ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-272ПО от 21.02.2011 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

Судья Баторова Ж.Б.

дело № 33-272 поступило 20.01.2011 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ в составе: председательствующего Урмаевой Т.А., судей Казанцевой Т.Б., Эрхетуевой О.М., при секретаре Батагаевой С.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора к Администрации МО «город Северобайкальск» о понуждении создать единую дежурно-диспетчерскую службу и обеспечить материально-техническую базу

по кассационной жалобе исполняющего обязанности главы МО «город Северобайкальск» Федоткина А.В. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 16 декабря 2010 года, которым постановлено:

Обязать администрацию МО «город Северобайкальск» создать единую дежурно-диспетчерскую службу и обеспечить материально-техническую базу: технические средства управления, средства связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемые в состоянии постоянной готовности к использованию.

Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., пояснения прокурора Налетовой М.М., представителя Главного управления МЧС России по РБ по доверенности С., ознакомившись с кассационной жалобой, материалами дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд, Северобайкальский межрайонный прокурор просил обязать Администрацию МО «город Северобайкальск» создать единую дежурно-диспетчерскую службу города и обеспечить материально-техническую базу: технические средства управления, средства связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемые в состоянии постоянной готовности к использованию.

В обоснование требований прокурор ссылался на то, что в соответствии с ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 4 ФЗ №68-ФЗ «О защите населений и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к вопросам местного значения муниципального образования относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. 8 Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением Правительства РБ от 20.09.2004 г. № 217 органами повседневного управления ТП РСЧС РБ на местном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований. Размещение органов управления ТП РСЧС РБ в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащенных техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Согласно Концепции создания системы вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112», утвержденной распоряжением правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1240-р, ЕДДС входят в соответствующие организационно-штатные структуры органов местного самоуправления специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Исходя из изложенного, законодателем установлена обязанность муниципальных образований создать единые дежурно-диспетчерские службы, а также материально-техническую базу для осуществления ЕДДС своей деятельности - технические средства управления, средства связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемые в постоянной готовности к использованию. Незаконное бездействие администрации МО «город Северобайкальск» при создании ЕДДС ставит под угрозу конституционные права граждан на охрану здоровья, обеспечения безопасности их жизни.

В судебном заседании прокурор Бочарова Е.Н. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель администрации МО «город Северобайкальск» по доверенности Викулова И.Ю. исковые требования прокурора не признала, пояснив, что ЕДДС в МО не создано в связи с отсутствием правовой базы, методик, не разработанных Управлением МЧС России по РБ, отсутствия типовых соглашений между МЧС России и органами исполнительной власти субъектов. Создание ДДС должно быть софинансировано, МО не имеет возможности создать ЕДДС из-за отсутствия финансирования. Функции ЕДДС на 90% осуществляет служба «01», отдел ГО и ЧС, экстренные службы: 01, 02, 03. В МО на период праздников осуществляется дежурство специалистами АМО. Развертывание единой системы «112» должно быть закончено в 2012г., ни в одном нормативном акте не указан срок создания ЕДДС. ФЗ №113-ФЗ не предполагает создание органов ЕДДС. АМО самостоятельно осуществляет свои полномочия. Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица - Главного управления МЧС России по РБ в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в связи с чем судом дело рассмотрено в его отсутствие. Из отзыва представителя Главного управления МЧС России по РБ следует, что иск прокурора поддерживает в полном объеме.

Городской суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе исполняющий обязанности главы Администрации МО «город Северобайкальск» Федоткин А.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав в качестве оснований к отмене решения суда доводы, которыми возражал против удовлетворения исковых требований. Дополнительно указал, что концепция создания ЕДДС предусматривает необходимость разработать нормативную базу, подготовить сети общего пользования к введению номера 112, обеспечить организационную и технологическую основу информационного взаимодействия экстренных оперативных служб. Создание данной системы требует внесения изменений в ряд нормативно-правовых актов РФ. Мероприятия по созданию системы предусмотрено осуществить в 2 этапа, финансирование производится на условиях софинансирования из бюджетов субъектов. В МО г.Северобайкальск отсутствует возможность полноценно взаимодействовать службам экстренного реагирования. Системный анализ федерального и регионального законодательства не позволял суду прийти к выводу о необходимости создания ЕДДС в 2010г. требования о создании ЕДДС к определенной дате нет ни в одном документе. В МО г.Северобайкальск имеются специальные службы, обеспечивающие оперативную помощь населению - служба пожарной охраны, милиции, скорой помощи, а отсутствие ЕДДС на базе номера 112 не ущемляет права и интересы граждан.

В заседание суда кассационной инстанции представитель Администрации «МО г.Северобайкальск», будучи надлежащим образом о нем извещенным, не явился, что в силу ч.2 ст.354 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела.

Прокурор Налетова М.М., представитель Главного управления МЧС России по РБ С., ссылаясь на необоснованность доводов кассационной жалобы, просили оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав представителей истца и третьего лица, обсудив доводы кассационного жалобы, судебная коллегия по гражданским делам находит, что решение постановлено законно и обоснованно.

Удовлетворяя заявленные требования Северобайкальского межрайонного прокурора, суд обоснованно исходил из того, что согласно требованиями п.п. 7 и 21 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 4 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее единой системы) утвержден постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794. Согласно данному Порядку единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на федеральном, межрегиональном, муниципальном и объектовом уровне (п. 3).

На каждом уровне создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения (п.6).

Органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (п. 11).

Органы повседневного управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

В зависимости от наличия или отсутствия угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций органы управления и силы единой системы функционируют в различном режиме, так, при отсутствии угрозы - они функционируют в режиме повседневной деятельности, при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций - в режиме повышенной готовности, при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций - в режиме чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п.34 вышеуказанного Порядка финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества, в соответствии с законодательством РФ.

Требование о создании на муниципальном уровне единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) содержится и в Положении «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Бурятия» утвержденном постановлением правительства Республики Бурятия от 20.09.2004 г. № 217

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию единой дежурно-диспетчерской службы, являются обоснованными, доводы кассационной жалобы о том, что создание ЕДДС связано с координацией сил и средств органов управления различных структур, по отношению к которым муниципальное образование «город Северобайкальск» не располагает властными полномочиями, являются несостоятельными.

В силу изложенного нельзя признать обоснованной и ссылку в жалобе на то, что законодательством не определены сроки создания ЕДДС, поскольку отсутствие указания на сроки создания ЕДДС в нормативно-правовых актах, действующий с 2003г., не свидетельствует о том, что такая служба не должна быть создана на муниципальном уровне в 2010г.

Как следует из материалов дела, администрацией муниципального образования «город Северобайкальск» не исполняются возложенные на нее полномочия по решению вопросов местного значения по созданию постоянно действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, а именно, органа повседневного управления - единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования. Невыполнение требований о создании ЕДДС на территории МО «город Северобайкальск» нарушает права населения района на защиту жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем довод кассационной жалобы о том, что отсутствие ЕДДС на базе номера «112» в муниципальном образовании «город Северобайкальск» не ущемляет права и интересы граждан, предусмотренные Конституцией РФ, является необоснованным.

Доводы жалобы об отсутствии в бюджете МО «город Северобайкальск» средств на создание такого органа несостоятельны, поскольку, отсутствие финансовых средств не является основанием для освобождения ответчика от обязанности, предусмотренной ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам, содержащимся в кассационной жалобе.

Вместе с тем, в силу ч.ч.1, 2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В связи с изложенным судебная коллегия считает возможным, не отменяя решение суда, дополнить резолютивную часть решения и установить срок для исполнения решения суда - 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу, принимая при этом во внимание, исходя из принципа разумности, необходимость внесения изменений в бюджет муниципального образования, подбора кадров, создания материально-технической базы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 16 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Дополнить абзац 1 резолютивной части решения суда: «установить срок для исполнения решения суда - 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу».

Председательствующий: Т.А. Урмаева

Судьи: Т.Б. Казанцева

О.М. Эрхетуева