Судья Голубь Е.С. Дело № 33 - 277/2012
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Мочегаева Н.П.,
судей Фоминой А.И., Стрижовой В.Н.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре судебного заседания Новгородовой К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 31 января 2012 г. гражданское дело по искам исполняющего обязанности прокурора Петуховского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району», ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков», Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании бездействия незаконным, устранении нарушений требований пожарного законодательства, финансировании мероприятий,
по кассационной жалобе ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» на решение Петуховского районного суда Курганской области от 19 декабря 2011 г., которым постановлено:
исковые требования исполняющего обязанности прокурора Петуховского района в интересах несовершеннолетних, проживающих в ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков», граждан, проживающих в ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району», к ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков», ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району», Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности привести здание приюта и центра социального обслуживания населения в соответствие с требованиями пожарной безопасности, финансирования расходов удовлетворить частично.
Обязать государственное казенное учреждение «Петуховский социальный приют для детей и подростков» в срок до установить в коридорах 1-го и 2-го этажей здания корпуса , расположенного по адресу: , перегородки из негорючих материалов, подвергнуть огнезащите деревянную дверь в складское помещение.
В удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности прокурора Петуховского района в остальной части отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Фоминой А.И., объяснения представителя ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» и Главного управления социальной защиты населения Курганской области ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя третьего лица ТУ Росимущества в Курганской области ФИО2, возражавшей против доводов кассационной жалобы, мнение прокурора Федоровской Н.М., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Исполняющий обязанности прокурора Петуховского района в интересах неопределенного круга лиц - граждан, проживающих в жилом здании ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району», в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району», Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее - ГУ СЗН Курганской области) о признании незаконным бездействия ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по » по невыполнению мероприятий, направленных на приведение в соответствие с требованиями пожарной безопасности здания, расположенного по адресу: , о возложении на ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району» обязанности по приведению жилого здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности в срок до , а именно, в коридорах 1-го и 2-го этажей здания установить перегородки из негорючих материалов; оборудовать аварийным освещением помещение дежурного персонала, в котором размещены приборы приемо - контрольные пожарные и приборы управления пожарные, а также коридоры и лестничные клетки, служащие для эвакуации 50 человек; о возложении обязанности на ГУ СЗН Курганской области по финансированию указанных мероприятий.
В ходе судебного рассмотрения истец заявленные требования уточнил, просил признать незаконным бездействие ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району» по невыполнению мероприятий, направленных на приведение в соответствие с требованиями пожарной безопасности здания, расположенного по адресу: , обязать ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району» привести жилое здание в соответствие с требованиями пожарной безопасности в срок до и установить в коридорах 1-го и 2-го этажей здания перегородки из негорючих материалов, возложить на ГУ СЗН Курганской области обязанность по финансированию указанных мероприятий, от остальной части исковых требований отказался.
Определением Петуховского районного суда Курганской области от 24.11.2011 отказ прокурора от иска к ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району» в части требований оборудовать аварийным освещением помещение дежурного персонала, в котором размещены приборы приемо - контрольные пожарные и приборы управления пожарные, а также коридоры и лестничные клетки, служащие для эвакуации 50 человек, принят судом и производство по делу в данной части прекращено (т. 1, л.д. 52-54).
В обоснование уточненного искового заявления истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой Петуховского района совместно с сотрудниками отделения надзорной деятельности (ОНД) по Петуховскому району ГУ МЧС России по Курганской области проверки ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району» (далее - Центр) в части соблюдения правил пожарной безопасности были выявлены нарушения пожарного законодательства в жилом здании Центра, расположенном по . Установлено, что данное жилое здание не отвечает противопожарному законодательству, поскольку в коридорах 1-го и 2-го этажей здания установлены деревянные перегородки, что не соответствует требованиям ст. 57, 58, 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ. Истец полагал, что выявленное нарушение ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц: пожилых людей, проживающих в указанном здании, обслуживающего персонала, граждан посещающих данное учреждение, чем нарушаются их права на безопасность жизни и здоровья. Указал, что учредителем Центра является ГУ СЗН Курганской области, источником финансирования учреждения, согласно уставу, являются средства областного бюджета и иные незапрещенные законом источники. Полагал, что ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району» должно принять меры по устранению нарушений пожарной безопасности, тогда как ГУ СЗН Курганской области как учредитель обязано профинансировать данные мероприятия.
Ответчик ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району» с иском не согласился, указав в представленном отзыве, что требование истца о признании незаконным бездействия учреждения является необоснованным. Так, как после получения по результатам проведенной прокуратурой проверки заключения от специалиста по вопросам пожарной безопасности, ответчик направил в ГУ СЗН Курганской области заявление с просьбой профинансировать мероприятия по устранению выявленных нарушений и получил согласие ГУ СЗН Курганской области, ответчиком был заключен договор на выполнение независимой оценки пожарного риска здания Центра.
Также, исполняющий обязанности прокурора Петуховского района в интересах неопределенного круга лиц - несовершеннолетних, проживающих в Государственном казенном учреждении «Петуховский социальный приют для детей и подростков», в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков», Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании незаконным бездействия ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» по невыполнению мероприятий, направленных на приведение в соответствие с требованиями пожарной безопасности здания, расположенного по адресу: ; о возложении на ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» обязанности по приведению здания приюта в соответствие с требованиями пожарной безопасности в срок до , а именно: установить перегородки из негорючих материалов в коридорах 1-го и 2-го этажей здания, оборудовать аварийным освещением помещение дежурного персонала, в котором размещены приборы приемо - контрольные пожарные и приборы управления пожарные, защитить извещателями пожарной сигнализации тамбур складского помещения, подвергнуть огнезащите деревянную дверь в складское помещение; о возложении обязанности на ГУ СЗН Курганской области по финансированию указанных мероприятий.
В ходе судебного рассмотрения истец заявленные требования уточнил, просил признать незаконным бездействие ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» по невыполнению мероприятий, направленных на приведение в соответствие с требованиями пожарной безопасности здания, расположенного по адресу: , обязать ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» привести здание приюта в соответствии с требованиями пожарной безопасности в срок до и установить в коридорах 1-го и 2-го этажей здания перегородки из негорючих материалов, подвергнуть огнезащите деревянную дверь в складское помещение, возложить на ГУ СЗН Курганской области обязанность по финансированию указанных мероприятий, от остальной части исковых требований отказался.
Определением Петуховского районного суда Курганской области от 24.11.2011 отказ прокурора от иска к ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» в части требований оборудовать аварийным освещением помещение дежурного персонала, защитить тамбур складского помещения извещателями пожарной сигнализации, принят судом и производство по делу в данной части прекращено (т. 1, л.д. 137-138).
В обоснование уточненного иска истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой Петуховского района совместно с сотрудниками отделения надзорной деятельности (ОНД) по Петуховскому району ГУ МЧС России по Курганской области проверки ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» (далее -Приют) в части соблюдения правил пожарной безопасности были выявлены нарушения пожарного законодательства в здании приюта, расположенном по . Установлено, что данное здание не отвечает противопожарному законодательству, поскольку в коридорах 1-го и 2-го этажей здания установлены деревянные перегородки, деревянная дверь в складское помещение не подвергнута огнезащите, не имеет требуемого предела огнестойкости, что не соответствует требованиям ст. 57, 58, 88, 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ. Истец полагал, что выявленное нарушение ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц: несовершеннолетних, проживающих в указанном здании, обслуживающего персонала, граждан, посещающих данное учреждение, чем нарушаются их права на безопасность жизни и здоровья. Указал, что учредителем ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» является ГУ СЗН Курганской области, источником финансирования учреждения, согласно уставу, являются средства областного бюджета и иные незапрещенные законом источники. Полагал, что ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» должно принять меры по устранению нарушений пожарной безопасности, тогда как ГУ СЗН Курганской области как учредитель обязано профинансировать данные мероприятия.
Ответчик ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» с иском не согласился, в представленном отзыве указал, что согласно заключению от 20.09.2011 ООО «», проводившего независимую оценку рисков в области обеспечения пожарной безопасности в здании социального приюта, выявленные в ходе обследования отступления от обязательных требований пожарной безопасности при дальнейшей эксплуатации объекта защиты не приводят к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. Кроме того, в ходе судебного рассмотрения им предприняты меры по устранению нарушений, не требующих проведения мероприятий капитального характера, - тамбур складского помещения оборудован извещателями пожарной сигнализации. В рамках действующей целевой программы «Пожарная безопасность государственных учреждений системы социальной защиты населения Курганской области на 2010-2012 годы» на 2012 год для ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» предусмотрены денежные средства на реконструкцию путей эвакуации и установку двух противопожарных дверей. Ответчик указал, что им ведется совместно с ГУ СЗН Курганской области планомерная работа по приведению системы обеспечения пожарной безопасности в учреждении в соответствие с требованиями федерального законодательства. Также, в соответствии с распоряжением Правительства Курганской области учреждением были подготовлены и представлены на проверку проекты сметных локальных расчетов на проведение работ согласно программным мероприятиям вышеуказанной ведомственной целевой программы. Более того, указал, что по факту выявленных нарушений пожарной безопасности в отношении учреждения производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. Просил в иске отказать.
Определением судьи Петуховского районного суда Курганской области от 24.11.2011 гражданские дела по вышеуказанным искам о признании бездействия незаконным, устранении нарушений требований пожарного законодательства, финансировании мероприятий объединены в одно производство (т. 1, л.д. 64).
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исков настаивал по вышеизложенным основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району» ФИО3, действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала.
В судебном заседании представитель ответчика ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» директор ФИО4, действующий на основании устава, против удовлетворения иска возражал.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ СЗН Курганской области ФИО1, действующая на основании доверенности, против удовлетворения исков возражала. В представленных отзывах ответчик указал, что требования истца безосновательны и преждевременны. Учреждениями ведется планомерная работа по приведению занимаемых помещений в здании в соответствие с требованиями пожарной безопасности. Все ранее выявленные нарушения были устранены. Указанные в исках нарушения были выявлены в 2011 году, их устранение требует существенных финансовых затрат. Областным бюджетом на 2011 года средства на эти цели не были предусмотрены, поскольку бюджет был сформирован в 2010 году. Вместе с тем, в рамках действующей ведомственной целевой программы «Пожарная безопасность государственных учреждений системы социальной защиты населения Курганской области на 2010-2012 годы» на 2012 год для ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков», находящегося в одном здании с ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району», предусмотрены денежные средства на реконструкцию путей эвакуации и установку двух противопожарных дверей. Относительно требования истца о возложении на ГУ СЗН Курганской области обязанности по финансированию мероприятий по приведению здания учреждения в соответствие с требованиями пожарной безопасности указал, что прокурором не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц Главным управлением социальной защиты населения Курганской области. Удовлетворение данного требования не влечет непосредственного восстановления прав граждан. Данное финансирование осуществляется в рамках межбюджетных отношений, которые находятся вне предмета спора и не могут влиять на права неопределенного круга лиц. Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился. В представленном отзыве просил рассмотреть дело без его участия, указав, что собственником спорного здания является Российская Федерация. В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания принадлежащего ему имущества лежит на собственнике этого имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с договорами безвозмездного пользования от , заключенными между ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району», ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» и территориальным управлением Росимущества по Курганской области, на учреждениях лежит только обязанность по производству текущего ремонта здания.
Представитель третьего лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Г.А. Илизарова» Минздравсоцразвития России в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее, в судебном заседании представитель ФИО5, действующая на основании доверенности, оставила разрешение спора на усмотрение суда, указав, что в соответствии с договорами от находящееся в управлении научного центра здание было предано ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району» и ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» в безвозмездное пользование для удовлетворения социальных нужд населения.
Представитель третьего лица территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ по Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Петуховским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит ответчик ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков».
В обоснование доводов кассационной жалобы ответчик ссылался на недоказанность истцом обстоятельств, которыми он обосновывает свои требования. Указал, что требования прокурора в той части, в которой они удовлетворены судом, необоснованны, поскольку предписания соответствующих органов об устранении данных нарушений с указанием таких сроков их устранения в адрес приюта не выносились. Полагал, что судом при вынесении решения не были учтены доводы ответчика относительно того, что проведенной независимой оценкой рисков в области обеспечения пожарной безопасности установлено, что требования ст. 79 Федерального закона от 22.07.2009 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» приютом выполнены в полном объеме. Также, судом не учтено, что требования указанного закона не распространяются на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими требованиями пожарной безопасности. Просил решение суда отменить и принять новое решение.
В представленных возражениях на кассационную жалобу представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области ФИО6 поддержала доводы кассационной жалобы, просила решение отменить и принять новое решение по делу.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 9 декабря 2010 года № 353-ФЗ апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.
Кассационная жалоба ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» поступила в суд первой инстанции 29 декабря 2011 года, поэтому дело рассмотрено в порядке главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (утратившей силу с 1 января 2012 года).
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе ( ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), приходит к следующему.
Прокуратурой Петуховского района Курганской области совместно с отделением надзорной деятельности по Петуховскому району Макушинского межрайонного отдела НД УНД ГУ МЧС России по Курганской области была проведена проверка исполнения требований пожарного законодательства Государственными казенными учреждениями «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району» и «Петуховский социальный приют для детей и подростков».
По результатам проведенной проверки были выявлены нарушения Государственными казенными учреждениями «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району» и «Петуховский социальный приют для детей и подростков» требований пожарной безопасности, что подтверждено представленными в дело заключениями (т. 1, л.д. 7, 72).
В ходе проведенных государственным инспектором отделения надзорной деятельности по Петуховскому району Макушинского межрайонного отдела НД УНД ГУ МЧС России по Курганской области повторных обследований Государственных казенных учреждений «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району» и «Петуховский социальный приют для детей и подростков» было установлено, что в коридорах 1-го и 2-го этажей здания стационарного отделения для граждан пожилого возраста и в коридорах 1-го и 2-го этажей помещений приюта для детей и подростков установлены деревянные перегородки, не соответствующие требованиям ст. 57, 58, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03; также в помещениях приюта для детей и подростков деревянная дверь в складское помещение не подвергнута огнезащите, не имеет требуемый предел огнестойкости в нарушение требований ст. 88, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 7.4. СНиП 21-01-97* (т. 1, л.д. 44, 127).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.
Статьей 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» и пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Таким образом, обязанность по устранению нарушений правил пожарной безопасности может быть возложена как на собственника имущества, так и на лицо, владеющее и пользующееся имуществом на законных основаниях.
Как видно из материалов дела, государственные казенные учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району» и «Петуховский социальный приют для детей и подростков» располагаются в отдельно стоящем двухэтажном общественном здании корпуса , расположенном по адресу:
Помещения ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району» сообщаются с помещениями ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» через коридоры на 1 и 2 этажах здания и отделены перегородками с дверями.
В соответствии с п. 7.1 Устава ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» и с п. 7.1 Устава ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району» - имущество Учреждения закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления (т.1 л.д.76-80, 13-22).
Здание корпуса , расположенное по адресу: , является собственностью Российской Федерации, передано в оперативное управление Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Г.А. Илизарова» Минздравсоцразвития России согласно выписке из реестра федерального имущества от (т. 1, л.д. 187).
В соответствии с договорами от Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации по Курганской области, являющееся представителем собственника федерального имущества, при участии Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Г.А. Илизарова», являющегося балансодержателем федерального имущества, передало в безвозмездное временное пользование расположенные в двухэтажном здании корпуса (лит. ) по адресу: », помещения общей площадью 601,22 кв.м. государственному казенному учреждению «Петуховский социальный приют для детей и подростков» и общей площадью 609,1 кв.м. государственному казенному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району» (т. 1, л.д. 8-12, 73-75).
Государственными казенными учреждениями «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району» и «Петуховский социальный приют для детей и подростков» были заключены договоры с ООО «» на проведение независимых оценок рисков в области обеспечения пожарной безопасности в отношении занимаемых учреждениями помещений по адресу: .
Согласно полученным заключениям ООО «» и установлено, что значение индивидуального пожарного риска гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара на объекте защиты не превышает допустимого значения и соответствует требованиям, установленным ст. 79 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (т. 1, л.д. 87-95, 162-163).
По результатам проверки соблюдения требований пожарной безопасности был составлен протокол об административном правонарушении от в отношении ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков». При рассмотрении протокола и.о. главного государственного инспектора Курганской области по пожарному надзору было учтено вышеуказанное заключение и постановлением от ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» было признано невиновным в совершении административного правонарушения, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения (т. 1 л.д. 156-161).
Учитывая, что нарушения Правил пожарной безопасности в ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» может повлечь причинение вреда здоровью, гибель людей, поэтому выполнение требований пожарной безопасности направлено, прежде всего, на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, а обеспечение пожарной безопасности является одной из приоритетных функций государства и органов власти. Поэтому довод представителя ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» о том, что пожарный риск не превышает допустимых значений, является необоснованным.
Наличие указанных выше нарушений Правил пожарной безопасности представителем ответчика не оспаривалось. Отсутствие финансирования не является основанием для отмены решения суда.
Доводам представителя ответчика о том, что часть нарушений, выявленных в результате проверки соблюдения правил пожарной безопасности, учреждением устранены, суд дал соответствующую оценку. Суд принял во внимание, что действия ответчика по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности начались после подачи иска прокурором в суд, ответчиком не представлено суду доказательств, что все нарушения устранены в полном объеме.
Судом сделан правильный вывод о том, что ГКУ ««Петуховский социальный приют для детей и подростков» эксплуатируется с нарушениями требований правил пожарной безопасности.
Довод ответчика ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» о том, что требования Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не распространяются на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими требованиями пожарной безопасности, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным, приняв во внимание тот факт, что в здании проживают дети и малоподвижные престарелые лица, в связи с чем для предотвращения возникновения пожара требуется соблюдение всех нормативных требований.
Так в силу требований ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Не могут быть приняты во внимание и доводы кассационной жалобы ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» о том, что требование истца о сроке (до ) устранения нарушений Правил пожарной безопасности необоснованно.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Судом первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исследован вопрос о сроке и возможности исполнения решения.
Согласно целевой программе «Пожарная безопасность государственных учреждений системы социальной защиты населения Курганской области на 2010-2012 годы» для ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» на 2012 год предусмотрены денежные средства на реконструкцию путей эвакуации и установку двух противопожарных дверей. Кроме того, представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании пояснил, что запланированное финансирование будет осуществлено после проверки смет, нарушения пожарной безопасности будут устранены ориентировочно во втором квартале 2012 года.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о возложении на ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» обязанности по осуществлению мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» по невыполнению мероприятий, направленных на приведение в соответствие с требованиями пожарной безопасности здания, расположенного по адресу: , возложении на ГУ СЗН Курганской области обязанности по финансированию противопожарных мероприятий и отказа к ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району», ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков», Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании бездействия незаконным, устранении нарушений требований пожарного законодательства, финансировании мероприятий, не обжаловалось.
В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.
В соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело проверено судебной коллегией в пределах доводов кассационной жалобы.
Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010 № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», статьями 347,360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Петуховского районного суда Курганской области от 19 декабря 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ГКУ «Петуховский социальный приют для детей и подростков» - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи: