ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-3212 от 28.10.2010 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

  Кас.дело № 33-3212

Судья ПЕРВУХИН Д.Н.

КАССАЦИОННОЕ     ОПРЕДЕЛЕНИЕ

  город Салехард                                                                28 октября 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего КИСИЛЕВСКОЙ Т.В.

судей коллегии                    МАРЧУК Е.Г., АКБАШЕВОЙ Л.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Угля Василия Николаевича на решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 сентября 2010 года, которым постановлено:

В иске Угне Василию Николаевичу к Администрации муниципального образования поселок Тазовский о признании проведенного конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы главный специалист отдела по вопросам коммунального хозяйства незаконным и назначении проведения нового конкурса, возмещении убытков, компенсации морального вреда - отказать.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа - МАРЧУК Е.Г., судебная коллегия, -

УСТАНОВИЛА:

Угня В.Н. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования п.Тазовский о признании проведенного конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы главный специалист отдела по вопросам коммунального хозяйства незаконным и назначении проведения нового конкурса, о возмещении убытков и компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что 23 марта 2010 года заместителем главы администрации - председателем конкурсной комиссии Лесниченко В.П. заявителю было отказано в участии в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в Администрации п.Тазовский по мотиву несоответствия кандидата квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям муниципальной службы в муниципальном образовании п.Тазовский. Заявитель указывает, что имеет высшее образование по специальностям финансы и кредит, экономика и управление на предприятии по отраслям, юриспруденция; квалификация финансиста, экономиста по учету и анализу хозяйственной деятельности, юриста-правоведа, юриста-государствоведа; ученая степень магистра экономики. Кроме того, опыт работы и стаж федеральной государственной службы заявителя составляет 22 года. Считает отказ в участии в конкурсе существенно нарушающим его права и законные интересы, а также реализацию его права на труд. На обращение заявителя к главе Администрации поселка, к прокурору Тазовского района ЯНАО, был получен ответ о законности действий конкурсной комиссии; из ответа прокуратуры ЯНАО также следует об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования. Полагает, что действия конкурсной комиссии необоснованно признаны законными. В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 04 апреля 2010 года за подписью заместителя руководителя Тазовского МрСО Следственного комитета при прокуратуре РФ по ЯНАО указано о том, что отказ Угне В.Н. в участии в конкурсе на замещение вакантной должности главного специалиста по вопросам коммунального хозяйства является неправомерным. Просит обязать главу Администрации п.Тазовский устранить допущенные нарушения, восстановить нарушенное право Угня В.Н. на участие в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы главный специалист по вопросам коммунального хозяйства; признать проведенный Администрацией п.Тазовский конкурс на замещение вакантной должности главного специалиста по вопросам коммунального хозяйства неправомерным и назначить на данную должность новый конкурс в соответствии с действующим законодательством.

Впоследствии Угня В.Н. увеличил заявленные требования и просил определить меру ответственности в отношении муниципальных служащих, принявших решение об отказе ему в участии в конкурсе, совершивших, по его мнению, незаконные действия. Просил принять решение об увольнении муниципальных служащих, возместить ему убытки, упущенную выгоду в сумме 299 909 руб.; возместить моральный вред в размере 100 000 рублей, а также затраты на уплату государственной пошлины.

В судебном заседании Угня В.Н. увеличил размер упущенной выгоды до 330 227, 24 руб., в остальном исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель Администрации МО п.Тазовский Дегтяренко М.В., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась.

Судом принято решение, резолютивная часть которого указана выше.

В кассационной жалобе Угня В.Н. просит решение суда отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; обстоятельства, установленные судом, недоказаны, и сделаны не соответствующие им выводы; судебное постановление вынесено с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.

В возражениях на кассационную жалобу представитель Администрации п.Тазовский полагает решение суда законным и обоснованным, доводы жалобы не подлежащими удовлетворению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Угня В.Н. и возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Материалами дела установлено, что решением Собрания депутатов муниципального образования п.Тазовский № 7-6-28 от 29 октября 2008 года утверждены: Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы и по формированию кадрового резерва муниципальной службы в муниципальном образовании поселок Тазовский (далее Порядок проведения конкурса); состав комиссии по проведению конкурса, в которой вошли председатель, заместитель председателя, секретарь, два члена независимой комиссии и независимый эксперт, а также формы для оформления протоколов заседаний конкурсной комиссии (л.д. 151-168).

В соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка проведения конкурса 18 февраля 2010 года Администрацией МО п.Тазовский в средствах массовой информации опубликовано объявление о приеме документов для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей муниципальной службы, в том числе на должность главного специалиста отдела по вопросам коммунального хозяйства, с указанием требований к кандидатам на замещение должностей и перечня документов, необходимых для представления в конкурсную комиссию (л.д. 19).

В частности, одним из требований к претендентам на замещение вакантных должностей муниципальной службы указано наличие высшего профессионального образования, подтвержденного дипломом государственного образца.

Как видно из протокола заседания конкурсной комиссии № 1 от 23 марта 2010 года, кандидату на замещение вакантной должности муниципальной службы главный специалист отдела по вопросам коммунального хозяйства Угне В.Н. единогласным голосованием отказано в допуске к участию во втором этапе конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы Администрации п.Тазовский, в связи с несоответствием квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям муниципальной службы в муниципальном образовании п.Тазовский (л.д. 169-172).

В соответствии с пунктом 14 Порядка проведения конкурса Угня В.Н. был письменно проинформирован о причинах отказа ему в участии в конкурсе сообщением Заместителя Главы Администрации - председателя конкурсной комиссии, направленным истцу 23 марта 2010 года за исх. № 405 (л.д.8).

Считая свои права нарушенными, Угня В.Н. указывал, что имеет высшее образование по специальностям финансы и кредит, экономика и управление на предприятии по отраслям, юриспруденция; квалификацию финансиста, экономиста по учету и анализу хозяйственной деятельности, юриста-правоведа, юриста-государствоведа; ученую степень магистра экономики.

При этом, для участия в конкурсе истцом былипредставленыдипломы: об окончании Одесского финансового техникума по специальности государственное страхование; Академии Права Московского Экстерного гуманитарного университета (экстерном) по специальности юриспруденция; Академии Экономики Московского Экстерного гуманитарного университета (экстерном) по специальностиэкономика и управление на предприятии по отраслям(л.д. 28-29, 34-38,44-46).

Принимая решение по существу спора, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», и сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований Угня В.Н. о признании проведенного конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы незаконным, назначении проведения нового конкурса, а соответственно и для удовлетворения производных требований о возмещении Угне В.Н. убытков и компенсации морального вреда.

Выводы суда достаточно мотивированы, основаны на исследованных судом доказательствах и соответствуют нормам материального закона, в то время как оснований для признания их неправильными, по доводам кассационной жалобы не усматривается.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Единство основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы установлено статьей 5 настоящего Закона.

Согласно ч.ч. 1-3 статьи 12 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

В силу части 7 статьи 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» условием для занятия в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему является освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

При этом из части 9 указанной нормы следует, что экстернат - это самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Московский Экстерный гуманитарный университет, дипломы которого представил истец для участия в конкурсе, государственной аккредитации не имел, аттестации в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, после самостоятельного изучения дисциплин Угня В.Н. также не имеет.

При таком положении, вывод суда о правомерности отказа Угне В.Н. в участии в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы Администрации поселка Тазовский, является обоснованным.

Изложенные в решении выводы суда первой инстанции достаточно аргументированы и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.

Решение суда отвечает требованиям ст.195 ГПК РФ о законности и обоснованности, оснований для его отмены либо изменения по доводам кассационных жалоб, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Угни В.Н. - без удовлетворения.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

               СУДЬИ