ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-3301 от 22.06.2011 Саратовского областного суда (Саратовская область)

                                                                                    Саратовский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Саратовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья Терентьева Н.А. Дело № 33-3301

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июня 2011 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Ретунской Н.В.,

судей Игнатьева А.В. и Макаровой Н.А.,

при секретаре Милехиной Е.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к жилищно-строительному кооперативу (далее – ЖСК) «Осень-97» о понуждении к предоставлению информации, по кассационной жалобе представителя ЖСК «Осень-97» ФИО2 на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 11 мая 2011 года, которым постановлено:

«Истребовать у ЖСК «Осень-97» в пользу ФИО1: копию лицевого счета, выставленного МУПП «Саратовводоканал» за период с 01.07.2008 года по 31.07.2008 года за холодное водоснабжение; копии счетов-фактур, выставленных ОАО «Волжская ТГК» за периоды: с 01.05.2008 года по 31.05.2008 года, с 01.11.2008 года по 31.12.2008 года, с 01.01.2009 года по 31.03.2009 года, с 01.05.2009 года по 30.11.2009 года, с 01.03.2010 года по 31.03.2010 года, с 01.08.2010 года по 31.08.2010 года, с 01.03.2011 года по 31.03.2011 года за горячее водоснабжение, теплоснабжение; копии счетов-фактур за периоды: с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года, с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года, с 01.01.2010 года по 28.02.2010 года, с 01.11.2010 года по 30.11.2010 года, с 01.03.2011 года по 31.03.2011 года; списки квартир с указанием количества жильцов без персональных данных, проживающих в квартирах дома, за каждый месяц, в период времени с 01.01.2008 года по 31.03.2011 года.

Взыскать с ЖСК «Осень-97» в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 рублей, расходы по составлению иска в сумме 1500 рублей, расходы на представителя в сумме 3000 рублей».

Заслушав доклад судьи Игнатьева А.В., объяснения представителя ЖСК «Осень-97» – ФИО2, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ФИО1 – ФИО3, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском к ЖСК «Осень-97», ссылаясь на то, что является собственником ? части кв. (данные изъяты). На протяжении многих месяцев между нею и председателем ЖСК «Осень-97» существует несогласие по поводу представления информации (документов) об услугах, предоставляемых управляющей компанией – ЖСК «Осень-97». Председатель правления, члены правления и ревизионной комиссии игнорируют законные требования истца об устранении допущенных нарушений законодательства РФ, Устава ЖСК «Осень-97» и прав истца как потребителя коммунальных услуг, что выражается в непредоставлении ими необходимой информации (документов), затрагивающей ее права и обязанности, в частности информации об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, порядка оплаты, изменении размера платы за коммунальные услуги. С учетом изменения предмета заявленных требований истец просила истребовать у ЖСК «Осень-97»: копию счета за период с 01.07.2008 года по 31.07.2008 года за холодное водоснабжение (МУПП «Саратовводоканал»); копии счетов-фактур за периоды: с 01.05.2008 года по 31.05.2008 года, с 01.11.2008 года по 31.12.2008 года, с 01.01.2009 года по 31.03.2009 года, с 01.05.2009 года по 30.11.2009 года, с 01.03.2010 года по 31.03.2010 года, с 01.08.2010 года по 31.08.2010 года, с 01.03.2011 года по 31.03.2011 года за горячее водоснабжение, теплоснабжение (ОАО «Волжская ТГК»); копии счетов-фактур за периоды: с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года, с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года, с 01.01.2010 года по 28.02.2010 года, с 01.11.2010 года по 30.11.2010 года, с 01.03.2011 года по 31.03.2011 года; списки квартир с указанием количества жильцов (без персональных данных), проживающих в квартирах дома, за каждый месяц с 01.01.2008 года по 31.03.2011 года. Кроме того, истец просила взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины в сумме 400 рублей, расходы по составлению искового материала в сумме 1500 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 6000 рублей.

Рассмотрев спор, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель ЖСК «Осень-97» ФИО2 просит решение суда отменить и принять новое решение об оставлении требований ФИО1 без удовлетворения, указывая на то, что решение является незаконным и необоснованным. Полагает, что истец не доказала, что направляла в адрес ответчика письма и претензию в 2010 году, что действовала добросовестно и указывала в письменной корреспонденции надлежащий адрес ЖСК «Осень-97» - квартиру № 25. Суд сделал необоснованный вывод о том, что ответчик уклонялся от получения заказных писем от ФИО1 и о виновности ответчика в непредставлении информации. Сторона истца не представила доказательств того, что запрашиваемая информация: счета-фактур, списки квартир с указанием количества жильцов без персональных данных, имеет отношение к реализации истцом своих прав как потребителя коммунальных услуг. Суд сделал неверный вывод о том, что требуемая истцом информация не была доведена до ее сведения путем размещения на информационных стендах в каждом подъезде дома и в помещении правления. Информация о количестве проживающих лиц в каждой отдельной квартире дома относится к информации о частной жизни членов ЖСК, их семей и является тайной, защищаемой Конституцией РФ. Члены ЖСК «Осень-97» категорически против предоставления запрашиваемых истцом списков. Объемы потребляемых истцом услуг известны ей самой, поскольку в ее квартире имеются индивидуальные счетчики учета. Истец не представила доказательств того, что общий размер платы за отопление в многоквартирном доме в рамках заявленных ею требований каким бы то ни было образом влияет на оплату, производимую ей, так как она оплачивает отопление по общегородском тарифам, исходя из размера площади своей квартиры. Ни в одной формуле, указанной в приложениях Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, ни фигурирует такой показатель как количество проживающих в каждой квартире дома за месяц. Истцу было предоставлено достаточно информации для того, чтобы она могла установить среднюю потребляемость коммунальных услуг и проверить правильность выставляемой ей платы за коммунальные услуги.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно п. 2 ст. 165 Жилищного кодекса (далее ЖК) РФ органы местного самоуправления и управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с этими ценами и тарифами, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, предусматривают, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Управляющая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (п. 3); потребитель имеет право получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты (п. 51).

Согласно Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации (ст. 1); в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2); правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации основывается на следующих принципах: свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установление ограничений доступа к информации только федеральными законами (ст. 3);  информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения (ст. 5); граждане (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 9).

В соответствии с п.п. 1, 2 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 (далее Стандарт) настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее соответственно - управляющие организации, информация), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия. Под управляющей организацией в настоящем документе понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со ст. 162 ЖК РФ. Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

Пункт 3 Стандарта предусматривает, что управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

В соответствии с п. 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем: опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет; опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность; размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

В силу п. 6 Стандарта на территориях, где отсутствует доступ к сети Интернет, информация раскрывается путем ее опубликования в официальных печатных изданиях в полном объеме, а также путем предоставления информации на основании письменных запросов.

В силу п. 14 Стандарта в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат сведения о перечне коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций; тарифах (ценах) для потребителей, установленных для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы.

Раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде. Предоставление информации по письменному запросу осуществляется в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации (п.п. 17, 21 Стандарта).

В соответствии со ст. 169 Налогового кодекса РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг). В счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), должны быть указаны: наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания); количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания); цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога; стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).

Судом установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что ФИО1 является собственником ? доли квартиры, расположенной по адресу: (данные изъяты). Ее супруг – ФИО4 является членом ЖСК «Осень-97». Плату за коммунальные услуги, в том числе за отопление, горячую воду, холодную воду, ФИО1 вносит ЖСК «Осень-97». Следовательно, ЖСК «Осень-97» является организацией, обязанной по письменному запросу потребителя ФИО1 предоставить ей лично информацию об объемах предоставляемых коммунальных услуг и закупаемых коммунальных ресурсов, о ценах (тарифах) на такие ресурсы, по которым ЖСК «Осень-97» закупает их у ресурсоснабжающих организаций, о тарифах (ценах) для потребителей, установленных для ресурсоснабжающих организаций, у которых ЖСК «Осень-97» закупает коммунальные ресурсы, оформленную в виде лицевых счетов, счетов-фактур.

Как усматривается из материалов дела, 31 октября 2010 года ФИО1 обратилась к председателю и бухгалтеру ЖСК «Осень-97» с письменным заявлением, в котором просила для подтверждения правильности начисления платы на жилое помещение и потребленные коммунальные услуги предоставить ей в срок до 9 ноября 2010 года копии выставленных счетов, счетов-фактур по оплате за холодное, горячее водоснабжение, теплоснабжение за периоды с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года, с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года, с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года, сведения о количестве проживающих жильцов (без указания персональных данных) за периоды с 01.01.2008 года по 31.10.2010 года, а также другие сведения и документы (л.д. 8-9).

27 ноября 2010 года ФИО1 предъявила ЖСК «Осень-97» письменную претензию с аналогичными требованиями (л.д. 10-11).

Указанные выше заявление и претензию ФИО1 отправила ЖСК «Осень-97» заказными письмами с уведомлением о вручении, однако они не были вручены адресату и возвращены отправителю в связи с истечением срока их хранения (л.д. 35-36).

ЖСК «Осень-97» не представило суду первой инстанции доказательств предоставления ФИО1 документов, указанных в ее заявлении и претензии, либо опубликования этих документов на официальных сайтах ЖСК «Осень-97», органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в сети Интернет, либо их опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органа местного самоуправления, либо их размещения на информационных стендах (стойках) в помещении ЖСК «Осень-97».

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований ФИО1 об истребовании у ЖСК «Осень-97»: копии лицевого счета, выставленного МУПП «Саратовводоканал» за период с 01.07.2008 года по 31.07.2008 года за холодное водоснабжение; копий счетов-фактур, выставленных ОАО «Волжская ТГК» за периоды: с 01.05.2008 года по 31.05.2008 года, с 01.11.2008 года по 31.12.2008 года, с 01.01.2009 года по 31.03.2009 года, с 01.05.2009 года по 30.11.2009 года, с 01.03.2010 года по 31.03.2010 года, с 01.08.2010 года по 31.08.2010 года, с 01.03.2011 года по 31.03.2011 года за горячее водоснабжение, теплоснабжение; копий счетов-фактур за периоды: с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года, с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года, с 01.01.2010 года по 28.02.2010 года, с 01.11.2010 года по 30.11.2010 года, с 01.03.2011 года по 31.03.2011 года.

Судебная коллегия считает обоснованным и вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований ФИО1 об истребовании у ЖСК «Осень-97» списков квартир за каждый месяц за период с 01.01.2008 года по 31.03.2011 года, с указанием количества жильцов, проживающих в доме, без их персональных данных, поскольку федеральными законами не установлено ограничений в доступе к информации, содержащейся с указанных списках.

Взыскивая с ответчика в пользу истца судебные расходы, суд исходил из требований ст.ст. 98, 100 ГПК РФ.

Не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы о том, что истец не доказала, что направляла в адрес ответчика письма и претензию в 2010 году, что действовала добросовестно и указывала в письменной корреспонденции надлежащий адрес ЖСК «Осень-97» - квартиру № 25; суд сделал необоснованный вывод о том, что ответчик уклонялся от получения заказных писем от ФИО1 и о виновности ответчика в непредставлении информации; сторона истца не представила доказательств того, что запрашиваемая информация: счета-фактур, списки квартир с указанием количества жильцов без персональных данных, имеет отношение к реализации истцом своих прав как потребителя коммунальных услуг; суд сделал неверный вывод о том, что требуемая истцом информация не была доведена до ее сведения путем размещения на информационных стендах в каждом подъезде дома и в помещении правления, поскольку они направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, и сводятся, по сути, к несогласию автора жалобы с выводом суда об их достаточности, к иной, нежели у суда оценке доказательств, фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм, для чего оснований судебная коллегия не находит. Само по себе несогласие автора жалобы с данной оценкой и сделанными на ее основании выводами судьи, не свидетельствует о неправильности решения судьи.

Доводы кассационной жалобы о том, что члены ЖСК «Осень-97» категорически против предоставления запрашиваемых истцом списков; объемы потребляемых истцом услуг известны ей самой; истцу было предоставлено достаточно информации для того, чтобы она могла установить среднюю потребляемость коммунальных услуг и проверить правильность выставляемой ей платы за коммунальные услуги, являются несостоятельными в связи с тем, что в подтверждение их достоверности доказательств суду кассационной инстанции представлено не было.

Не может быть принят во внимание довод кассационной жалобы о том, что информация о количестве проживающих лиц в каждой отдельной квартире дома относится к информации о частной жизни членов ЖСК, их семей и является тайной, защищаемой Конституцией РФ, поскольку автор жалобы неверно понимает и толкует Конституцию РФ и действующее законодательство.

Нельзя признать обоснованным довод кассационной жалобы о том, что ни в одной формуле, указанной в приложениях Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, ни фигурирует такой показатель как количество проживающих в каждой квартире дома за месяц.

Так, в формуле № 3, по которой определяется размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение, содержащейся в Приложении № 2 к названным Правилам, имеется показатель – количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме).

Не могут быть приняты во внимание и доводы кассационной жалобы о завышенной сумме судебных расходов, взысканной в пользу ФИО1, а также о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в двойном размере– 400 рублей.

Из материалов дела следует, что расходы истца по оплате юридической помощи, оказанной ему представителем ФИО3, составили 8500 рублей, что подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам (л.д. 6).

Учитывая категорию рассматриваемого дела, занятость и участие представителя истца в судебном заседании, а, также руководствуясь требованием процессуального закона о разумности размера взыскиваемой суммы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о частичном возмещении расходов по составлению иска в сумме 1500 рублей, на оплату услуг представителя в размере 3000 рублей.

Определением Ленинского районного суда г. Саратова от 6 июня 2011 года в резолютивную часть решения Ленинского районного суда г. Саратова от 11 мая 2011 года внесены исправления: вместо размера госпошлины 400 рублей указано – 200 рублей.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Нарушений норм материального или процессуального права, в том числе и тех, на которые указывает автор кассационной жалобы, которые в силу ст. ст. 362 - 364 ГПК РФ могли бы повлечь отмену в кассационном порядке обжалуемого кассаторами решения, не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саратова от 11 мая 2011 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к жилищно-строительному кооперативу «Осень-97» о понуждении к предоставлению информации оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ЖСК «Осень-97» ФИО2– без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи