ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-2368 от 19.08.2010 Тульского областного суда (Тульская область)

33-2368 судья Илларионова А.А.

стр.30

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 августа 2010 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Бугакова О.А.,

судей Кабанова О.Ю., Гавриловой Е.В.,

при секретаре Прямицыной Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Тулы на решение Центрального районного суда г.Тулы от 12 июля 2010 года по делу по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Тулы к Чекину А.А. о взыскании налоговых санкций за совершение налогового правонарушения и встречному иску Чекина А.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Тулы о взыскании сумм излишне уплаченных налогов.

Заслушав доклад судьи Кабанова О.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Тулы обратилась в суд с иском к Чекину А.А. о взыскании налоговых санкций за совершение налогового правонарушения, указав, что в результате проведения выездной налоговой проверки в отношении индивидуального предпринимателя Чекина А.А. (утратившего статус индивидуального предпринимателя 14.02.2008 года) было установлено, что в период с 06.03.2006 года по 31.12.2006 года индивидуальный предприниматель Чекин А.А. осуществлял деятельность в сфере оказания услуг по установке и сборке материалов и оборудования для бассейнов. Предпринимательская деятельность по оказанию данных услуг при условии, что они оказываются только физическими лицами, может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход. Чекин А.А. оказывал услуги, по установке и сборке материалов и оборудования для бассейна юридическому лицу, доход, полученный им в 2006 году от оказания услуг по установке и сборке материалов и оборудования для бассейнов юридическим лицам, подлежит налогообложению в соответствии с НК РФ - общим режимом налогообложения или упрощенной системой налогообложения. Чекин А.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 06.03.2006 года. Им было подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения 02.03.2006 года, уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения от 14.03.2006 года отправлено налогоплательщику по почте 20.07.2006 года. Подав заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, ответчик отчитывался по общей системе налогообложения, то есть неправомерно применял общий режим налогообложения доходов, полученных от предпринимательской деятельности за 2006 год. По результатам проведенной выездной налоговой проверки было вынесено решение № от 16.05.2008 года о привлечении Чекина А.А. к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 2 137 руб. 40 коп., по п. 2 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 64 552 руб. 80 коп., об уплате пени в размере 4 709 руб. 98 коп., единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе за 2006 года, в размере 10 687 руб. Чекину А.А. было предложено добровольно уплатить вышеуказанные суммы в срок до 02.07.2008 года, однако до настоящего времени им это не сделано, равно как и не уплачена Чекиным А.А. сумма штрафа в размере 1 100 руб. 35 коп., определенная решение № от 25.08.2008 года о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения по п.1 ст. 119 НК РФ. Истец просил суд восстановить срок для подачи заявления о взыскании пени и налоговых санкций за совершение налоговых правонарушений и взыскать с Чекина А.А. вышеуказанные суммы.

Чекин А.А. обратился в суд со встречным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Тулы о взыскании излишне уплаченных налогов, указав, что согласно справке ИФНС России по Центральному району г. Тулы № о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.12.2008 года им переплачены налоги на общую сумму 36 842 руб. 61 коп. Просил суд взыскать с  ИФНС России по Центральному району г. Тулы указанную сумму.

Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Тулы по доверенности Ковтун И.В. в судебном заседании уточнила исковые требования в части взыскания с Чекина А.А. суммы налоговой санкции за совершение налогового правонарушения в сумме 1100 руб. 35 коп., и в связи с произведенным зачетом имеющейся переплаты в сумме 701 руб. 26 коп., просила взыскать с Чекина А.А. штраф в размере 399 руб. 09 коп. Также просила суд восстановить срок для подачи заявления о взыскании пени и налоговых санкций за совершение налогового правонарушения в сумме 71 400 руб. 18 коп. и взыскать с Чекина А.А. указанную сумму. Встречные исковые требования не признала.

Чекин А.А. и его представитель по ордеру адвокат Илюхин Н.С. в судебном заседании исковые требования не признали, считали их необоснованными. Встречные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.

Решением Центрального районного суда г.Тулы от 12 июля 2010 года Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Тулы отказано в удовлетворении исковых требований, Чекину А.А. отказано в удовлетворении встречных исковых требований.

В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Тулы просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Тулы по доверенности Пановой Ж.А., а также Чекина А.А. и его представителя по ордеру адвоката Илюхина Н.С., судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 3 НК РФ предусмотрено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Согласно ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом. Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к   иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, в порядке, предусмотренном настоящей главой (глава 26.2 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым п.2 ст. 84 настоящего кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Положения данной правовой нормы, согласно её диспозиции, применяются к отношениям, связанным с переходом вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 346.11 НК РФ).

Как следует из материалов дела, Чекин А.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и поставлен на учет в налоговом органе 06.03.2006 года, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (регистрационный номер Х).

В соответствии с требованиями п. 2 ст. 346.13 НК РФ Чекин А.А. был вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, то есть в данном случае с 06.03.2006 года по 11.03.2006 года.

Судом установлено, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано Чекиным А.А. в ИФНС Центрального района г.Тулы 2.03.2006 года, т.е. когда он фактически не был зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя и не состоял в данном качестве на налоговом учете в указанном налоговом органе.

Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у ИФНС по Центральному району г. Тулы отсутствовали правовые основания для применения упрощенной системы налогообложения в отношении индивидуального предпринимателя Чекина А.А.

При этом судом было учтено, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения носит уведомительный характер и положения главы 26.2 НК РФ не предусматривают принятие и направление налогоплательщику налоговым органом решений по указанному заявлению о возможности или невозможности применения упрощенной системы налогообложения.

Судом также было принято во внимание, что ИФНС по Центральному району г.Тулы не представлены доказательства о направлении Чекину А.А. уведомления о возможности применения им упрощенной системы налогообложения, а также не представлены доказательства, подтверждающие невозможность применения Чекиным А.А. общего режима налогообложения.

Разрешая спор, суд установил, что индивидуальный предприниматель Чекин А.А. отчитывался в указанном налоговом органе в 2007 году за 2006 год, в 2008 году за 2007 год и уплачивал налоги в этот период времени в соответствии с общим режимом налогообложения. За указанный период налоговым органом не было указано индивидуальному предпринимателю Чекину А.А. на неправомерное применение общего режима налогообложения либо на неправильное представление налоговой отчетности.

Материалами дела подтверждено, что Чекин А.А. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 14.02.2008 года.

В силу ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом

Налоговые органы проводят камеральные налоговые проверки, выездные налоговые проверки. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (ст. 87 НК РФ).

Как следует из материалов дела, в отношении Чекина А.А. ИФНС по Центральному району г. Тулы была проведена камеральная налоговая проверка в период с 05.05.2008 года по 14.07.2008 года, то есть после того, как Чекин А.A. утратил статус индивидуального предпринимателя.

В процессе данной проверки было выявлено, что Чекин А.А. в нарушение п. 1 ст. 23, п. 2 ст. 346.23 НК РФ несвоевременно представил налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 1 квартал 2007 года, за 9 месяцев 2007 года и за 2007 год.

По результатам проверки были приняты решения №№ от 25.08.2008 года о привлечении физического лица Чекина А.А. к налоговой ответственности и наложении штрафа.

ИФНС России по Центральному району г. Тулы 26.12.2007 года также было принято решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении индивидуального предпринимателя Чекина А.А. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 06.03.2006 года по 31.12.2006 года.

Из акта выездной налоговой проверки индивидуального предпринимателя Чекина А.А. от 21.04.2008 года № следует, что Чекин А.А. неправомерно применял общий режим налогообложения в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности за 2006 год, доход, полученный от предпринимательской деятельности в 2006 году подлежит обложению единым налогом в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Всего по результатам выездной проверки установлены нарушения: неуплата единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 10687 руб., в том числе за 2006 год в сумме 10687 руб.; непредставление в установленный срок деклараций по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 1 квартал 2006 года, полугодие 2006 года, 9 месяцев 2006 года, за 2006 год; неправомерное применение общего режима налогообложения в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности за 2006 года.

ИФНС России по Центральному району г. Тулы по результатам выездной налоговой проверки вынесено решение от 16.05.2008 года № о привлечении Чекина А.А. к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Чекин А.А. привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату в результате занижения налоговой базы по упрощенной системе налогообложения и по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление декларации по упрощенной системе налогообложения за 9 месяцев 2006 года, за 2006 год, и на него наложен штраф в размере 66 690 руб. 20 коп. Также начислены пени по состоянию на 16.05.2008 года за неуплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 4 709 руб. 98 коп.

Чекину А.А. предложено уплатит недоимку по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 10 687 руб.

Решение от 16.05.2008 года № о привлечении Чекина А.А. к налоговой ответственности было вручено его представителю по доверенности Зейдиной Т.П. 27.05.2008 года и, в соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ, вступило в законную силу 07.06.2008 года.

Как предусмотрено ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. В соответствии с п. 3 настоящей статьи правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.

Решение от 16.05.2008 года № о привлечении Чекина А.А. к налоговой ответственности должно было быть направлено ему налоговым органом в срок до 17.06.2008 года.

Судом установлено, что ИФНС России по Центральному району г.Тулы по состоянию на 16.06.2008 года направлено в адрес Чекина А.А. требование № об уплате недоимки в сумме 10 687,00 руб., пени в сумме 4709 руб.98 коп., штрафа в размере 66 690 руб.20 коп., в котором было предложено налогоплательщику добровольно уплатить указанные суммы в срок до 02.07.2008 года.

Как установлено судом, сумма недоимки по единому налогу, распределяемому по уровням бюджетной системы в размере 10 687 руб., предъявленная к уплате Чекиным А.А. согласно требованию №, была погашена за счет имеющейся переплаты на основании решения о зачете от 08.07.2008 года №.

Из содержания статьи 48 НК РФ следует, что налоговый орган может обратиться с иском о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в соответствующий суд общей юрисдикции в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога налоговым органом (таможенным органом).

Исковое заявление должно быть предъявлено в установленном порядке, то есть с соблюдением правил о подведомственности и подсудности дела, о форме и содержании искового заявления, об оплате его государственной пошлиной, а также других предусмотренных ГПК РФ требований.

Судом установлено, что срок на обращение ИФНС России по Центральному району г. Тулы в суд с иском к Чекину А.А. начинался 03.07.2008 года и заканчивался 12.01.2009 года.

С учетом обращения ИФНС России по Центральному району г. Тулы в различные судебные инстанции с соответствующим иском к Чекину А.А., суд первой инстанции, в соответствии с требованиями вышеуказанных правовых норм, пришел к правильному выводу о том, что указанным налоговым органом пропущен шестимесячный срок обращения в суд с иском к Чекину А.А. о взыскании суммы пени и штрафа в размере 71 400 руб. 18 коп., и что оснований для его восстановления нет, поскольку отсутствуют доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска указанного срока.

Таким образом, проанализировав имеющиеся в деле доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе ИФНС по Центральному району г. Тулы в удовлетворении исковых требований о взыскании с Чекина А.А. штрафа в размере 399 руб. 09 коп., пени и налоговых санкций за совершение налогового правонарушения в сумме 71 400 руб. 18 коп.

Правомерность выводов суда первой инстанции об отказе Чекину А.А. в удовлетворении встречных исковых требований к ИФНС России по Центральному району г. Тулы о взыскании излишне уплаченных налогов также не вызывает сомнений у судебной коллегии.

Данный вывод подробно, с приведением правовой и фактической аргументации, мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден указанными выше доказательствами и не противоречит положениям материального права, регулирующим возникшие спорные правоотношения.

Доводы кассационной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку по существу они аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст.ст. 67, 198 ГПК РФ в постановленном по делу решении, и, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.

Таким образом, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Оснований к отмене решения суда судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г.Тулы от 12 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Тулы без удовлетворения.

Председательствующий подпись.

Судьи подписи.

Копия верна.Судья