Верховный суд Республики Дагестан Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный суд Республики Дагестан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Багиров А.Б.
Дело № 33- 3080/2011 г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Мамаева И.М.
судей Бейтуллаевой З.А. и Омарова Х.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Махачкале от 8 февраля 2012 года дело по кассационной жалобе представителя администрации городского округа «город Дербент» Сеидова М.М. на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 12 сентября 2011 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований администрации городского округа «Город Дербент» к Исаеву М. И. о признании недействительными: кадастрового паспорта № от 20 января 2009 года; договора № от 11 февраля 2009 года о безвозмездном предоставлении в собственность и записи № от 11 марта 2009 года о государственной регистрации права собственности ответчика на выделенный ему для строительства индивидуального жилого дома постановлением истца № от 4 декабря 2008 года спорный земельный участок площадью 500 кв.м. в кадастровом квартале № отказать ».
Заслушав доклад судьи Бейтуллаевой З.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация городского округа «Город Дербент» обратилась в суд с иском к Исаеву М.И. о признании недействительными правоустанавливающих документов на ранее выделенный ему в кадастровом квартале № земельный участок площадью 500 кв.м.; кадастрового паспорта № от 20.01.09 г.; договора о безвозмездном предоставлении его в собственность № от 11.02.09 г. и записи о государственной регистрации права собственности на него от 11.03.09 г. №, мотивируя свои требования тем, что постановление главы администрации городского округа «» № от 04.12.08 г. «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность гражданину Исаеву М. И.» отменено постановлением главы администрации № от 30.12.10 г. на основании п.1 ст.48 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как незаконное, принятое с грубейшими нарушениями земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Земельным кодексом РФ, Законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.03 г., Законом Республики Дагестан «О земле» № 45 от 29.12.03г. предоставление гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства должно осуществляться в установленном законом порядке. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется ЗК РФ и иными правовыми актами.
В соответствии с ч.2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч.2 ст.28 ЗК РФ предоставление находящихся в государственной или Муниципальной собственности земельных участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Так, в нарушение ст. 31 Земельного кодекса РФ администрацией городского округа «Город Дербент» не был обеспечен выбор земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, а также население не было информировано о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
При предоставлении земельного участка не было установлено, обеспечен ли Исаев М.И. жильем или земельным участком для индивидуального жилищного строительства.
В нарушение схемы функционального зонирования генерального плана г.Дербента (корректура), утвержденного 23.10.03 г., земельный участок предоставлен в рекреационной зоне и зоне зеленных насаждений общего пользования.
Согласно п. 12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии со ст.32 Закона Республики Дагестан «О Земле» гражданин РФ, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местной самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.
Таким образом, в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами органы местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, при этом учету подлежат жители г. Дербента, постоянно проживающие на территории муниципального образования городской округ «Город Дербент», имеющие праве на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством РФ и РД для индивидуального жилищного строительства и подавшие соответствующее заявление на имя главы администрации г.Дербента.
По смыслу закона предоставление бесплатно в собственность земельных участков указанным лицам осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ «Город Дербент» для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.
Для предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства администрации г. Дербента необходимо было определить земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления гражданам, с указанием площади; провести соответствующие мероприятия по формированию таких земельных участков в соответствии с п.1 ч.4 ст.30 ЗК РФ; получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа «Роспотребнадзора» (в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»); определить параметры разрешенного строительства, требования к использованию участков, возможные ограничения в использовании и т.д.
Кроме того, после проведения указанных мероприятий необходимо было также обеспечить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадастровом номере, цели предоставления. Принятие решения о предоставлении земельного участка необходимо было осуществить после его формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и публикации информационного сообщения о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
При этом предоставление земельных участков гражданам осуществляется в соответствии с предельными нормами предоставления, установленными законодательством. Заявления граждан о предоставлении земельного участка в соответствии с установленным органом местного самоуправления порядком подлежали удовлетворению по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления. Заявление должно быть подано на имя главы администрации города Дербента, с приложением необходимых документов. К заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у него права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутствие у этого лица жилого помещения или земельного участка.
При этом необходимо учесть, что в соответствии с действующим законодательством наличие у граждан земельных участков или жилых помещений по существу является основанием для отказа в предоставлении земельного участка. В целях недопущения предоставления земельных участков гражданам, имеющих земельные участки или жилые помещения, уполномоченному лицу администрации г. Дербента необходимо было проверить соответствие представляемых заявителем документов требованиям закона, внести сведения в соответствующую Книгу учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков.
Однако при предоставлении спорного земельного участка Исаеву М. изложенные требования закона не были соблюдены, спорный земельный участок предоставлен ответчику Исаеву М. в отсутствие установленного органами местного самоуправления порядка их предоставления (ст. 32 Закона Республики Дагестан «О земле»), поскольку тот на учете в администрации г.Дербента в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, земельный участок ему предоставлен в течении нескольких дней со дня подачи им заявления и с нарушением очередности.
Кроме того, при предоставлении спорного земельного участка были нарушены и требования ч.2 ст.32 ЗК РФ, согласно которой исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. Межевой план и кадастровый паспорт на спорный земельный участок изготовлен 20.01.10 г., то есть уже после вынесения главой администрации г. Дербента постановления о предоставлении земельного участка.
Таким образом, спорный земельный участок был предоставлен в собственность Исаеву М. бесплатно без выполнения в отношении него кадастровых работ и государственного кадастрового учета, то есть в нарушение установленного законом порядка.
Кроме того, спорный земельный участок предоставлен Исаеву М. в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, правил землепользования и застройки, а также в нарушение генерального плана г.Дербента.
Так, согласно ст.27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе, в пределах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст.94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе, лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст.95 ЗК, ст.2 ФЗ от 14.03.95 г. «Об особо охраняемых природных территориях»).
Согласно п.8 ст.28 ФЗ от 21.12.01 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Материалами дела, в том числе, утвержденным в 2003 году генеральным планом города Дербент подтверждается, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря. Следовательно, администрация г. Дербента была не вправе распоряжаться этим земельным участком, находящимся в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря».
В администрации г. Дербента отсутствуют какие-либо документы, указывающие на соблюдение Исаевым М. установленного законом порядка приобретения земельных участков в собственность бесплатно.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представителя администрации городского округа «Город Дербент» Сеидова М.М. (на основании доверенности № 013/56 от 25 августа 2011 года ) содержится просьба об отмене решения суда по тем основаниям, что судом дана неправильная оценка обстоятельствам дела, допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Отказывая в удовлетворении искового заявления администрации городского округа «Город Дербент» суд в нарушение п.4 ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда не опроверг доводы, указанные в исковом заявлении. В частности суд оставил без внимания доводы истца о том, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, Законом Республики Дагестан «О земле» от 29.12.2003 № 45 и т.д. предоставление гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства должно осуществляться в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 32 Закона РД «О Земле» гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.
Постановление администрации городского округа «Город Дербент» № 81/21 от 01.12.2008г. «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность Исаеву М.И.» содержит ссылку на ст. 32 Закона РД «О земле».
В соответствии с указанными нормативно-правовыми предоставление бесплатно в собственность земельных участков лицу осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ «Город Дербент» для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.
Кроме того, необходимо было также обеспечить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадастровом номере, цели предоставления.
Заявления граждан о предоставлении земельного участка в соответствии с постановленным органом местного самоуправления порядком подлежали удовлетворению по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления.
К заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у него права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутствие у этого лица жилого помещения или земельного участка.
При этом необходимо учесть, что в соответствии с действующим законодательством наличие у граждан земельных участков или жилых помещений по существу является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Исаев М.И. на учете в администрации г. Дербента в качестве нуждающегося в жилых помещениях не состоял, земельные участки им предоставлены в течении нескольких дней со дня обращения и с нарушением очередности.
При предоставлении спорного земельного участка указанным гражданам изложенные требования закона не были соблюдены, спорный земельный участок предоставлен вообще в отсутствие установленного органами местного самоуправления порядка их предоставления (ст. 32 Закона РД «О земле»).
Кроме того, при предоставлении спорного земельного участка были нарушены и требования ч. 2 ст. 32 ЗК РФ, согласно которой, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Кадастровый паспорт на спорный земельный участок передан после вынесения главой администрации г. Дербента постановления о предоставлении земельного участка.
Указанные выше доводы по исковому заявлению судом оставлены без внимания.
Выводы суда о том, что основанием для обращения в суд является то, что сама администрация отменила свое же постановление, являются ошибочными.
Доводы суда о том, что администрация лишила права Исаева М.И. на судебную защиту прав и законных интересов являются не обоснованными. Право собственности у гражданина на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации.
Несостоятелен вывод суда о том, что Администрация городского округа «Город Дербент» не является органом, который вправе с заявлением в защиту прав и свобод и интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом надлежаще не исследованы юридически значимые обстоятельства дела, допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации муниципального образования городской округ «Город Дербент» за № 82/15 от 4 декабря 2008 года Исаеву М.И. в собственность для строительства индивидуального жилого дома в целях улучшения жилищных условий предоставлен земельный участок площадью 0,05 га в кадастровом квартале № 56 на бесплатной основе (л.д. 5 ).
На основании указанного постановления Исаевым М.И. получены кадастровый паспорт на земельный участок № от 20.01.09 г. и свидетельство о государственной регистрации права собственности от 11.03.09 г. на основании заключенного с ним Комитетом по управлению имуществом города Дербент договора о безвозмездном предоставлении земельного участка в собственность № 163 от 11.02.09 г.
Постановлением главы администрации муниципального образования городской округ «Город Дербент» за № 398 от 30 декабря 2010 года «Об отмене постановления администрации городского округа «Город Дербент» от 04.12.2008г. № 82/15 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. Исаеву М. И.» указанное постановление по тем основаниям, что земельный участок был предоставлен Исаеву М.И. с грубейшими нарушениями земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, земельный участок находится в рекреационной зоне и зоне зеленых насаждений общего пользования (л.д. 6-7 ).
По этим же основаниям истцом оспариваются вышеуказанные правоустанавливающие документы Исаева М.И. на спорный земельный участок, полученные ответчиком на основании постановления главы администрации муниципального образования городской округ «Город Дербент» за № 82/15 от 4 декабря 2008 года (л.д. 2-4 ).
Отказывая в удовлетворении заявленного администрацией муниципального образования иска, суд первой инстанции со ссылкой на ст. 3 ГПК РФ указал на то, что истцом суду не представлено доказательств нарушения его прав или охраняемых законом интересов оспариваемыми документами, само по себе нарушение земельного законодательства при предоставлении Исаеву М.И. земельного участка не может служить свидетельством нарушения прав и интересов администрации муниципального образования и не дает ей права на обращение в суд.
В решении суда также указано, что признание городской администрацией ранее вынесенного правового акта незаконным и его отмена имеют целью лишение ответчика Исаева М. гражданских прав и создание ему препятствий в осуществлении права собственности. Признавая свои правовые акты незаконными и на этом основании отменяя их по своему усмотрению с использованием права, предусмотренного ст.48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрация городского округа «Город Дербент» лишила правообладателя Исаева М.И., ставшего таковым в установленном законом порядке, возможности защищать свои права, представлять свои возражения и доводы против признания первоначального акта незаконным, т.е. действовала произвольно, не имея надлежащих на то правовых оснований.
По мнению суда первой инстанции, постановление главы администрации муниципального образования городской округ «Город Дербент» за № 82/15 от 4 декабря 2008 года о предоставлении земельного участка ответчику Исаеву М. было отменено постановлением того же муниципального органа (администрации городской округ «Город Дербент») № 398 от 30.12.10 г. в результате административного усмотрения и с нарушением пределов своих полномочий, предусмотренных в ст.48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ».
С изложенными выше выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом.
Следовательно, основываясь на необходимость контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Вывод о том, что Исаев М.И. стал правообладателем спорного земельного участка в установленном законом порядке, сделан судом без проверки и надлежащей правовой оценки доводов представителя истца о нарушении земельного законодательства при принятии администрацией городского округа «Город Дербент» постановления за № 82/15 от 4 декабря 2008 года о предоставлении Исаеву М.И. в собственность для строительства индивидуального жилого дома земельного участка.
Разрешая требования администрации муниципального образования городской округ «Город Дербент», оспаривавшей правоустанавливающие документов Исаева М.И. на земельный участок по мотиву нарушения при предоставлении ему спорного земельного участка установленного действующим законодательством порядка, суд первой инстанции не применил подлежавшие применению к спорным правоотношениям нормы Земельного кодекса Российской федерации.
В соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Дагестан от 29 декабря 2003 г. № 45 «О земле» предоставление гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства должно осуществляться в установленном законом порядке.
Согласно п.2 ст.11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п.2 ст.28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.32 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2003 г. № 45 «О земле» гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется после проведения работ по формированию земельного участка, выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществления государственного кадастрового учета такого земельного участка; определения разрешенного использования земельного участка; определения технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятия решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикации сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии со ст.31 Земельного кодекса РФ лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка, в котором должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера участка, а также испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий, посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными образованиями.
Приведенные выше нормы материального права, подлежавшие применению по делу, судом не были применены, вопрос о том, были ли соблюдены содержащиеся в них требования при предоставлении Исаеву М.И. спорного земельного участка судом не исследовался.
Суд не выяснил, состоял ли Исаев М.И., получивший земельный участок в целях улучшения жилищных условий на учете в администрации г. Дербента в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо на получение земельного участка, когда он обратился в администрацию города Дербент с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, какие документы им были при этом предоставлены, соблюден ли при предоставлении ему спорного земельного участка установленный действующим земельным законодательством порядок.
Кроме того, судом надлежаще не проверены доводы истца о том, что предоставленный Исаеву М.И. земельный участок расположен в рекреационной зоне и зоне зеленых насаждений общего пользования.
Согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения, иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст.95 Земельного кодекса РФ, ст.2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» ).
В силу пункта 9 статьи 85, статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации и части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон предназначены для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. В состав таких зон могут входить участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристические парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Строительство жилых домов на земельных участка в составе рекреационной зоны противоречит их разрешенному использованию.
Отвергая доводы представителя администрации муниципального образования городской округ «Город Дербент» о том, что земельная площадь, расположенная в кадастровом квартале №, является частью рекреационной зоны, суд первой инстанции сослался на то, что на момент издания главой администрации муниципального образования городской округ «» постановления за № от 4 декабря 2008 года о предоставлении Исаеву М.И. земельного участка и постановления за № 398 от 30 декабря 2010 года об его отмене отсутствовал разработанный и утвержденный в установленном порядке градостроительный регламент для каждой территориальной зоны, в частности, причисляющий вышеупомянутый кадастровый квартал к особой территории со специальным режимом использования.
Между тем, особый режим особо охраняемых природных территорий, в частности, земель рекреационного назначения, определяется не градостроительным регламентом муниципального образования, а специальными нормативно-правовыми актами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1425 (в редакции от 19 июля 2006 г. № 449 ) утверждено Положение «Об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», согласно которому в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей, устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которых выделяется до 3 зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1977 г. № 105 «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения» в дополнение к постановлению Совета Министров РСФСР от 6 января 1971 г. № 11 «Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение» к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от г. Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 мая 1993 г. № 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, поскольку не противоречат действующему законодательству.
Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря» (п.4 ст.32 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и п.2 ст.16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»), границы округа санитарной зоны данного курорта определяются на основании постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 мая 1993 г. № 498. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.
В соответствии с п.2 раздела 1 приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
В силу п.6 ст.2 Федерального закона от 14 марта 1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и ст.1 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п.1 ст.95 Земельного кодекса РФ ), являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Приведенные выше нормы материального права, подлежавшие применению по делу, судом не применены, доводы истца о том, что предоставленный Исаеву М.И. постановлением главы администрации городского округа «Город Дербент» земельный участок расположен в рекреационной зоне, материалами дела не опровергнуты.
В решении суда первой инстанции указано, что доводы представителя администрации городского округа «Город Дербент» о том, что подтверждающим право истца на обращение суд документом является генеральный план города Дербент, в границах которого расположена рекреационная зона и где, по его мнению, в числе прочих граждан ответчику Исаеву М.И. был незаконно предоставлен спорный земельный участок, не могут свидетельствовать о нарушении права администрации «Город Дербент» и его полномочиях на обращение в суд, поскольку само по себе нахождение земель, отнесенных к курортам республиканского (федерального) значения, не может свидетельствовать о принадлежности земель к муниципальной собственности, и, соответственно, о праве администрации городского округа «Город Дербент» на обращение в суд.
По мнению суда, орган местного самоуправления, в данном случае, администрация ГО «город Дербент» не является органом, которому соответствии со ст.46 ГПК РФ вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2004 г. № 43 «О местном самоуправлении в Республике Дагестан», не содержат нормы, согласно которым орган местного самоуправления полномочен обращаться в суд с требованиями об оспаривании собственных решений и сделок.
Данный вывод суда также является ошибочным, основан на неправильном токовании норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с пп.15 п.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. В связи с этим защита прав населения на доступ к водным объектам является прямой обязанностью органа местного самоуправления и администрация МО городской округ «Город Дербент», как заинтересованная сторона, была вправе обращаться в суд с иском об оспаривании документов о праве собственности Исаева М.И. на земельный участок в рекреационной зоне, полученных на основании договора о безвозмездном предоставлении спорного земельного участка в собственность, не соответствующего требованиям закона и иных правовых актов (ст.168 ГК РФ).
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, устранить допущенные им при рассмотрении дела нарушения норм материального и процессуального права, принять предусмотренные ГПК РФ меры к установлению юридически значимых обстоятельств дела, в соответствии с законом разрешить заявленные по делу исковые требования.
Руководствуясь ст. ст. 362-363 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дербентского городского суда от 12 сентября 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий: И.М. Мамаев
Судьи: З.А. Бейтуллаева
Х.М. Омаров