ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-268 от 22.02.2011 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Тукманова Л.И.                                                     дело № 33-268

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола                                                           22 февраля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Братухина В.В.,

судей Соснина А.Е., Волковой О.В.,

при секретаре Конышеве К.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению помощника Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 24 декабря 2010 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц, муниципального образования «Город Волжск» в лице администрации городского округа «Город Волжск» к обществу с ограниченной ответственностью « » о признании незаконной деятельности общества с ограниченной ответственностью « » по организации и проведению лотереи в павильоне, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, ..., и запрещении обществу с ограниченной ответственностью « » осуществлять деятельность по организации и проведению лотереи на территории городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл до устранения нарушений требований Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», а именно до постановки на учёт в Межрегиональном управлении Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (г.Нижний Новгород) и согласования правил внутреннего контроля.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Волковой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Волжский межрайонный прокурор Республики Марий Эл обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц, муниципального образования «Город Волжск» с иском к обществу с ограниченной ответственностью « » о возложении обязанности прекратить незаконную деятельность по организации и проведению лотереи и освободить самовольно занятый земельный участок путём демонтажа и вывоза с территории данного земельного участка объекта некапитального строительства – павильона по продаже лотерейных билетов.

В обоснование требований указал, что в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, установлены нарушения закона в деятельности ООО « », выразившиеся в незаконной организации и проведении лотереи на территории городского округа «Город Волжск». В павильоне, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, ..., ООО « » осуществляет деятельность по продаже лотерейных билетов, не имея согласованных в установленном законом порядке правил внутреннего контроля и не состоя на учёте в Федеральной службе по финансовому мониторингу. Данные нарушения закона со стороны ООО « » создают существенную угрозу нарушения прав и законных интересов граждан, общества и государства, поскольку неисполнение ответчиком публично-правовых обязанностей, возложенных на него Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», создаёт реальную возможность легализации доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма, в связи с чем деятельность ООО « » по организации и проведению лотереи следует запретить до устранения нарушений закона на основании п.1 ст.1065 ГК РФ. Также указал на то, что павильон по продаже лотерейных билетов установлен на земельном участке самовольно, без оформления правоустанавливающих документов на землю.

Впоследствии истец оказался от требования об обязании ответчика освободить самовольно занятый земельный участок путём демонтажа и вывоза с территории данного земельного участка объекта некапитального строительства – павильона по продаже лотерейных билетов. В остальной части исковые требования поддержал.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационном представлении помощник Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.

Выслушав старшего помощника прокурора Республики Марий Эл Назарова А.А., поддержавшего доводы кассационного представления, представителя администрации городского округа «Город Волжск» Кильганову М.В., согласившуюся с доводами кассационного представления, представителя ООО « » Куклину Т.М., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»  к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Статья 5 данного закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относит, среди прочих, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме. В соответствии со статьёй 7 этого же закона такие организации обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. В силу пункта 2 Положения о постановке на учёт в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 года № 28, вышеназванные организации также подлежат обязательной постановке на учёт в Федеральной службе по финансовому мониторингу.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ «О лотереях» организация лотереи представляет собой осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи; проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи; организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту); оператор лотереи - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства; распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела 8 июня 2010 года между ООО « » и ООО « » заключен договор комиссии, в соответствии с условиями которого ООО « » (комиссионер, распространитель лотерейных билетов) приняло на себя обязательство совершать по поручению ООО « » (комитент, организатор лотереи) за вознаграждение сделки по продаже лотерейных билетов Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи « » третьим лицам (участникам лотереи), организовывать выдачу (путём обслуживания лотерейного оборудования) третьим лицам выигрышей в денежной форме.

Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что ответчик не организует и не проводит лотереи, а только распространяет лотерейные билеты. Следовательно, он не относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются требования Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». На этом основании суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.

Довод жалобы о том, что ответчик самостоятельно осуществляет выплату выигрыша участникам лотереи, в связи с чем является её организатором, основан на неправильном толковании заявителем жалобы норм закона. Как отмечено выше, распространение лотерейных билетов, выплата, передача или предоставление выигрышей могут осуществляться на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора (в данном случае – договора комиссии) и не равнозначны понятиям «организация лотереи», «проведение лотереи».

Судебная коллегия полагает, что оснований к отмене решения суда по доводам кассационного представления не имеется.

Согласно статье 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверена исходя из доводов, изложенных в кассационном представлении.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 24 декабря 2010 года оставить без изменения в обжалуемой части, кассационное представление помощника Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл - без удовлетворения.

Председательствующий                                            В.В. Братухин

Судьи                                                                          А.Е. Соснин

                     О.В. Волкова

Копия верна.

Судья Верховного Суда

Республики Марий Эл                                               О.В. Волкова