Пермский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Пермский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья: Алексеев А.А.
Дело №33-2357 10.03.2011г.
Кассационное определение
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Бузмаковой О.В., судей Валуевой Л.Б., Косенковой Г.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 10 марта 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе Маленко С.В. на решение Ленинского районного суда г. Перми от 14 февраля 2011 года, которым постановлено: «отказать в удовлетворении требований Маленко С.В., отменить решение Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Перми № 08/02-18 от 4 февраля 2011г., признать действительными подписные листы в поддержку кандидата в депутаты Пермской городской Думы Маленко СВ., признать подписи в подписных листах достоверными и действительными, обязать Территориальную избирательную комиссию Ленинского района г. Перми зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Пермской городской Думы».
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Валуевой Л.Б., объяснения Маленко СВ., его представителя по устному ходатайству Л., представителя Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Перми Е., судебная коллегия
Установила:
Маленко СВ. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Перми в его регистрации кандидатом в депутаты Пермской городской Думы. Просил отменить решение ТИК № 08/02-18 от 4 февраля 2011г., признать действительными подписные листы в поддержку кандидата в депутаты Пермской городской Думы Маленко СВ., признать подписи в указанных подписных листах достоверными и действительными, обязать Территориальную избирательную комиссию Ленинского района г. Перми зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Пермской городской Думы.
Заявленные требования мотивировал следующим: в порядке самовыдвижения заявил о готовности баллотироваться в депутаты Пермской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 18, 26 января 2011г., представив в избирательную комиссию подписные листы в поддержку выдвижения кандидата в количестве 431 подписи. 28 января 2011г. состоялась проверка подписных листов, 01 февраля 2011г. ТИК выдала ему итоговый протокол, в котором указано, что 93,7% от представленных кандидатом подписей являются недостоверными и недействительными, т.к. принадлежат лицам, не обладающим активным избирательным правом в данном избирательном округе. 2 февраля 2011г. он получил в ТИК дополнительный протокол, в котором дополнительно к предыдущему указано, что все подписи являются недействительными, поскольку подписные листы содержат сведения об их изготовлении, в связи с чем не соответствуют приложениям 1-3 к Закону Пермского края № 525-ПК. Маленко СВ. полагал, что дополнительный протокол в нарушение п. 14 ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК был выдан менее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии. На заседании 04 февраля 2011г. ТИК было вынесено решение об отказе в регистрации Маленко СВ. в качестве кандидата в депутаты Пермской городской Думы. Данное решение подлежит отмене, поскольку наличие в бланках подписного листа сведений об их изготовлении не дает оснований для признать подписей избирателей недействительными. Подписи не могли быть признаны недостоверными на основании п. «а» ч. 11 ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК, поскольку недостоверной является подпись, выполненная другим лицом, данного обстоятельства Комиссией не установлено. Наличие активного избирательного права у лиц, поставивших подпись за выдвижение Маленко СВ., следует из п. 2 ст. 29 Закона Пермского края № 525-ПК, согласно которому студенты, зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), являются избирателями и обладают активным избирательным правом. Особого порядка для осуществления избирателями, зарегистрированными по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), права выставлять подпись за выдвижение кандидата, Законом Пермского края № 525-ПК не предусмотрено.
В судебном заседании заявитель и его представитель на удовлетворении заявленных требований настаивали.
Представитель ТИК Ленинского района г. Перми просил отказать в удовлетворении заявления.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Маленко СВ., полагая его незаконным и необоснованным в связи с нарушением судом норм материального права. В кассационной жалобе Маленко СВ. излагает обстоятельства дела, а также доводы, указанные в тексте заявления при обращении в суд. С учетом признания в мотивировочной части решения подписных листов действительными суд необоснованно отказал в удовлетворении требований об отмене решения ТИК, которое нарушило его пассивное избирательное право. Суд не учел, что решение ТИК о признании подписей недействительными по основанию, предусмотренному п. а ч. 11 ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК, противоречит действующему законодательству. Маленко СВ. указывает, что прописан в общежитии ГОУ ВПО *** с 1997 года по настоящее время, в течение 14 последних лет принимал участие в выборах муниципального, регионального и федерального уровня в качестве избирателя, выдвигая кандидатов и голосуя за них, всегда считался избирателем с активным избирательным правом. Законодательное собрание Пермского края приняло Закон Пермского края № 525-ПК, специально сконцентрировало внимание на избирателях, обучающихся по очной форме обучения и зарегистрированных по месту пребывания в общежитии, указав, что избиратели, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии по месту нахождения образовательного учреждения, обдают активным избирательным правом. В дополнительной кассационной жалобе Маленко СВ. указывает на необходимость отмены решения ТИК в части признания подписей недостоверными, вывод суда о том, что название в оспариваемом решении ТИК вышеуказанных подписей недостоверными не имеет значения для оценки законности оспариваемых решений, не основан на нормах права. Вывод суда о недействительности 404 подписей избирателей не соответствует ст. 32 Конституции РФ, ФЗ № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 4 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК. Суд не учел, что норма ч. 2 ст. 29 Закона Пермского края № 525-ПК содержит гарантию наличия у избирателей, обучающихся по очной форме обучения и зарегистрированных по месту пребывания в общежитии, права на включение в списки избирателей по месту нахождения общежития по личному письменному заявлению. Суд не принял во внимание, что студенты однозначно являются избирателями, обладающими активным избирательным правом на территории избирательного округа, включение или невключение их в список избирателей не может повлиять на наличие объективно существующего права. Суд не учел, что факт подачи студентами заявлений о включении их в список избирателей в данном случае не является юридически значимым обстоятельством, т.к. данная процедура не влечет возникновения у них активного избирательного права на территории данного округа, а является техническим действием, как явка или неявка на выборы для принятия участия в голосовании. Толкование закона, данное судом в решении, может повлечь за собой дискриминацию в области избирательного права большого количества избирателей-студентов. Суд также не дал оценки нарушению ТИК процедуры выдачи протокола решение не содержит доводов, по которым суд не принял во внимание ссылки заявителя на то, что законом не предусмотрена возможность выдачи дополнительного протокола. Суд не учел, что решение вынесено на заседании комиссии, которое было проведено на сутки раньше, чем это предусмотрено законом, является незаконным в связи с нарушением процедуры.
Проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, установленных ст.ст. 362-364 ГПК РФ.
Судом первой инстанции были установлены следующие обстоятельства: 21 января 2011г., Маленко СВ. обратился в Территориальную избирательную комиссию Ленинского района г. Перми с заявлением о намерении баллотироваться в депутаты Пермской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 18.
Решением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Перми № 08/02-18 от 4 февраля 2011г. Маленко СВ. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Пермской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 18.
В обоснование отказа ТИК сослалась на следующие обстоятельства: 431 подпись (100% от представленных) признаны недействительными в связи с тем, что подписные листы кандидата оформлены не в соответствии с приложением № 1 к Закону Пермского края № 525-ПК, поскольку содержат не предусмотренные формой подписного листа сведения об источнике оплаты, заказчике и изготовителе;
404 подписи избирателей признаны недостоверными и недействительными на основании п. а ч. 11 ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК (подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе), что составляет 93,7% от представленных кандидатом подписей избирателей.
По сведениям УФМС по Пермскому краю общежития на территории избирательного округа № 18 являются местом пребывания лиц, поставивших оспариваемые 404 подписи и имеющих иные места жительства.
Согласно ч. 5 ст. 36 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» к проверке сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах кандидата Маленко СВ. был привлечен системный администратор системы ГАС «Выборы». Согласно результатам данной проверки из 431 подписи избирателей в подписных листах кандидата Маленко СВ. 404 гражданина в качестве избирателей на территории одномандатного избирательного округа № 18 не зарегистрировано и не обладает активным избирательным правом на территории данного округа.
В соответствии с ч. 14 ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Закона Пермского края № 525-ПК подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения по форме согласно приложениям N 1-3 к настоящему Закону. В подписном листе указываются дата голосования, а также: а) при сборе подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата - фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы кандидата и занимаемая им должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, наименование и (или) номер избирательного округа, в котором он выдвигается. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. По желанию кандидата в подписном листе могут указываться сведения о его принадлежности к общественному объединению и его статус в данном общественном объединении, если эти сведения содержатся в заявлении кандидата о его согласии баллотироваться по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
В силу п. «л» ч. 11 ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК недействительными считаются все подписи в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных частью 3 статьи 35 настоящего Закона, и(или) оформленном не в соответствии с приложениями N 1 -3 к настоящему Закону.
Согласно ч. 2 ст. 27 Закона Пермского края № 525-ПК основанием для регистрации (учета) избирателей на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона Пермского края № 525-ПК соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата, единого списка кандидатов, принимает решение о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
В силу п. «ж» ч. 4 ст. 37 Закона Пермского края № 525-ПК основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом.
Проверив доводы заявителя, суд не усмотрел нарушения прав Маленко СВ. выдачей ему двух итоговых протоколов 1 и 2 февраля 2011г., поскольку последний из них вручен Маленко СВ. не позднее, чем за двое суток до заседания ТИК 4 февраля 2011г., на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата, следовательно, оснований полагать, что вручение дополнительного протокола 2 февраля 2011г. повлияло на право Маленко СВ., создало ему необоснованные препятствия для выдвижения кандидатуры либо иным образом ограничило его избирательные права, не имеется.
Признание недействительности 431 подписи избирателей (100% от представленных), основанное на том, что подписные листы кандидата оформлены не в соответствии с приложением № 1 к Закону Пермского края № 525-ПК, поскольку содержат не предусмотренные формой подписного листа сведения об источнике оплаты, заказчике и изготовителе, суд счел не обоснованным, поскольку в содержательной части, имеющей значение для установления достоверности проставленных в них подписей, листы оформлены в соответствии с приложением N I к Закону Пермского края № 525-ПК, по смыслу ч. 11 ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК на действительность листа влияют нарушения порядка собирания подписей или недостатки, свидетельствующие об их возможной недостоверности, запрета на указание в подписных листах сведений об источнике оплаты, заказчике и изготовителе Законом Пермского края № 525-ПК не предусмотрено, наличие этих сведений никак не влияет на достоверность проставленных в листах подписей.
Проверяя правильность признания Комиссией недействительности 404 подписей избирателей на основании п. а ч. 11 ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК, как подписей лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе, суд пришел к выводу о необоснованности заявленных Маленко СВ. требований, поскольку место жительства этих лиц не находится на территории избирательного округа № 18, следовательно, они не обладали активным избирательным правом в этом избирательном округе на момент заполнения подписных листов. В обоснование своих выводов суд сослался на п. а ч. II ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК, согласно которому недействительными считаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе, ч. 1 ст. 4 Закона Пермского края № 525-ПК, устанавливающую, что гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа, вправе избирать, участвовать в иных избирательных действиях, предусмотренных настоящим Законом, а также на п. 1 ст. 20 ГК РФ, п. 3 «Правил регистрации и снятия граждан РФ мс регистрационного учета...».
Пунктом 1 ст. 20 ГК РФ предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с п. 3 «Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995г. № 713, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, -гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
Указанные выводы суда являются правильными.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о необоснованности постановленного решения.
Довод Маленко СВ. о нарушении его избирательных прав при принятии комиссией решения о признании подписей избирателей, не обладающих активным избирательным правом, недействительными по основанию, предусмотренному п. «а» ч. 11 ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК, не может быть принят во внимание. Нормой ч. 2 ст. 29 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» предусмотрено наличие специальных требований к приобретению статуса избирателя- лица, обладающего активным избирательным правом, в отношении студентов очной формы обучения. Нормы статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 27 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» предусматривают общий порядок регистрации избирателей по месту жительства. Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что места жительства 404 граждан, поставивших подписи в поддержку выдвижения кандидата Маленко СВ. находятся за пределами одномандатного избирательного округа № 18.
Часть 2 статьи 29 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» предусматривает особый порядок наделения избирательными правами граждан по месту временного пребывания (не являющихся вынужденными переселенцами).
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 29 названного Закона избиратели, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения) по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.
Таким образом, для данной категории граждан приобретение статуса избирателя возможно только при наличии совокупности юридически значимых обстоятельств: достижении возраста 18 лет, обучения по очной форме обучения, регистрации по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), подачи заявления о включении в списки избирателей.
При отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков гражданин не обладает активным избирательным правом при проведении выборов депутатов Пермской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 18.
Из материалов дела усматривается, что на момент сбора подписей избирателей кандидатом Маленко СВ. в избирательную комиссию не поступало заявлений от лиц, обучающихся по очной форме обучения, о включении их в список избирателей не поступало. Соответственно, указанные лица не являлись избирателями одномандатного избирательного округа № 18, не обладали активным избирательным правом.
Как правильно указал суд, ссылка заявителя на отсутствие участковых комиссий не свидетельствует о нарушении его права, поскольку он не был лишен возможности собрать подписи других лиц, обладающих активным избирательным правом (по признаку нахождения места жительства) на территории избирательного округа № 18.
Довод заявителя о том, что в оспариваемом решении ТИК подписи необоснованно названы недостоверными, правового значения для оценки законности оспариваемого решения не имеет.
Суждение суда относительно необоснованности признания подписных листов недействительными, как оформленных не в соответствии с приложением № 1 к Закону Пермского края № 525-ПК, не является основанием для отмены решения ТИК от 04 февраля 2011 года, обоснованного, кроме того, признанием недействительности подписей избирателей на основании п. «а» ч. 11 ст.36 Закона Пермского края № 525-ПК.
Довод кассационной жалобы о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении требования о признании подписных листов действительными, не может быть принят во внимание, поскольку подписные листы при условии признания содержащихся в них подписей избирателей недействительными, не могут быть признаны действительными.
Довод кассационной жалобы о несоответствии мотивировочной и резолютивной части решения суда и ее неясности опровергается определением суда об отказе в разъяснении решения, которое заявителем не обжаловано. Судебная коллегия полагает возможным устранить стилистическую ошибку суда первой инстанции, изложив резолютивную часть решения суда в редакции, соответствующей требованиям ч. 5 ст. 198 ГПК РФ, что не влияет на законность и обоснованность постановленного судом решения.
Фактически доводы кассационной жалобы аналогичны основаниям заявленных требований, проверялись судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в оспариваемом решении.
Руководствуясь ст.ст. 193, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Кассационную жалобу Маленко С.В. на решение Ленинского районного суда г. Перми от 14 февраля 2011 года оставить без удовлетворения, изложив резолютивную часть указанного решения в следующей редакции: «Отказать в удовлетворении требований Маленко С.В. об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Перми № 08/02-18 от 4 февраля 2011г., о признании действительными подписных листов в поддержку кандидата в депутаты Пермской городской Думы Маленко СВ., о признании подписей в подписных листах достоверными и действительными, об обязании Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Перми зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Пермской городской Думы».
Председательствующий
Судьи: