Судья Сивцев С.А. Дело № 33-2797\11
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего Гедыгушева М.И.
Судей Попова В.А. и Журавлевой О.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании 31 мая 2011 года
дело по кассационной жалобе представителя администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края – Жегановой Л.А.
на решение Изобильненского районного суда от 3 мая 2011 года
по иску заместителя прокурора Изобильненского района Ставропольского края к администрации Изобильненского муниципального района о понуждении к установке тревожной сигнализации в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №39»,
заслушав доклад судьи Попова В.А.
У С Т А Н О В И Л А :
Решением Изобльненского районного суда от 3 мая 2011 года удовлетворено исковое заявление заместителя прокурора Изобильненского района Ставропольского края к администрации Изобильненского муниципального района о понуждении к установке тревожной сигнализации в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №39». Суд обязал администрацию Изобильненского муниципального района в полугодичный срок со дня вступления решения суда в законную силу установить тревожную сигнализацию оповещения в здании и помещении в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Изобильненского муниципального района Ставропольского края «Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития детей №39».
Не соглашаясь с решением суда, представитель администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края – Жеганова Л.А. в кассационной жалобе просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Кассатор указывает, что ответчик не является хозяйствующим субъектом, не имеет лицензии на проведение работ. По мнению кассатора ответчик, являясь исполнительным органом, исполняет бюджет только в той сумме, которая утверждена советом района. Необходимые денежные средства на исполнение рения суда в бюджете района не предусмотрены. Кроме того, выбор конкретных мер реагирования и вид принимаемых муниципальных для решения вопросов местного значения, в том числе и профилактика терроризма, является прерогативой органа местного самоуправления. Также суд необоснованно привлек к участию в деле в качестве третьего лица отдел образования. Кроме того, судом не учтено, что никаким законодательным актом не установлены конкретные мероприятия, которые должны быть выполнены в данной обрасти органом местного самоуправления.
В возражении на кассационную жалобу помощник прокурора Изобильненского района – Москвитина В.В. просит решение суда оставить без изменения, как соответствующее требованиям закона.
Обсудив письменные доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Дремовой М.Д., проверив обоснованность решений, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебного постановления являются существенные нарушения норм процессуального права и неправильное применение нормы материального права. В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным, суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Районный суд при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия краевого суда, в процессе проверки решения по доводам кассационной жалобы установили, что заместитель прокурора Изобильненского района Ставропольского края обратился в суд с иском к администрации Изобильненского муниципального района о понуждении к установке тревожной сигнализации в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №39». В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка антитеррористической защищенности образовательных учреждений района. Проверкой установлено, что Детский сад № 39 не оборудован тревожной сигнализацией, т.е. не созданы условия для предупреждения и пресечения терроризма, которые напрямую влияют как на безопасность детей, обучающихся в образовательных учреждениях в настоящее время, так и на безопасность детей, которые будут обучаться в образовательных учреждениях в дальнейшем. Отсутствие тревожной сигнализации свидетельствует о террористической уязвимости данного объекта и о ненадлежащей профилактике терроризма на территории района. Считает, что бездействие администрации Изобильненского муниципального района по установке в здании Муниципального дошкольного образовательного учреждения Изобильненского муниципального района «Детский сад № 39» тревожной сигнализацией влечет за собой нарушение требований законодательства о противодействии терроризму, об организации местного самоуправления, об образовании, об основных гарантиях прав ребенка в РФ, которые напрямую влияют как на безопасность персонала, так и на безопасность детей, находящихся в образовательном учреждении в настоящее время, так и на безопасность детей, которые будут находиться в образовательном учреждении далее и нахождение их в безопасных условиях. Просил суд обязать администрацию Изобильненского муниципального района в полугодичный срок со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу установить тревожную сигнализацию оповещения в здании и помещении в детского сада.
Судом постановлено решение об удовлетворении иска, которое обжалуется кассатором.
Судебная коллегия, отклоняя доводы кассационной жалобы, как не основанные на требованиях закона и представленных доказательствах, считает, что, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в силу действующего законодательства органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму и участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своих полномочий.
Как следует из дела, согласно письму начальника отдела образования администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края на имя заместителя прокурора Изобильненского района, МДОУ «Детский сад №39» в настоящее время не оборудован тревожной сигнализацией. То есть отсутствие тревожной сигнализации свидетельствует о террористической уязвимости данного объекта и о ненадлежащей профилактике терроризма на территории района. Результаты прокурорской проверки свидетельствуют о бездействии администрации Изобильненского муниципального района в данной сфере, а также об отсутствии активной работы в профилактике терроризма на территории района, направленной на сохранность муниципального имущества и защиту жизни и здоровья граждан.
Комплексный характер вопросов, связанных с противодействием терроризму и экстремизму со стороны государства, нашел отражение в федеральном законодательстве. Так, Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определяет противодействие терроризму как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (пункт 4 статьи 3). Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" противодействие экстремистской деятельности, субъектами которого выступают федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц (статьи 3 и 4).
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения. Следовательно, органы местного самоуправления, в том числе администрация Изобильненского муниципального образования, должны заниматься вопросами профилактики терроризма и экстремизма, минимизацией и (или) ликвидацией последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Согласно п. 3 ч. 3 ст. 32 этого же закона, образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно положениям указанных Законов органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму и участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своих полномочий. Таким образом судом достоверно установлено, что ответчик, с учетом требований ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является лицом, непосредственно отвечающим за безопасность детей, обучающихся в МДОУ «Детский сад №39». Бездействие администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края, выразившееся в отсутствии в здании МДОУ «Детский сад № 39» тревожной сигнализации влечет за собой нарушение требований законодательства о противодействии терроризму, об организации местного самоуправления, об образовании, об основных гарантиях прав ребенка в РФ, которые напрямую влияют как на безопасность персонала, так и на безопасность детей, находящихся в образовательном учреждении в настоящее время, так и на безопасность детей, которые будут находиться в образовательном учреждении в последующем, и нахождение их в безопасных условиях.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у ответчика денежных средств для исполнение решения суда, не может служить основанием к отмене законного решения.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Изобильненского районного суда от 3 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи