Саратовский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Саратовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Петрова Н.А. Дело № 33-204
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 31 января 2012 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Рябихина О.Е.,
судей Садовой И.М., Кучминой А.А.,
при секретаре Туктагановой А.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Садовой И.М., гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности по включению в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и включении ФИО1 и членов его семьи в списки на получение социальной выплаты на 2012 г., признании отказа администрации Марксовского муниципального района Саратовской области о включении семьи ФИО1 в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы - незаконным, по кассационной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Марксовского городского суда Саратовской области от 30 ноября 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя истцов ФИО3, действующего на основании ордера № от 17.01.2012 года, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя администрации Марксовского муниципального района Саратовской области ФИО4, действующей на основании доверенности от 28.10.2011 года сроком на один год, представителей Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области ФИО5, действующей на основании доверенности № от 26.10.2011 года, ФИО6, действующего на основании доверенности от 16.01.2012 года, полагавших решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия,
установила
ФИО1, ФИО2 обратились с требованиями к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области (далее администрация ФИО7) о возложении обязанности по включению их в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы и включении ФИО1 и членов его семьи в списки на получение социальной выплаты на 2012 год и признании незаконным отказа администрации ФИО7 о включении семьи ФИО1 в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. Мотивируя тем, что Постановлением администрации ФИО7 № от 22.04.2008 года семья Ч-вых была признана нуждающейся в жилом помещении.
На основании Постановления администрации ФИО7 от 07.06.2008 года № семья Ч-вых признана участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы и имела право в рамках указанной программы использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам на приобретение жилья, в соответствии с п. 46 раздела VI Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285. Аналогичные Правила утверждены и Постановлением Правительства Саратовской области от 17.11.2006г. № 356-П.
Рассмотрев спор, суд вынес решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности по включению в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы и включении ФИО1 и членов его семьи в списки на получение социальной выплаты на 2012 годы и признании отказа администрации ФИО7 о включении семьи ФИО1 в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы отказал.
Не согласившись с указанным решением, истцы подали кассационную жалобу, в которой просили решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Доводы жалобы мотивировали тем, что судом неправильно были определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущены ошибки в применении норм права, в связи с чем было вынесено незаконное решение.
Администрацией Марксовского муниципального района Саратовской области, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на кассационную жалобу представлены отзывы, в которых они просят решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 347 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене, с вынесением нового решения по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 22.04.2008 года постановлением администрации ФИО7 № семья Ч-вых была признана нуждающейся в жилом помещении. 07.06.2008 года семья Ч-вых признана участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы.
27.07.2011 года ФИО1 обратился в администрацию ФИО7 с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы.
В августе 2011 года ФИО1 администрацией ФИО7 было отказано во включении в состав участников подпрограммы, поскольку ипотечный кредит семьей Ч-вых получен после 31.12.2010 года.
Постановлением Правительства РФ от 28.02.2002 года №638 утверждена ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, в состав которой входила подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и утверждены «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование», в том числе и на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО1, ФИО2 были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке и с 2008 года включены в список участников муниципальной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», действовавшей в период до 31.12.2010 года в рамках действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы» при администрации ФИО7 Саратовской области, однако свое право на получение социальной выплаты до 31.12.2010 года не реализовали.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 утверждена ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», начало действия программы с 08.02.2011 года.
Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы установлен порядок предоставления социальных выплат и механизм использования таких выплат, согласно которым социальные выплаты могут использоваться для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения, для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации.
Право использовать социальную выплату на погашение основного долга и процентов по кредитным договорам и займам, в отличие от ранее действующей программы не предусмотрено.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 года №575 в ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы внесены изменения в приложение №3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» и пункт 2 дополнен подпунктом «е», согласно которому предусмотрено право использовать социальную выплату для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным до 01.01.2011 года. Начало действия пункта, с момента вступления в силу изменений 26.07.2011 года.
В соответствии с пунктом 15(1) Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства копию кредитного договора, заключенного до 31.12.2010 года включительно.
На основании п. 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил, б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2011 N 575), в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
В августе 2011 года истцы получили отказ администрации ФИО7 во включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. Отказ мотивирован положением подпункта «Д» пункта 15.1 «Правил о предоставлении молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», так как представленный ипотечный кредитный договор был заключен после 31.12.2010 года.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии у ФИО1, ФИО2 права на включение в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы» по следующим основаниям.
В рамках реализации приоритетного направления национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», которое предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома принято Постановление Правительства Саратовской области № 600-П от 01.12.2010 года, которым утверждена долгосрочная областная целевая программа «Развитие жилищного строительства в Саратовской области» на 2011 -2015 годы, вступившее в законную силу 01.12.2010 года и опубликованное в «Собрании законодательства Саратовской области» за N35 от 04.12.2010 года.
В рамках указанной программы заложена подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями молодых семей на 2011-2015 годы по Саратовской области» в редакции, действовавшей на момент заключения истцами кредитного договора, и предусматривающей право участника подпрограммы использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам.
Положения указанной программы были разработаны, согласно положениям ранее действовавшей ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, и действовали до 14.04.2011 года.
Кроме того, областная целевая программа на 2011- 2015 годы предусматривает, что молодые семьи вправе одновременно с участием в подпрограмме, в случаях установленных Законом Саратовской области №14-ЗСО от 5 марта 2003 года «Об ипотечном жилищном кредитовании», получать социальные выплаты за счет средств областного бюджета для возмещения части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на строительство (приобретение) жилых помещений.
Постановлением администрации ФИО7 Саратовской области от 08.11.2011 года № 3076 утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей Марксовского муниципального района на 2011-2015 годы», в соответствии с распоряжением администрации муниципального района от 01.11.2010 года № 473-р положения, которой были разработаны на основании положений ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы.
Муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей Марксовского муниципального района на 2011-2015 годы», по состоянию на 08.11.2010 года направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», цель которого предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, а механизм реализации программы предоставляет право участникам использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам или займам, в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора.
Приложением к программе «Обеспечение жильем молодых семей Марксовского муниципального района на 2011-2012 годы» является список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на получение социальной выплаты в 2011 году по Марксовскому муниципальному району Саратовской области, где под № значится семья истцов ( л.д.75).
Изменения в долгосрочную областную целевую программу «Развитие жилищного строительства в Саратовской области на 2011-2015 годы» о признании части пятой утратившей силу, предусматривавшей право использования социальной выплаты на погашение основного долга и процентов по кредитным договорам внесены Постановлением Правительства Саратовской области от 14. апреля 2011 года № 199-П.
Изменения в муниципальную целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей Марксовского муниципального района на 2011-2015 годы» о признании, утратившем силу положения, предусматривающего право использования социальной выплаты на погашение основного долга и процентов по кредитным договорам, внесены 22 сентября 2011 года.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истцы 09. ноября 2010 года подали заявку на оформление жилищного кредита и после прохождения процедуры согласования на получение заемных денежных средств 04 февраля 2011 года заключили ипотечный кредитный договор с ОАО на 1000000 рублей под 10,6% годовых на срок до 04 февраля 2041 года.
Таким образом, ФИО2 заключила кредитный договор в период действия муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Марксовского муниципального района на 2011-2015 годы», долгосрочной областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Саратовской области» на 2011-2015 годы, в редакции от 01.12.2010 года (вступившей в законную силу с момента ее подписания 01.12.2010 года), положения которой не противоречили положениям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, действовавшей до 31.12.2010 года.
Согласно паспорту муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей ФИО7 Саратовской области на 2011-2015 годы» ее положения не противоречили положениям долгосрочной областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Саратовской области» на 2011 - 2015 годы, а сама программа предусматривает цель государственной поддержки решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Источниками финансирования муниципальной программы являются субсидии из федерального бюджета, из областного бюджета, местного бюджета.
Статьей 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (далее - Закона) предусмотрено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Положениями статьи 26.3 вышеуказанного Закона установлены принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласно которым полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Статья 26.3.1. Закона определяет участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Статья 26.14 Закона предусматривает, что в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам могут предоставляться субсидии для долевого финансирования расходов на решение отдельных вопросов местного значения.
Положения паспорта подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы предусматривают перечень организационных мероприятий подпрограммы на региональном уровне, в том числе сбор данных о молодых семьях, участвующих в подпрограмме, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивающими реализацию мероприятий подпрограммы и формирование единой информационной базы данных об участниках подпрограммы по субъекту РФ, а так же определение ежегодного объема бюджетных ассигнований, выделяемых из бюджета субъекта РФ на реализацию мероприятий подпрограммы.
В свою очередь организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают формирование списков молодых семей для участия в подпрограмме, определение ежегодного объема бюджетных ассигнований, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы, выдачу молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья исходя из объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, в том числе субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Кроме того, отказ в постановке в состав участников подпрограммы муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Марксовского муниципального района на 2011-2015 годы» входящей в состав подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы лишает, права семью Ч-вых, в том числе за счет средств областного бюджета, получить возмещение части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на строительство (приобретение) жилых помещений в порядке, предусмотренном Законом Саратовской области от 05.03.2003 года N 14-ЗСО «Об ипотечном жилищном кредитовании».
В статье 40 Конституции РФ, с учетом положений международно-правовых актов (статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря1966 г., статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод), закреплено право каждого на жилище.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный суд РФ, провозглашенные в Конституции цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечения нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20 – П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище.
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий своим гражданам.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
По мнению судебной коллегии, судом первой инстанции не правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, а потому оно подлежит отмене с вынесением нового решения по делу об удовлетворении исковых требований в части признания отказа администрации Марксовского муниципального района Саратовской области о включении семьи Ч-вых, состоящей из ФИО1, ФИО2, ФИО в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы незаконным и понуждении администрацию Марксовского муниципального района Саратовской области включить семью Ч-вых в составе: ФИО1, ФИО2, ФИО в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Исковые требования в части включения ФИО1 в списки на социальную выплату на 2012 год удовлетворению не полежат по следующим основаниям.
Пунктом 23 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы предусмотрено, что после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В настоящее время подтверждения нарушения прав и законных интересов истцов при формировании сводного списка и очередности внесения претендентов в список не имеется, а в силу ст. 3 ГПК РФ восстановлению подлежит нарушенное право.
Руководствуясь ст.ст.361, 366 ГПК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2012 года), судебная коллегия
определила:
решение Марксовского городского суда Саратовской области от 30 ноября 2011года отменить. Принять по делу новое решение, которым: признать отказ администрации Марксовского муниципального района Саратовской области о включении семьи Ч-вых, состоящей из ФИО1, ФИО2, ФИО в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы незаконным и обязать администрацию Марксовского муниципального района Саратовской области включить семью Ч-вых, в составе: ФИО1, ФИО2, ФИО в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
В остальной части исковых требований – отказать.
Председательствующий
Судьи