ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-232 от 18.01.2012 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

                                                                                    Красноярский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Красноярский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья – Сидоренко Е.А. № 33-232/2012

А-63

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 января 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего – Полынцева С.Н.,

судей – Михайлинского О.Н., Данцевой Т.Н.,

при секретаре – Сафине Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.

гражданское дело по заявлению Попковича  об оспаривании отказа органов местного самоуправления в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства

по кассационной жалобе Попковича 

на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 26 октября 2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворении предъявленных Попковичем  требований отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Попкович  обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В обоснование своих требований сослалась на то, что 13 декабря 2010 года предъявил в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска заявление о предварительном согласовании места размещения земельного участка под индивидуальное строительство по адресу: . К данному документу им прилагались топографический план и схема размещения надела, подготовленные уполномоченным на то организациями. Однако 14 января 2011 года им был получен письменный отказ, в котором было указано, что при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства предварительное согласование места размещения объекта не производится. В дальнейшем, на основании публикации в газете «Городские новости» от 4 февраля 2011 года № 15 (2316) объявления органа местного самоуправления о выборе земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов по ул. Борисевича, 7 «а» в г. Красноярске, он повторно обратился в Департамент градостроительства с заявлением, с приобщением к таковому необходимого пакета документов. 16 марта 2011 года им вновь получен письменный отказ. Мотивируя свое решение, орган местного самоуправления указал, что формирование земельных участков в районе ул. Борисевича для дальнейшего предоставления в целях индивидуального жилищного строительство не предоставляется возможным по причине расположения земельного участка в зоне перспективной многоэтажной жилой застройки. Полагает, что в удовлетворении его просьбы было отказана неправомерно, вследствие принятия таких актов были ущемлены его права, в том числе право на жилище. В связи с этим просит признать незаконными отказы Департамента градостроительства от 14 января 2011 года № 10/89-дг и от 16 марта 2011 года № 3809, возложить на администрацию г. Красноярска обязанность издать распоряжение о предоставлении ему (Попкович ) земельного участка  под индивидуальное строительство.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

Не согласившись с указанным судебным актом, Попкович  представил кассационную жалобу, в которой ставит вопрос об его отмене. Полагает, что состоявшееся по делу решение является незаконным и необоснованным, принятым без учета всех обстоятельств, имеющих значение для дела, в том числе особенностей рельефа земельного участка, на который он претендует.

Принимая во внимание, что указанная жалоба была подана в суд 8 ноября 2011 года, то таковая, в соответствии с требованиями ст. 2 ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ» от 9 декабря 2010 года № 353-ФЗ, подлежит рассмотрению по правилам, действовавшим на день ее предъявления (до вступления в силу изменений).

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела судом кассационной инстанции, не явились, причины неявки суду не сообщили. С учетом положений ст. 354 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано заявителем в суд (п. 9 ст. 30 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ).

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. При этом п. 2 ст. 11 ЗК РФ и абз. 2 п. 10 ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.

Общий порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта установлен п. 4 ст. 30 ЗК РФ. Первым этапом такого способа предоставления является проведение работ по формированию земельного участка, включающих: выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). При формировании земельного участка в соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Особенности предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства предусматривает п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, согласно которому указанная операция может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Постановлением администрации г. Красноярска от 1 октября 2008 года № 473 утверждено Положение о порядке подготовки и согласования в администрации города индивидуальных правовых актов о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Красноярска (признано утратившим силу постановлением администрации г. Красноярска от 29 марта 2011 года № 83), действовавшее на период возникновения спорных отношений (далее – Положение). Данный нормативный правовой акт определяет порядок подготовки и согласования в администрации города индивидуальных правовых актов о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и без предварительного согласования места размещения объекта, в том числе о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории г. Красноярска.

Согласно п. 1.6 Положения в случае предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства предварительное согласование места размещения объекта не проводится. Физические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в аренду для индивидуального жилищного строительства, направляют на имя первого заместителя Главы города заявление о предоставлении земельного участка, которое регистрируется в администрации города и направляется в управление архитектуры администрации г. Красноярска для рассмотрения в установленном порядке. В течение семи дней заявление подвергается градостроительному анализу и выносится на заседание градостроительной комиссии департамента градостроительства администрации г. Красноярска (п.п. 3.1.1, 3.1.3-3.1.4 Положения).

Градостроительный анализ и рассмотрение заявления на заседании градостроительной комиссии включают в себя: рассмотрение вопроса о соответствии предполагаемого размещения индивидуального жилого дома действующим градостроительным нормам и правилам; рассмотрение вопроса о соответствии функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой предполагается его размещение; изучение градостроительной ситуации на местности и установление фактов наличия на предполагаемом к размещению объекта земельном участке объектов недвижимого имущества, в том числе инженерных сетей, а также временных объектов.

Согласно п. 3.1.5 Положения в двухнедельный срок со дня получения заявления заинтересованного физического лица по итогам его рассмотрения на заседании градостроительной комиссии принимается решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо о публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. Несоответствие предполагаемого размещения индивидуального жилого дома градостроительным нормам и правилам, несоответствие его функционального назначения градостроительному регламенту территориальной зоны, а также наличие на земельном участке объектов недвижимого имущества, временных объектов, не принадлежащих заявителю, является основанием для отказа в размещении объекта.

Как следует из материалов дела, письмом от 14 января 2011 года № 10/89-дг, Департамент градостроительства администрации г. Красноярска сообщил Попкович , что по результатам рассмотрения его заявления о предварительном согласовании места размещения объекта для индивидуального жилищного строительства на земельном участке  на заседании градостроительной комиссии от 22 декабря 2010 года № 50 предварительное согласование места размещения объекта невозможно в силу требований п. 11 ст. 30 ЗК РФ.

В дальнейшем Попкович  вновь подал заявление на имя руководителя Департамента градостроительства администрации г. Красноярска о предоставлении спорного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. 9 марта 2011 года данное обращение рассмотрено на заседании градостроительной комиссии Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, и принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, мотивированное тем, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне перспективного развития, основным видом разрешенного использования территориальной зоны является размещение линейных объектов, условно разрешенный вид использования – размещение жилых домов, в соответствии с основным чертежом Генерального плана г. Красноярска на запрашиваемой территории предполагается разместить многоэтажную жилую застройку, что следует из протокола № 9 заседания комиссии.

Письмом от 16 марта 2011 года № 3809 Управление архитектуры администрации г. Красноярска сообщило Попкович , что по результатам рассмотрения его заявления на градостроительной комиссии формирование испрашиваемого земельного участка по ул. Борисевича невозможно в силу требований ст. 30 ЗК РФ и п. 3.1.5 Положения о порядке подготовки и согласования в администрации города индивидуальных правовых актов о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Красноярска, а также, поскольку в соответствии с Генеральным планом г. Красноярска земельный участок расположен в зоне перспективной многоэтажной жилой застройки.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено представленной в деле основной картой градостроительного зонирования территории г. Красноярска, что испрашиваемый заявителем земельный участок  расположен в границах территориальной зоны перспективного развития.

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 29 мая 2007 года № В-306 утверждены Правила землепользования и застройки города Красноярска (далее – Правила землепользования и застройки).

Согласно ч. 1 ст. 48 данных Правил зоны перспективного развития включают в себя участки территории города, предназначенные для планируемого размещения объектов капитального строительства. В зонах перспективного развития допускается размещение линейных объектов, жилых, спортивно-оздоровительных, производственных, коммунальных и складских объектов, детских учреждений, а также объектов социального, коммунально-бытового назначения, торговли, образования, здравоохранения и иных объектов, предусмотренных настоящей статьей.

В ч. 2 ст. 48 Правил землепользования и застройки определен градостроительный регламент зон перспективного развития, и определены основной вид разрешенного использования: размещение линейных объектов; а также условно разрешенные виды использования: в том числе размещение жилых домов При этом вспомогательные виды разрешенного использования не установлены.

Согласно ч.ч. 4 и 6 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

Как видно из материалов дела, заявителем поставлен вопрос о предоставлении для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного в границах территориальной зоны перспективного развития, для которой градостроительным регламентом определен основной вид разрешенного использования - размещение линейных объектов, а размещение жилых домов является условно разрешенным видом использования.

Таким образом, в силу ч. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ обязательным является предоставление заявителю разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Судом установлено, что Попкович  в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого земельного участка – размещение индивидуального жилого дома не обращался, данный вопрос на публичных слушаниях не обсуждался, решение о предоставлении такого разрешения не принималось.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что решение органа местного самоуправления от 14 января 2011 года № 10/89-дг об отказе Попковичу  в предоставлении земельного участка соответствует закону, поскольку, исходя из положений п. 11 ст. 30 ЗК РФ, процедура предварительного согласования места размещения объекта не проводится при предоставлении земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.

Размещение на испрашиваемом земельном участке индивидуального жилого дома влечет несоответствие функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны, и оспариваемый отказ от 16 марта 2011 года органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка, мотивированный невозможностью формирования земельного участка (определения разрешенного использования земельного участка – размещение индивидуального жилого дома), соответствует требованиям ч. 4 ст. 30 ЗК РФ, ч. 6 ст. 37 и ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, а также п. 3.1.5 Положения о порядке подготовки и согласования в администрации города индивидуальных правовых актов о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Красноярска.

Выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для дела, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм гражданского законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.

Доводы кассационной жалобы Попковича  на несоответствие выводов суда Генеральному плану г. Красноярска, а также на необходимость учета особенностей рельефа требуемого участка, не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения. Генеральный план г. Красноярска утвержден решением Красноярского городского Совета от 30 марта 2001 года № В-23. В материалы дела представлен «Основной чертеж. Расчетный срок. Приоритет - Экономически целесообразный» Генерального плана г. Красноярска, в котором определены территории перспективной жилой застройки, с учетом имеющихся особенностей местности, с наименованием «капитальная многоквартирная», и нет наименования «перспективная многоэтажная». В связи с этим начало процедуры предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка для строительства (размещения) любого жилого объекта (как индивидуального жилого дома, так и многоквартирного жилого дома), при нахождении участка в территориальной зоне перспективного развития, в условиях не поставленного заявителем и не разрешенного вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого земельного участка, нарушает земельное и градостроительное законодательство.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции отвечает требованиям закона, основано на объективной, всесторонней и полной оценке всех обстоятельств дела, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы нет. Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ» от 9 декабря 2010 года № 353-ФЗ), судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 26 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Попковича  - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: