе и на компенсацию оплаты ЖКУ, что также подтверждает Министерство финансов Хабаровского края. Денежные средства в бюджете Хабаровского края предусматривались только на компенсацию оплаты ЖКУ педагогам, работающим в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета Хабаровского края и бюджета Солнечного муниципального района. В соответствии с положением Закона Хабаровского края от 14.11.2007 № 153, постановлением главы Солнечного муниципального района Хабаровского края от 22.01.2008 № 8 в качестве органа, уполномоченного осуществлять деятельность по исполнению государственных полномочий по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования определено управление образования Солнечного муниципального района, то есть оно является распорядителем средств. Полагает, что администрация не может являться надлежащим ответчиком по настоящему иску.

Определением Солнечного районного суда от 26.08.2010г. в качестве соответчиков по настоящему иску привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Федерального казначейства и Министерство финансов Хабаровского края.

В отзыве относительно иска представитель Министерства финансов  указал, что они заявляют о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании расходов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установленного ст. 196 ГК РФ. Министерство финансов края с исковыми требованиями не согласно, по следующим основаниям. Во исполнение федерального законодательства, ДД.ММ.ГГГГ принят  № «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Источником финансирования расходов указан федеральный бюджет (ст. 3). ДД.ММ.ГГГГ в  № были внесены изменения, согласно которым возмещение расходов педагогическим работникам осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов на основании  «О наделении органов местного самоуправления  государственными полномочиями  по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования». Согласно ст. 3 финансирование возмещения расходов осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности. Согласно п. 8 ст. 2 Закона органы местного самоуправления наделены полномочиями по возмещению организациям, предоставляющим ЖКУ, расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам.  от ДД.ММ.ГГГГ № в  № внесены изменения в части предоставления мер социальной поддержки в денежной форме. Согласно ч. 2 ст. 1 Закона возмещение расходов производится е размере 100 процентов стоимости оплаты жилого помещения с отоплением и освещением и не может быть ниже объема мер социальной поддержки, ранее предоставляемых педагогическим работникам в натуральной форме. Источником финансирования возмещения расходов также назван федеральный бюджет. Статья 26.3 ФЗ № не относит к полномочиям субъекта, осуществляемым самостоятельно за счет собственных средств, финансирование расходов на предоставление педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья. Соответственно, именно из федерального бюджета должно производиться финансирование расходов на указанные цели. В спорный период средства на реализацию льгот педагогам, проживающим в сельской местности, из федерального бюджета бюджету , как и другим субъектам Российской Федерации, не передавались. Федеральными законами о федеральном бюджете на 2007 - 2010 годы не предусмотрено выделение финансовой помощи на реализацию установленных федеральным законодательством льгот.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации в возражениях на иск указал, что с исковыми требованиями они не согласны, заявляют о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о компенсации расходов по оплате электроэнергии с января по июнь 2007 года, что является основанием для отказа в иске. Считает, что Цуканова О.В. не имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, так как она работала в филиале Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Хабаровский промышленно-экономический техникум», который финансировался за счет средств федерального бюджета, тогда как в соответствии с п. 2 «Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете. Таким образом компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и проживают в сельской местности.

Представитель третьего лица Управления образования администрации Солнечного муниципального района Юдина О.В. суду пояснила, что работники филиала Хабаровского промышленного экономического техникума, где работала истица, не относятся к краевым и муниципальным работникам системы образования, поэтому возмещение затрат на освещение должно было производится путем предоставления списков и расчета в головной техникум в , который должен был направить расчет в Министерство финансов, а оно в свою очередь перечислить денежные средства.

Определением Солнечного райсуда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству Министерства финансов  в качестве соответчика по делу привлечено Министерство образования .

Представитель ответчика Министерства образования  в отзыве на иск указал, что истцом пропущен срок исковой давности установленный ст. 196 ГК РФ, по исковым требованиям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Просит суд в удовлетворении исковых требований в этой части отказать. Требования к Министерству образования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.  от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с ФЗ «Об образовании» определен размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках. Согласно данному краевому закону (в действующей редакции) возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам производится органами местного самоуправление муниципальных районов на основании  «О наделении органов местного самоуправления  государственными полномочиями  по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования» (ч. 1ст. 2), возмещение расходов производится в течение месяца, следующего за месяцем, в котором предоставлены соответствующие жилищно-коммунальные услуги, на основании соглашения, заключенного между педагогическим работником и органом местного самоуправления соответствующего муниципального района (ч. 4 ст. 2.1), финансирование возмещения расходов осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета (ч. 1ст. 3). При этом указанный краевой закон устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов на территории края вне зависимости от ведомственной принадлежности образовательного учреждения организационно-правовой формы и подчиненности. Считает необоснованными доводы о том, что в бюджете  предусматривались денежные средства на возмещение расходов только педагогическим работникам, работающим в образовательных учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета  и местных бюджетов муниципальных образований края. В 2007-2010 годах из федерального бюджета средства на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещение с отоплением и освещением педагогическим работникам не выделялись. С ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования края не организует непосредственное предоставление возмещения расходов, так как эти полномочия были переданы для осуществления органам местного самоуправления муниципальных районов края, которые обязаны самостоятельно реализовывать переданные им для исполнение государственные полномочия.

Решением Солнечного районного суда  от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Цуканова О.В. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Федерального казначейства РФ удовлетворены. Взыскано с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Цуканова О.В. расходы по оплате потребленной электроэнергией за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме  копейки, судебные расходы в сумме , расходы на оплату услуг представителя 

В кассационной жалобе представитель Министерства финансов Российской Федерации Ковалева Т.С., просит решение суда отменить, считая его незаконным, основанным на неправильном применении норм материального права, поскольку суд, взыскивая расходы на оплату коммунальных услуг с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Цуканова О.В., не учел, что в соответствии со ст. 1, 152 Бюджетного кодекса Российской федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, законодательством Хабаровского края установлен способ распределения бюджетных средств на эти цели.

В возражениях на кассационную жалобу Цуканова О.В. просит оставить решение без изменения, полагая доводы, изложенные в кассационной жалобе необоснованными.

В возражениях относительно кассационной жалобы представитель Министерства финансов Хабаровского края Шевченко М.П. просит оставить жалобу без удовлетворения, так как суд обоснованно возложил обязанность по возмещению затрат за потребленную электроэнергию на Министерство финансов РФ, поскольку в спорный период, т.е. в 2007-2010 годах из федерального бюджета не выделялись средства на компенсацию педагогам льгот, установленных ст. 55 Закона РФ «Об образовании».

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений относительно нее, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Пунктом 5 статьи 55 Федерального закона № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ данная норма дополнена содержанием о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение федерального законодательства Законодательной думой Хабаровского края принят Закон Хабаровского края от 20.12.2006 года № 90 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)».

Пунктом 1 статьи 2 данного Закона установлено, что возмещение расходов производится органами местного самоуправления муниципальных районов на основании Закона Хабаровского края от 14.11.2007г. № 153 «О наделении органов местного самоуправления хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования», в соответствии с п. 8 ст. 2 которого, органы местного самоуправления наделены полномочиями по возмещению расходов связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Согласно ст. 3 Закона о наделении государственными полномочиями, финансирование возмещения расходов осуществляется за счет и в пределах средств выделяемых из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Признавая за истцом право на реализацию предоставленных ей льгот, суд правильно исходил из содержания вышеуказанных норм, согласно которым, право на возмещение расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением не ставится в зависимость от вида бюджета, из которого финансировалось образовательное учреждение, и распространяется на всех педагогических работников работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Вместе с тем, выводы суда в части того, что федеральным законодателем не определен механизм и источники компенсации расходов, понесенных организациями, предоставляющими установленную льготу, как и выводы о взыскании возмещения расходов по оплате потребленной электроэнергией с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации нельзя признать законными, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

В соответствии со ст. 1, 152 Бюджетного кодекса Российской федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны Российской Федерации, так как законодательством Хабаровского края установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели.

Пунктом 1 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 377 от 27.06.2003 года, предусмотрен порядок предоставления бюджетам субъектов Российской федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании».

Согласно пункта 2 Правил, компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.

Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Пунктом 3 Правил установлено, что Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании предоставляемых субъектами Российской Федерации ежеквартальных отчетов о расходах, произведенных на цели, указанные в пункте 2 Правил.

Таким образом, отсутствие финансирования льгот по социальной защите работников образования не является основанием для взыскания средств из федерального бюджета, поскольку законодательством Российской Федерации установлен иной порядок возмещения расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Пунктом 1 статьи 2 Закона Хабаровского края от 20.12.2006 года № 90 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» установлено, что возмещение расходов производится органами местного самоуправления муниципальных районов на основании Закона Хабаровского края от 14.11.2007г. № 153 «О наделении органов местного самоуправления хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования», в соответствии с п. 8 ст. 2 которого, органы местного самоуправления наделены полномочиями по возмещению расходов связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Взаимоотношения бюджетов разных уровней не являются предметом данного иска.

Поскольку при рассмотрении дела, суд неправильно определил подлежащие доказыванию обстоятельства, допустил нарушения норм материального права, судебная коллегия находит необходимым отменить судебное решение и направить дело на рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения и разрешить спор в соответствии с требованиями закона,с учетом порядка и условий возмещения расходов педагогическим работникам, установленных действующим законодательством.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 8 декабря 2010 года по иску Цуканова О.В. отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий В.В. Медведев

Судьи И.И. Хуснутдинова

Т.А.Разуваева