ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-2976 от 29.06.2011 Вологодского областного суда (Вологодская область)

                                                                                    Вологодский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                           

                                    Вологодский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Гришеева Л.В.

№ 33-2976/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

29 июня 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Маклаковой Н.С.,

судей Слепухина Л.М., Чистяковой Н.М.,

при секретаре Николаевой Г.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ООО «Комус» на решение Сокольского районного суда от 23 мая 2011 года, которым исковые требования Сокольского межрайонного прокурора удовлетворены.

Признаны действия Общества с ограниченной ответственностью «Комус» по установлению цены за услугу за вывоз твердых бытовых отходов для населения г.Сокола в части включения в нее тарифа на утилизацию незаконными.

Признаны действия Общества с ограниченной ответственностью «Комус» по установлению цены за услугу за вывоз твердых бытовых отходов для населения г. Сокола из расчета одного человека в месяц незаконными.

Возложена обязанность на Общество с ограниченной ответственностью «Комус» привести в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства расчет цены за услуги за сбор и вывоз твердых бытовых отходов исходя из расчета 1 кв. метра общей площади жилого помещения, исключив из ее состава тариф на утилизацию.

Возложена обязанность на Общество с ограниченной ответственностью «Комус» провести перерасчет цены за услуги за сбор и вывоз твердых бытовых отходов населению города Сокола за период с 01.12.2010 года из расчета 1 кв. метра общей площади жилого помещения и исключив из ее состава тариф на утилизацию.

Взыскана с Общества с ограниченной ответственностью «Комус» в доход местного бюджета госпошлина ... рублей.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Маклаковой Н.С., объяснения представителя ООО «Комус» по доверенности ФИО1, представителя администрации г.Сокола по доверенности ФИО2, заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю., судебная коллегия

установила:

Сокольский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Комус» о признании действий ООО «Комус» по установлению цены за услугу за вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с действующим законодательством и вменении обязанности по перерасчету начислений по оплате услуги за сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

В обосновании заявленных требований указал, что проверкой было установлено, что ООО «Комус» на территории г. Сокола осуществляет деятельность по вывозу твердых бытовых отходов от контейнерных площадок жилого фонда с 01.12.2010 года. На 03.03.2011 года ООО «Комус» заключены договоры с ООО «Соколсервис», ООО «Управляющая компания», ООО «Дом Сервис», МУП «Соколжилком», однако потребителем услуги по вывозу ТБО управляющие компании не являются. Договоры ООО «Комус» с гражданами не заключены. Тариф для населения по вывозу ТБО ООО «Комус» определен из расчета на одного человека в месяц ... рубля.

На основании договора агентирования, заключенного 01.12.2010 года между ООО «Комус» и ООО «Соколжилком», начисление платежа и выпуск квитанций на оплату населением осуществляет ООО «Соколжилком», а денежные средства от граждан поступают на счет ООО «Комус».

Установление ООО «Комус» цены услуги на вывоз ТБО, исходя из расчета с одного человека в месяц, не соответствует действующему федеральному законодательству. Услуги по сбору и вывозу ТБО не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст. 157 ЖК РФ. Плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и размер ее определяется в соответствии с положениями ст. 156 ЖК РФ.

В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491, услуга по вывозу ТБО входит в состав работ (услуг) по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, и согласно требованиям ЖК РФ плата за вывоз отходов должна устанавливаться из расчета 1 кв.м. общей площади жилого помещения.

В цену ... рубля с 1 человека за услугу по вывозу мусора для населения г. Сокола ООО «Комус» включено: 1) вывоз бытовых отходов - ... рублей за куб.м, который прошел экспертизу ООО «Северо-Западный Центр Экспертизы и Консалтинга»; 2) тариф по утилизации ... рублей за куб.м по постановлению РЭК Вологодской области №328 от 29.11.2010 года и №3 от 20.01.2011 года; 3) норма накопления 0,1836 куб.м на человека - расчет ООО «Комус».

