ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-2968 от 08.06.2011 Саратовского областного суда (Саратовская область)

                                                                                    Саратовский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Саратовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья Климова Е.А. Дело № 33- 2968

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 июня 2011 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Ретунской Н.В.,

судей Бугаевой Е.М., Пункиной Т.М.,

при секретаре Милехиной Е.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугаевой Е.М. гражданское дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 01.04.2011 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования «Город Саратов» об обязании утвердить схему расположения земельного участка, о признании незаконным постановления администрации муниципального образования «Город Саратов», об обязании предоставить земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства, отказать.

Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» об обязании утвердить схему расположения земельного участка, признании незаконным постановления администрации муниципального образования «Город Саратов», обязании предоставить земельный участок в аренду.

В обоснование исковых требований указала, что с начала 2008 года ею начата процедура оформления права аренды на земельный участок площадью 1050 кв.м., расположенный по адресу: , участок б/н, для индивидуального жилищного строительства, было направлено соответствующее заявление о предоставлении земельного участка с приложением необходимых документов. В Саратовской областной газете социально-экономической информации «С.» № уполномоченным органом по распоряжению земельными участками было размещено сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1050 кв.м., расположенного по адресу: , участок б/н для индивидуального жилищного строительства. В связи с тем, что администрация МО «Город Саратов» бездействовала, ФИО1 в период с 2008 г. по 2010 г. подавались исковые заявления в Волжский районный суд г. Саратова, которым было принято значительное количество судебных актов, в которых были признаны незаконными действия и бездействия администрации МО «Город Саратов» и её структурных подразделений. Неоднократно указывалось на то, что ФИО1 полностью соблюдена процедура оформления права, установленная ст.30.1 Земельного кодекса РФ на указанный земельный участок. Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов» истцу была согласована схема расположения земельного участка. Решением Волжского районного суда г. Саратова от 02.07.2010 г. по делу № признано незаконным бездействие администрации МО «Город Саратов», выразившееся в не рассмотрении заявления ФИО1 о предоставлении земельного участка площадью 1050 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: , участок б/н, аренду сроком на 49 лет, была возложена обязанность на администрацию муниципального образования «Город Саратов» в течение 5 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу принять решение о предоставлении ФИО1 испрашиваемого земельного участка в аренду. 21.07.2010 г. ФИО1 было подано в администрацию МО «Город Саратов» очередное заявление о предоставлении права на земельный участок и схема расположения земельного участка. Постановлением администрации МО «Город Саратов» от 08.12.2010 года № ФИО1 отказано в предоставлении указанного земельного участка в аренду сроком на 49 лет со ссылкой на решение Саратовской городской Думы от 27.05.2010 года № 51-606 «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», так как испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования, что не допускается. До настоящего времени администрацией МО «Город Саратов» ФИО1 не утверждена схема расположения испрашиваемого ей земельного участка. Постановление администрации МО «Город Саратов» от 08.12.2010 года № ограничивает права ФИО1 в оформлении права аренды на земельный участок.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе ФИО1, будучи не согласна с решением суда, просит его отменить и вынести по делу новое решение, которым удовлетворить ее исковые требования. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что решение суда является незаконным и необоснованным, постановленным на недоказанных обстоятельствах, имеющих значение для дела, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не исследованы все юридические факты, наличие которых повлияло на исход дела, таким образом, при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции допустил как нарушение процессуальных норм, так и норм материального права, повлекших неправильное разрешение спора и вынесение незаконного решения. В решении суд не принял во внимание доводы истца о том, что вступившими в законную силу судебными актами Волжского районного суда г. Саратова и Саратовского областного суда, были признаны незаконными действия и бездействия как администрации г. Саратова, так и её структурных подразделений, а также неоднократно указывалось на то, что ФИО1, полностью соблюдена процедура оформления права, установленная ст. 30.1 Земельного кодекса РФ на спорный земельный участок и представлены все необходимые документы для оформления земельного участка и что земельный участок не находится на землях общего пользования, красных линий на земельном участке нет. Указанные обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами, свидетельствуют о том, что испрашиваемый земельный участок расположен вне красных линий и в соответствии с п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ и п. 12 ст.85 Земельного кодекса РФ не может быть отнесен к территории общего пользования.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов жалобы в соответствии с п. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по следующим основаниям.

В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно ч. 1 ст. 28 земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Как видно из материалов дела, 22.08.2008 года в Саратовской областной газете социально-экономической информации «С.» № Комитетом по управлению имуществом Саратовской области было размещено сообщение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1050 кв.м., расположенного по адресу: , участок б/н, для индивидуального жилищного строительства по заявлению заинтересованного лица.

09.02.2010 года ФИО1 обратилась с заявлением в администрацию муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении права на земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду сроком на 49 лет (л.д.).

21.07.2010 года ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с повторным заявлением о предоставлении права на земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду сроком на 49 лет (л.д.).

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08 декабря 2010 года № ФИО1 было отказано в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка в Ленинском районе города Саратова для индивидуального жилищного строительства. Основанием для отказа в данном постановлении послужило расположение испрашиваемого земельного участка в границах территории общего пользования, использование земельного участка в границах территории общего пользования для индивидуального жилищного строительства не допускается (л.д.).

В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

Согласно ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.

В соответствии с п.п. 6 и 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В соответствии с п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Пунктом 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов.

Решение Саратовской городской думы от 29.04.2008 года № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов».

В соответствии со ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий и иные виды территориальных зон.

В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не, определяющего правовой режим земельных участков и использующего в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.

В соответствии с п. 41.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» в результате градостроительного зонирования территории муниципального образования «Город Саратов» выделены территориальные зоны, в том числе, жилые зоны, а также земли публичного использования (территории общего пользования).

Как следует из карты градостроительного зонирования, являющейся неотъемлемой частью Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», испрашиваемый ФИО1 земельный участок площадью 1050 кв.м. по адресу: , расположен на территории конечной остановки общественного транспорта в зоне земель общего пользования (л.д.).

Правовой режим земель общего пользования, определяемый статьей 1 Градостроительного кодекса РФ, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, предполагает использование и нахождение на них без каких-либо ограничений и разрешений неограниченного круга лиц, в связи с чем действие градостроительного регламента, определяющего правовой режим земельных участков не распространяется на такие земельные участки, как определено ст. 36 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с Таблицей 3.1 «Типы территориальных зон» Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», в редакции решения Саратовской городской Думы от 27.04.2010 № 50-595 земли публичного использования (территории общего пользования) выделены в самостоятельную территориальную зону - ОП.

Согласно определения, данного в Правилах землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

В соответствии с п. 4 Примечания к Таблице 5.1. Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» порядок использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (в том числе в границах территорий общего пользования, занятых линейными объектами в территориальной зоне ИТ-4), определяется уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, Саратовской области, органами местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с федеральными законами.

Исходя из правового анализа действующего законодательства, судебная коллегия полагает, что предоставление земельного участка, расположенного на землях общего пользования, для возведения на таком земельном участке объектов капитального строительства невозможен, поскольку правовой режим таких земель предполагает использование и нахождение на них без каких-либо ограничений и разрешений неограниченного круга лиц. При этом, предоставление в аренду для строительства земель общего пользования невозможно, поскольку повлечет для арендатора возникновение права на приобретение в собственность этого земельного участка, что запрещено законодателем в силу ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ.

Доводы кассационной жалобы относительно того, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие нахождение спорного земельного участка в границах красных линий, а также, что часть данного земельного участка находится на территории конечной остановки общественного транспорта, в зоне земель общего пользования, опровергается документом, имеющимся в материалах дела – картой градостроительного зонирования, являющейся неотъемлемой частью землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», являющейся первичным документом по определению территориальной зоны земельного участка в границах МО «Город Саратов» и утвержденной компетентным органом.

Таким образом, суд обосновано пришел к выводу о том, что у ФИО1 отсутствовало право на получение указанного земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, а постановление администрации МО «город Саратов» от 08 декабря 2010 года № об отказе ФИО1 в предоставлении земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство соответствует действующему на момент его принятия законодательству, издано на основании положений действующего муниципального правового акта и не подлежит отмене.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане, согласно п. 1.4. Порядка утверждения и выдачи схем расположения земельных участков, утвержденным Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280, является основанием для формирования земельного участка, и не является документом-основанием для предоставления земельных участков.

Доводы ФИО1 о том, что многочисленными судебными актами указывалось на то, что ФИО1 была соблюдена процедура оформления права, установленная ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку эти акты не являются преюдициальными для данного дела, в связи с тем, что этими решениями не был разрешен вопрос о правах ФИО1 на испрашиваемый земельный участок и касался вопроса, связанного с бездействием администрации на стадии формирования земельного участка, но не его предоставления. Кроме того, представленная карта градостроительного зонирования выполнена в редакции решения Саратовской городской Думы 27 апреля 2010 года № 50-595, а процедура оформления земельного участка начата ФИО1 в 2008 году, что свидетельствует об изменении обстоятельств, установленных решениями Волжского районного суда г. Саратова от 22.10.2008 года (л.д.), от 16.04.2009 года (л.д.), от 23.10.2009 года (л.д.), от 02.07.2010 года (л.д.).

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих исковых требований, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.

Руководствуясь ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саратова от 01.04.2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи