Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры — Судебные акты
Судья Зинова О.М. Дело № 33-3607/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 августа 2010 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего Ивановой И.Е.,
судей: Дука Е.А., Цыганкова С.Л.,
при секретаре Кеся Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 ФИО7 к ОАО ФИО8 о признании решения об отказе в предоставлении субсидии на первоначальный взнос недействительным,
по кассационной жалобе ОАО ФИО9 на решение Нефтеюганского городского суда от ФИО10 года, которым,
«Исковые требования ФИО2 ФИО11 к ОАО ФИО12 о признании решения об отказе в предоставлении субсидии на первоначальный взнос недействительным - удовлетворить.
Решение об отказе в постановке на учет для предоставления государственной поддержки в рамках реализации подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым», принятое комиссией ОАО ФИО13 признать недействительным.
Обязать ОАО ФИО14» по городу (адрес обезличен) перечислить субсидию первоначального взноса в размере 388 882 рубля в счет погашения части займа по договору жилищного займа».
Заслушав доклад судьи Цыганкова С.Л., выслушав представителя ответчика ФИО1 поддержавшей доводы кассационной жалобы и просившей об отмене решения суда, судебная коллегия
установила:
Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к ОАО ФИО15 о признании решения об отказе в предоставлении субсидии на первоначальный взнос недействительным.
Требования мотивированы тем, что на основании заявления от 21 апреля 2008 года Департаментом по социальным вопросам была поставлена на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с Подпрограммой 2 «Доступное жилье молодым» Программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМО-Югры на 2005-2015 годы». 21 октября 2008 года на основании решения комиссии была поставлена на учет для предоставления субсидии для первоначального взноса. 16 июня 2008 года между АНО ФИО16 и ФИО2 был заключен договор льготного жилищного займа на сумму 1 887 500 рублей. 16 июня 2008 года между ООО ФИО17 и истцом был заключен договор долевого участия в строительстве многоквартирного дома, по условиям которого участник долевого строительства вносит первоначальный взнос в размере 210 000 рублей, а также согласно договору льготного жилищного займа сумму в размере 1 887 500 рублей. Решением комиссии Центрального офиса АНО ФИО18 заявителю было отказано в постановке на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с Подпрограммой 2 «Доступное жилье молодым» по тем основаниям, что не предусмотрено предоставление субсидии молодым специалистам на первоначальный взнос с целью погашения задолженности по ипотечному кредиту.
В судебном заседании истец ФИО2 заявленные требования поддержала, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании с заявленными требованиями ФИО2 не согласилась, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме, считая их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что при заключении договора о долевом участии истцом первоначальный взнос был уплачен, при указанных обстоятельствах выплата субсидии на первоначальный взнос отпала.
Суд постановил изложенное выше решение.
В кассационной жалобе ответчик ОАО ФИО19 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение не передавая дело на новое рассмотрения, указывая на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Отмечает, что Законом ХМАО-Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз «О программе ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры» на 2005-2015 годы» не предусмотрено предоставление субсидии молодым специалистам на первоначальный взнос с целью погашения задолженности по ипотечному кредиту (займу). Поскольку перечень государственной поддержки молодых специалистов, указанный в ч. 3 ст. 10 вышеназванного Закона является исчерпывающим, то предоставление субсидии в размере 30 % от стоимости жилья с точки зрения Закона возможно только на первоначальный взнос, то есть лишь при заключении договора купли-продажи, долевого участия в строительстве или иного договора приобретения жилья. Истцом жилое помещение было приобретено согласно договора долевого участия в строительстве многоквартирного дома (номер обезличен) от (дата обезличена) года с использованием заемных средств АНО ФИО20 В соответствии с п. 4.2 вышеназванного договора стоимость квартиры была оплачена полностью до 26 июня 2008 года, истцом первоначальный взнос был внесен за счет собственных средств в размере 210 000 рублей. Таким образом, так как истец уже приобрел жилое помещение с использованием заемных денежных средств, он не имеет права на субсидию на первоначальный взнос. Для погашения задолженности по договору займа предоставляется другая форма субсидии - до 20 % от задолженности в зависимости от трудового стажа. Для получения данной субсидии необходимо иметь непрерывный трудовой стаж не менее 3-х лет. Такого стажа на данный момент у истца нет. При достижении истцом указанного стажа, он будет вправе получить субсидию для погашения задолженности по займу в порядке хронологической последовательности. Кроме того, согласно ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3-х месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Истцом обжалуемое уведомление был получено 6 октября 2009 года (отметка о получении на уведомлении), таким образом, срок на обжалование истек 6 января 2010 года. Истцом же исковое заявление написано в марте 2010 года. Судом причины пропуска срока для обжалования выяснены не были. Истцом доказательств уважительности пропуска срока не представлено. Считает пропущенный срок основанием для отказа в удовлетворении требований истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика ФИО1 судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением судом норм материального права (п.4 ч.1 ст.362 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, ФИО2 на основании заявления от 21 апреля 2008 года включена в состав подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» на 2005-2015 годы» на предоставление субсидии на первоначальный взнос л.д. 43, 15).
Уведомлением от 22 января 2010 года ОАО ФИО21 отказала в предоставлении субсидии ФИО2 на первоначальный взнос, указывая на то, что законодательством не предусмотрено предоставление субсидии молодым специалистам на первоначальный взнос с целью погашения задолженности по ипотечному кредиту (займу) л.д. 17).
Удовлетворяя исковые требования о признании решения ОАО ФИО22 об отказе в предоставлении субсидии на первоначальный взнос недействительным, суд указал, что принятое комиссией ОАО ФИО23 решение нарушает законные права ФИО2
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может ввиду его ошибочности.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона ХМАО -Югры от 11.11.05 г. № 103 - оз «О программе ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2005 - 2015 годы», участниками программы «Доступное жилье молодым» являются молодые специалисты. Государственная поддержка молодых, специалистов осуществляется путем предоставления субсидии молодым специалистам на первоначальный взнос в размере 30 процентов от средней (но не от фактической) стоимости жилья.
На основании п. 2.7. Постановления Правительства ХМАО-Югры от 07.04.2006 г. № 67-п «О порядке реализации программы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» на 2005-2015 годы» в течение 10 рабочих дней после регистрации заявления организация на основании предоставленных документов принимает решение о постановке на учет для получения субсидии или об отказе в постановке на учет.
То, что ФИО2 с 21 октября 2008 года была поставлена на регистрационный учет, подтверждается письмом Департамента по социальным вопросам администрации (адрес обезличен) л.д.16).
Согласно п. 2 Постановления Правительства. ХМАО-Югры от 22.04.2009 № 90-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 апреля 2006 г. № 67-п» органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа рекомендовано в срок до 6 июля 2009 г. передать учетные дела участников подпрограммы «Доступное жилье молодым», вставших на учет для получения субсидии до 30 июня 2009 года, организации, привлеченной для реализации подпрограммы в порядке, установленном законодательством о размещении государственного заказа.
В п. 4 указанного постановления отражено, что участники подпрограммы, поставленные на регистрационный учет на получение свидетельства, а также получившие свидетельства и не предъявившие их для получения субсидии до 30 июня 2009 года, ставятся организацией на учет для получения субсидии на основании переданных учетных дел участников подпрограммы согласно дате подачи заявления гражданина на получение субсидии, без предоставления каких-либо документов, с выдачей соответствующего уведомления.
Таким образом, ФИО2 поставлена на учет в АНО ФИО24 21 апреля 2008 года - с момента подачи заявления в муниципальные органы.
Договор долевого участия в строительстве многоквартирного дома заключен между ФИО2 и застройщиком ООО ФИО25 16 июня 2008 года, то есть после постановки на учет.
В соответствии с п. 3.1.5 Постановления Правительства ХМАО-Югры от 07.04.2006 г. № 67-п «О порядке реализации программы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» на 2005-2015 годы», для получения субсидии граждане, состоящие на учете с целью получения субсидии, предоставляют в организацию необходимые документы, в том числе и копию договора приобретения (строительства) жилого помещения, оформленного в соответствии с действующим законодательством (с предъявлением оригинала).
Как указано в п. 3.8 того же Постановления, субсидия перечисляется продавцу жилого помещения, строительной организации, организации, предоставляющей займы, в том числе льготные жилищные займы, или банку, перед которым имеется задолженность, в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии. Участник программы получить субсидию лично не вправе.
Субсидия, на которую претендует истец, имеет определенную форму - предоставление 30 % от средней стоимости жилья на первоначальный взнос. Истец 10% стоимости квартиры внесла собственными средствами, остальные 1 887 500 рублей - получаются продавцом квартиры за счет предоставляемого истцу льготному займу в сумме 1 887 500 рублей, получаемому от АНО ФИО26 л.д.7-14).
По форме и содержанию договора, он исключает возможность предоставления первоначального взноса, на который претендует истец, так как ею уже внесен аванс 210 000 рублей, и оговорено получение займа.
Стороны при подписании договора свободны в выборе его условий, если это не противоречит действующему законодательству, то есть договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным его условиям, как это следует ст. 432 ГК РФ.
Заключая указанный договор о долевом участии в строительстве квартиры, ФИО2 не учла, что понятие «аванса» является синонимом понятия «предварительный» или «первоначальный взнос». Доказательств, что произведенный ею платеж имел иной характер, истцом не предоставлено, право собственности на квартиру зарегистрировано л.д. 45).
Следовательно, ответчиком не выносилось решения об отказе в предоставлении истцу субсидии в форме «первоначального взноса в размере 30 % от средней стоимости жилья», но, она не могла быть предоставлена из-за заключения кассатором договора долевого участия в строительстве в форме, исключающей возможность использования данного вида субсидии.
Кроме того Законом ХМАО - Югры от 11.11.05 г. № 103 - оз «О программе ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2005 - 2015 годы» не предусмотрено предоставление субсидии молодым специалистам на первоначальный взнос с целью погашения задолженности по ипотечному кредиту (займу).
Таким образом, достаточных оснований для удовлетворения требований истца, по обстоятельствам указанным выше, не имелось.
Учитывая изложенное решение нельзя признать законным и обоснованным, в связи, с чем оно подлежит отмене. Поскольку все необходимые доказательства имеются в материалах дела, обстоятельства по делу установлены, судебная коллегия считает, что по делу можно принять новое решение, не передавая его на новое рассмотрение, которым в удовлетворении иска ФИО2 надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нефтеюганского городского суда от 16 июня 2010 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении иска ФИО2 ФИО27 к ОАО ФИО28 о признании решения об отказе в предоставлении субсидии на первоначальный взнос недействительным и обязании ОАО ФИО29 по городу (адрес обезличен) и (адрес обезличен) району перечислить субсидию первоначального взноса в размере 388 882 рубля в счет погашения части займа по договору жилищного займа (номер обезличен) от (дата обезличена) года - отказать.
Председательствующий: Иванова И.Е.
Судьи: Дука Е.А.
Цыганков С.Л.