БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья – Кузнецова Е.Н. Дело № 33-3178 30 августа 2011 года
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.,
судей Герцева А.И., Стефановской Л.Н.,
при секретаре Василенко В.В.,
с участием прокурора Бригадиной В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 августа 2011 г.
кассационное представление прокурора
на решение Алексеевского районного суда Белгородской области от 21 июля 2011 г.
по делу по иску Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области, Управлению образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области и муниципальному образовательному учреждению «Репенская средняя общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Нерубенко Т.В., объяснения пом. прокурора Белгородской области Бригадиной В.Ю., поддержавшей кассационное представление, представителя администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» ФИО1, представителя Управления образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» ФИО2, просивших об оставлении решения без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Алексеевской межрайонной прокуратурой Белгородской области проведена проверка исполнения антитеррористического законодательства образовательных и общеобразовательных учреждений района, в результате которой установлено, сто МОУ «Репенская средняя общеобразовательная школа» не оборудовано кнопкой экстренного вызова милиции (кнопкой тревожной сигнализации).
Дело инициировано иском Алексеевского межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, который, уточнив требования, просил суд обязать администрацию муниципального района запланировать на 2012 г. денежные средства по оборудованию поста охраны школы кнопкой экстренного вызова наряда милиции; обязать Управление образования и науки администрации муниципального района после поступления денежных средств на расчетный счет заключить муниципальный контракт на выполнение работ по оборудованию поста охраны учебного заведения указанной выше кнопкой; обязать школу обеспечить доступ рабочих для оборудования поста охраны кнопкой экстренного вызова наряда милиции.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационном представлении прокурор просит отменить решение суда ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в представлении, судебная коллегия признает их неубедительными.
Всесторонне и полно исследовав представленные доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, руководствуясь Концепцией противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г., Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2010 г. № 1639, Комплексной межведомственной целевой программой профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, обеспечения безопасности дорожного движения на 2006-2012 гг., утвержденной Постановлением Правительства Белгородской области № 152-пп от 07.07.2006 г., Планом мероприятий по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью и обеспечению безопасности дорожного движения на территории Алексеевского района на 2009-2012 гг., утвержденным Главой администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области от 24.04.2009 г. № 447, суд правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчиков обязанностей по оборудованию поста охраны МОУ «Репенская средняя общеобразовательная школа» средствами экстренного вызова милиции.
Комплексной межведомственной целевой программой профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, обеспечения безопасности дорожного движения на 2006-2012 г.г., утвержденной Постановлением Правительства Белгородской области № 152-пп от 07.07.2006 г., предусмотрены мероприятия по оборудованию постов охраны дошкольных, общешкольных, общеобразовательных и учебных заведений средствами экстренного вызова милиции (пп.1.4, 1.10 приложения № 1).
Утверждение о необходимости возложения на ответчиков обязанности по установлению кнопки экстренного вызова милиции в образовательном учреждении с ссылкой на вышеуказанное Постановление Правительства Белгородской области было предметом судебного заседания, в решении суда ему дана надлежащая правовая оценка.
Кроме того, обращаясь в суд с указанными выше требованиями, прокурор не указал нормативно-правовой акт, в котором была бы закреплена обязанность муниципального образования обеспечить оборудование постов охраны дошкольных, общешкольных, общеобразовательных и учебных заведений средствами экстренного вызова милиции.
В Постановлении Правительства Белгородской области № 152-пп от 07.07.2006 г. главам местного самоуправления муниципальных образований в области лишь рекомендовано разработать и принять программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, обеспечения безопасности дорожного движения на 2006-2012 гг. для городов, районов, городских и сельских поселений с соответствующим финансовым обеспечением. С учетом приведенных рекомендаций, Постановлением Главы администрации муниципального района № 447 от 24.04.2009 г. (в ред. Постановления администрации MP № 908 от 16.08.2010 г.) утвержден План мероприятий по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью и обеспечению безопасности дорожного движения на территории Алексеевского района на 2009-2012 гг. Данным Постановлением мероприятия и источники финансирования по оборудованию постов охраны дошкольных, общеобразовательных и учебных учреждений средствами экстренного вызова милиции не предусмотрены. Данное постановление никем, в том числе прокурором, не оспорено, не отменено и не изменено.
Суд пришел к правильному выводу о том, что в соответствии со ст. ст. 14, 31,161 Бюджетного кодекса РФ, а также системной связи с положениями ст. ст. 10,12,132 Конституции РФ, согласно которым органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в качестве органов законодательной и исполнительной власти самостоятельны и суд не вправе вмешиваться в их деятельность, связанную с распределением бюджетных средств.
Обоснованным является также вывод в решении суда о том, что указанные правоотношения основаны на властном подчинении их субъектов, так как финансирование бюджетных учреждений, к которым относится упомянутое выше учебное заведение, осуществляется за счет бюджета муниципального района, который утверждается муниципальным Советом Алексеевского района на каждый год, в пределах доведенных им по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств (ст. 161 БК РФ). Вопросы бюджетного финансирования находятся в рамках публичного, а не гражданского права. Возможность применения гражданско-правового метода воздействия в виде возложения на администрацию Алексеевского района Белгородской области обязанности по выделению непредусмотренных бюджетом района дополнительных расходов прокурором не обоснована.
Представители ответчиков пояснили суду, что в МОУ «Репенская средняя общеобразовательная школа» организована круглосуточная охрана, имеется телефонная связь, установлена автоматическая пожарная сигнализация, чердачные помещения закрыты, территория школы огорожена, проезд по ее территории закрыт. Указанные меры также относятся к комплексу мероприятий по антитеррористической защищенности учреждения. Подключение АПС (автоматической пожарной сигнализации) к пульту Единой дежурной диспетчерской службы «ЕДДС-01» входит в комплекс мероприятий по инженерно-технической защите, позволит своевременно реагировать на чрезвычайные ситуации и является мерой экстренного вызова специальных служб альтернативной кнопке тревожной сигнализации, подключенной на пульт централизованной охраны Ф.
Иных доводов в жалобе не приведено.
Судом в соответствии с требованиями ст.ст. 67, 198 ГПК РФ в решении отражены результаты оценки всех представленных доказательств, с точки зрения их достаточности и взаимной связи. При разрешении спора всем установленным обстоятельствам дана оценка на основании принципа беспристрастности и справедливости.
Доводы в кассационной жалобе не дают оснований к сомнению в правильности выводов решения. Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права с соблюдением процессуального закона. С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 347, 360, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Алексеевского районного суда Белгородской области от 21 июля 2011 г. по делу по иску Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области, Управлению образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области и муниципальному образовательному учреждению «Репенская средняя общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий оставить без изменений, кассационное представление прокурора – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи