Дело № 33-2083
Судья: Мороз Л.Э.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Ваганюк Н.Н.,
судей: Бучневой О.А., Архиповой М.В.,
с участием прокурора: Лесняк Е.Н.,
при секретаре: Кулиной И.А.
Рассмотрела в судебном заседании 20 июня 2011 года дело по кассационной жалобе администрации Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 05 мая 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора Ленинского района г. Тамбова в интересах Ф. к администрации Тамбовской области, Управлению инвестиций Тамбовской области о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Бучневой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
25.03.1996 года Ф. обратился в администрацию Ленинского района г. Тамбова с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
С 04.04.1996 года Ф. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации г. Тамбова по списку очереди «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Прокуратура Ленинского района г. Тамбова 01.09.2010 года внесла представление по факту нарушения жилищных прав Ф. на имя и.о. главы администрации г. Тамбова об устранении нарушений закона.
По результатам рассмотрения представления 18.10.2010 года администрацией г. Тамбова сообщено, что Ф. на основании постановления главы администрации г. Тамбова от 13.08.2007 года № 5498 временно до подхода очереди предоставлена однокомнатная квартира по адресу: ***, общей площадью *** кв.м.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района г. Тамбова, установлено, что до настоящего времени Ф. жилое помещение для постоянного проживания не предоставлено.
Прокурор Ленинского района г. Тамбова обратился в суд с иском в интересах Ф. к администрации Тамбовской области, Управлению инвестиций Тамбовской области о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на ст. 40 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 05 мая 2011 года исковые требования прокурора удовлетворены. Суд обязал администрацию Тамбовской области предоставить Ф. на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м и не более 37 кв.м.
На указанное решение администрация Тамбовской области подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить в части возложения обязанности по предоставлению жилого помещения Ф. на администрацию Тамбовской области и направить дело на новое рассмотрение.
В жалобе указывает, что при вынесении решения суд не принял во внимание отсутствие в области свободного жилищного фонда, а также возможность обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в иных формах, кроме как предоставление жилья по договорам социального найма. При этом ссылается на ст. 6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 года № 682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой при отсутствии необходимого жилищного фонда детям-сиротам однократно предоставляется социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, пригодного для постоянного проживания и благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, соответствующего требованиям к общей площади жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении.
Указывает, что судом не были исследованы причины, по которым Управлением инвестиций Тамбовской области и Управлением труда и социального развития Тамбовской области не приняты меры, направленные на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. В соответствии с п. 3.1.7 Положения об управлении инвестиций Тамбовской области управление осуществляет в установленном законодательством порядке полномочия главного распорядителя средств областного бюджета.
Кроме того, администрация области не является органом исполнительной власти области, уполномоченным на обеспечение детей сирот и лиц, приравненных к ним категорий, жилыми помещениями в каких-либо формах. Указанные требования должны предъявляться к Тамбовской области в лице ее финансовых или иных органов (главных распорядителей) и возмещаться за счет ее казны.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации ФИО1, поддержавшую жалобу, выслушав прокурора Лесняк Е.Н., полагавшую решение суда первой инстанции оставить без изменения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду нарушения норм материального и процессуального права по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на администрацию Тамбовской области обязанности предоставить Ф. на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. и не более 37 кв.м.
При этом суд обоснованно ссылается на нормы ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Тамбовской области «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, государством гарантировано предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди по договорам социального найма.
Судом первой инстанции, исходя из вышеизложенных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, с учетом того, что администрацией Тамбовской области не установлен порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, правильно возложена обязанность на администрацию Тамбовской области по предоставлению вышеуказанной льготы Ф.
Вместе с тем, в соответствии с положениями статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ответственность по возмещению вышеуказанных денежных средств возложена на казну субъекта Российской Федерации.
Однако, суд первой инстанции, возлагая на администрацию Тамбовской области обязанность предоставить квартиру Ф., казну субъекта к участию в деле не привлек.
С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия находит доводы кассационной жалобы заслуживающими внимания, а решение суда подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд, поскольку судебная коллегия лишена возможности при таких обстоятельствах принять решение, не передавая дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки и, правильно применив закон, разрешить спор.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 05 мая 2011 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Кассационную жалобу администрации Тамбовской области - удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи: