Председательствующий: Кармацкий М.Ю. Дело № 33-3408 Кассационное определение Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Мотрохова А.Б. судей Майера В.Е. и Латышенко Н.Ф.
Рассмотрела в судебном заседании от 2 июня 2010 г. дело по кассационной жалобе УФССП России по Омской области на заочное решение Кировского районного суда г. Омска от 8 апреля 2010 г., которым Администрация г. Омска освобождена от взыскания исполнительского сбора 5 000 рублей по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа 2-330/09 от 28 января 2009 года, выданного Центральным районным судом г. Омска.
Заслушав доклад судьи Мотрохова А.Б., судебная коллегия установила: Администрация г. Омска обратилась с иском к МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области, УФССП России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование иска указала, что решением Центрального районного суда г. Омска от 28 января 2009 года на Администрацию г. Омска возложена обязанность предоставить Якимову жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет субвенций бюджета Омской области. На основании указанного решения суда в отношении Администрации г. Омска было возбуждено исполнительное производство. В связи с неисполнением требований судебного пристава должником в добровольном порядке судебный пристав МРО СП по ОИП УФССП по Омской области Шмидт вынес постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 5 000 рублей. Полагает, что администрация должна быть освобождена от уплаты исполнительского сбора, так как администрация не имела объективной возможности исполнить решение суда своевременно. Решение суда не исполнено, в связи с отсутствием достаточных средств для приобретения квартиры. Экономия денежных средств от проведения аукционов на конец 2009 года составила 756 152 рубля 56 копеек. Администрация г. Омска не имела возможности для размещения муниципального заказа на приобретение жилого помещения для обеспечения детей-сирот до конца 2009 года. Просила освободить от взыскания исполнительского сбора по данному исполнительному производству.
Дело рассмотрено в отсутствии ответчиков.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель УФССП России по Омской области просит решение отменить, ссылаясь на то, что истец имел возможность заблаговременно принять меры к выделению денежных средств на приобретения жилья.
Изучив материалы дела, жалобу, судебная коллегия полагает, что решение суда следует оставить без изменения.
Из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда г. Омска от 28 января 2009 года на Администрацию г. Омска возложена обязанность предоставить Якимову С.Г. жилое помещение на условиях договора социального найма вне очереди за счет субвенций бюджета Омской области. На основании данного решения в отношении Администрации г. Омска было возбуждено исполнительное производство. Должнику предложено исполнить в добровольном порядке в течение 5 дней требования исполнительного листа о предоставлении Якимову С.Г. жилого помещения. В связи с неисполнением требований исполнительного документа, судебным приставом вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 5 000 рублей.
В обоснование заявленных требований, Администрация г. Омска сослалась на невозможность исполнить решение суда в связи с несвоевременным поступлением денежных средств в качестве субвенций для реализации государственных полномочий по обеспечению во внеочередном порядке детей-сирот жилыми помещениями.
Статьей 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета РФ.
Согласно п. 15, п. 15.1 ст. 44 Закона Омской области от 04.07.2008 г. № 1061-ОЗ, которым утвержден Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, предусмотрено, что Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Объем субвенций на очередной финансовый год определяется законом Омской области об областном бюджете.
То есть, Администрация г. Омска приобретает в собственность муниципального образования жилые помещения для обеспечения по договорам социального найма детей-сирот лишь в пределах ежегодно выделяемых субвенций.
Из представленных сведений о размере выделенных бюджету г. Омска субвенций для размещения муниципального заказа на приобретение квартир детям-сиротам видно, что в 2008-2009гг. субвенции на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями выделялись в недостаточном размере. Данное обстоятельство явилось основанием, по которым муниципальные заказы на приобретения жилья для указанной категории граждан не были размещены. Более того, в 2009 году предоставление субвенций Администрации г. Омска состоялось только во втором квартале 2009 года, тогда как с учетом длительности процедуры размещения муниципального заказа, поступление квартир в собственность муниципального образования возможно не ранее, чем в 4 квартале года. Экономия денежных средств Администрацией г. Омска не могла быть использована по причине окончания финансового года.
Таким образом, невозможность Администрации г. Омска своевременно обеспечить детей-сирот жилыми помещениями, в том числе Якимову, обусловлена недостаточностью выделенных денежных средств.
Из представленных обращений усматривается, что Администрация г. Омска обращалась к Губернатору Омской области, Председателю Правительства Омской области и Законодательного Собрания Омской области, Министерству финансов РФ, Министерству образования Омской области. Перед данными государственными органами Администрацией ставился вопрос о возможности выделения средств субвенций в размере, достаточном для реализации в полном объеме органами местного самоуправления государственный полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам.
Однако, несмотря на данные обращения субвенции в необходимом размере Администрации г. Омска выделены не были.
Информация о невозможности исполнения решения суда о предоставлении Якимову жилого помещения на условиях договора социального найма была сообщена УФССП России по Омской области.
В силу ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
По смыслу закона исполнительский сбор является мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.
При этом, применительно к положениям ч.ч. 1 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.
Решением суда Администрация г. Омска обязана предоставить жилое помещение за счет средств бюджета Омской области. Поскольку Администрацией г. Омска были предприняты все возможные меры, в том числе по уведомлению распорядителя бюджетных средств о необходимости выделения субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, а неисполнение решения суда вызвано недостаточностью таких субвенций, у суда имелись основания для освобождения администрации от взыскания исполнительского сбора.
Оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Заочное решение Кировского районного суда г. Омска от 8 апреля 2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Судьи