Стр.54
Дело № 33-3579 судья Илларионова А.А.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 декабря 2010 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бугакова О.А.,
судей: Гавриловой Е.В., Черенкова А.В.,
при секретаре Корпачевой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Мурзиной Е.М. на решение Центрального районного суда г. Тулы от 20 октября 2010 года по гражданскому делу по иску Мурзиной Е.М. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», Департаменту социального развития Тульской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда», признании права на его присвоение и права на выдачу удостоверения «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».
Заслушав доклад судьи Бугакова О.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Мурзина Е.М. обратилась в суд с указанным иском, мотивировав тем, что она обратилась в Отдел социальной защиты населения по Пролетарскому району Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда», однако получила отказ, со ссылкой на то, что ее трудовой стаж составляет 17 лет 10 месяцев 21 день и правовых оснований для присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время не усматривается.
Указанный отказ считает незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» одним из обязательных условий для присвоения звания «Ветеран труда» является наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет.
Поскольку она является муниципальным служащим, то правоотношения, связанные с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в Тульской области регулируются Законом Тульской области от 25.07.2005 года № 610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области» (с изменениями от 25.11.2008 года и 18.12.2008 года).
По Закону № 610-ЗТО право на пенсию за выслугу лет имеют лица, чей стаж муниципальной службы не менее 15 лет и в то же время, которые состояли на муниципальной службе на 23.11.1997 года и позже.
На основании справки от 13.08.2010 года №, выданной территориальным управлением администрации города Тулы по Пролетарскому району, по состоянию на 13.08.2010 года ее трудовой стаж составляет 17 лет 10 месяцев 21 день, стаж муниципальной службы 17 лет 0 месяцев 12 дней.
Поскольку на момент обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» её трудовой стаж муниципальной службы составляет более 15 лет и она состоит на муниципальной службе до сих пор, то решение об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда» противоречит действующему региональному законодательству.
Считает, что она имеет право на присвоение звания «Ветеран труда» с момента первоначального обращения - с 13 августа 2010 года.
Просила суд признать незаконным решение об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда» и в выдаче удостоверения «Ветеран труда», признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда» и право на выдачу удостоверения «Ветеран труда», обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» присвоить ей звание «Ветеран труда» с 13 августа 2010 года и выдать удостоверение «Ветеран труда», взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 2 200 рублей из которых 2000 рублей - расходы по оплате юридический услуг, 200 рублей – государственная пошлина.
Истец Мурзина Е.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в представленном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя Мурзина А.В., что, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, не является препятствием к рассмотрению дела в отсутствие неявившегося истца.
Представитель истца М., допущенный к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по тем же основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности И. заявленные исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Представители ответчика Департамента социального развития Тульской области по доверенности П. и Д. исковые требования Мурзиной Е.М. не признали, просили в иске отказать
Суд решил: в удовлетворении исковых требований Мурзиной Е.М. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», Департаменту социального развития Тульской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и в выдаче удостоверения «Ветеран труда», признании права на его присвоение и права на выдачу удостоверения «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда», взыскании судебных расходов, отказать.
На решение суда Мурзиной Е.М. подана кассационная жалоба, в которой просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения по г. Туле» по доверенности И., судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мурзина Е.М. (ранее, до вступления в брак, Макашова) с 02.08.1993 года по настоящее время работает в Территориальном управлении администрации города Тулы по Пролетарскому району.
Согласно справке Территориального управления администрации города Тулы по Пролетарскому району от 13.08.2010 года № № Мурзина Е.М. – начальник отдела комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав территориального управления администрации города Тулы по Пролетарскому району, имеет трудовой стаж по состоянию на 13.08.2010 года - 17 лет 10 месяцев, 21 день, стаж муниципальной службы - 17 лет 0 месяцев 12 дней.
В соответствии с Приказом Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 05.08.2003 года № 223, в соответствии с постановлением Госкомстата России от 25.11.2002 года № 215-н «Об утверждении нагрудного знака «За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года», Мурзина Е.М. награждена нагрудным знаком Госкомстата России «За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года», как проявившая себя в организации, подготовке и проведении Всероссийской переписи населения 2002 года.
13.08.2010 года Мурзина Е.М. обратилась в отдел социальной защиты населения по Пролетарскому району Управления социальной защиты населения г. Тулы Департамента социального развития Тульской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы.
Начальником отдела социальной защиты населения по Пролетарскому району управления социальной защиты населения г. Тулы Департамента социального развития Тульской области принято решение об отказе Мурзиной Е.М. в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Мурзина Е.М. не выработала трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии (20 лет для женщин) и необходимый для назначения звания «Ветеран труда».
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7 Закона).
В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 07.10.2008 № 1093-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Право на пенсию в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Федерального закона назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Закон Тульской области от 25.07.2005 № 610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области» регулирует правоотношения, связанные с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области за счет средств бюджета области и местных бюджетов соответственно.
Проанализировав нормы указанного Закона Тульской области от 25.07.2005 года № 610-ЗТО, а также Закона Тульской области от 17.12.2007 года № 931-ЗТО «О Реестре должностей муниципальной службы в Тульской области», Закона Тульской области от 07.10.2008 № 1091-ЗТО «Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, и стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области» суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пенсия за выслугу лет муниципальным служащим в Тульской области устанавливается при одновременном соблюдении нескольких условий, а именно:
- право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Тульской области;
- пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости или по инвалидности, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», за исключением пенсий по старости, назначенных гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
- пенсия за выслугу лет назначается лицам, имеющим стаж муниципальной службы не менее 15 лет и состоявшим на муниципальной службе на 23 ноября 1997 года и позднее.
- пенсия за выслугу лет назначается при увольнении с муниципальной службы по основаниям, указанным в пункте 3 статьи 4 Закона от 25.07.2010 года № 610-ЗТО.
Как установлено судом первой инстанции, Мурзина Е.М. не имеет право на пенсию по выслуге лет, указанный вывод судебная коллегия находит обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствами дела и требованиям Закона.
В соответствии со ст.ст. 3, 10, 77, 88, 90 Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсия по стрости на общих основаниях устанавливалась мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам при достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, а пенсия зав выслугу лет устанавливалась в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжёлыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью.
Действие данного закона не распространялось на лиц, проходивших государственную (муниципальную) службу в вопросе их пенсионного обеспечения за выслугу лет.
Закон РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» утратил свою силу в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В данном законе не существует понятия трудового стажа, он заменен на понятие - страховой стаж.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец не имеет трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости (17 лет 10 месяцев 21 день) и также не имеет трудового стажа за выслугу лет, а имеет специальный стаж – стаж муниципальной службы, дающий ей право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Тульской области от 25.07.2005 № 610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области», но который не дает ей право на присвоение звания «Ветеран труда».
Таким образом, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, проанализировав собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд первой инстанции постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законов, оснований для отмены которого судебная коллегия не усматривает.
Доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение вынесенное судом решение, так как эти доводы аналогичны мотивам, обосновывающим иск, которые были предметом исследования и оценки суда с соблюдением правил ст. ст. 12, 55, 67 ГПК РФ.
По существу все доводы кассационной жалобы основаны на неправильном применении норм материального и процессуального закона, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, но не опровергают выводы суда и не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Каких-либо существенных нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судебная коллегия не усматривает.
В связи с изложенным, правовые основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 20 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Мурзиной Е.М. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи