Стр. 52
Дело № 33-2555 судья Прямицына Е.А. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 июля 2011 года город Тула Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Дорохина О.М.,
судей Епихиной О.М., Кабанова О.Ю.,
при секретаре Захаренко О.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Поздновского В.А. на решение Узловского городского суда Тульской области от 07 июня 2011 года по делу по иску Поздновского В.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на предоставление мер социальной поддержки и обязании предоставить меру социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг.
Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Поздновский В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на предоставление мер социальной поддержки и обязании предоставить меру социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг, ссылаясь на то, что он является ветераном боевых действий, имеет удостоверение, выданное 03 декабря 1987 года.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» имеет право на меры социальной поддержки, установленные для ветеранов боевых действий.
Законодательством Тульской области предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки ветеранов, отраженные, в том числе, в Законах Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», от 30 декабря 2005 года № 666-ЗТО «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области».
Законом Тульской области от 30 декабря 2005 года № 666-ЗТО, по мнению истца, расширен круг граждан, имеющих право на 50 процентную льготу на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и топлива, к числу которых отнесены и ветераны боевых действий (ст. 16 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах»).
В целях исполнения Закона Тульской области от 30 декабря 2005 года № 666-ЗТО Администрацией Тульской области принято Постановление № 30 от 15 января 2010 года, которым утверждено «Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области».
Указанное Положение определяет порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области и форму их предоставления в виде ежемесячной денежной выплаты, в том числе, и ветеранам боевых действий.
Однако ему указанная льгота, предусмотренная законодательством Тульской области, предоставлена не была.
Полагает, что при таких обстоятельствах он как ветеран боевых действий имеет право на получение указанных мер социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг, предусмотренных Законом Тульской области № 666-ЗТО от 30 декабря 2005 года и Постановлением администрации Тульской области от 15 января 2010 года № 30 с 30 декабря 2005 года, поскольку согласно п. 13 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, гражданам имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива и состоящим на учете в Департаменте социального развития Тульской области по состоянию на 1 января 2010 года, денежная выплата назначается на основании имеющихся сведений, независимо от факта обращения и подачи документов, указанных в п.п. 8-9 настоящего Положения.
Просил признать его право как ветерана боевых действий на меры социальной поддержки, а именно, оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг, предусмотренную Законом Тульской области от 30 декабря 2005 года № 666-ЗТО «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области» и Постановлением администрации Тульской области от 15 января 2010 года № 30 «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области», обязать ответчика предоставить указанную меру социальной поддержки с 30 декабря 2005 года и взыскать судебные расходы в виде возврата суммы госпошлины в размере ... рублей.
В процессе судебного разбирательства Поздновский В.А. уточнил требования искового заявления в части даты предоставления указанной меры социальной поддержки, просил обязать ответчика предоставить указанную меру социальной поддержки с 01 января 2005 года.
В судебном заседании Поздновский В.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности Копяткевич А.М. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что Закон Тульской области от 30 декабря 2005 года № 666-ЗТО «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области», а также Постановление администрации Тульской области № 30 от 15 января 2010 года «О порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области» не устанавливают дополнительные меры социальной поддержки для каких-либо категорий граждан, в том числе, для ветеранов боевых действий.
Представитель третьего лица Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица Департамента социального развития Тульской области.
Суд решил:
в удовлетворении исковых требований Поздновского В.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права как Ветерана боевых действий на меры социальной поддержки, а именно, оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг, предусмотренную Законом Тульской области от 30 декабря 2005 года № 666-ЗТО «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области» и Постановлением администрации Тульской области от 15 января 2010 года № 30 «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области», обязании ответчика предоставить указанную меру социальной поддержки с 01 января 2005 года и взыскании судебных расходов отказать.
В кассационной жалобе Поздновский В.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела в порядке ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения Поздновского В.А., судебная коллегия приходит к следующему:
Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 362 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке отсутствуют.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обосновано пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Поздновского В.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на предоставление мер социальной поддержки и обязании предоставить меру социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, с ДД.ММ.ГГГГ Поздновский В.А. является ветераном боевых действий и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные для ветеранов боевых действий Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
21 января 2011 года Поздновский В.А. обратился в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг.
Однако, 24 января 2011 года Поздновскому В.А. в удовлетворении вышеуказанных требований было отказано по тем основаниям, что он является получателем мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Кроме того, судом установлено, что Поздновский В.А. является получателем меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой жилой площади, что подтверждается справкой ГУ УСЗН Узловского района от ДД.ММ.ГГГГ №, а также получает единовременную денежную выплату в соответствии со ст. 23.1 названного федерального закона, в размере ... рубля с 01 января 2005 года, о чем свидетельствует справка УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обращаясь с вышеуказанными требованиями Поздновский В.А. ссылается на положения Закона Тульской области от 30 декабря 2005 года № 666-ЗТО «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области» и Постановление администрации Тульской области № 30 от 15 января 2010 года «О порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области» как на основание предоставления ему меры социальной поддержки в виде оплаты 50 процентов коммунальных услуг.
Однако, согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Действуя в пределах предоставленных полномочий в сфере социальной защиты, законодатель, создавая единую систему социальной защиты, определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, и установил конкретные меры социальной поддержки.
Согласно ст. 13 названного Федерального Закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», из положений статей 16, 23.1 которого усматривается, что федеральный законодатель ветеранам боевых действий в числе других мер социальной поддержки предоставил право на такие меры, как жилого помещения, коммунальных услуг занимаемой общей площади жилых помещений, включая членов семей ветеранов боевых действий, совместно с ним проживающих, и ежемесячную денежную выплату.
Меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах»).
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки.
Согласно ст. 1 Закона Тульской области № 666 настоящий Закон определяет форму предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области в соответствии со статьями 14, 15, 16, 18, 21 Федерального закона «О ветеранах», статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» пунктом 3 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пунктом 17 статьи 2 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», статьями 2 и 3 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».
В соответствии со ст. 2 Закона меры социальной поддержки предоставляются отдельным категориям жителей области в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, коммунальные услуги и топливо в жилищном фонде независимо от формы собственности.
Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей области определяется администрацией области.
В соответствии с Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», Законом Тульской области от 30 декабря 2005 года №666-ЗТО «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области», Законом Тульской области от 4 декабря 2008 года №1154-ЗТО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Тульской области», на основании статьи 34 Устава (Основного Закона) Тульской области постановлением администрации Тульской области от 15 января 2010 года № 30 утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области.
Как следует из преамбулы указанного Положения, им определяется порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области и форму их предоставления в виде ежемесячной денежной выплаты.
Право на указанную выплату, в соответствии с п. 1 данного Положения, имеют, в том числе и ветераны боевых действий.
Согласно п. 2 Положения денежная выплата предоставляется на оплату расходов за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения), за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, отопление (теплоснабжение), электроснабжение, газоснабжение (далее - на оплату жилого помещения и коммунальных услуг); на оплату расходов за твердое топливо; на оплату расходов за бытовой газ в баллонах; на оплату транспортных расходов по доставке топлива.
Проанализировав приведенные нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Закон Тульской области от 30 декабря 2005 года № 666-ЗТО «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области» и указанное Положение предусматривают лишь форму и порядок предоставления мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, устанавливаемой по всем видам льгот и для всех категорий граждан, нуждающихся в таких льготах, предусмотренных Федеральным законом № 5- ФЗ «О ветеранах» и Законом Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
К числу получателей льгот в соответствии с Законом Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветераны боевых действий не отнесены.
Иными законами, в том числе, субъекта федерации, меры социальной поддержки в виде льготы по оплате коммунальных услуг для ветеранов боевых действий не предусмотрен.
Установив, что Поздновский В.А. как ветеран боевых действий реализовал свое право на получение мер социальной поддержки в рамках федерального закона «О ветеранах», о чем свидетельствует факт получения им ежемесячной денежной выплаты согласно ст. 23.1 названного закона, а также ежемесячной денежной выплаты в размере 50 процентов на расходы по оплате занимаемой общей площади жилых помещений в соответствии со ст. 16 указанного закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Поздновского В.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на предоставление мер социальной поддержки и обязании предоставить меру социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг.
Суждения кассатора относительно снижения раннее существовавшего уровня социальной защиты ветеранов боевых действий не соответствуют фактическим обстоятельствам. Федеральное законодательство такой меры социальной защиты как оплата 50-процентов коммунальных услуг жилого помещения, для данной категории не предусматривало, и в настоящее время законодательство субъекта РФ также не предусматривает предоставление указанной меры.
Все доводы кассационной жалобы исследованы судом кассационной инстанции в полном объеме и отклоняются, поскольку они по существу сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств и иному толкованию норм законодательства, но не опровергают выводы суда и не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Нарушений требований норм гражданского процессуального законодательства РФ, а также норм материального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении данного дела не допущено.
При таких обстоятельства, судебная коллегия считает, что правовых оснований для отмены решения Узловского городского суда Тульской области от 07 июня 2011 года не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 347, ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Узловского городского суда Тульской области от 07 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Поздновского В.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи