ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-2454 от 10.05.2011 Саратовского областного суда (Саратовская область)

                                                                                    Саратовский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Саратовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья Садовая И.М. Дело № 33-2454

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 мая 2011 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Заболотной Л.Н.,

судей Кривошеевой Н.А., Кириной Л.А.,

при секретаре Каланиной Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кривошеевой Н.А. кассационные жалобы ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО24, ФИО19, ФИО20, ФИО21, Товарищества собственников жилья -3 Фрунзенского района г.Саратова на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 11 марта 2010 года, которым постановлено:

признать решение общего собрания членов Товарищества собственников жилья -3 Фрунзенского района г. Саратова от 27 июля 2010 г. - незаконным.

Признать незаконным создание специального резервного фонда и установление обязательного платежа в фонд в размере 0,10 руб. с кв.м.

Признать незаконным выделение платы за электроснабжение мест общего пользования из структуры тарифа на содержание жилья и выставление тарифа на электроснабжение мест общего пользования отдельной строкой.

Признать незаконным выделение из тарифа на содержание жилья тарифа на вывоз ТБО, содержание лифта и обслуживание теплоприборов.

Обязать ТСЖ-3 произвести перерасчет сумм, начисленных и выставленных в счетах за освещение мест общего пользования за период с 1 августа 2010 г. по 28 февраля 2011 г.

Обязать ТСЖ-3 произвести перерасчет сумм, начисленных и выставленных в счетах за вывоз ТБО и содержание лифта за период с 01 августа 2010 г. по 28 февраля 2011 г.

Обязать ТСЖ-3 произвести перерасчет сумм, начисленных и выставленных в счетах по внесению платежей в резервный фонд за период с 01 августа 2010 г. по 28 февраля 2011 г.

В остальной части исковых требований - отказать.

Заслушав доклад судьи, объяснения ФИО24, ФИО16, ФИО15, ФИО17, ФИО18, ФИО21, представителя ТСЖ-3 – ФИО22, поддержавших доводы своих кассационных жалоб и возражавших против доводов жалоб другой стороны, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия

установила:

ФИО19, ФИО24, ФИО21, ФИО15, ФИО16, ФИО20, ФИО17, ФИО18 обратились во Фрунзенский районный суд г. Саратова с иском к Товариществу собственников жилья-3 Фрунзенского района г.Саратова, указывая, что они являются жителями домов, входящих в ТСЖ-3 Фрунзенского района г. Саратова. С учетом уточненных требований, истцы просили признать решение общего собрания членов ТСЖ-3 от 27 июля 2010 г., проведенного голосованием посредством опроса, незаконным; признать незаконным начисление платы за освещение мест общего пользования с 1 мая 2008 года; признать незаконным выставление ТСЖ-3 тарифа на электроснабжение мест общего пользования отдельной строкой и выделение платы за электроснабжение мест общего пользования из структуры тарифа (платы) за содержание жилья. Обязать ТСЖ-3 восстановить положение, существовавшее до нарушения жилищного права возложив обязанность произвести перерасчет платы за оказанные услуги по содержанию и ремонту жилья в соответствии с размером тарифов, действовавших до нарушения жилищного права, т.е. до 1 августа 2010 г. Обязать ТСЖ-3 произвести перерасчет собственникам жилья ТСЖ-3 взысканных сумм за освещение мест общего пользования, вывоз ТБО, содержание лифта с 1 мая 2008 г. по июль 2010 г. включительно, обслуживание т/п с 1 июня 2009 г. по февраль 2011 г.

В дальнейшем в судебном заседании истцами представлено дополнительное исковое заявление, в котором они просили признать решение общего собрания членов ТСЖ-3 от 27 июля 2010 г., проведенного голосованием посредством опроса, незаконным, признать незаконным начисление и выставление платы за содержание и ремонт жилья по тарифам, действовавшим с 1 апреля 2008 года, признать незаконным создание специального резервного фонда и установление обязательного платежа в фонд в размере 0,10 руб. с кв.м, признать незаконным выделение платы за электроснабжение мест общего пользования из структуры тарифа на содержание жилья и выставление тарифа на электроснабжение мест общего пользования отдельной строкой с 1 января 2008 года (в пределах срока исковой давности) без решения данного вопроса на собрании членов товарищества в порядке, установленном ЖК РФ, признать незаконным выделение из тарифа на содержание жилья тарифа на вывоз ТБО, содержание лифта и обслуживание теплоприборов. Обязать ТСЖ-3 восстановить положение, существовавшее до нарушения жилищного права, возложив обязанность произвести перерасчет платы, выставленной в счетах за оказанные услуги по содержанию и ремонту жилья, в соответствии с размером тарифов, действовавших до нарушения жилищного права, т.е. до 1 апреля 2008 года. Обязать ТСЖ-3 произвести перерасчет сумм, начисленных и выставленных в счетах: за освещение мест общего пользования с 1 января 2008 г. по февраль 2011 г. включительно; за вывоз ТБО и содержание лифта с 1 января 2008 г. по февраль 2011 г. включительно, за обслуживание теплоприборов с 1 июня 2009 г. по февраль 2011 г. включительно, в резервный фонд с августа 2010 г. по февраль 2011 года включительно. Пресечь действия ТСЖ-3 по незаконному начислению обязательных платежей, наложив запрет на дальнейшие действия по выставлению в счетах стоимости услуг по тарифам, которые не утверждены на общем собрании в соответствии с требованиями ЖК РФ. Истцы также уточнили исковые требования в части перерасчета платы за оказанные услуги по содержанию и ремонту жилья в соответствии с размером тарифов, действовавших до нарушения жилищного права 01.04.2008 г. за период с 01 апреля 2008 г. по 28.02.2011 г.

Уточненные требования истцы мотивировали тем, что в ходе подготовки дела к рассмотрению установлено, что решение общего собрания, проведенного голосованием посредством опроса 27 марта 2008 года, которым с 1 апреля 2008 г. были установлены обязательные платежи на содержание и ремонт жилья, решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 27 ноября 2008 г. было признано незаконным. Решение по делу оставлено в силе кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 28 января 2009 г. (дело №2-1878/08).

На последующих общих собраниях, проведенных после 27 марта 2008 г. голосованием посредством опроса, ставился вопрос не об установлении размера обязательных платежей, а об «оставлении без изменений, действующего с 1 апреля 2008 года размера обязательных платежей на содержание и текущий ремонт общего имущества», установление которых судом фактически признано незаконным решением от 27 марта 2008 г.

Свои требования истцы обосновывали и тем, что 27 июля 2010 г. Товарищество собственников жилья-3 Фрунзенского района г. Саратова (далее-ТСЖ-3) провело общее собрание членов ТСЖ-3 голосованием посредством опроса. Результаты собрания оформлены решением от 27 июля 2010 г.

В повестку собрания были включены такие вопросы как: утверждение отчета ревизионной комиссии об исполнении сметы доходов и расходов ТСЖ-3 за 2009 г., утверждение годового плана финансовой деятельности ТСЖ-3 на 2010 г., установление размера обязательных платежей для собственников и взносов для членов товарищества на содержание и текущий ремонт общего имущества дома с 1 августа 2010 г., создание специального фонда товарищества (аварийно-резервный) ежемесячно в размере 0,10 рублей с кв. метра общей площади квартиры, довыборы в состав правления и другие вопросы.

По мнению истцов, проведение голосования посредством опроса по указанным выше вопросам повестки собрания проведено с существенным нарушением норм материального права. При проведении собрания должно быть соблюдено 2 условия: на собрании должно присутствовать (участвовать в голосовании) более половины членов ТСЖ, присутствующие на собрании члены товарищества должны обладать более 50% голосов от общего числа голосов членов товарищества в кв. метрах. Требование закона при проведении голосования посредством опроса ответчиком не соблюдено.

Согласно решению собрания от 27 июля 2010 года в голосовании приняли участие всего 362 члена ТСЖ, что от 1075 членов товарищества ТСЖ-3, составляет всего 33,7%, то есть менее 50 %.

Не соблюден кворум и по количеству голосов членов ТСЖ, присутствовавших на собрании, чем нарушено требование п.3 ст.45 ЖК РФ.

В решении общего собрания по результатам голосования посредством опроса 27 июля 2010 г. в опросных листах указаны недостоверные данные, которые не соответствуют представленным ТСЖ-3 документам. Данные опросных листов свидетельствуют, что количество проголосовавших «за» членов ТСЖ по количеству голосов в кв. метрах не соответствуют фактическим данным опросных листов.

При проведении выверки опросных листов, представленных в прокуратуру района, установлено, что по вопросам 5 и 8 по установлению тарифов на содержание жилья отдельно по каждому дому и созданию резервного фонда ТСЖ-3 по количеству голосов в кв. метрах проголосовало соответственно всего 26,6 % и 24,2 %.

Выверка опросных листов показала, что голосование посредством опроса по количеству членов товарищества, принявших участие в голосование и по количеству голосов в кв. метрах составляет менее 50%, что свидетельствует о неправомочности проведенного голосования и незаконности принятого 27 июля 2010 г. решения по всем вопросам, поставленным на голосование. Также было установлено, что не приняли участие в голосовании собственники жилья (члены товарищества), проживающие в 16 домах в составе ТСЖ-3, в то время как в составе ТСЖ числится 38 домов.

По мнению истцов, завышено количество голосов на 1917, 3 кв. метров за счет квадратных метров нежилой площади, занимаемой субъектами предпринимательской деятельности и 11583,64 кв.м - количество голосов, принадлежащих собственнику социального жилья.

Опросный лист муниципального образования «Город Саратов», количество голосов которого определено в 11583,84 кв.м, подписано ненадлежащим лицом, поскольку отсутствует расшифровка подписи должностного лица и дата подписания опросного листа. Отсутствует также документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего опросный лист и документы, подтверждающие фактическое количество голосов с указанием лиц, занимающих помещения по договорам социального найма и занимаемой ими площади.

Отдельные опросные листы содержат недостоверную информацию, завышающую количество голосов. В опросных листах членов ТСЖ-3 ФИО и ФИО1, проживающих по адресу: , указана площадь 30,70 кв.м в каждом, в то время как общая площадь квартиры всего 30,7 кв.м, то есть количество голосов завышено на 30,7 кв.м.

Завышено количество голосов по собственнику ФИО2 () на 77,1 кв.м. В опросных листах имеется лист голосования ФИО3, проживающего по адресу: , пл. 54,7 кв.м. Дом в составе ТСЖ-3 не числится (номер опросного листа 57). ФИО4 (опросный лист 58) указан как проголосовавший по адресу  пл.41,0 кв.м. Согласно ответу ИФНС России ФИО23 имеет в собственности помещение по адресу:

Голосовавшие ФИО5 – кв. 260, пл. 41,94 кв.м (46) и ФИО6 – кв. 179 пл. 54,8 (лист 46) дома по адресу:  в списке членов ТСЖ-3 отсутствуют. Количество голосов завышено на 96,74 кв.м. В общей сложности, только по членам ТСЖ, проживающим в 2-х домах:  и , в решении собрания от 27 июля 2010 г. завышена площадь голосовавших «за» на 228,54 кв.м.

Истцы считают, что является незаконным установление в одном ТСЖ по каждому дому в составе ТСЖ-3 тарифов на содержание и ремонт жилья в разных размерах. Из содержания протокола общего собрания от 27 июля 2010 г. и опросных листов на повестку дня общего собрания пятым пунктом поставлен вопрос об утверждении права на установление обязательных платежей, а не установление конкретного размера платежей. Отсутствие в опросном листе конкретной суммы платежей является незаконным.

Нарушением прав собственников жилья является и установление размеров платежей по каждому дому в отдельности. Согласно аудиторскому заключению нарушен п.31 Правил. Вопрос о проведении аудита и оплата по его проведению на рассмотрение общего собрания членов товарищества в 2009-2010 г.г. не выносился, оплата услуг по аудиту не включалась в смету расходов на 2009-2010 г.г. при утверждении годового плана финансовой деятельности товарищества на общем собрании членов товарищества. Указанное является существенным нарушением ст. 145 ЖК РФ, и подтверждает отсутствие указанных расходов в годовом плане о финансовой деятельности, доведенном до сведения членов товарищества.

Истцы ссылаются на то, что решение общего собрания в части определения размера платежей без указания конкретной суммы, порядка исчисления платежа и структуры платы является существенным нарушением законодательства, нормативных правовых актов и законных прав собственников жилья.

При проведении собрания не соблюдены требования п. 1 ст. 146 ЖК РФ в соответствии с которым, о проведении собрания правление обязано было уведомить каждого члена товарищества.

Членов ТСЖ числится 1075 человек, согласно реестру почтовых отправления направлено извещений о проведении собрания только 989 лицам. В нарушение требований ЖК РФ не направлены уведомления в адрес всех членов товарищества.

Истцы считают необоснованным установление «расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение и водоотведение, горячее водоснабжение и стоки ГВС) в жилых домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета ХВС и ГВС исходя из нормативов потребления данных коммунальных услуг, утвержденных Саратовской городской Думой». ТСЖ-3 необоснованно устанавливает тариф на освещение мест общего пользования. Неправильно применяет и толкует нормативные правовые акты, регулирующие порядок установления тарифа на содержание общего имущества, его структуру и составляющие, нарушая требования ст.ст. 36, 154, ЖК РФ и п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491.

Ранее принятыми решениями собраний, проведенных незаконно голосованием посредством опроса в нарушение ст. 145 ЖК РФ, тариф на оплату электроснабжения мест общего пользования не устанавливался. Он и не мог быть установлен, поскольку его установление и выделение из структуры тарифа на содержание жилья является существенным нарушением ст. 154 ЖК РФ и п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, в соответствии с которым, как указано выше, «освещение помещений (мест) общего пользования» включается в структуру платы за содержание жилья.

В нарушение нормы ст. 154 ЖК РФ ТСЖ-3 с мая 2008 года включило в счета на оплату услуг отдельной строкой тариф на обслуживание лифтов, вывоз ТБО, обслуживание теплоприборов в размере 0,08 коп. с кв.м, домофона.

Также отдельной строкой в счетах был выставлен тариф на электроснабжение мест общего пользования в фиксированной сумме, например, по дому, расположенному по адресу  - 0,92 коп., что не входит в компетенцию ТСЖ-3.

После обращения внимания антимонопольной службы на злоупотребления ТСЖ по вопросам применения жилищного законодательства, ТСЖ-3 включило ранее незаконно выставляемые отдельной строкой стоимость услуг по вывозу ТБО, обслуживание лифтов в структуру тарифа на содержание жилья, но оставив при этом незаконно отдельный строкой тариф на электроснабжение мест общего пользования и тариф на обслуживание теплоприборов.

Истцы считают, что на протяжении деятельности ТСЖ-3 с 2001 года перечень услуг, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования не утверждался, отчеты и финансовые планы содержали голые цифры без их финансового обоснования. В отчетах указывалась сумма за один и тот же вид услуг в двойном размере. В отчете за 2006 года сумма в размере 4,5 млн. руб. отражена дважды: за электроснабжению мест общего пользования и за электроснабжение лифтов.

Учитывая, что голосование посредством опроса 27 июля 2010 г., проведено по вопросам установления тарифов на содержание и ремонт жилья, в состав которого согласно законодательству должны были быть включены стоимость оплаты электроснабжения мест общего пользования и обслуживание т/п, а вопрос о разделении структуры содержания жилья на составляющие на собрании членов ТСЖ и собственников никогда не выносился и не рассматривался, решение по данному вопросу не принималось.

Истцы указывают, что опросный лист ФИО7 содержит недостоверную информацию по голосованию по вопросу установления тарифов на содержание и ремонт жилья. Количество голосов 43,1 кв.м. Оформлено 2 опросных листа на ФИО8, проживающую по адресу:  члена счетной комиссии, в связи с чем завышено количество голосов на 34,0 кв.м. Опросный лист члена ТСЖ ФИО9 () не содержит сведения о праве собственности. ФИО10 () - предприниматель, являлась членом счетной комиссии, в опросном листе не указан адрес, количество голосов 254,7 кв.м. ФИО11 (), квартира в опросном листе не указана.

Только по членам ТСЖ, проживающим в 2-х домах:  и , в решении собрания от 27.07.2010 г. завышена площадь голосовавших «за» на 228,54 кв.м.

Завышено также количество голосов на 488,9 кв.м за счет члена ТСЖ - ООО ПКФ , место нахождение которого согласно выписке из ЕГРЮЛ в Октябрьском районе. Следовательно, ООО ПКФ  не может являться членом ТСЖ-3 и принимать участие в голосовании.

Не принимали участие в голосовании члены ТСЖ-3 ФИО12 и ФИО13, проживающие по адресу , соответственно кв.174 и кв. 175. Количество голосов завышено на 68.5 кв.м, завышены также количество лиц, принявших участие в голосовании. Указанное количество голосов включено в справки по результатам голосования по каждому дому (22). С учетом указанных выше лиц по количеству голосов на собрании присутствовало менее 50 %. Голосование посредством опроса по количеству членов товарищества, принявших участие в голосовании, и по количеству голосов в квадратных метрах, составляет менее 50%, что свидетельствует о неправомочности проведенного голосования и незаконности принятого 27 июля 2010 г. решения по всем вопросам, поставленным на голосование по всем домам в составе ТСЖ-3.

Подтвердив в судебном заседании свои требования, изложенные в дополнительном исковом заявлении, и уточнив их, истцы просили иск удовлетворить.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил решение, которым заявленные требования удовлетворил частично.

В кассационной жалобе ФИО19, ФИО24, ФИО21, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО20 просят решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований как незаконное и необоснованное, вынесенное с существенным нарушением норм материального права. Авторы жалобы считают, что выводы суда не соответствуют требованиям жилищного законодательства, чем нарушаются конституционные права собственников жилых помещений.

В кассационной жалобе ТСЖ-3 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное в части удовлетворения требований истцов. ТСЖ считает, что выводы суда не соответствуют действительным обстоятельствам дела. Суд не до конца разобрался в материалах дела, в связи с чем просило решение отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Обсудив доводы кассационных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 347 ГПК РФ, исходя их доводов жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Признавая недействительным решение общего собрания от 27.07.2010 года, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении порядка проведения собрания, поскольку при проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома отсутствовал кворум, предусмотренный частью 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Выводы суда первой инстанции основаны на законе и материалах дела.

В соответствии со ст. 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: внесение изменений в устав товарищества; принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества, установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования, принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов, определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества, утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана, рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества, принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда, определение размера вознаграждения членов правления товарищества; другие вопросы, Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных в части 2 настоящей статьи также может быть отнесено решение иных вопросов.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества.

Исходя из ст. 146 ЖК РФ уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья, направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания.

В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания. Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня. Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют более половины членов товарищества или их представителей. Решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным ЖК РФ к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2,6 и 7 части 2 статьи 145 ЖК РФ, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

Судом установлено, что уведомления о проведении собрания и опросные листы направлены были членам товарищества в количестве 977 шт., тогда как общее количество членов ТСЖ-3 составляет 1075 человек, чем подтверждается нарушение порядка проведения общего собрания. Согласно протоколу общего собрания на дату проведения собрания в ТСЖ-3 сдано было только 361 опросный лист, что составляет менее 50% от общего числа членов ТСЖ, что свидетельствует об отсутствии кворума.

При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о неправомочности решения общего собрания от 27.07.2010 г. являются обоснованными, поскольку в соответствии с жилищным законодательством, кворум собрания достигается (общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно) при одновременном выполнении двух обязательных условиях (ч.2 ст.45 ЖК РФ).

С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы ТСЖ-3 о правомочности собрания от 27.07.2010 г. судебная коллегия находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Оснований для отмены решения суда в части удовлетворенных требований истцов, как о том просит ТСЖ-3, судебная коллегия не усматривает.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истцов в части признания незаконным выделения платы за электроснабжение мест общего пользования из структуры тарифа на содержание жилья и выставление тарифа на электроснабжение мест общего пользования отдельной строкой; признания незаконным выделение из тарифа на содержание жилья тарифа на вывоз ТБО, содержание лифта и обслуживание теплоприборов. Судом установлено, что данный вопрос не являлся предметом рассмотрения на общем собрании собственников ТСЖ.

Возлагая на ТСЖ-3 обязанность произвести перерасчет сумм начисленных и выставленных в счетах за освещение мест общего пользования, за вывоз ТБО и содержание лифта, а так же произвести перерасчет сумм уплаченных в резервный фонд, определяя период перерасчета с 01.08.2010 г. по 28.02.2011 г., суд первой инстанции исходил из того, что решение общего собрания от 27.07.2010 г., на котором было принято решение об установлении повышенных тарифов с 01.08.2010 года, проведено с нарушением закона.

В ходе разрешения возникшего спора судом установлено, что собрание членов ТСЖ-3 Фрунзенского района г. Саратова от 27 июля 2010 года было проведено голосованием посредством опроса. Результаты собрания оформлены решением от 27 июля 2010 г. На повестку дня общего собрания членов ТСЖ-3 Фрунзенского района, проведенного посредством опроса в письменной форме членов товарищества, было вынесено 11 вопросов, а именно выборы председателя и секретаря собрания, выбор счетной комиссии, утверждение отчета ревизионной комиссии о выполнении сметы доходов и расходов по ТСЖ-3 за 2009 год, утверждение годового плана финансовой деятельности ТСЖ-3 на 2010 год, установление размера обязательных платежей для собственников и взносов для членов товарищества на содержание и текущий ремонт общего имущества дома с 01.08.2010 г., собственникам (арендаторам) нежилых помещений, расположенных в жилых домах, обслуживаемых ТСЖ, оборудованных общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения заключить договор с ТСЖ-3 на оказание коммунальных услуг (холодного водоснабжения и водоотведения), расчет размера платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение и водоотведение, горячее водоснабжение и стоки ГВС) в жилых домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета ХВС и ГВС определять исходя из нормативов потребления данных коммунальных услуг, утвержденных Саратовской городской Думой, создать специальный фонд Товарищества (резервный), установить обязательные платежи в данный фонд ежемесячно в размере 0,10 рублей с квадратного метра общей площади квартиры, расчет размера платы за электроэнергию МОП (освещение лестничных площадок, дворовое освещение, электроснабжение лифтов, насосных ХВС и др.) производить ежемесячно в соответствии с показаниями общедомового прибора учета, при отсутствии данного прибора учета по счетам, предъявляемым поставщиком ООО «СПГЭС» из расчета на 1 метр квадратный общей площади квартиры, заявление председателя ФИО14 о выходе из состава правления, довыборы в состав правления.

Пунктом 6.1 Устава ТСЖ-3 правомочия общего собрания членов товарищества устанавливаются в соответствии со ст. 45 ЖК РФ и уставом. Общее собрание членов товарищества правомочно, если на нем присутствует более половины членов товарищества или их представителей.

Ссылка в жалобе ТСЖ-3 на законность выделения платы электроэнергии мест общего пользования отдельной строкой, поскольку эта услуга является коммунальной, а также на обоснованность выделения отдельной строкой тарифа на вывоз ТБО, содержание лифта и обслуживания теплоприбора, что, по мнению ТСЖ, не меняет установленную законом структуру платы за жилье и соответствует требованиям законодательства, является несостоятельной, не основана ни на законе, ни на доказательствах.

Статьей 137 ЖК РФ закреплены права товарищества собственников жилья, в частности к ним относятся: определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные ЖК РФ и уставом товарищества цели, устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.8 ст. 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.

Исходя из положений части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.

В силу требований ч. ч. 1 и 3 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Пункт 11 Правил в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома включает, в том числе, затраты на освещение помещений общего пользования (подпункт "б").

Согласно подпункту «з» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также с пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам освещение помещений общего пользования трактуется как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования, обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из требований п. 1 ст. 137, п. 2 ст. 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества, в том числе и тарифов на освещение мест общего пользования в многоквартирном доме в соответствии с долей собственника в праве общей собственности.

Размер вышеназванных обязательных платежей и (или) взносов определяется органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год (пункт 33 Правил).

Как следует из письма Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, понятие «освещение помещений общего пользования» не равнозначно понятию «потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования».

Исходя из исследованных судом квитанций, а также смет стоимости размера платы за содержание общего имущества жилого дома, тарифов на содержание жилья ТСЖ-3 следует, что тариф на электроэнергию мест общего пользования входит в общий тариф на содержание жилья. Судом в решении правильно указано на то, что определяя плату за электроэнергию мест общего пользования, ТСЖ-3 Фрунзенского района в качестве единицы измерения принимает кв.м, что свидетельствует о начислении им платы и возлагает обязанность по несению бремени расходов на содержание общего имущества, т.е. содержание жилья.

В соответствии со ст. 157 ГК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, и в качестве единицы измерения принимается кВтч. Порядок определения размера платы за потребленную электроэнергию, в том числе для мест общего пользования, определяется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.

Таким образом, в нормативном регулировании последовательно закрепляется необходимость определения размера платы за коммунальные услуги, исходя из их фактического потребления электроэнергии.

Министерство регионального развития Российской Федерации, разъясняя вопрос об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу коммунальной услуги по электроснабжению, исходит из того, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме не предполагают включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ) в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома (письмо от 18 июня 2007 года N 11356-ЮТ/07).

Исходя из анализа содержания указанных норм, выделение платы за электроснабжение мест общего пользования из структуры тарифа на содержание жилья и выставление тарифа на электроснабжение мест общего пользования, вывоза ТБО, содержание лифта и обслуживания теплоприбора отдельной строкой является неправомерным.

Вместе с этим, судом первой инстанции установлено, что данный вопрос не являлся предметом рассмотрения на общем собрании собственников ТСЖ, а потому требования истцов в указанной части правильно признаны обоснованными.

Судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о незаконности выделения платы за электроснабжение мест общего пользования из структуры тарифа на содержание жилья и выставление тарифа на электроснабжение мест общего пользования, вывоза ТБО, содержание лифта и обслуживания теплоприбора отдельной строкой.

Другие доводы кассационной жалобы ТСЖ-3 не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не ставят под сомнение выводы суда первой инстанции.

Не находит судебная коллегия и оснований для удовлетворения доводов жалобы истцов.

Отказывая истцам в части удовлетворения заявленных требований о признании незаконным начисление и выставление платы за содержание жилья и ремонт жилья по тарифам с 01.04.2008 г., об обязании произвести перерасчет платы за оказанные услуги по содержанию и ремонту жилья в соответствии с размером тарифов, действовавших до нарушения жилищного права 01.04.2008 г. за период с 01 апреля 2008 г. по 28.02.2011 г., о проведении перерасчета за обслуживание теплоприборов с 01.06.2009 г. по февраль 2011 г., о пресечении действий ТСЖ-3 на будущее, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии законных оснований для их удовлетворения.

Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, так как соответствуют материалам дела и установленным обстоятельствам.

Из дела следует, что решением общего собрания 27 марта 2008 г. с 1 апреля 2008 г. были установлены обязательные платежи на содержание и ремонт жилья, указанное решение общего собрания было признано незаконным решением Фрунзенского районного суда от 27 ноября 2008 г. Решение суда вступило в законную силу 28 января 2009 г.

Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 27.11.2008 г. отказано в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности произвести перерасчет платы за содержание жилья и коммунальные услуги, исходя из цен, существовавших до 27.03.2008 г. (дело №1878/08).

Решениями общих собраний от 29.12.2008 г. и от 20.04.2009 г. были установлены обязательные платежи на содержание и ремонт жилья по тарифам, которые существовали на момент 01.04.2008 г., к решению общего собрания от 20.04.2009 г. приложены тарифы с конкретной расшифровкой и указанием размеров тарифов.

Решением Фрунзенского районного суда от 08.06.2010 г. истцам отказано в признании незаконными решений общих собраний от 09.11.2007 г., 08.04.2007 г., 29.12.2008 г., 30.03.2009 г., 17.04.2009 г., 20.04.2009 г., 10.11.2009 г., 01.04.2009 г. Данное решение суда по делу оставлено без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований истцов по перерасчету платы по тарифам с 01.04.2008 г., у суда первой инстанции не имелось.

Возлагая на ТСЖ-3 обязанность произвести перерасчет сумм, начисленных и выставленных в счетах за освещение мест общего пользования, за вывоз ТБО и содержание лифта, а так же произвести перерасчет сумм уплаченных в резервный фонд, суд исходил из того, что решение общего собрания от 27.07.2010 г., на котором было принято решение об установлении повышенных тарифов с 01.08.2010 г. проведено с нарушением закона и признается недействительным, посчитал период перерасчета с 1 августа 2010г. по 28 февраля 2011г.

Судом рассматривались доводы истцов о незаконности проведения общего собраний в форме письменного опроса. Данное обстоятельство судом проверялось и не нашло своего подтверждения. Судом сделаны правильные выводы, что проведение в данной форме было правомерно, поскольку был уже зарегистрирован устав ТСЖ-3, в котором такая форма была предусмотрена, чем не нарушаются положения ч. 6 ст. 146 Жилищного Кодекса РФ.

Несостоятельными судебная коллегия находит доводы жалобы истцов о необходимости проведении перерасчета за обслуживание теплоприборов с 01.06.2009 г. по февраль 2011г. Данное обстоятельство судом проверялось и не нашло своего подтверждения. Как установлено судом первой инстанции, решение об утверждении размера обязательного платежа собственника на техническое обслуживание прибора учета тепловой энергии были приняты на общих собраниях собственников ТСЖ-3 Фрунзенского района г. Саратова по домам истцов расположенных по адресам: , , , ,  от 01.04.2009 г., указанные решения в судебном порядке недействительными не признавались и подлежат исполнению всеми собственниками, предметом спора указанные решения по настоящему делу не являются.

Ссылка заявителей в жалобе на неясность решения суда не может явиться поводом к отмене решения. Стороны не лишены возможности в установленном законом порядке обратиться в суд за его разъяснением.

Изложенные в кассационных жалобах доводы заявителей были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. В решении указаны установленные судом обстоятельства дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы по которым суд их отвергает.

Судебная коллегия находит, что судом достаточно полно исследованы представленные сторонами доказательства, и им дана правильная правовая оценка.

Выводы суда, изложенные в решении, мотивированны, соответствуют установленным фактам, обстоятельствам дела и требованиям материального закона.

Доводы жалоб никаких правовых последствий по данному делу не создают, не влияют на существо принятого судом решения и не могут служить основанием к его отмене. Кроме того, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в принятом по делу решении им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и те, на которые имеются ссылки в кассационных жалобах) судом не допущено. Оснований к отмене решения суда первой инстанции и удовлетворению жалоб не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193, 199, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 11 марта 2011 года по делу по иску ФИО19, ФИО24, ФИО21, ФИО15, ФИО16, ФИО20, ФИО17, ФИО18 к Товариществу собственников жилья -3 Фрунзенского района г. Саратова о признании недействительным решения общего собрания от 27 июля 2010 г., признании незаконным начисление и выставление платы за содержание жилья и ремонт жилья по тарифам с 01.04.2008 г., признании незаконным создание специального резервного фонда и установление обязательного платежа, признании незаконным выделение платы за электроснабжение мест общего пользования из структуры тарифа на содержание жилья и выставление тарифа на электроснабжение мест общего пользования отдельной строкой, признании незаконным выделение из тарифа на содержание жилья тарифа на вывоз ТБО, содержание лифта и обслуживание теплоприбора, обязании произвести перерасчет платы за оказанные услуги по содержанию и ремонту жилья в соответствии с размером тарифов, действовавших до нарушения жилищного права 01.04.2008 г., произвести перерасчет за освещение мест общего пользования, за вывоз ТБО и содержание лифта, обслуживание теплоприборов, резервного фонда, пресечении незаконных действий ТСЖ-3 на будущее - оставить без изменения.

Кассационные жалобы ФИО19, ФИО24, ФИО21, ФИО15, ФИО16, ФИО20, ФИО17, ФИО18, ТСЖ-3 Фрунзенского района г. Саратова оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: