ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-2703/10 от 28.10.2010 Курского областного суда (Курская область)

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья: Дюкарева С.В.                                                                           Дело № г.

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего – Журавлева А.В.

и судей – Леонтьевой И. В., Шуваевой Е.И.

с участием прокурора – Стародубцевой Т.А.

при секретаре – Хмелевском А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ дело по иску Новоселовой Е.И. к Администрации <адрес> <адрес> о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, поступившее по кассационной жалобе истицы Новоселовой Е.И. на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено об отказе Новоселовой Е.И. в удовлетворении иска.

Заслушав доклад судьи Леонтьевой И. В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением Администрации <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Новоселова Е.И. была назначена на должность государственной гражданской службы <адрес> <адрес> - начальника управления кадров Комитета государственной службы и кадровой работы Администрации <адрес> <адрес> - с ДД.ММ.ГГГГ по итогам выигранного конкурса.

Постановлением заместителя губернатора <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па с Новоселовой Е.И. прекращен служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы <адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в связи сокращением должности государственной гражданской службы <адрес> <адрес> - начальника управления кадров Комитета государственной службы и кадровой работы Администрации <адрес> <адрес> (п.6 ч.1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона <адрес> <адрес> «О государственной гражданской службе <адрес> <адрес>».

Считая увольнение по данному основанию незаконным, Новоселова Е.И. обратилась в суд с вышеназванным иском, просила признать увольнение незаконным и восстановить её на работе в прежней должности с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с Администрации <адрес> <адрес> в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 27 596 руб. 40 коп., компенсацию морального вреда в сумме 155 880 руб.

В судебном заседании Новоселова Е.И. исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить, кроме того, пояснила, что сокращения штатов фактически не было, поскольку комитет государственной службы и кадровой работы Администрации <адрес> <адрес>, в котором она работала, фактически был переименован в комитет государственной, муниципальной службы и взаимодействия с общественными организациями Администрации <адрес> <адрес> с передачей ему функций упраздненного комитета Администрации <адрес> <адрес> по работе с территориями и общественными организациями, а не реорганизован. Замещаемая ею должность начальника управления кадров не сокращена, а объединена с должностью заместителя председателя Комитета государственной, муниципальной службы и взаимодействия с общественными организациями Администрации <адрес> <адрес> с передачей функций наградной работы. На указанную должность была назначена Ольховикова Н.Н. не имевшая опыта работы в данном направлении. По ее мнению, ни постановлением Губернатора <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пг «О структуре и штатной численности исполнительных органов государственной власти <адрес> <адрес>», ни постановлением Губернатора <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пг «Об утверждении структуры и штатного расписания комитета государственной, муниципальной службы и взаимодействия с общественными организациями Администрации <адрес> <адрес>» не предусмотрено фактического сокращения штатной численности работников. Также считает нарушением ее трудовых прав то, что структура и штатное расписание комитета государственной, муниципальной службы и взаимодействия с общественными организациями Администрации <адрес> <адрес> были утверждены ДД.ММ.ГГГГ постановлением Губернатора <адрес> <адрес>, а предупреждение о сокращении должности и ее предстоящем увольнении с государственной гражданской службы <адрес> <адрес>    вручено только ДД.ММ.ГГГГ, т. е. 9 дней спустя. Кроме того, работодатель не предложил ей все имеющиеся вакантные должности, соответствующие ее квалификации, уровню профессионального образования и стажу гражданской службы. В частности, ей не были предложены 5 вакантных должностей высшей группы должностей категории «руководители» в комитете государственной, муниципальной службы и взаимодействия с общественными организациями Администрации <адрес> <адрес>, равнозначные замещаемой им должности государственной гражданской службы <адрес> <адрес>, которые она могла бы занять. Кроме того считает, что она имела преимущественное право перед другими работниками на занятие вакантных должностей высшей группы должностей категории «руководители». О наличии вакантных должностей она была поставлена в известность с ДД.ММ.ГГГГ, после назначения на должности высшей и главной групп должностей работников упраздненного комитета Администрации <адрес> <адрес> по работе с территориями и общественными организациями. Считает, что работодателем при увольнении не были соблюдены все гарантии, предусмотренные ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и Законом <адрес> <адрес> «О государственной гражданской службе <адрес> <адрес>».

Представитель Администрации <адрес> <адрес> по доверенности Лукъянчикова С.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Новоселовой Е.И., указав, что нарушение закона при увольнении истицы со стороны Администрации <адрес> <адрес> допущено не было. Сокращение должностей государственной гражданской службы было произведено на основании постановления Губернатора <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-пг «О структуре и штатной численности исполнительных органов государственной власти <адрес> <адрес>», которым в том числе, был упразднен комитет Администрации <адрес> <адрес> по работе с территориями и общественными организациями, а его функции переданы комитету государственной службы и кадровой работы Администрации <адрес> <адрес>, который, в свою очередь, был переименован в комитет государственной, муниципальной службы и общественных связей <адрес> <адрес>. Новоселова Е.И. была своевременно предупреждена о предстоящем сокращении под роспись, ей неоднократно были предложены имеющиеся вакантные должности гражданской службы, на замещение которых истица не выразила своего согласия. Нарушений ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и Закона <адрес> <адрес> «О государственной гражданской службе <адрес> <адрес>» со стороны Администрации <адрес> области допущено не было.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Новоселова Е.И. просит отменить решение Ленинского районного суда <адрес> как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Новоселовой Е.И., выслушав объяснения истицы Новоселовой Е.И., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Администрации <адрес> <адрес> по доверенности – Лукьянчиковой С.А., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Стародубцевой Т.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что истица Новоселова Е.И. замещала должность государственной гражданской службы <адрес> <адрес> категории «руководители» - должность заместителя председателя комитета государственной службы и кадровой работы Администрации <адрес> <адрес>. Поэтому, при разрешении спора о законности прекращения государственной гражданской службы суд правильно руководствовался ФЗ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Законом <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № – ЗКО «О государственной гражданской службе <адрес> <адрес>».

Статьей 31 ФЗ №79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ (в ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулируются отношения между гражданским служащим и представителем нанимателя в случаях: при сокращении должностей гражданской службы; при реорганизации государственного органа, в том числе влекущей сокращение должностей в государственном органе; при ликвидации государственного органа.

Вместе с тем, указанные в ст. 31 вышеназванного ФЗ обстоятельства не всегда влекут прекращение служебных отношений с соответствующим гражданским служащим. Эти отношения могут быть продолжены в случае предоставления гражданскому служащему иной должности в том же или другом государственном органе, а также при направлении его на переподготовку или повышение квалификации.

В соответствии с ч. 3 ст. 53 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим ФЗ или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации может предоставляться право на замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со статьей 31 настоящего ФЗ.

По смыслу вышеприведенного ФЗ процедура реорганизации государственного органа может включать в себя слияние с другим государственным органом; разделение на два или нескольку самостоятельных органов; выделение из одного государственного органа отдельных структур либо преобразование государственного органа, т.е. изменение его правового статуса, функции и т.п. Сама по себе реорганизация государственного органа не влечет расторжение служебного контракта с гражданским служащим. При реорганизации государственного органа или изменении его структуры служебные отношения с гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены только в случае сокращения должностей гражданской службы.

По смыслу вышеприведенной нормы закона сама по себе реорганизация, результатом которой становится измененное наименование государственного органа, без сокращения должностей гражданской службы, действия служебных контрактов не прекращает.

При решении вопросов сокращения должностей гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или урегулирования отношений с гражданским служащим при ликвидации государственного органа следует руководствоваться понятиями реорганизации и ликвидации, а также порядком их осуществления, установленными ГК применительно к реорганизации и ликвидации юридических лиц (ст. 57-61 ГК РФ). При этом следует иметь ввиду, что вопросы передачи функций государственных органов ГК не решается.

Из материалов дела усматривается, что Новоселова Е.И. освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы <адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ Постановлением заместителя губернатора <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па в соответствии с п.6 ч.1 ст. 33 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ (в ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и п. 6 ч.1 ст. 33 Закона <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О государственной гражданской службе <адрес> <адрес>».

В соответствии с п.6 ч.1 ст. 33 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещения должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ч.4 ст.31 настоящего Федерального закона).

Аналогичные положения содержатся и в п.6 ч.1 ст. 33 Закона <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № –ЗКО «О государственной гражданской службе <адрес> <адрес>».

В силу ч.4 ст. 31 ФЗ, в случае отказа государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации при сокращении должностей гражданской службы либо при ликвидации государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы).

    Отказывая Новоселовой Е.И. в удовлетворении иска, суд 1 инстанции исходил из того, что имела место реорганизация 2-х Комитетов путем слияния, результатом которого явилось сокращение должностей гражданской службы, в том числе должности, занимаемой истицей, Новоселова Е.И. за 2 месяца была уведомлена о предстоящем увольнении, ей были предложены имеющиеся вакантные должности гражданской службы, от занятия которых она отказалась, преимущественным правом на занятие должностей категории «руководители» истица перед другими гражданскими служащими - не    обладала.

    Однако данные выводы суда являются преждевременными.

    В соответствии с положениями ч.2 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» во взаимосвязи со ст. 33 и 38 Закона прекращение государственно-служебных отношений, вследствие освобождения гражданского служащего от замещения должности и увольнения его с гражданской службы в случае сокращения должностей в государственном органе в связи с его реорганизацией либо без реорганизации, но при изменении его структуры, будет являться правомерным при наличии следующих условий:

    а) сокращение должностей гражданской службы в государственном органе действительно (реально) имело место;

    б) если гражданский служащий не имел преимущественного права на замещение иной должности гражданской службы в соответствии с ч.7 комментируемой статьи;

    в) если гражданский служащий заранее, за два месяца до сокращения должностей в государственном органе, в соответствии с ч.5 ст. 31 ФЗ был предупрежден о предстоящем сокращении его должности в письменном виде;

    г) если профсоюзный орган в соответствии со ст. 38 ФЗ был своевременно проинформирован представителем нанимателя о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в связи с сокращением соответствующей должности гражданской службы;

    д) если отсутствовала возможность предоставления гражданскому служащему иной должности гражданской службы в том же либо в другом органе;

    е) если гражданский служащий отказался от профессиональной переподготовки (повышения квалификации), но у представителя нанимателя такая возможность отсутствовала;

    ж) если гражданский служащий отказался от профессиональной переподготовки (повышения квалификации) либо от предложенной должности, в том числе после прохождения профессиональной переподготовки (повышения квалификации).

Согласно ст.73 ФЗ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральные Законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, лишь в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», так же как и Закон <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № –ЗКО «О государственной гражданской службе <адрес> <адрес>» предусматривают возможность прекращения государственно-служебных отношений в связи с сокращением именно должностей гражданской службы, а не численности штата ( ст. 31, п.6 ч.1 ст. 33), что объясняет отсутствие в указанных законах гарантии, предусмотренной ст. 179 ТК РФ - «права преимущественного оставления на работе».

    В соответствии с ч.7 ст. 31 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» преимущественное право на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

    Право оценки деловых качеств гражданского служащего принадлежит представителю нанимателя. Если деловые качества гражданских служащих, подлежащих сокращению, приблизительно одинаковы. Отбор производится с использованием критериев, установленных ч.7 ст.31 ФЗ. При этом все они рассматриваются как равные. При равном уровне квалификации, профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы, а также одинаковых результатах профессиональной служебной деятельности применению подлежат правила, установленные ст. 179 ТК РФ.

    Несоблюдение представителем нанимателя требований ч.7 ст. 31 ФЗ дает гражданскому служащему право требовать восстановления на службе.

    Сделав вывод о том, что Новоселова Е.И. не обладает преимущественного права замещение    должности гражданской службы категории «руководители» перед другими гражданскими служащими, в частности, Коротенко А.М., Куцеваловым А.А., Канунниковой Н.Н., Рябыкиным С.А., Ольховиковой Н.Н., Телегиным А.В. суд свои выводы ничем не мотивировал.

При таких обстоятельствах выводы суда о соблюдении представителем нанимателя положений ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности гражданской службы являются преждевременными, а доводы сторон по делу - требующими дополнительной проверки.

При изложенных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем решение суда подлежит отмене.

Поскольку судебная коллегия по гражданским делам лишена возможности постановить по делу новое решение, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же районный суд.

    При новом рассмотрении дела суду 1 инстанции необходимо учесть изложенное, выяснить все фактические обстоятельства по делу, предложить сторонам по делу представить дополнительные доказательства, если таковые имеются, определить закон, подлежащий применению и с учетом добытого постановить законное решение.

Руководствуясь ст. ст. 199, 360, 361, п.3 ч.1 ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - отменить. Дело направить в тот же районный суд на новое рассмотрение.

Председательствующий –

Судьи –