Включение в стоимость услуги по вывозу ТБО населению тарифа ... рублей за куб.м противоречит ст. 154 ЖК РФ, которой установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Утилизация отходов не входит в структуру платы.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 29.11.2010 года № 328 (с изменениями от 20.01.2011 года №3) «Об установлении тарифов на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для потребителей организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги на территории Сокольского района» для ООО «Комус» был утвержден тариф за 1 куб. метр утилизации бытовых отходов в размере ... рублей при применении упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, начисление населению ООО «Комус» в составе платы за вывоз твердых бытовых отходов тарифа на утилизацию (...) является незаконным, нарушает жилищные права граждан, поскольку утилизация не является коммунальной услугой и не входит в перечень необходимых мероприятий по содержанию жилого дома.

В судебном заседании помощник Сокольского межрайонного прокурора Барков А.Л. требования поддержал, пояснил, что в ходе проведенной проверки установлено, что потребителями услуги ТБО являются граждане г. Сокол, они же и оплачивают предоставленную услугу, хотя договоры ООО «Комус» с гражданами не заключены. Тариф для населения по вывозу ТБО ООО «Комус» определен из расчета на одного человека в месяц - ... рубля, в указанный тариф включен тариф по утилизации, что не соответствует действующему законодательству. Кроме того, лицензии на утилизацию ТБО у ООО « Комус» до настоящего времени не имеется, а плату с населения за утилизацию взимают.

Представитель ответчика ООО «Комус» ФИО1 с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что ООО «Комус» договоры с гражданами не заключены, услуги по вывозу твердых бытовых отходов оказываются юридическим лицам на основании заключенных договоров. Правом на обращение в суд в защиту интересов юридических лиц прокурор не наделен. Обязанность по содержанию жилья, составной частью которой является сбор и вывоз ТБО, лежит на управляющей организации. Последняя может исполнять данную обязанность как собственными силами, так и с привлечением иных организаций. Согласно Устава предметом деятельности Общества являются: удаление и обработка твердых отходов, транспортная обработка грузов и хранение, иные виды деятельности. Управляющими компаниями с ООО «Комус» заключены договоры на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов. Во исполнение обязанностей, предусмотренных договором на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, ООО «Комус» заключен договор агентирования от 01.12.2010 года с ООО «Соколжилком», принявшего на себя обязанность по оформлению счет - квитанций и направлению их населению. Заключение договора агентирования обусловлено тем, чтобы оплата за вывоз ТБО поступала на счета ООО «Комус», минуя расчетные счета управляющих компаний, на которых лежит обязанность по расчетам с ООО «Комус» за вывоз ТБО. Установленная схема расчетов между ответчиком и третьими лицами за услуги по вывозу ТБО не означает прекращение обязательств управляющих компаний по договорам на оказание услуг по вывозу ТБО, заключенным с ООО «Комус», имеющих иные обязательства по договорам, кроме обязательства оплаты; в том числе не означает возникновение обязательств у ООО «Комус» перед населением, собственниками многоквартирных домов по вывозу ТБО, поскольку договор с указанными собственниками ООО «Комус» не заключало, в правоотношения с ними не вступало. ООО «Комус» не является управляющей компанией и не обязано согласовывать с собственниками многоквартирных домов стоимость оказываемых обществом услуг, данная обязанность возложена на управляющую компанию, а не на поставщика услуг. В силу ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Услуги по сбору и вывозу ТБО не относятся к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем. Договорами, заключенными ООО «Комус» с третьими лицами (управляющими компаниями), определена стоимость вывоза ТБО. В силу разъяснений Министерства регионального развития РФ, изложенных в письме от 03.10.2008 года № 25080-СК/14, утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем услуги. При согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. ООО «Комус» не является управляющей компанией, выбранной в порядке, предусмотренном ЖК РФ. Ответчик не имеет договоров, заключенных с гражданами на оказание услуг по вывозу ТБО и (или) утилизации (захоронению) ТБО. Просил в удовлетворении иска отказать, производство по делу прекратить.

Представитель третьего лица ООО «Управляющая компания» ФИО3 с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что между ООО «Управляющая компания» и ООО «Комус» заключен договор только на вывоз ТБО. Договор на утилизацию ТБО с ООО «Комус» не заключен, поэтому не согласна с включением тарифа утилизации в цену на вывоз и сбор ТБО и считает требования прокуратуры законными и обоснованными. Кроме того, вывоз ТБО является жилищной услугой, а не коммунальной, а все жилищные услуги привязываются к долевой собственности, которая пропорциональна площади квартир, поэтому платеж должен быть определен с квадратного метра, а не с количества жителей. Потребителями услуги и плательщиками являются граждане г. Сокол, которые оплачивают услугу напрямую ООО «Комус». Их управляющая компания услугу не оплачивает и тариф на услугу по вывозу ТБО с жителями не согласовывала.

Представитель третьего лица администрации г. Сокол ФИО2 с требованиями прокурора не согласился, полагал, что ООО «Комус» не является исполнителем по предоставлению гражданам г. Сокол услуги по вывозу и сбору ТБО, исполнителем являются управляющие компании. Тариф установлен правильно, исходя из 1 человека, а не с площади.

Представитель третьего лица ООО «Спецстрой» ФИО4 считала требования прокурора обоснованными. ООО «Спецстрой» заключен договор с ООО «Комус» только на вывоз твердых бытовых отходов. В тариф ООО «Комус» включает утилизацию, на что не имеет права.

Представитель третьего лица ООО «УправДом» ФИО5 оставил решение на усмотрение суда, пояснил, что их организация была вынуждена заключить договор на вывоз ТБО с ООО «Комус» из расчета на одного человека ... руб., поскольку другой организации, которая бы занималась в г. Сокол сбором и вывозом ТБО, нет. Им пришло предписание комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Сокольского муниципального района с требованием о заключении договора. По утилизации вопрос с ООО «Комус» они не решали.

Представитель третьего лица ООО «Водоканалжилсервис» ФИО6 поддержала иск прокурора, пояснила, что их организация после поступления предписания от комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Сокольского муниципального района заключила договор с ООО «Комус» на сбор и вывоз твердых бытовых отходов. Данная услуга предоставляется и оплачивается жителями г. Сокол, платежи поступают непосредственно в ООО «Комус». Считала, что ООО «Комус» необоснованно включен тариф на утилизацию, поскольку лицензии на утилизацию отходов последний не имеет.

Представитель третьего лица МУП «Соколжилком» ФИО2 с требованиями прокурора не согласился.

Представитель третьего лица ООО «ДомСервис» Шишов В.А. оставил разрешение иска на усмотрение суда.

Представители третьего лица ООО «Соколсервис», ООО УК «Управдом» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ООО «Комус» считает решение незаконным и необоснованным, просит его отменить и производство по делу прекратить, ссылаясь на доводы, изложенные в судебном заседании.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор, участвовавший в деле, просит решение оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Согласно ч.4 приведенной нормы плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.

Услуги по вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст. 157 ЖК РФ. Плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и размер ее определяется в соответствии с положениями ст. 156 ЖК РФ.

Согласно ч.1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с ч.1 ст. 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно ст.37 ЖК РФ доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и др.).

В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 услуга по вывозу твердых бытовых отходов входит в состав работ (услуг) по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, и согласно требования ЖК РФ плата за вывоз отходов должна устанавливаться из расчета 1 кв. метра общей площади жилого помещения.

Таким образом, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома и т.п.) являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии п. 17 статьи 2 с Федерального закона РФ от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» потребители товаров и услуг организации коммунального комплекса в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд. В жилищном секторе потребителями услуг в сфере утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов являются:

- в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме, в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений;

- в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги.

Из материалов дела следует, что ООО «Комус» с 01.12.2010 года на территории г. Сокол осуществляет деятельность по вывозу твердых бытовых отходов от контейнерных площадок жилого фонда. Договоры на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от многоквартирных жилых домов заключены ООО «Комус» с управляющими компаниями, к числу которых относятся ООО «ДомСервис», ООО «Управляющая компания», МУП «Сокольское жилищно-коммунальное хозяйство», ООО «Соколсервис», ООО «УправДом», ООО «Водоканалжилсервис», ООО «Спецстрой», ООО УК «Управдом». Плата за оказываемую услугу по вывозу твердых бытовых отходов начисляется непосредственно гражданам г. Сокол, владеющим жилыми помещениями, проживающим в жилых помещениях многоквартирных и иных домов и поступает на счет ООО «Комус», на основании договора агентирования от 01.12.2010 года, заключенного между ООО «Комус» и ООО «Соколжилком».

Согласно расчета цены на услугу по вывозу твердых бытовых отходов от контейнерных площадок г. Сокол на 2011 год, составленного директором ООО «Комус», стоимость услуги по вывозу ТБО установлена в расчете на одного жителя г. Сокол и в ее состав входит тариф на услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, рассчитанный экспертным заключением ООО «Северо-Западный Центр Экспертизы и Консалтинга» в размере ... рублей за куб.м; цена за захоронение отходов на свалке г. Сокол в размере ... рублей; норма накопления бытового мусора от жилого фонда согласно расчета ООО « Комус» - 0,1836 куб.м с человека. Цена услуги на одного жителя составляет ... руб.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Вологодской области № 328 от 29.11.2010 года «Об установлении тарифов на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для потребителей организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги на территории Сокольского района» установлены с 01.01.2011 года тарифы на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для потребителей: ООО «ЭКСИ» в размере ... руб./куб.м; ООО «Жилкомхоз» в размере ... руб./куб.м.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Вологодской области №3 от 20.01.2011 года в постановление № 328 от 29.11.2010 года внесены изменения: заменнено ООО «ЭКСИ» словами ООО «Комус».

ООО «Комус» выдана лицензия от 09.04.2010 года на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности. Лицензии на утилизацию отходов не имеется.

В соответствии со ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала или от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

В соответствии с договором агентирования от 01.12.2010 года ООО « Комус» (Принципал) поручает, а ООО «Соколжилком» (Агент) берет на себя обязательство совершать от имени и за счет Принципала действия по начислению платы за услуги по вывозу твердых бытовых отходов населения, оказываемые Принципалом, физическим лицам ( далее по тексту « потребители»), владеющими жилыми помещениями, проживающими в жилых помещениях многоквартирных и иных домов; составлять квитанции на оплату услуги «вывоз ТБО» и направлять их потребителям.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что непосредственными потребителями предоставляемой ООО «Комус» услуги по вывозу твердых бытовых отходов являются физические лица-граждане г. Сокол. Поскольку начисление платы за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не соответствует действующему законодательству, с учетом положений ст. 1005 ГК РФ и условий договора агентирования от 01.12.2010 года судом сделан обоснованный вывод о том, что обязанность по проведению перерасчета населению платы за услуги по вывозу твердых бытовых отходов возникает у ООО « Комус».

Оснований не согласиться с указанными выводами не имеется, т.к. они основаны на материалах дела и обстоятельствах установленных судом.

Судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, нормы материального права применены судом правильно.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии у прокурора полномочий по предъявлению рассмотренного судом иска подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, в частности ст. 45 ГПК РФ и Федерального закона "О прокуратуре РФ", поскольку принятие либо непринятие иных мер прокурорского реагирования, предусмотренных законом, не лишает прокурора права на обращение в суд.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сокольского районного суда от 23 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Комус» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: