ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-2579 от 25.05.2011 Тюменского областного суда (Тюменская область)

                                                                                    Тюменский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Тюменский областной суд — БАНК СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

Дело № 33-2579/2011

Кассационное определение

г. Тюмень

25 мая 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Григорьевой Ф.М.

судей

Дудниченко Г.Н. и Плехановой С.В.

при секретаре

Буслович Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области в лице представителя Сергеенковой Л.Ю., действующей на основании письменной доверенности №  от ., на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 18 марта 2011 года, которым постановлено:

«Признать за Иващенко А.А. и членами его семьи право на получение жилого помещения - квартиры  из государственного фонда Тюменской области.

Обязать Главное управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области предоставить Иващенко А.А. и членам его семьи жилое помещение по договору социального найма, расположенное по адресу:

В иске Иващенко А.А. к Администрации города Ишима о признании права на получение жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области и о предоставлении квартиры  по договору социального найма отказать.

Взыскать с Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области в пользу Иващенко А.А. расходы по оплате услуг представителя в сумме  рублей.

Возвратить Иващенко А.А. государственную пошлину в сумме  рублей, уплаченную при подаче искового заявления, расходы по госпошлине принять на счет государства».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьевой Ф.М.., объяснения представителя третьего лица – прокуратуры Тюменской области Сипиной С.Ю., действующей на основании письменной доверенности №  от ., просившей в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебная коллегия

установила:

Истец Иващенко А.А. обратился в суд с иском к Администрации города Ишима Тюменской области и Главному Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области (далее по тексту ГУС и ЖКХ ТО, Управление) о признании за ним и членами его семьи права на получение жилого помещения-квартиры  из государственного фонда Тюменской области и о возложении на Главное Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области обязанности предоставить жилое помещение по адресу: Тюменская область, , ему и членам его семьи.

Исковые требования мотивированы тем, что с 1983 года истец и члены его семьи: жена Иващенко Г.М., дочери , сын  состояли на учете в администрации города Ишима Тюменской области, как лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. В январе 2009 года истец узнал, что администрацией города Ишима составляются списки граждан на предоставление жилых помещений из государственного жилищного фонда Тюменской области социального использования в доме . Данный дом построен в рамках программы «Основные направления развития жилищного строительства в Тюменской области на 2008-2010 годы». 12.01.2009 года истцом в жилищный отдел администрации города Ишима предоставлен необходимый пакет документов для включения в список на предоставление жилых помещений вышеуказанного дома. В последствии работниками жилищного отдела истцу было сообщено, что он включен в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, относящихся к категориям, предусмотренным ст.7 Закона Тюменской области от 07.10.1999 года № 137, для распределения жилья в 140-квартирном доме . Согласно списку, составленному администрацией города Ишима, истцу была распределена квартира № . Данный список, в соответствии с Постановлением Тюменской областной Думы от 20.03.2008 года № 629 «Об информации Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных им по договорам социального найма и предоставления жилых помещений в Тюменской области» подлежит удовлетворению Главным Управлением строительства Тюменской области. Однако в мае 2009 года Управление учетное дело истца возвратило, в предоставлении квартиры №  по программе ему отказано. Отказ мотивирован тем, что истец является работником прокуратуры, финансируемой из федерального бюджета РФ, а Программа по предоставлению жилья рассчитана на граждан, работающих в бюджетной сфере, финансируемой из бюджета Тюменской области (ответ от 07.05.2009 года). Указывает, что он является старшим помощником прокурора, работает в прокуратуре с 01.11.1996 года, состоит в списке на предоставления жилья как работник бюджетной сферы (специальный список). Решением Ишимского городского суда от 03.03.2009 года установлено, что в список на получение квартиры в доме  он включен. Считает, что имеет право на получение жилья по договору социального найма за счет бюджета Тюменской области.

Истец Иващенко А.А. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил, поэтому суд рассмотрел дело в его отсутствие

Представитель истца Баженова Н.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Третье лицо на стороне истца Иващенко С.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель Администрации города Ишима Белешев A.M. в судебном заседании иск не признал, по тем основаниям, что решение о предоставлении жилых помещений в государственном жилом фонде Тюменской области принимается Главным Управлением капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области. Списки на заселение дома  были составлены жилищным отделом администрации города Ишима, в список Иващенко А.А. был включен, все необходимые документы им были предоставлены и вместе со списком направлены в Главное Управление, но его учетное дело было возвращено Главным Управлением по тем, основаниям, что он является работником прокуратуры и обеспечивается жильем за счет федерального бюджета. Администрация города Ишима права Иващенко А.А. по обеспечению его жилым помещением не нарушала.

Представитель ответчика Главное Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил возражения на исковое заявление из которого следует, что ответчик с иском не согласен по тем основаниям, что сведения о постановке Иващенко А.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отсутствуют, а обеспечение деятельности органов и учреждений Прокуратуры Российской Федерации, а также гарантий и компенсаций работникам этих учреждений, установленных Федеральным законом Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», является обязательством Российской Федерации. Старший помощник прокуратуры (занимаемая истцом должность) не является работником учреждения бюджетной сферы, имеющим право на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области, поскольку проходит службу в органах прокуратуры, работники которой обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

Представитель третьего лица Российской Федерации, привлеченной к участию в деле по инициативе суда в лице Управления федерального казначейства по Тюменской области, в судебное заседание не явился, дело просили рассмотреть в их отсутствие, направили отзыв на исковое заявление, в котором просили в удовлетворении исковых требований отказать, так как в соответствии с Положением об Управлении Федерального казначейства по Тюменской области, Управление осуществляет кассовое обслуживание бюджетов соответствующих уровней. Управление наделено полномочиями представлять в судебных органах интересы Министерства финансов Российской Федерации, интересы Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации. Кроме того, в отзыве отмечено, что согласно п. 12.ч ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. Администрация г.Ишима обладает полномочиями главного распорядителя бюджетных средств. Главное управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области также осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета.

Третьи лица - МУ «Управление имуществом и земельными ресурсами г.Ишима», Иващенко Г.М., Иващенко Т.А., Иващенко М.А. в судебное заседании не явились, дело просили рассмотреть в их отсутствие.

Третье лицо - Правительство Тюменской области, извещенное надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, причину неявки суду не сообщило, поэтому дело, в соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации рассмотрено в его отсутствие.

Третье лицо — Прокуратура Тюменской области дело просили рассмотреть в их отсутствие, в суд направили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что истец на момент решения вопроса о предоставлении спорной квартиры на законных основаниях состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма. Основания для снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренные законом, отсутствуют. Отказ в предоставлении спорной квартиры истцу нарушает его право на получение жилого помещения в соответствии с очередностью состояния на учете с 1983 года, поскольку, являясь нуждающимся в улучшении жилищных условий, в течение 27 лет он не получал другого жилья, денежных средств на его приобретение или земельного участка под строительство. В соответствии с действующим законодательством, как работник прокуратуры, Иващенко А.А. не может получить жилое помещение по договору социального найма. Считает Главное управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области надлежащим ответчиком.

Суд, рассмотрев дело, постановил вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик Главное управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области.

В кассационной жалобе ответчик в лице представителя по доверенности Сергеенковой Л.Ю., просит об отмене решения суда и принятии по делу нового решения, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Считает, что судом неправильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу и нарушены нормы материального права. Полагает, что истец, занимая должность старшего помощника прокурора, не является работником учреждения бюджетной сферы, имеющим право на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области в порядке, установленном Законом Тюменской области № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», так как проходит государственную службу в органах прокуратуры Российской Федерации. Кроме того, в соответствии со ст.44 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуроры и следователи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, а согласно ч.1 ст.52 Закона о прокуратуре финансовое обеспечение гарантий и компенсаций работникам этих учреждений, установленных указанным Законом, является расходным обязательством Российской Федерации. Жилье работникам прокуратуры, состоящим на учете, приобретается на денежные средства, поступающие из Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с отнесением жилья к специализированному жилищному фонду. По сообщению прокуратуры Тюменской области список работников прокуратуры области состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется, но Иващенко А.А. в указанном списке не состоит. В Тюменской области не установлено дополнительных расходных обязательств в виде обеспечения жилыми помещениями работников органов прокуратуры, следовательно, предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области работнику органа прокуратуры не основано на законе. Также считает несоответствующим действительности вывод суда о том, что Иващенко А.А. состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях по категории работник бюджетной сферы с 21.07.1983 г., так как Закон №137 вступил в силу со дня его официального опубликования 14.10.1999 года. Суд при вынесении решения не проверил факт подачи Иващенко А.А. заявления о принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях по категории работник бюджетной сферы. Иващенко А.А. не мог быть включён в списки граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области по категории работник бюджетной сферы с 21.07.1983 г. Кроме того полагает, что судом не учтено положение ст.27 Закона Тюменской области от 03.11.2009 года №78 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

От истца Иващенко А.А. на кассационную жалобу поступили письменные возражения, где он, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

От Прокуратуры Тюменской области также поступили на кассационную жалобу письменные возражения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как правильно установлено судом первой инстанции, истец с учетом членов его семьи, в том числе супруга и трое детей, был принят 21.07.1983 года на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в жилищном отделе администрации г.Ишима. Обоснованность постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ответчиком не опровергается, поскольку в силу ст.29 и 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на тот момент, (24.06.1983) основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий не были связаны с местом работы граждан и учёт таких лиц осуществлялся по месту жительства исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт перехода истца на работу в прокуратуру в силу действовавших в тот момент Жилищного кодекса РСФСР (24.06.1983) и Постановления исполкома Тюменского областного Совета народных депутатов и областного совета профессиональных союзов от 20.04.1986 № 140 «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», не являлся основанием для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Принятый 07.10.1999 года Закон Тюменской области № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» в ч. 3 ст.36 о порядке вступления этого Закона в силу предусматривает, что за гражданами, принятыми на учет для улучшения жилищных условий до вступления в силу настоящего Закона в соответствии ранее действовавшими Правилами, сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с существующей очередностью.

Кроме того, на момент решения вопроса о предоставлении истцу спорной квартиры в 2009 году Федеральным законом РФ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в ч.2 ст.6 предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Суд первой инстанции правильно указал, что основания для снятия Иващенко А.А. с учета, предусмотренные пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ ответчиком не указываются и, соответственно, доказательств тому не предоставлено.

Удовлетворяя иск Иващенко А.А., суд первой инстанции в решении указал, что в соответствии со ст.7 Закона Тюменской области от 7 октября 1999 года (в ред. от 26.03.2009) «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставлении жилых помещений в Тюменской области» граждане, работающие в организации бюджетной сферы и признанные нуждающимися в жилых помещениях, имеют право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, истец Иващенко А.А. с 1983 года состоит в списке нуждающихся в жилых помещениях как работник бюджетной сферы в жилищном отделе Администрации г. Ишима, что подтверждается учётной карточкой очередника, истец с 1996 года по настоящее время работает в органах прокуратуры, т.е. в государственном органе, финансируемом из федерального бюджета, федеральным законодательством порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма работникам органов прокуратуры не установлен, к моменту решения вопроса о распределении квартир во вновь построенном в рамках подпрограммы «Основные направления развития жилищного строительства в Тюменской области на 2008-2010 годы» 140-квартирном жилом доме  истец Администрацией г. Ишима включён в указанный список под номером 32 в порядке очерёдности как работник бюджетной сферы, в связи с чем отказ ГУС ЖКХ Тюменской области о предоставлении Иващенко А.А. жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области - квартиры  только по основанию того, что он работает в прокуратуре, финансируемой из федерального бюджета, является незаконным.

Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит законным и обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

Судебная коллегия считает, что суд правильно исходил из того, что в ст.7 Закона Тюменской области от 7 октября 1999 года (в ред. от 26.03.2009) «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставлении жилых помещений в Тюменской области» не конкретизировано работникам какой именно бюджетной сферы предоставляются жилые помещения по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, а потому, исходя из буквального толкования указанной нормы права, следует, что работники любой бюджетной сферы обладают правом на получение жилья по договору социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области. Это обстоятельство следует расценивать как дополнительное обязательство Тюменской области как субъекта Российской Федерации по обеспечению работников бюджетной сферы жилыми помещениями и как дополнительное расходное обязательство по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ст.44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» порядок обеспечения жилыми помещениями прокуроров и следователей, нуждающихся в улучшении жилищных условий определяется Правительством Российской Федерации. Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2005г. № 737 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» и Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008г, № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» указанная категория лиц обеспечивается жилыми помещениями, относящимися к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодательством порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма работникам органов прокуратуры не установлен.

Поскольку действующим законодательством предусмотрено, что жилые помещения работникам органов прокуратуры, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются из числа жилых помещений, отнесённых к специализированному жилищному фонду Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года), при этом законодательством не урегулирован вопрос о предоставлении жилья работникам органов прокуратуры по договору социального найма, то указанное обстоятельство само по себе не исключает возможности предоставления жилого помещения работнику прокуратуры по договору социального найма, в частности, из государственного жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

По изложенным основаниям довод кассационной жалобы ответчика о том, что предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области работнику органа прокуратуры не основано на законе, является несостоятельным.

В соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 05.10.2009 N 286-п "Об утверждении Порядка предоставления жилыхпомещений отдельным категориям граждан по договорам социального наймаиз государственного жилищного фонда Тюменской области" вопросы попринятию решений по вопросам предоставления жилых помещенийотнесены к полномочиям Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области, и основанием для принятия Главным управлением решения об отказе в предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда является только выявление обстоятельств, исключающих возможность признания соответствующих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Тюменской области от 07.10.1999 N 137.

Как следует из материалов дела, таких обстоятельств судом первой инстанции не установлено.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с Законом Тюменской области от 07.10.1999 года №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предназначенных им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» субъект взял на себя дополнительные обязательства по обеспечению жильем категорий граждан, не установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, а именно работающих в бюджетной сфере. Указанным нормативно-правовым актом не конкретизировано, что такое право имеют только работники организаций, финансируемых из областного бюджета. Истец Иващенко А.А. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоит в соответствующем списке Администрации города Ишима как работник бюджетной сферы, финансируемой из федерального бюджета с момента вступления в силу указанного Закона, включен в список, на вселение в жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области по адресу: 

Администрация города Ишима право истца на получение квартиры по договору социального найма не оспаривает. По месту работы на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с предоставлением жилья по договору социального найма истец не состоит. С учета в администрации города Ишима он не снят и основания для снятия его с учета отсутствуют, поэтому суд пришел к правильному выводу о том, что отказ Главного Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области в предоставлении спорной квартиры Иващенко А.А. является незаконным.

С учетом изложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения кассационной жалобы ГУС и ЖКХ Тюменской области не имеется.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 18 марта 2011 оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области в лице представителя Сергеенковой Л.Ю., – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: