ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-3470 от 16.12.2010 Тульского областного суда (Тульская область)

Стр. 27

Дело № 33-3470                                судья Румянцева В.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                                            16 декабря 2010 года                                город Тула

                                                Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

                                                председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

                                                судей Алдошиной В.В., Черенкова А.В.,

                                                при секретаре Гребенкиной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Узловского городского суда Тульской области от 05 октября 2010 года по делу по иску ФИО1 к администрации МО Узловский район об обязании произвести перерасчет и взыскании недополученной пенсии.

Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

истец ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации МО Узловский район об обязании произвести перерасчет пенсии и взыскании недополученной пенсии.

В обоснование требований сослалась на то, что является пенсионером и получает пенсию за выслугу лет, устанавливаемую муниципальным служащим в соответствии с законами Тульской области № 610-ЗТО от 25 июля 2005 года «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим Тульской области» и ранее действовавшим № 58-ЗТО от 03 июля 1997 года «О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещающих государственные должности и должности государственных служащих области».

Распоряжением Главы МО «г. Узловая и Узловский район» № 687-р от 23 декабря 1999 года ей была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии с 01 января 2000 года за 41 год 06 месяцев муниципальной службы из ежемесячного содержания данные изъяты, где данные изъяты(40%) надбавка за выслугу лет и данные изъяты(25%) ежемесячная премия.

Согласно п. 14 Приложения к Закону № 58-ЗТО при увеличении в централизованном порядке должностных окладов новый размер денежного содержания для исчисления суммы доплаты к пенсии определяется путем умножения величины денежного содержания, исходя из которого производилась указанная доплата до очередного увеличения должностных окладов, на упомянутый коэффициент.

Постановлением Главы МО «г. Узловая и Узловский район» № 437-2 от 19 июня 2001 г «О перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы» в связи с принятием нового закона Тульской области № 173-ЗТО от 13 января 2000 года был произведён перерасчет денежного содержания, из которого ей установлена доплата к пенсии на коэффициент 1,12 и с февраля 2000 года утверждено новое денежное содержание в сумме данные изъяты, в том числе должностной оклад данные изъяты. При этом надбавка к окладу за выслугу лет была снижена с 40%, принятых при установлении доплаты к пенсии до 30%. Фактически коэффициент повышения окладов составил 1,17. Закон № 173-ФЗ не предусматривал пересмотр надбавок за выслугу лет бывшим муниципальным служащим, получающим надбавку к государственной пенсии. Считает указанные действия администрации незаконными. Кроме того, распоряжением Главы города и района № 613-р от 27 декабря 2002 года, действие которого распространялось и на правоотношения, возникшие с 30 июня 2002 года, было утверждено новое денежное содержание с полной расшифровкой, где размер надбавки премии к должностному окладу снижен с 25 до 20,89%. Решением Узловского горсуда от 04 февраля 2010 года установлено, что при определении денежного содержания для назначения доплаты к государственной пенсии все виды выплат, учитываемые для этого в соответствии с Законом № 58-ЗТО, подлежали определению в суммовом выражении, а не в процентном от должностного оклада, как это определяется для работающих муниципальных служащих. Последующее увеличение денежного содержания по должности либо должностных окладов не предусматривает повторный перерасчет денежного содержания, из которого будет исчисляться доплата путем снижения вновь исчисленных составляющих этого содержания. Такое увеличение должно осуществляться либо из нового, в централизованном порядке установленного размера денежного содержания по должности, либо путем умножения установленного коэффициента при первоначальном назначении доплаты к государственной пенсии денежного содержания на коэффициент повышения должностного оклада. Перерасчет в последующем денежного содержания после его первоначального определения для исчисления доплаты к государственной пенсии по частям либо отдельно каждой из его составляющих действовавшим на тот период законодательством не предусматривался. Не предусмотрен такой перерасчет и законом № 610-ЗТО. В перерасчете доплаты к пенсии в добровольном порядке ответчиком отказано. До вступления в действие закона № 610-ЗТО премии учитывались в денежном содержании в размере 1/12 их общей суммы за 12 месяцев, предшествующих оставлению муниципальной службы. Со вступлением 14 августа 2005 года в силу закона Тульской области № 610-ЗТО пенсия должна назначаться по нормам этого закона, в связи с чем ответчик должен был произвести перерасчет её денежного содержания и пенсии за выслугу лет, восстановив размер надбавки премии в размере 25% от должностного оклада. Определением Узловского городского суда от 05 декабря 2008 года размер надбавки премии ей был восстановлен до 25% с 01 января 2007 года и в последующий период. Суммы недополученной пенсии ей выплачены полностью. В таком перерасчете с 14 августа 2005 года до 01 января 2007 года ей администрацией отказано.

Просила обязать администрацию МО Узловский район произвести ей с 01 января 2000 года перерасчет размера денежного содержания, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, по нормам Закона Тульской области № 58-ЗТО от 18 июля 1997 года «О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих области» с его последующим увеличением на коэффициент повышения должностных окладов, а с 14 августа 2005 года произвести такой перерасчет по нормам Закона Тульской области № 610-ЗТО от 25 июля 2005 года «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим Тульской области». Обязать администрацию на основании перерасчета денежного содержания произвести перерасчет пенсии за выслугу лет за указанный период и причитающихся доплат к государственной пенсии. Взыскать с ответчика недополученную пенсию в сумме данные изъяты за период с 01 января 2000 года по 01 августа 2010 года.

В ходе рассмотрения дела истица увеличила размер заявленных требований и просила взыскать с ответчика данные изъяты, ссылаясь на то, что ею не была учтена индексация денежного содержания с 01 января 2007 года.

ФИО1, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представители администрации Мо Узловский район по доверенностям ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебном заседании иск не признали, указав, что перерасчет администрацией МО Узловский район был произведен правильно.

Представитель 3-го лица ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности ФИО5 в судебном заседании полагалась на усмотрение суда.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившейся истицы ФИО1

Узловским городским судом Тульской области 05 октября 2010 года постановлено решение, которым иск ФИО1 к администрации МО Узловский район об обязании произвести перерасчет и взыскании недополученной пенсии удовлетворен частично.

Суд обязал администрацию МО Узловский район произвести ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ перерасчет размера денежного содержания, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, по нормам Закона Тульской области № 58-ЗТО от 18 июля 1997 года «О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих области» с его последующим увеличением на коэффициент повышения должностных окладов, а с 14 августа 2005 года произвести такой перерасчет по нормам Закона Тульской области № 610-ЗТО от 25 июля 2005 года «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим Тульской области».

Обязал администрацию МО Узловский район на основании указанного перерасчета денежного содержания произвести перерасчет пенсии за выслугу лет за указанный период и причитающихся доплат к государственной пенсии.

Взыскал с администрации МО Узловский район в пользу ФИО1 недополученную пенсию за выслугу лет за период с 01 января 2000 года до 01 августа 2010 года в сумме данные изъяты.

В остальной части заявленных требований отказано.

Взыскал с администрации МО Узловский район в доход государства госпошлину в сумме данные изъяты

В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения ФИО1, представителей администрации Муниципального образования Узловский район, согласно доверенностей ФИО2, ФИО4, ФИО3, представителя государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Узловского района», согласно представленной доверенности ФИО5, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного по делу решения и удовлетворению кассационной жалобы.

Распоряжением № 867-р от 23 декабря 1999 года ФИО1 была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии за 41 год 06 месяцев муниципальной службы в соответствии с Законом Тульской области № 58-ЗТО от 23 июля 1997 года «О ежемесячных доплатах к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственных служащих области» и постановлением губернатора Тульской области № 146 от 07 апреля 1998 года «О доплате к государственной пенсии служащим и должностным лицам городских, районных, районных в городе, поселковых и сельских администраций области» из ежемесячного содержания данные изъяты

В указанное месячное содержание были включены должностной оклад в сумме данные изъяты, надбавка за выслугу лет в сумме данные изъяты (40%), надбавка за особые условия работы в сумме данные изъяты (40%) и премия в сумме данные изъяты (25%).

Согласно ст. 7 Закона Тульской области № 58-ЗТО от 18 июля 1997 года «О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещавших государственные должности и должности государственных служащих области» состав денежного содержания, учитываемого при определении размера доплаты к пенсии государственному служащему, устанавливается в соответствии со статьей 18 Закона области «О государственной службе Тульской области».

В соответствии с этой статьёй Закона Тульской области № 51-ЗТО от 29 мая 1997 года денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, премий по результатам работы. Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок к должностному окладу государственного служащего определяются на основе законов РФ и Тульской области.

В силу п. 8 Приложения к Закону № 58-ЗТО месячное денежное содержание государственного служащего для исчисления размера доплаты к пенсии определяется по государственной должности, занимаемой им на день прекращения государственной службы или на день достижения возраста, дающего право на государственную пенсию по старости, по выбору лица, обратившегося за установлением доплаты.

Как следует из п. 10 Приложения в состав денежного содержания государственного служащего, учитываемого при определении размера доплаты к государственной пенсии, включаются: должностной оклад, надбавки к должностному окладу за классификационный разряд (классный чин, специальные звания), особые условия государственной службы (за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, секретность), выслугу лет и другие, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом премии для исчисления месячного денежного содержания учитываются в размере 1/12 их общей суммы за 12 месяцев, предшествующих оставлению государственной службы, с применением индексов повышения должностных окладов за период, прошедший после выплаты премии. Премии, носящие единовременный характер, при определении размера ежемесячной доплаты к пенсии не учитываются.

Согласно п. 14 Приложения при увеличении в централизованном порядке месячного денежного содержания по соответствующей должности государственного служащего департаментом социальной защиты населения администрации области производится перерасчет размера доплаты, исходя из нового размера денежного содержания по указанной должности, о чем выносится соответствующее распоряжение. При этом в случае увеличения в централизованном порядке должностных окладов с применением единого для всех должностей коэффициента новый размер денежного содержания для исчисления суммы доплаты к пенсии определяется путем умножения величины денежного содержания, исходя из которого производилась указанная доплата до очередного увеличения должностных окладов, на упомянутый коэффициент. Перерасчет доплаты производится с даты изменения денежного содержания.

Проанализировав вышеназванные нормы права в их совокупности, суд обоснованно указал, что при определении денежного содержания истице для назначения доплаты к государственной пенсии все виды выплат, учитываемые для этого в соответствии с законом № 58-ЗТО, подлежали определению в суммовом выражении, а не в процентном от должностного оклада, как это определяется для работающих государственных и муниципальных служащих. Последующее увеличение денежного содержания по этой же должности либо должностных окладов не предусматривает повторный пересчет денежного содержания, из которого будет исчисляться доплата к государственной пенсии, путём сложения вновь исчисленных составляющих этого содержания (оклада, надбавок за выслугу лет, особые условия работы, премии). Такое увеличение должно было осуществляться либо, исходя из нового, в централизованном порядке установленного размера денежного содержания по должности, либо путём умножения установленного при первоначальном назначении доплаты к государственной пенсии денежного содержания на коэффициент повышения должностного оклада. Пересчет в последующем денежного содержания после его первоначального определения для исчисления доплаты к государственной пенсии по частям либо отдельно каждой из его составляющих действовавшим на тот период законодательством не предусматривался. Не предусмотрен такой перерасчет и Законом № 610-ЗТО.

При таких обстоятельствах, учёт премий при определении денежного содержания истице в 1999 году в сумме данные изъяты, то есть в размере 25% должностного оклада, не соответствовал действовавшему на тот момент законодательству, и не мог быть сохранён в последующем, а денежное содержание для исчисления доплаты к государственной пенсии истице должно было определяться, исходя из сумм выплат, которые она получала именно на день выхода на пенсию: оклад в сумме данные изъяты, надбавки за выслугу лет и за особые условия работы по данные изъяты и премии в размере 1/12 их общей суммы за последние 12 месяцев, что составляет данные изъяты, а сам размер денежного содержания должен был составлять данные изъяты.

Согласно постановлению главы МО «г. Узловая и Узловский район» № 410 от 06 июня 2000 года с 01 января 2000 года подлежала перерасчету ранее установленная ежемесячная доплата к государственной пенсии, исходя из размера месячного денежного содержания по занимаемой ранее должности, определяемого с учетом распоряжения главы города и района № 33/1-р от 10 февраля 2000 года, которым с 01 января 2000 года утверждено новое штатное расписание, согласно которому по должности истицы должностной оклад стал составлять данные изъяты. Вместе с тем, как видно из материалов пенсионного дела и самого постановления № 410, указанный там коэффициент повышения денежного содержания не может быть использован, поскольку является коэффициентом повышения денежного содержания, что не предусмотрено законом Тульской области № 58-ЗТО. Само денежное содержание исчислено с изменением размера входящих в него надбавок в сторону уменьшения, что нарушает права истицы (так, надбавка за выслугу лет исчислена в размере 30%, а не в размере 40% от оклада, как получала истица при назначении пенсии).

Дав правовую оценку установленным по делу обстоятельствам, суд правильно указал, что в период с 01 января 2000 года по 30 апреля 2001 года недополученная пенсия истицы составляет данные изъяты., с 01 мая до 31 декабря 2001 года недоплата составляет данные изъяты, с 01 января 2002 года недоплата составляет данные изъяты, с 01 июля 2002 недоплата составляет данные изъяты, с 01 января 2005 года до 13 августа 2005 года недоплата составляет данные изъяты.

Согласно ст. 7 Закона Тульской области № 610-ЗТО от 25 июля 2005 года «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области» размер пенсии за выслугу лет государственным гражданским (муниципальным) служащим исчисляется из их среднемесячного заработка за расчетный период - последние 12 полных месяцев государственной гражданской (муниципальной) службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по выбору лица, обратившегося за назначением -пенсии за выслугу лет. Среднемесячный заработок определяется путем деления суммы начисленного за 12 месяцев денежного содержания на 12. Если в расчетном периоде произошло повышение (увеличение) в централизованном порядке денежного содержания, среднемесячный заработок за весь расчетный период рассчитывается с учетом повышения (увеличения) денежного содержания. Размер среднемесячного заработка, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности государственной гражданской (муниципальной) службы.

В соответствии с этим же законом лицам, которым ежемесячная доплата кпенсии была назначена до вступления его в силу, пенсия за выслугу лет назначается всоответствии с этим Законом. Для исчисления размера пенсии за выслугу лет такимлицам органом социальной защиты населения либо иным уполномоченным органом в трехмесячный срок производится перерасчет размера ранее установленной ежемесячной доплаты к пенсии по нормам, предусмотренным этим Законом. Перерасчет производится по имеющимся документам. В случае, если сумма пенсии и ранее назначенной доплаты к ней превышает размер пенсии за выслугу лет, полагающийся по нормам нового Закона, пенсия за выслугу лет, назначенная в соответствии с новым Законом, выплачивается в прежнем более высоком размере.

Судом установлено и не отрицалось сторонами, что такой перерасчет был произведён, размер пенсии ФИО1 исчислен, исходя из размера 75% от денежного содержания, что ниже ранее назначенной доплаты, в связи с чем она получает пенсию в прежнем более высоком размере. Согласно представленному в судебное заседание расчету ответчика денежного содержания истицы по нормам закона № 610-ЗТО государственная пенсия за выслугу лет ФИО1 с 14 августа 2005 года должна была составлять данные изъяты, с чем согласилась истица, что следует из её расчета. Поскольку это ниже исчисленной доплаты по предыдущему закону, пенсия подлежала выплате истице в размере, установленном ранее действовавшим законодательством, то есть в сумме данные изъяты.

Последующее повышение денежного содержания лицам, замещавшим ранее муниципальные должности муниципальной службы, производилось с 01 января 2007 года по постановлению главы администрации МО Узловский район № 260-р от 13 июня 2007 года.

Поскольку постановлением было произведено увеличение в централизованном порядке денежного содержания, доводы истицы о необходимости увеличить размер её пенсии за выслугу лет на коэффициент повышения должностных окладов несостоятельны.

Поскольку размер премии в составе денежного содержания учтен в размере, меньшем, чем предусмотрено законом № 610-ЗТО, размер денежного содержания ФИО1 должен был составлять данные изъяты, а размер пенсии-данные изъяты, что также ниже ранее назначенной.

Таким образом, за период с 14 августа 2005 года до 31 марта 2008 года размер подлежащей выплате пенсии составляет данные изъяты, при этом недоплата составит данные изъяты.

В процессе рассмотрения дела судом также установлено, что постановлениями №458-р от 29 сентября 2008 года с 01 апреля 2008 года, с 01 сентября 2008 года постановлением № 591-р от 17 декабря 2008 года, с 01 октября 2008 года по распоряжению № 31-р от 30 января 2009 года были также произведены повышения пенсии в виде увеличения в централизованном порядке денежного содержания.

Суд обоснованно согласился с размером государственной пенсии, рассчитанной ответчиком с 01 апреля 2008 года, выплаченной в полном объеме.

С учетом изложенного, общий размер недополученной пенсии за период с 01 января 2000 года по 01 августа 2010 года составляет данные изъяты, с чем не может не согласиться и судебная коллегия.

Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, всесторонне проверив доводы и возражения сторон, дав правовую оценку собранным по делу доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд постановил законное и обоснованное решение.

Довод кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции не учел то обстоятельство, что не исполнен Закон Тульской области № 875-ЗТО от 21 июля 2007 года «О повышении предельных значений оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы в Тульской области», по мнению судебной коллегии являются несостоятельными, поскольку муниципальное образование самостоятельная в финансовом плане единица, самостоятельно формирующая свой бюджет и как установил суд при рассмотрении настоящего дела накануне данного Закона Тульской области пенсия за выслугу лет истицы была проиндексирована в 1,2 раза за счет средств муниципального образования.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда и не могут быть основанием к отмене решения суда.

Нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Узловского городского суда Тульской области от 05 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи