ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-2549 от 03.06.2011 Амурского областного суда (Амурская область)

                                                                                    Амурский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Амурский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 33-2549/11 Судья первой инстанции

Докладчик Калиниченко Т.В. Спиридонов Е.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 июня 2011 год

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда   в составе:

Председательствующего Бурова Э.А.,

судей коллегии Калиниченко Т.В., Шандаринской Т.А.,

при секретаре Фоломеевой К.П.,

с участием прокурора Гриценко А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Благовещенске гражданское дело по кассационному представлению старшего помощника прокурора Бурейского района на решение Бурейского районного суда от 18.04.2011 года,

Заслушав дело по докладу судьи Калиниченко Т.В., выслушав прокурора Гриценко А.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Бурейского района Амурской области обратился в суд с заявлением в порядке ст. 251 ГПК РФ об оспаривании нормативно-правовых актов – о признании недействующим решения Новобурейского поселкового совета народных депутатов № 35/134 от 23.12.2011 года, решения совета народных депутатов № 38/156 от 11.03.2011 года «О внесении изменений в решение от 23.12.2011 года № 35/134», указав в обоснование своих требований, что решением Новобурейского поселкового совета народных депутатов № 35/134 от 23.12.2011 года «Об утверждении размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год» утверждены размеры платы граждан по различным видам услуг согласно приложениям 1,2,3,4 к решению. Решением № 38/156 внесены изменения в приложение № 3 Решения № 35/134 от 23.12.2011 года в части установления размера платы граждан за услуги теплоснабжения. В ходе проверки прокуратурой установлено, что решение № 35/134 от 23.12.2011 года принято незаконно и подлежит отмене в части приложения № 2 (таблица 1,2) и приложения № 3 и № 4. Решение № 38/156 незаконно в целом. Для Амурской области предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам установлен - 114,7%, для п.г.т. Новобурейский предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги 115%, предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок и тарифов для п.г.т. Новобурейский - 116,3 %. Однако в решении 35/134 в приложениях утвержден размер платы граждан с превышением предельного индекса, что повлекло увеличение платы граждан свыше 115 % по сравнению с 2010 годом – приложении № 2 - за услуги водоотведения – 116,3%, аналогично в таблице 2 приложения 2, в приложениях № 3, № 4. Приложение № 3 - размер платы за отопление при отсутствии приборов учета, в него внесены изменения решением 38/156 – добавлена графа «тариф руб. /Гкал». Стоимость г/кал снижена в зимнее время и в летнее время, что повлекло снижение услуги в домах, где установлены тепловые счетчики, однако в домах, где тепловые счетчики отсутствуют, стоимость осталась прежней, что нарушает права граждан, проживающих в домах, не оборудованных тепловыми счетчиками.

В судебном заседании прокурор на требованиях и доводах заявления настаивал, уточнил дату оспариваемого нормативно-правового акта - 23.12.2010 года.

Представитель Новобурейского поселкового совета народных депутатов в судебном заседании требования не признал, указал, что предельный индекс 116,3% относится к тарифам на услуги организаций коммунального хозяйства, а в таблице № 1 приложения № 2 оспариваемого решения указан размер платы для граждан за коммунальные услуги на 2011 год. Тариф и размер платы за коммунальные услуги являются разными понятиями, орган местного самоуправления не уполномочен на установление или изменение тарифов, а используют уже имеющиеся нормативы и тарифы для расчета размера платы за коммунальные услуги. В отношении размера платы за услуги теплоснабжения указал, что в редакции приложения № 3 от 11.03.2011 года таблица имеет новое наименование, где отсутствуют слова «при отсутствии приборов учета», а добавлена третья графа «тариф руб./Гкал» и четвертая графа с указанием норматива, который применяется для граждан, у которых отсутствуют общедомовые приборы учета. Размер платы для граждан, в домах которых установлены тепловые счетчики, вообще не устанавливался. Считает, что нарушений прав граждан не имеется, размер платы за коммунальные услуги на 2011 год не превышает установленный предельный индекс 115%.

Решением Бурейского районного суда Амурской области от 18 апреля 2011 года в удовлетворении требований прокурора Бурейского района Амурской области отказано.

В кассационном представлении прокурор Бурейского района полагает решение суда незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей, указывает в обоснование своих требований, что оспариваемыми нормативно-правовыми актами утверждены размеры платы граждан по различным видам коммунальных услуг с превышением предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги, и предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленных Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 22.10.2010 года № 120пр «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Амурской области на 2011 год».

Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.

В суде кассационной инстанции прокурор поддержала доводы кассационного представления, просила решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с п.п. 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Как следует из материалов дела, предметом спора являются соответствие законодательству нормативно-правовых актов органа местного самоуправления - решения Новобурейского поселкового совета народных депутатов от 23.12.2010 года № 35/134 «Об утверждении размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год», приложения № 2 (таблица 1,2), приложение №3 и 4, решение Новобурейского поселкового совета народных депутатов № 38/156 от 11.03.2011 года «О внесении изменений в решение от 23.10.2010 года № 35/134», опубликованные в установленном порядке, которыми утвержден размер оплаты граждан за коммунальные услуги в п.г.т. Новобурейский Амурской области. В оспариваемых нормативно-правовых актах в приложении № 2 таблица № 1 определен Размер платы для граждан за услуги водоотведения при отсутствии приборов учета воды на 2011 год, в таблице № 2 приложения № 2 определен Размер платы граждан за услуги очистки сточных вод при отсутствии приборов учета воды на 2011 год, в приложении № 3 определен Размер платы для граждан за услуги теплоснабжения при отсутствии приборов учета тепловой энергии на 2011 год, в приложении № 4 определен Размер платы для граждан за услуги подогрева воды при отсутствии приборов учета тепловой энергии на 2011 год.

Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось в ходе рассмотрения дела по существу, что размер оплаты за коммунальные услуги в п.г.т. Новобурейский в 2011 году изменился в сторону увеличения по сравнению с 2010 годом.

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу ст. 7 и 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" - по вопросам местного значения, к которым относятся вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения поселения, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 20 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", предельные индексы - устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года.

В соответствии со ст. 6 от 26.12.2005 года ФЗ № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей. Предельные минимальные и (или) максимальные индексы - устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года (далее также - предельные индексы). Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг.

Пунктом 79 Индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год  утвержденных п. 1 Приказа Федеральной службы по тарифам от 28.10.2010 года N 267 Э/2 предельный индекс изменения установленных тарифов по Амурской области определен в размере 114,7 процентов.

Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 22.10.2010 года № 120-пр «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Амурской области на 2011 год" для п.г.т Новобурейский установлен предельный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги в размере 115 процентов (приложение № 3), предельный индекс возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги - 116,3.

Судом первой инстанции обоснованно установлено, что применение предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги производится ко всему размеру оплаты за коммунальные услуги для граждан, а не к его отдельным составным частям, что соответствует положениям ст. 6 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Судом также установлено, что размер оплаты за коммунальный услуги на 2011 год, определенный оспариваемыми нормативно-правовыми актами, не превышает 115 процентов для п.г.т. Новобурейский.

В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.

В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 48 от 29.11.2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Поскольку согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

Разрешая вопрос по существу, суд первой инстанции в решении высказал суждение о несостоятельности представленного заявителем расчета превышения установленной оплаты за коммунальные услуги предельному индексу и принял за основу расчет, составленный органом местного самоуправления, чье решение оспаривается, в отношении отдельных граждан, не дав ему надлежащую правовую оценку, не исследовав вопроса о соответствии оспариваемых положений нормативно-правового акта в целом предельному индексу изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год, в этой части вывод суда судебная коллегия находи преждевременным.

Как следует из п. 3.24. Положения об Управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области № 491 от 22.12.2008 года, органом, осуществляющим государственный контроль за применением установленных по муниципальным образованиям предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы за коммунальные услуги, является названное Управление, соответственно, при разрешении возникшего спора суду надлежало привлечь названный орган для заключения по вопросу о соответствии оспариваемого нормативно-правового акта предельному индексу изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год, определить процессуальное положение указанного лица, разрешить вопрос по существу.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, необходимости отмены решения суда и направлении дела на новое рассмотрение, поскольку нарушения суда первой инстанции не могут быть исправлены судом кассационной инстанции.

При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное, создать условия для полного и всестороннего исследования доказательств, установлению фактических обстоятельств, правильному применению законодательства, определить процессуальное положение Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области и с учетом данного им заключения рассмотреть дело по существу. С соблюдением норм материального и процессуального права следует проверить и дать оценку законности и обоснованности доводов лиц, участвующих в деле, на которые они ссылаются в подтверждение своих требований и возражений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Бурейского районного суда от 18 апреля 2011 года – отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

Председательствующий  :

Судьи коллегии  :