ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-350213 от 13.04.2011 Пермского краевого суда (Пермский край)

                                                                                    Пермский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                           

                                    Пермский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Малышева Н.В.

Дело за № 33- 3502 13 апреля 2011 года

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Косенковой Г.В., судей Валуевой Л.Б., Ворониной Е.И., при секретаре Торсуковой Т.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 13 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Перми от 25 февраля 2011 года, которым постановлено:

Признать ФИО1 участником городской целевой программы «Строительство газопроводов и газификации жилых домов в микрорайонах индивидуальной застройки г. Перми на 2005-2008 годы». В остальной части иска отказать.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Косенковой Г.В., пояснения представителя ФИО1, представителя ответчика -К.,судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Комитету социальной защиты населения администрации г. Перми, третьему лицу - Пермскому филиалу ЗАО «***», просит: признать ее участником Программы по предоставлению субсидии и обязать Комитет социальной защиты населения администрации г. Перми включить ее в реестр участников Программы по предоставлению субсидии; обязать Комитет социальной защиты населения администрации г. Перми перечислить средства на банковский счет по обслуживанию Программы участника, открытый у оператора Программы, и выдать разрешение на списание средств с банковского счета по обслуживанию Программы на счет Подрядчика - ЗАО «***». В обоснование иска указала, что в соответствии с решением Пермской городской Думы от 19.04.2005 №58 «Об утверждении городской целевой программы «строительство газопроводов и газификация жилых домов в микрорайонах индивидуальной застройки города Перми на 2005-2008 годы» (далее решение № 58) она получила справку № 54 от 28.08.2006 г. о праве на получение субсидии от Комитета социальной защиты населения администрации Орджоникидзевского района г. Перми (далее КСЗН). Согласно п. 3.3.2 и п. 3.3.3 Приложения N 2 к решению Пермской городской Думы от 19.04.2005 № 58  граждане, получившие в период с 01.01.2006 по 31.12.2006 справки о праве на субсидию по оплате работ по газификации, подтверждают право на получение субсидий путем представления в 2007 году пакета указанных документов. После подтверждения участником Программы права на получение субсидии и принятия соответствующего решения КЗСН ставит указанных граждан в реестр участников Программы и выдает свидетельство. Исходя из этого, она 06.11.2007 г. подала заявление с просьбой предоставить субсидию. 09.11.2007 г. КСЗН было принято решение № 21 о предоставлении субсидии. 21.03.2008 г. КСЗН выдал свидетельство № 19 о праве на получение субсидии, включил в реестр участников программы. 14.07.2009 г. КЗСН издал приказ № 48, в соответствии с которым ее исключили из реестра и признали ранее выданное свидетельство недействительным, так как она не предоставила в КСЗН информацию о наличии централизованного отопления в своем доме, что является условием для отказа в предоставлении субсидии. Однако  условие о том, что газификации подлежат неблагоустроенные жилые дома, не имеющие централизованного теплоснабжения, было принято решением Пермской городской Думы № 191 от 28.08.2007 г. Моментом же начала правоотношений стоит считать дату выдачи справки № 54 от 28.08.2006 г. о праве на получение субсидии, а не момент выдачи свидетельства от 21.03.2008 г. Согласно п. 2.1. Приложения N 2 к решению №58 от 19.04.2005 г. субсидии предоставляются участникам Программы на основании их заявлений, которое она подала еще в 2006 г. Условие об отсутствии централизованного теплоснабжения в неблагоприятных домах для участия в целевой программе на момент возникновения правоотношений отсутствовало. И работы по газификации жилого дома должны быть произведены без учета наличия или отсутствия централизованного теплоснабжения в ее доме. 25.03.2008 г. она заключила договор ** с Акционерным коммерческим Сберегательным банком России, который выступал оператором Программы о банковском счете, открытом на ее имя в целях реализации Программы по предоставлению субсидии. На указанный счет была перечислена предоставленная сумма субсидии в размере 200 000 рублей. 26.08.2008 г. между ней и ЗАО «***» был заключен договор на выполнение работ по газификации жилого дома индивидуальной застройки. 04.09.2008 г. со счета **, открытого на ее имя, было произведено спасание части вклада на сумму 56 497,04 рублей в пользу ЗАО «***» в качестве авансового платежа по заключенному договору. Работы были выполнены, но не в полном объеме. Согласно договору на выполнение работ по газификации жилого дома, ЗАО «***» выполняли работы поэтапно. За каждый этап работы им должны были перечисляться деньги с согласия КСЗН. Осенью 2008 г. ЗАО «***» обратились к ней и пояснили, что при обращении в КСЗН для перечисления суммы  за выполненные работы  им отказали, мотивируя тем, что на счет, открытый в Сбербанке России, наложен запрет. В связи с этим ЗАО «***» перестало выполнять работы по газификации дома. Позже, 31.03.2008 г., ЗАО «***» представило счет о проделанной работе на сумму 75 729,88 рублей. 08.12.2009 г. Ленинским районным судом было вынесено решение о том, что КЗСН незаконно отказал ей в выдаче разрешения на списание со счета №** по обслуживанию программы средств в сумме 75 729,88 рублей и обязал КСЗН выдать данное разрешение. 09.03.2010 г. она получила от КСЗН разрешение на списание средств по договору на выполнение работ по газификации жилого дома индивидуальной застройки, заключенному с ЗАО «***». Однако когда она пришла в Сбербанк России, оказалось, что остаток на лицевом счете ** составляет 0,00 руб., а находившаяся на счете сумма в размере 143 502,96 рублей, оставшаяся после авансового платежа, была снята.

Согласно выписке из лицевого счета по вкладу указанная сумма была списана 19.10.2009 г. по решению суда 05-09/1455 от 18.09.2009 года.  Когда суд проходил, по какому поводу, когда было принято решение и почему ее не вызывали в процесс, она не знает. Данного решения она не видела, по почте оно не приходило, никаких уведомлений она не получала. 26.05.2010 г. она обратилась в КСЗН с просьбой пояснить, кем и когда это решение было принято, каков был предмет спора.
01.06.2010г. КСЗН сообщили, что данное решение у них отсутствует.

В Сбербанк России они его не предоставляли и ничего о данном решении не знают. Она, как инвалид 2 группы, имеет право на получение субсидии по оплате работ по газификации согласно решению Пермской городской Думы от 19.04.2005 №58 «Об утверждении городской целевой программы «Строительство газопроводов и газификация жилых домов в микрорайонах индивидуальной застройки города Перми на 2005-2008 годы». Данным правом она воспользовалась, подав документы в КСЗН и получив в дальнейшем справку № 54 от 28.08.2006 г. о праве на получение субсидии. Однако в данный момент КСЗН незаконно лишил ее данного права и препятствует его реализации с осени 2008 года.

В судебном заседании представитель истца поддерживает иск. Представитель ответчика иск не признала, поддержав доводы, изложенные в отзыве.

Третье лицо иск поддержала, пояснив, что между истцом и ЗАО «**» был заключен договор на выполнение работ по газификации жилого дома. Работы выполнялись в несколько этапов по Программе и также оплачивались. С разрешения КСЗН 04.09.2008 г. были списаны 56 497,04 руб. Далее УГС не смог получить разрешение на списание оставшихся денежных средств в сумме 75 729,88 руб.

Судом постановлено приведенное выше решение об изменении, которого в части отказа в удовлетворении иска поставлен вопрос в кассационной жалобе ФИО1  По мнению автора жалобы, решение в указанной части является незаконным и необоснованным. Она не может реализовать свое право, как участник программы 2005-2008г.г. в рамках реализации программы 2009-2011 г.г., так как работы по газификации ее дома выполнены полностью. Работы выполнены, но до сих пор не оплачены. Оплата работ производится КСЗН при взаимодействии с участником программы, который должен предоставить пакет документов, подтверждающий выполнение работ. Вся документация была предоставлена. Однако оплата выполненных работ произведена не была, т. к КСЗН неправомерно исключил ее из участников программы. КСЗН неправомерно блокировал ее счет, не произвел вовремя оплату выполненных ЗАО « ***» работ. Таким образом, ее права восстановлены частично. Воспользоваться субсидией на оплату работ по газификации дома она не может до сих пор.

Судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения. В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов жалобы.

Судом первой инстанции установлено: 06.07.2007 г. ФИО1 обратилась в комитет социальной защиты населения администрации г. Перми с заявлением о предоставлении субсидии для оплаты работ по газификации ее жилого дома по адресу: ****, предоставив полный пакет документов.

Решением начальника ТО КСЗН администрации г. Перми по Орджоникидзевскому району № 21 от 09,11.2007 г. ФИО1 признана участником городской целевой программы «Строительство газопроводов и газификация жилых домов в микрорайонах индивидуальной застройки г. Перми на 2005-2008 гг.», утвержденной решением Пермской городской Думы от 19.04.2005 г. № 58 и включена в реестр Участников программы по дате и времени подачи полного пакета документов 06.11.2007 г. Срок действия принятого решения -один календарный год с момента его принятия.

21.03.2008 г. ФИО1 было выдано свидетельство № 19 о праве на получение субсидии по газификации жилого дома за счет средств бюджета города Перми.

26.08.2008 г. между ФИО1 и ЗАО «***» заключен договор № ** на выполнение работ по газификации жилого дома индивидуальной застройки.

Приказом № 48 от 14.07.2009 г. ФИО1 исключена из реестра участников Программы в связи с наличием централизованного теплоснабжения.

В соответствии с п. 1.3 Положения об условиях и порядке предоставления гражданам субсидий на газификацию жилых домов в микрорайонах индивидуальной застройки за счет средств бюджета города, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 19.04.2005 N 58 (ред. от 12.09.2006) "Об утверждении городской целевой программы "Строительство газопроводов и газификация жилых домов в микрорайонах индивидуальной застройки г. Перми на 2005-2008 гг." субсидия на оплату работ по газификации (далее -субсидия) - это средства бюджета города, предоставляемые на оплату работ по газификации жилого дома на льготных условиях в безналичной форме, на условиях долевого финансирования целевых расходов. Порядок получения предназначенных гражданам субсидий определяется пунктом 1.11 настоящего Положения. Право на субсидию - это право гражданина на проведение работ по газификации жилого дома на льготных условиях. Право на субсидию предоставляется гражданам (семьям заявителей), чей среднедушевой доход на одного члена семьи в месяц не превышает 2,5 размера ПМ, установленного в среднем на одного жителя Пермской области на дату регистрации заявления на субсидию в районном комитете (отделе) социальной защиты населения. Первоочередное право на субсидию имеют: участники и инвалиды ВОВ, труженики тыла, инвалиды 1 -й и 2-й групп, граждане (семьи) со среднедушевыми доходами ниже или равными 1 размеру ПМ на одного члена семьи в месяц (п. 1.4).

Решением Пермской городской Думы от 28.08.2007 г. N 191 "О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 19.04.2005 N 58 "Об утверждении городской целевой программы "Строительство газопроводов и газификация жилых домов в микрорайонах индивидуальной застройки г. Перми на 2005-2008г.г. внесены изменения: пункт 2 Программы утвержден в новой редакции (Приложение № 2),согласно которой жилой дом неблагоустроенное жилое помещение (дом, квартира, комната), не имеющее централизованного теплоснабжения и принадлежащее гражданину на праве собственности.

Пунктом 3.1 Положения предусмотрено, что субсидия предоставляется в заявительном порядке. Заявителями могут быть граждане - собственники жилого дома или их доверенные лица, наделенные полномочиями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также любой совершеннолетний член семьи, зарегистрированный и постоянно проживающий в жилом доме. Заявитель, претендующий на получение субсидии, представляет в комитет следующие документы: заявление, документ, удостоверяющий личность гражданина, справку о составе семьи, документы, подтверждающие размер доходов гражданина и членов его семьи за последние три месяца на дату обращения, документ, подтверждающий регистрацию гражданина по месту постоянного жительства в жилом доме, документ, подтверждающий право собственности гражданина на занимаемый жилой дом, справку о наличии технической возможности газификации жилого дома (с 01.01.2007), иные документы, предоставляющие право на первоочередное предоставление Субсидии в соответствии с п. 2.1.1 настоящего Положения. Представление неполного пакета документов является основанием для отказа в приеме заявления.

Граждане, получившие в 2005 году справки о праве на Субсидию по оплате работ по газификации, подтверждают право на получение Субсидий путем представления в 2007 году пакета документов, указанного в пункте 3.1. После подтверждения участником Программы права на получение субсидии и принятия соответствующего решения комитетом комитет включает указанных граждан в реестр участников Программы и выдает свидетельство. Участники Программы получают субсидию в соответствии с реестром участников Программы согласно очередности, указанной в п. 2.1 настоящего Положения. В случае непредставления участником Программы права на получение субсидии или отказа от получения субсидии в текущем году данный участник Программы вносится комитетом в реестр участников Программы на определение права на получение субсидии в приоритетном порядке в соответствующую очередь следующего года (п.3.3.2).

Предоставление субсидий участникам Программы, подавшим заявления в период с 01.01.2006 по 31.12.2006, осуществляется после полной реализации субсидии участниками Программы, указанными в п.п. 3.3.2 настоящего Положения, в той же последовательности и далее ежегодно по аналогии (п.3.3.3).

Решением Ленинского районного суда от 8.12.2009г., вступившим в законную силу 16.02.20Юг, признан незаконным отказ КСЗН в выдаче разрешения на списание со счета по обслуживанию программы, открытому на имя ФИО1, средств в сумме 75 729,88 руб., поскольку в связи с расторжением договора теплоснабжения жилой дом истца утратил централизованное теплоснабжение. На Комитет социальной защиты населения администрации г. Перми возложена обязанность выдать разрешение на списание со счета денежных средств в сумме 75 729,88 руб.( ст. 61 ГПК РФ)

Удовлетворяя заявленные ФИО1 требования в части признания истца участником городской целевой программы ««Строительство газопроводов и газификации жилых домов в микрорайонах индивидуальной застройки г. Перми на 2005-2008 годы» суд исходил из того, что ФИО1 неправомерно исключена из реестра участников Программы, поскольку комитет вправе принять решение об аннулировании права участника Программы на субсидию, с последующим добровольным возмещением участником Программы в бюджет города всех средств, предоставленных гражданину в виде субсидии, в случае обнаружения факта недостоверности представленных участником Программы документов, на основании которых определялось право на субсидию либо производилась оплата выполняемых работ (п. 5.4 Положения). Ответчиком не доказана недостоверность сведений, представленных заявителем (истцом) для участия в Программе.

Решение в указанной части сторонами не оспаривается, законность и обоснованность постановленного судебного акта в указанной части судебной коллегией не проверяется.

Анализ совокупности собранных по делу доказательств  позволил суду первой инстанции сделать правильный вывод о необоснованности заявленных ФИО1 требований в части возложения на комитет социальной защиты населения администрации г. Перми обязанности включить ФИО1 в реестр участников Программы и выдаче разрешения на списание средств с банковского счета, в должной степени мотивировав свой вывод (ст. 198 ГПК РФ).

Действующая на период 2005-2008 г.г. Программа частично выполнена (отчет о выполнении городской целевой программы, утвержденный Решением Пермской городской Думы от 22.09.2009 N 222), а выполнение мероприятий, не исполненных в рамках данной Программы, учтено в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Строительство газопроводов и газификация жилых домов в микрорайонах индивидуальной застройки города Перми на 2009-2011 годы". Судом первой инстанции установлено, что истец была участником действующей в 2005-2008 г.г. городской целевой программы, была включена в реестр участников, работы по газификации жилого дома ФИО1 в рамках данной Программы были профинансированы и произведены, разрешение на списание оставшейся суммы в размере 75 729,88 руб. со счета ФИО1 комитетом социальной защиты было выдано 09.03.2010г.

Суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что отсутствие на счете по вкладу указанной суммы  не влечет оснований для повторного включения истца в реестр участников Программы 2005-2008 г.г. и выдачу Комитетом повторного разрешения на списание оставшейся данной денежной суммы.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принял решение по заявленным истцом требованиям.

Проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований не согласиться с позицией суда первой инстанции. Фактически доводы кассационной жалобы аналогичны основаниям заявленного иска, в удовлетворении которого в указанной части судом правомерно отказано, их необоснованность уже отражена в самом судебном решении с изложением соответствующих мотивов, что лишает судебную коллегию необходимости их повторного подробного изложения.

Обстоятельств и фактов, нуждающихся в дополнительной проверке, которые не исследовались и не учитывались бы судом первой инстанции, а также правовых доводов, влекущих отмену решения суда по основаниям ст.ст. 362-364 ГПК РФ, кассационная жалоба не содержат.

Исходя из изложенного выше, постановленное судом решение является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Кассационную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Перми от 25 февраля 2011года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: