ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-1999 от 12.12.2011 Костромского областного суда (Костромская область)

                                                                                    КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Т.В.Хабарова Дело № 33-1999

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е   «12» декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего И.А.Кулаковой,

судей Н.Н.Демьяновой, С.В.Андреева,

при секретаре Е.В.Поповой

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области С.Н.Цветкова на решение Нерехтского районного суда Костромской области от 26 октября 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта к администрации муниципального образования муниципальный район город Нерехта и Нерехтский район Костромской области о взыскании за счет казны муниципального образования муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области убытков в размере 350000 рублей отказано.

Заслушав доклад судьи Н.Н.Демьяновой, выслушав объяснения представителя администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области Е.В.Успенской, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Администрация муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования муниципальный район город Нерехта и Нерехтский район Костромской области, в котором просила признать незаконным бездействие ответчика, выражающееся в неперечислении межбюджетных трансфертов, предусмотренных решением Собрания депутатов муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области от 11 декабря 2008 года № 440 «О бюджете муниципального района город Нерехта и Нерехтский район на 2009 год» в размере 350000 рублей, взыскать с ответчика убытки в сумме 350000 рублей.

Требования мотивировала тем, что в соответствии с решением Собрания депутатов муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области от 11 декабря 2008 года №440 (в редакции решения от 08 апреля 2009 года № 481) в бюджете муниципального района на 2009 год было предусмотрено выделение городскому поселению город Нерехта 4000000 рублей для приведения в нормативное состояние транзитных дорог, входящих в городскую уличную сеть (ул. Гагарина, ул. Орджоникидзе, автопешеходный мост, пл. Свободы, ул. Ленина). Межбюджетные трансферты в указанном размере для приведения в нормативное состояние транзитных дорог, входящих в городскую уличную сеть, были предусмотрены также решениями Собрания депутатов муниципального района № 511 от 17 июня 2009 года, № 516 от 08 июля 2009 года, № 529 от 23 сентября 2009 года, № 538 от 21 октября 2009 года, № 574 от 23 декабря 2009 года, №575 от 30 декабря 2009 года. В бюджете городского поселения город Нерехта на основании решения Совета депутатов городского поселения город Нерехта от 23 апреля 2009 года №459 было заложено получение данной субвенции от муниципального района. 04 августа 2009 года между МУП ЖКХ «Нерехтажилкомхоз» и ООО «Ростэнергострой» был заключен муниципальный контракт № 13-09 на выполнение работ по ямочному ремонту дорожного покрытия участка дороги по ул. Ленина в г. Нерехта (от пересечения осей дорог пл. Свободы и ул. Ленина до пересечения осей дорог ул. Ленина и ул. К. Цеткин). По состоянию на 23 декабря 2009 года в счет межбюджетных трансфертов бюджету городского поселения было перечислено только 1285000 рублей, из них 200000 рублей было использовано в счет оплаты по муниципальному контракту № 13-09. На основании определения Арбитражного суда Костромской области от 16 августа 2010 года администрация городского поселения за счет собственных бюджетных средств перечислила 350000 рублей МУП ЖКХ «Нерехтажилкомхоз» для последующего перечисления ООО «Ростэнергострой», в связи с чем понесла убытки. 16 февраля 2011 года Собрание депутатов муниципального района город Нерехта и Нерехтский район приняло решение № 51, которым рекомендовало администрации муниципального района рассмотреть возможность выделения межбюджетных трансфертов на погашение задолженности городскому поселению за ремонт транзитных дорог. Однако этот вопрос на момент обращения с иском не урегулирован, несмотря на неоднократные обращения в адрес ответчика.

Определением Нерехтского районного суда Костромской области от 07 октября 2011 года принят отказ истца от исковых требований в части признания незаконным бездействия ответчика, выражающегося в неперечислении межбюджетных трансфертов, предусмотренных решением Собрания депутатов муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области от 11 декабря 2008 года № 440 «О бюджете муниципального района город Нерехта и Нерехтский район на 2009 год» в размере 350000 рублей, производство по делу в указанной части прекращено.

В остальной части администрация муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области исковые требования уточнила и просила взыскать с ответчика за счет казны муниципального образования муниципальный район город Нерехта и Нерехтский район Костромской области убытки в размере 350000 рублей.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено финансовое управление администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе глава администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области С.Н.Цветков просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Ссылаясь на письмо главы муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области Б.В.Овсянникова от 25 декабря 2009 года, акт проверки председателя контрольно-счетной комиссии муниципального района ФИО12, направляемые в адрес ответчика письма о погашении задолженности, указывает, что администрации муниципального района было известно о выполнении муниципального контракта № 13-09. Вопреки утверждению представителей ответчика и третьего лица обязанность ответчика по перечислению 4млн рублей администрации городского поселения не являлась финансовой помощью. Исходя из анализа статей 6,142,142.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовой помощью бюджета муниципального района бюджету поселения является такой вид межбюджетных трансфертов как «дотация». Предусмотренная же для выделения администрации городского поселения денежная сумма была определена как «иные межбюджетные трансферты», соответственно, она должна быть выделена независимо от бюджетной обеспеченности поселения. В бюджете городского поселения город Нерехта на 2010 год на содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городских округов и поселений в рамках благоустройства было предусмотрено 9015000 рублей на ремонт дорожного покрытия иных дорог города, отличных от тех, на ремонт которых администрацией муниципального района должны были быть предоставлены межбюджетные трансферты. Не получив от администрации муниципального района денежные средства в размере 350000 рублей в целях расчета с подрядчиком по муниципальному контракту № 13-09, администрация городского поселения была вынуждена выделить эти денежные средства из бюджета на 2010 год с расчетом на последующую их компенсацию ответчиком. Вывод суда о том, что расчет по муниципальному контракту был произведен целевыми средствами из бюджета городского поселения на содержание дорог, входящих в городскую уличную сеть, не соответствует действительности. Администрацией городского поселения были затрачены финансовые средства, предполагаемые бюджетом на иные цели (ремонт других дорожных покрытий гНерехта).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Принимая решение, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права к возникшим правоотношениям и пришел к обоснованному выводу об отказе в иске.

В соответствии со ст. 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме: дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений; субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера; субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов); иных межбюджетных трансфертов. Межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений (за исключением межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Такие же формы межбюджетных трансфертов предусмотрены Законом Костромской области от 03 ноября 2005 года № 310-ЗКО «О межбюджетных отношениях в Костромской области».

В силу ст. 142.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации, бюджетам поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.

Согласно пункту 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как усматривается из материалов дела, решением Собрания депутатов муниципального района город Нерехта и Нерехтский район от 11 декабря 2008 года № 440 «О бюджете муниципального района город Нерехта и Нерехтский район на 2009 год» (в редакции решения от 08 апреля 2009 года № 481) предусматривалось выделение городскому поселению город Нерехта межбюджетных трансфертов в размере 4000000 рублей для приведения транзитных дорог, входящих в городскую уличную сеть (ул.Гагарина, ул. Орджоникидзе, автопешеходный мост, пл. Свободы, ул. Ленина), в нормативное состояние.

Решением Собрания депутатов муниципального района город Нерехта и Нерехтский район от 17 июня 2009 года № 511 внесены изменения в решение от 11 декабря 2008 года № 440, приложение № 11 изложено в новой редакции, указано о выделении городскому поселению город Нерехта иных межбюджетных трансфертов в размере 4000000 рублей на приведение в нормативное состояние транзитных дорог, входящих в городскую уличную сеть.

В соответствии с решением Собрания депутатов муниципального района город Нерехта и Нерехтский район от 23 апреля 2009 года № 459 данные межбюджетные трансферты были предусмотрены в доходной части бюджета муниципального образования городское поселение город Нерехта на 2009 год.

Распоряжением главы городского поселения город Нерехта от 08 июня 2009 года №124-р функции заказчика-застройщика по ямочному ремонту дорожного покрытия участка дороги по ул. Ленина в г. Нерехта (от пересечения осей дорог пл. Свободы и ул.Ленина до пересечения осей дорог ул. Ленина и ул. К.Цеткин) возложены на МУП ЖКХ «Нерехтажилкомхоз».

04 августа 2009 года между МУП ЖКХ «Нерехтажилкомхоз» и ООО «Ростэнергострой» был заключен муниципальный контракт № 13-09 на выполнение работ по ямочному ремонту дорожного покрытия вышеприведенного участка дороги по ул.Ленина в г. Нерехта. Источником финансирования указан бюджет городского поселения город Нерехта.

По состоянию на 23 декабря 2009 года администрацией муниципального района в счет межбюджетных трансфертов администрации городского поселения было перечислено 1285000 рублей, из них 200000 рублей были использованы в качестве оплаты по муниципальному контракту № 13-09, что не оспаривалось участвующими в деле лицами.

Определением Арбитражного суда Костромской области от 16 августа 2010 года утверждено мировое соглашение между МУП ЖКХ «Нерехтажилкомхоз» и ООО «Ростэнергострой», по условиям которого МУП ЖКХ «Нерехтажилкомхоз» обязалось перечислить ООО «Ростэнергострой» задолженность по муниципальному контракту № 13-09 в размере 350000 рублей.

11 октября 2010 года администрация городского поселения город Нерехта перечислила МУП ЖКХ «Нерехтажилкомхоз» 250000 рублей, 29 ноября 2010 года 50000 рублей, 07 декабря 2010 года 50000 рублей, а МУП ЖКХ «Нерехтажилкомхоз» перечислило данные средства ООО «Ростэнергострой» соответственно 12 октября 2010 года, 30 ноября 2010 года, 08 декабря 2010 года.

Обращаясь в суд, администрация муниципального образования городское поселение город Нерехта просила взыскать указанные денежные средства в размере 350000 рублей как убытки, возникшие у нее по вине ответчика в связи с неисполнением им обязательства по перечислению межбюджетных трансфертов в предусмотренном вышеприведенными актами размере.

Разрешая требования, суд исходил из того, что расходы в размере 350000 рублей были понесены истцом в пределах своей компетенции на содержание своей собственности, к убыткам отнесены быть не могут. Решений о выделении городскому поселению межбюджетных трансфертов на содержание, капитальный ремонт, приведение уличных дорог городской сети в нормальное состояние в 2010-2011 годах в муниципальном районе не принималось, соответствующие соглашения между сторонами не заключались. Не было заключено и соглашений, которые при невыполнении перешли бы долгом на следующий год, и в 2009 году.

Судебная коллегия соглашается с этими выводами суда, а доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, являются ошибочными и приняты быть не могут.

В силу ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выполненные в рамках муниципального контракта № 13-09 работы по ямочному ремонту участка дороги по ул. Ленина в г. Нерехта относятся к вопросам местного значения городского поселения и являются расходными обязательствами данного муниципального образования. Какие-либо соглашения о передаче части полномочий, а также соглашения, определяющие основания, порядок перечисления межбюджетных трансфертов, между сторонами не заключались.

При таких обстоятельствах, учитывая, что по своей правовой природе предусмотренные в бюджете муниципального района на 2009 год трансферты являлись планируемой финансовой помощью городскому поселению, выделение которой зависело от исполнения доходной части бюджета, при этом в бюджетах на 2010, 2011 годы она заложена не была, оснований для удовлетворения иска у суда не имелось.

Необходимые для применения ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации условия в данном случае отсутствуют.

О невозможности же перечисления предусмотренных трансфертов в полном объеме ввиду неисполнения доходной части бюджета администрацией муниципального района было сообщено городскому поселению письмом от 25 декабря 2009 года № 5234 (том 2 л.лд.88).

Все доводы кассационной жалобы по своей сути аналогичны доводам, приводимым стороной истца в обоснование предъявленного иска, были предметом обсуждения суда первой инстанции, сделанные им выводы не опровергают. Иных правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену судебного решения, кассационная жалоба не содержит.

С учетом изложенного судебное решение является законным и обоснованным, отмене в кассационном порядке не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Нерехтского районного суда Костромской области от 26 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области С.Н.Цветкова - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: