Председательствующий Вакуленко Т.Д. Дело № 33-2599
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Патрахина И.В.
Судей Третьякова С.П., Кочеровой Л.В.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании от 28 апреля 2010 года дело по кассационной жалобе Администрации Называевского муниципального района Омской области на решение Называевского районного суда Омской области от 29 сентября 2009 года, которым постановлено:
«Признать за С. право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии.
Обязать Администрацию Называевского муниципального района Омской области установить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии С. с 12 января 2009 года».
Заслушав доклад судьи областного суда Третьякова С.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С. обратился в суд с иском к Администрации Называевского муниципального района о признании за ним права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, ссылаясь на то, что он проработал на выборной должности Главой Администрации Называевского района полный срок полномочий – четыре года, определенный Федеральным законом и Уставом Называевского муниципального образования, принятого 17 сентября 1996 г. Считая, что он имеет право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, с необходимыми документами он обратился в Администрацию Называевского муниципального района за назначением ему указанной доплаты, но ему было отказано со ссылкой на то, что его увольнение с выборной должности произошло ранее 2 августа 2001 г., как это определено Положением об установлении, выплате, и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Называевского муниципального района и должности муниципальной службы Называевского муниципального района», принятым районным Советом Называевского муниципального района 25 декабря 2007 г. № 309. С данным отказом он не согласился, заявив соответствующие требования.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Администрации Называевского муниципального района Омской области по доверенности Т. исковые требования истца не признала и показала, что в соответствии с п. 2 Положения об установлении, выплате и пересчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Называевского муниципального района и должности муниципальной службы Называевского муниципального района, утвержденного решением Совета Называевского муниципального района от 25 декабря 2007 г. № 309, доплата выборному должностному лицу, замещавшему муниципальную должность не менее одного срока, может быть установлена при условии, что увольнение с замещаемой должности произошло не ранее 2 августа 2001 г., а прекращение полномочий главы самоуправления Называевского района истца наступило 3 января 2001 г., а поэтому доплата к трудовой пенсии ему не может быть установлена. Указанное Положение действует с 2004 г., применяется при установлении доплат лицам, замещавшим должности муниципальной службы в отношении которых действует ст. 24 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». В отношении выборных должностных лиц установление доплаты к трудовой пенсии имеет рекомендательный характер, и ограничение по дате прекращения полномочий установлено в Положении то же, что и для муниципальных служащих. С 1 января 2009 г. полностью вступил Федеральный закон № 131 и в нем не предусмотрены социальные гарантии лицам, замещающим выборные должности. Закона, регулирующего отношения по предоставлению социальных гарантий лицам, замещавшим выборные должности, нет. В действующем Уставе Называевского муниципального района Омской области не предусмотрено доплат и гарантий как для действующего Главы муниципального района, так и для будущего.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Администрация Называевского муниципального района Омской области просит его отменить, ссылаясь на доводы, приводимые в судебном заседании, а также на то, что установление доплаты к пенсии названной категории лиц, является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Администрации Называевского муниципального района Омской области Т., С., судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить по следующим основаниям.
Согласно п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст. 18 ранее действующего Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (утратившего силу с 01.01.2009 года), депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами субъектов РФ.
Пункт 4 ст. 104 Закона Омской области от 14 декабря 1995 года № 37-03 «О местном самоуправлении в Омской области» устанавливал дополнительные социальные гарантии руководителям представительных органов и местной администрации. Данный закон утратил силу 28 мая 2000 года.
В соответствии с частью 5.1 ст. 40 ныне действующего Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Таким образом, выборному должностному лицу местного самоуправления - главе муниципального района могут быть установлены гарантии и компенсации, связанные с осуществлением им своих полномочий, то есть в период срока полномочий.
Кроме того, по смыслу статьи 172 Трудового кодекса РФ данные нормы применяются лишь в отношении выборного должностного лица местного самоуправления, если это связано с нахождением его в должности.
Установление социальных гарантий бывшим главам муниципальных образований, к которым относится и доплата к трудовой пенсии, ни Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ни иными федеральными законами не предусмотрена.
Таким образом, установление доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности, является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно определяли условия выплаты доплаты к трудовой пенсии, а также размер такой доплаты.
С 1 января 2009 года, с момента вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в полном объеме, органы местного самоуправления не вправе устанавливать доплату к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности.
Из материалов дела следует, что 24.01.2009 года истцу по поводу назначения доплаты к трудовой пенсии с 11 января 2009 года ответчиком было отказано на том основании, что им были прекращены полномочия главы администрации Называевского муниципального района ранее 02.08.2001 года (л. д. 10, 19).
Согласно пункту 2 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Называевского муниципального района и должности муниципальной службы Называевского муниципального района в новой редакции, утвержденного решением Совета Называевского муниципального района 25.12.2007 года за № 309 (в редакции от 29.04.2003 года № 82), лица, замещавшие на постоянной основе не менее одного срока полномочий, установленного для соответствующей должности, муниципальные должности Называевского муниципального района, предусмотренные Уставом Называевского муниципального района, получавшие денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета и освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии, назначенной в соответствии с законом РФ «О трудовых пенсиях в РФ» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ», и если освобождение от замещаемой муниципальной должности Называевского муниципального района имело место не ранее 2 августа 2001 года.
Вышеуказанное положение действует с 2004 года, применяется при установлении доплат, лицам, замещавшим должности муниципальной службы, в отношении которых действует ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». В отношении выборных должностных лиц установление доплаты к трудовой пенсии имеет рекомендательный характер (п. 10 Указа Президента РФ от 16.08.1995 № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные
должности РФ и государственные должности федеральной государственной
службы»), и ограничение по дате прекращения полномочий установлено в
Положении то же, что и для муниципальных служащих.
Поскольку прекращение полномочий истца в качестве главы самоуправления Называевского муниципального района наступило 3 января 2001 года, то есть ранее 02.08.2001 года, соответственно у истца не возникло права на доплату к трудовой пенсии.
Поскольку по делу не требуется собирания дополнительных доказательств, обстоятельства исследованы судом первой инстанции в полном объеме, однако неверно истолкованы нормы материального права, судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 361-366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Называевского районного суда Омской области от 29 сентября 2009 года отменить, вынести новое, которым в удовлетворении исковых требований С. к Администрации Называевского муниципального района Омской области о признании права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии отказать.
Председательствующий
Судьи
Председательствующий Вакуленко Т.Д. Дело № 33-2599
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Патрахина И.В.
судей Третьякова С.П., Кочеровой Л.В.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании от 28 апреля 2010 года дело по частной жалобе С. на определение Называевского городского суда Омской области от 09 апреля 2010 года, которым постановлено:
«Восстановить Администрации Называевского муниципального района Омской области пропущенный ею процессуальный срок для обжалования решения Называевского городского суда от 29 сентября 2009 года по делу по иску С. к Администрации Называевского муниципального района о признании за ним права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии».
Заслушав доклад судьи областного суда Третьякова С.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Называевского муниципального района Омской области, подавая кассационную жалобу на решение Называевского городского суда Омской области от 29 сентября 2009 года по делу по иску С. к Администрации Называевского муниципального района о признании за ним права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, просила суд восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи кассационной жалобы.
Судом постановлено указанное выше определение.
В частной жалобе С. просит его отменить.
Проверив материалы дела, доводы частной жалобы, заслушав представителя Администрации Называевского муниципального района Омской области Т., С., судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда.
Согласно ст. 338 ГПК РФ, кассационные жалоба, представление могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
В соответствии со ст. 112 ГПК РФ, лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Из материалов дела следует, что ответчиком была подана краткая кассационная жалоба на изготовленное в окончательной форме решение Называевского городского суда Омской области от 13.10.2009 года (л. <...>).
Поскольку представителем Администрации Называевского муниципального района по доверенности Т., не имевшим полномочий на совершение указанных действий от имени лица его выдавшего, отозвана вышеназванная жалоба, суд первой инстанции правомерно исходил из уважительности причины пропуска ответчиком названного процессуального срока, с чем судебная коллегия не может не согласиться (л. д. 96).
Довод кассатора о том, что глава Администрации Называевского муниципального района обещал не подавать жалобу несостоятелен, поскольку процессуальное право на обжалование судебных постановлений принадлежит участникам процесса и является их субъективным правом.
При таких обстоятельствах, определение является законным и обоснованным, доводы частной жалобы не могут являться основанием к его отмене.
Руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Называевского городского суда Омской области от 09 апреля 2010 года оставить без изменения, частную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи