ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-2966 от 06.07.2010 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

                                                                                    Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры — Судебные акты

  Судья Хлынов С.А. Дело № 33-2966/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июля 2010 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Блиновской Е. О.

судей коллегии Кривуля Г. Г., Мелехиной Т. И.

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Люцко Л.В. об оспаривании решений и действий органа местного самоуправления, заинтересованное лицо администрация сельского поселения Солнечный Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

по кассационной жалобе Люцко Л. В. на решение Сургутского районного суда от 25 марта 2010 года, которым постановлено:

«Заявление Люцко Л.В. об оспаривании решений и действий органов местного самоуправления о признании Распоряжения главы администрации сельского поселения Солнечный Сургутского района от 25 января 2010 года № 05 «О включении жилых домов в состав маневренного фонда» незаконным и недействительным - оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Кривуля Г. Г., судебная коллегия

установила:

Люцко Л. В. обратилась в суд заявлением о признании незаконным и недействительным Распоряжение главы сельского поселения Солнечный Сургутского района № 05 от 25 января 2010 года.

Требования мотивированы тем, что Люцко Л. В. со своей семьёй проживает в квартире (адрес обезличен) на основании договора найма. Распоряжение противоречит требованиям Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42 (далее по тексту Правила). Названные Правила не допускают отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду в случае, если эти помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.

Дело рассмотрено в отсутствие Люцко Л. В., её представитель Яблонская И. В. на заявленных требованиях настаивала.

Представитель администрации сельского поселения Солнечный Сургутского района Васюра М. И. требования не признала по тем основаниям, что 1 ноября 2003 года в силу решения арбитражного суда посёлок ГПЗ передан в муниципальную собственность Сургутского района. 13 апреля 2004 года жилые помещения посёлка включены в состав маневренного фонда распоряжением главы муниципалитета. На основании данного распоряжения заключён договор временного пользования спорной квартирой. Приказом Департамента государственной собственности ХМАО- - Югры № 5076 от 31 декабря 2008 года квартира передана в собственность администрации сельского поселения Солнечный. 21 декабря 2009 года распоряжением главы Сургутского района № 413-р квартира была выведена из состава маневренного фонда. Соответственно в силу ст. 102 ЖК РФ заключенный договор временного найма квартиры прекращён. Ссылаясь на ст. 209 ГК РФ полагают право собственника на свободное распоряжение имуществом. По результатам экспертизы дом, где расположена квартира заявителя, признан пригодным для проживания, в силу чего собственник вновь ввёл дом в состав маневренного фонда. Указали на то, что заявитель имеет в собственности квартиру в г. Сургуте.

Суд постановил изложенное выше решение.

В кассационной жалобе Люцко Л. В. просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что отказывая в удовлетворении требований суд неправомерно исходил из того, что Люцко Л. В. проживает в спорной квартире незаконно, так как квартира предоставлена ей на основании договора найма от 15 мая 2003 года. Привела доводы о том, что муниципалитет не выполнил требования пунктов 14, 15 Правил о направлении в трехдневный срок решения об отнесении жилого помещения к определённому виду жилых помещений в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данное нарушение процедуры отнесения жилого помещения к маневренному жилищному фонду, по мнению кассатора, влечёт его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как видно из материалов дела 13 апреля 2004 года дом (адрес обезличен) распоряжением главы Сургутского района был включен в состав маневренного фонда. С 10.06.2005 г. в квартире (адрес обезличен) зарегистрирована истица с мужем. Приказом Департамента государственной собственности ХМАО - Югры № 5076 от 31 декабря 2008 года дом (адрес обезличен) передан в собственность администрации сельского поселения Солнечный. 21.12.2009 года распоряжением главы Сургутского района № 413-р было отменено распоряжение главы о включении жилых зданий в состав маневренного фонда.

По результатам проведенной экспертизы дом, где расположена квартира заявителя, был признан пригодным для проживания, в силу чего распоряжением от 25.01.2010 г. за № 05 жилой дом (адрес обезличен) вновь был включен в состав маневренного жилого фонда.

В силу ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. за № 131-фз - органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.

Согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42 - включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Заявитель зарегистрировалась в квартире по адресу (адрес обезличен) когда дом уже был отнесен к жилым помещениям маневренного фонда, правоустанавливающих документов на данную квартиру заявитель не имеет.

В связи с разграничением имущества, находящегося в муниципальной собственности Сургутского района новым собственником имущества вновь было издано Распоряжение о введении дома (адрес обезличен) в состав маневренного фонда.

Таким образом, заявителем не представлено доказательств нарушения ее прав на данное жилое помещение.

По вышеуказанным мотивам довод кассационной жалобы о не законности включения (адрес обезличен) в маневренный фонд не состоятелен, не является основанием к отмене решения суда и довод о том, что дом в регистрационной палате, как маневренный жилой фонд не зарегистрирован.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Сургутского районного суда от 25 марта 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий Е. О. Блиновская

Судьи Г. Г. Кривуля

Т. И. Мелехина

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от (дата обезличена) г. N 42

ПРАВИЛА

ОТНЕСЕНИЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ К СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМУ

ЖИЛИЩНОМУ ФОНДУ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (далее - жилые помещения) к специализированному жилищному фонду.

2. Виды жилых помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду, и их назначение установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

3. Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

12. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Статья 92. Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда

1. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся:

1) служебные жилые помещения;

2) жилые помещения в общежитиях;

3) жилые помещения маневренного фонда;

4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;

5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

2. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

(в ред. Федерального закона от (дата обезличена) N 160-ФЗ)

3. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

в) нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 2 статьи 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.

Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Решение о предоставлении специализированного жилого помещения и, соответственно, договор найма специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия указанного решения, а также если отсутствуют необходимые основания для заключения договора специализированного найма жилого помещения (например, гражданин предоставил не соответствующие действительности сведения о заключении трудового договора или назначении на должность, у гражданина имеется иное жилое помещение в данном населенном пункте, гражданин не отнесен законом к категориям граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения);

г) к отношениям по пользованию специализированными жилыми помещениями, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, применяются с учетом их длящегося характера нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом (статья 5 Вводного закона);

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Правительством Москвы (дата обезличена) г. было принято постановление N 561-ПП "О дальнейшем использовании жилищного фонда в микрорайоне Востряково Западного административного округа (адрес обезличен)", которым установлено, что жилые помещения в микрорайоне Востряково по адресам: (адрес обезличен), (адрес обезличен), 6, 7, корп. 1, 2, 3, (адрес обезличен), 23, 25, 27, 29 и (адрес обезличен), (адрес обезличен) предоставляются в установленном порядке по договорам социального найма гражданам Российской Федерации, проживающим на основании ранее выданных уведомлений о направлении Миграционной службой (адрес обезличен) при Департаменте труда и занятости Правительства Москвы, Миграционной службой (адрес обезличен) при Комитете труда и занятости Правительства Москвы, Миграционной службой Москвы, Комитетом по делам миграции Правительства Москвы.

Согласно пункту 1.2 постановления жилые помещения по указанным выше адресам по мере их высвобождения, а также жилые помещения, высвобождаемые по результатам реализации пункта 2 настоящего постановления (обеспечения в установленном порядке депортации за пределы Российской Федерации лиц, пребывающих в микрорайоне Востряково, не имеющих гражданства Российской Федерации и утративших основания для дальнейшего пребывания в Российской Федерации), остаются в составе специализированного жилищного фонда и передаются в установленном порядке префектуре Западного административного округа (адрес обезличен) для использования в качестве маневренного фонда.

В соответствии с пунктом 3.1 постановления Префектуре Западного административного округа (адрес обезличен) предложено обеспечить ликвидацию в установленном порядке общежитий по адресам: (адрес обезличен), (адрес обезличен), 5, 6, 7, корп. 3, 21, 23 и их перевод в жилищный фонд (адрес обезличен) в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от (дата обезличена) г. N 976 "О мерах, направленных на совершенствование использования общежитий".

Анализ норм Закона "Устав (адрес обезличен)", а также Закона "О Правительстве Москвы" в совокупности с нормами жилищного законодательства свидетельствует о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий, предоставленных Правительству Москвы, как органу, осуществляющему управление жилищным фондом (адрес обезличен), и соответственно, в силу положений ч. 2 ст. 14 ЖК РФ и муниципальным жилищным фондом.

Судом установлено, что оспариваемое постановление принято с целью урегулирования вопросов проживания граждан в микрорайоне Востряково Западного административного округа (адрес обезличен), перевода специализированного жилищного фонда, предназначенного для временного проживания беженцев и вынужденных переселенцев, в жилищный фонд социального использования, сокращения на территории (адрес обезличен) рабочих общежитий и дальнейшей эксплуатации жилищного фонда в микрорайоне Востряково.

Согласно Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) г. N 42 отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество (п. 3 Правил).

Маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений. Жилое помещение маневренного фонда предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека (п. 7 Правил).

При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что ликвидация общежитий и передача высвобождаемых жилых помещений в качестве маневренного фонда специализированного жилищного фонда (адрес обезличен) в районе Востряково по конкретным адресам, соответствует вышеприведенным нормам федерального законодательства.

Оснований для признания оспариваемых пунктов постановления Правительства Москвы от (дата обезличена) г. N 561-ПП противоречащими действующему федеральному законодательству не имеется.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда.

Так, ссылка заявителей решение Московского городского суда от (дата обезличена) г., которым признаны недействительными нормативно-правовые акты Правительства Москвы, допускавшие возможность использования жилых помещений мкр. Востряково в качестве специализированного жилого фонда, чем нарушены ст. ст. 61 и 67 ГПК РФ, является несостоятельной, поскольку названное судебное решение касается других нормативно-правовых актов (пунктов 1, 2.5, 5 постановления Правительства Москвы N 609 от (дата обезличена) развитии Центра временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории микрорайона Востряково Западного административного округа", преамбулы, пунктов 1 и 2 распоряжения Премьера Правительства Москвы "О первоочередных мероприятиях по созданию миграционного Центра "Востряково" Департамента труда и занятости", пунктов 2, 3 распоряжения Премьера Правительство Москвы "О реализации жилой площади корп. 4, 9 по Изваринской ул., Внуково (Западный АО)".

Обстоятельства, установленные этим решением суда, не имеют преюдициальной силы.

Суд проанализировал нормы правовых актов, на которые ссылались заявители, и правильно сопоставил предмет регулирования и сферу действия оспариваемого акта и федерального законодательства.

Факт нахождения вышеназванных жилых помещений в санитарно-защитных зонах не влечет за собой безусловную их непригодность для проживания.

В соответствии с п. 35 Постановления Правительства РФ от (дата обезличена) г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.

Признание жилых помещений непригодными для проживания осуществляется в соответствии с п. 6 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органом исполнительной власти (адрес обезличен) жилые помещения в микрорайоне Востряково Западного административного округа (адрес обезличен), на которые распространяется действие оспариваемых заявителями пунктов постановления Правительства Москвы от (дата обезличена) г. N 561-ПП, непригодными для проживания не признаны.

Доводы о том, что данные жилые помещения признаны непригодными для проживания по решению Московского городского суда от (дата обезличена) г. по гражданскому делу N 3-10/2001 г. не соответствует действительности.

Иные доводы кассационной жалобы, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела и ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием для отмены или изменения правильного по существу решения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Московского городского суда от (дата обезличена) года оставить без изменения, а кассационную жалобу К. и Б. - без удовлетворения.

суда от (дата обезличена) года

Председательствующий судья: Блиновская Е.О.

Судьи: Кривуля Г.Г.

Мелехина Т.И.