ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-360/10 от 27.01.2010 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий Немцова Н.Д.                                     Дело № 33-360/10

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Холодовой М.П.

судей Третьякова С.П., Майера В.Е.

при секретаре Сагнаевой Е.Ю. 

рассмотрела в судебном заседании от 27 января 2010 года дело по кассационной жалобе представителя Совета и Комитета финансов Большеуковского муниципального района Кирсанова Д.В. на решение Большеуковского районного суда Омской области от 26 ноября 2009 года, которым постановлено:

«Признать ч. 4 ст. 20 и ч. 8 ст. 25 Устава Большеуковского муниципального района Омской области противоречащими действующему законодательству и недействующими полностью с момента принятия.

Взыскать с Совета Большеуковского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере 100 рублей».

Заслушав доклад судьи областного суда Третьякова С.П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

            Прокурор Большеуковского района обратился в суд с заявлением о признании недействующими части 4 статьи 20 и части 8 статьи 25 Устава Большеуковского муниципального района Омской области. В обоснование своих требований сослался на то, что решением Совета народных депутатов Большеуковского муниципального района Омской области от 30 июня 2005 года № 38 принят Устав Большеуковского муниципального района Омской области. Оспариваемыми положениями Устава предусмотрены гарантии председателю Совета муниципального района и лицу, замещающему должность Главы муниципального района, при прекращении их полномочий в случае истечения срока полномочий, отставки, ликвидации органов местного самоуправления. По их заявлению за счет средств местного бюджета предоставляются следующие гарантии: выплачивается единовременное пособие в размере месячного денежного вознаграждения; до устройства на новое место работы ежемесячно выплачивается пособие в размере его месячного денежного вознаграждения по ранее замещаемой им должности, но не более одного года. Если на новом месте работы размер заработной платы указанных лиц будет ниже денежного вознаграждения по ранее замещаемой ими должности, то производится доплата до уровня их прежнего месячного денежного вознаграждения, но не более одного года со дня прекращения полномочий. Ежемесячная доплата до уровня прежнего денежного вознаграждения не производится, если данным лицам назначена ежемесячная доплата к пенсии. Считая, что данные положения Устава противоречат действующему законодательству, просил суд признать их недействующими с момента принятия.

В судебном заседании прокурор района Бряндин С.А. и помощник прокурора района Черепанов И.А. требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Совета и Комитета финансов Большеуковского муниципального района по доверенности Кирсанов Д.В. требования прокурора района не признал. Пояснял, что к компетенции Совета Большеуковского муниципального района отнесено право принимать нормативные правовые акты. Европейской Хартией местного самоуправления определена возможность предусматривать надлежащую денежную компенсацию расходов для местных выборных лиц. Кроме того, Устав проходил регистрацию, экспертизу, но замечаний не было, в связи с чем указанные нормы не противоречат законодательству. Источник финансирования на цели, предусмотренные оспариваемыми положениями Устава, не определялся, поскольку с момента его принятия эти положения не действовали. Показал, что если возникнут расходные обязательства, то денежные средства будут изысканы, возможно, за счет перераспределения бюджетных средств. Собственные средства в бюджете района 2009 год по плану должны составить 26 %, фактически на 01 октября 2009 года исполнение к первоначальному плану составило 52,6 %.

Допрошенный в судебном заседании заведующий общим отделом администрации Большеуковского муниципального района Зензин А.Г. пояснил, что районный Совет вправе принимать нормативные правовые акты, а также вправе предусматривать любые гарантии и льготы лицам, замещающим муниципальные должности. Источник финансирования на обеспечение гарантий председателя Совета и Главы муниципального образования не предусмотрен, так как с принятием Устава эти положения не применялись. Считал, что средства будут изысканы при возникновении соответствующих требований. Средства в бюджете района могут быть перераспределены за счет других статей, например, за счет резервного фонда Главы, который на 2009 год определен в объеме 200 тыс. рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Совета и Комитата финансов Большеуковского муниципального района по доверенности Кирсанов Д.В. просит решение отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать, ссылаясь на то, что суд неправильно применил материальный закон.

Кассационное представление прокурора Большеуковского района отозвано.

Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения  представителя Совета и Комитета финансов Большеуковского муниципального района по доверенности Кирсанова Д.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Сафроновой Л.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Как следует из материалов дела, решением Совета народных депутатов Большеуковского муниципального района Омской области от 30 июня 2005 года № 38 принят Устав Большеуковского муниципального района Омской области (далее – Устав), опубликованный в периодическом печатном издании – газете «Луч» (№ 46 от 18 ноября 2005 года) и действующий в настоящее время на территории Большеуковского района Омской области в редакции решений этого же Совета от 27 февраля 2006 года № 109, от 24 мая 2006 года № 143, от 17 ноября 2006 года № 185, от 07 мая 2007 года № 243, от 05 декабря 2007 года № 295, от 30 декабря 2008 года № 278, 24 апреля 2009 года № 409.

В соответствии с ч. 4 ст. 20 Устава председателю Совета муниципального района при прекращении его полномочий в случае истечения срока полномочий, отставки, ликвидации органов местного самоуправления на основании его заявления предоставляются следующие гарантии за счет средств местного бюджета:

- выплачивается единовременное пособие в размере месячного денежного вознаграждения;

- до устройства на новое место работы ежемесячно выплачивается пособие в размере его месячного денежного вознаграждения по ранее замещаемой им должности, но не более одного года.

Если на новом месте работы размер заработной платы указанного лица будет ниже денежного вознаграждения по ранее замещаемой им должности председателя Совета народных депутатов Большеуковского муниципального района, то производится доплата до уровня его прежнего месячного денежного вознаграждения, но не более одного года со дня прекращения полномочий.

Ежемесячная доплата до уровня прежнего денежного вознаграждения не производится, если данному лицу назначена ежемесячная доплата к пенсии.

Согласно части 8 статьи 25 Устава лицу, замещающему должность Главы Большеуковского муниципального района, при прекращении его полномочий в случае истечения срока полномочий, отставки, ликвидации органов местного самоуправления на основании его заявления предоставляются следующие гарантии за счет средств местного бюджета:

- выплачивается единовременное пособие в размере месячного денежного вознаграждения;

- до устройства на новое место работы ежемесячно выплачивается пособие в размере его месячного денежного вознаграждения по ранее замещаемой им должности, но не более одного года. Если на новом месте работы размер заработной платы (денежного содержания) указанного лица будет ниже денежного вознаграждения по ранее замещаемой им должности Главы Большеуковского муниципального района, то производится ежемесячная доплата до уровня его прежнего месячного денежного вознаграждения, но не более одного года со дня прекращения полномочий. Ежемесячная доплата до уровня прежнего денежного вознаграждения не производится, если данному лицу назначена ежемесячная доплата к пенсии.

Удовлетворяя требования прокурора о признании недействующими ч. 4 ст. 20 и ч. 8 ст. 25 Устава, суд, руководствуясь ст. 172 Трудового кодекса РФ, ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 83 Бюджетного кодекса РФ, обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемые положения Устава противоречат федеральному законодательству.

В соответствии с пунктами «к» и «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

 В силу ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 172 Трудового кодекса РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Федеральным законом от 04 ноября 2007 года № 253-ФЗ «О внесении изменения в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статья 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была дополнена частью 5.1, согласно которой гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из приведенных положений ст. 172 Трудового кодекса РФ, ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что гарантии могут быть предоставлены только на период осуществления полномочий, а не после прекращения полномочий, как это предусмотрено в оспариваемых положениях Устава.

Что касается положений ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которой законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии, помимо тех, которые установлены указанной статьей, то настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими, а являются лицами, замещающими муниципальные должности (ч. 2 ст. 1).

В связи с вышеизложенным суд правильно исходил из того, что действующее законодательство не предусматривает возможность установления уставом муниципального образования гарантий, предоставляемых депутатам, членам выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лица местного самоуправления после прекращения их полномочий. Гарантии указанным лицам могут быть определены уставом муниципального образования лишь на период осуществления полномочий в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Кроме того, суд правильно указал в решении, что, согласно п. 1 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Как установлено судом, указанные выше виды расходов ранее не были возложены на бюджет муниципального образования. Между тем, в нарушение названных положений Бюджетного кодекса РФ Совет муниципального района не предусмотрел источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в связи с чем оспариваемые положения Устава нельзя признать соответствующими федеральному законодательству.

Из анализа исполнения доходной части консолидированного бюджета Большеуковского муниципального района за 9 месяцев 2009 года следует, что собственные средства в бюджете района в соответствии с плановыми цифрами составляют 26 %. На 31 октября 2009 года исполнение бюджета к первоначальному плану составило 52,6 %.

В ходе судебного разбирательства Советом и Комитетом финансов Большеуковского муниципального района не представлено доказательств наличия источников исполнения соответствующих видов расходов.

Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом положений ст. 172 Трудового кодекса РФ, ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основаны на ошибочном толковании норм материального права, а потому не могут быть приняты во внимание.

Ссылки в кассационной жалобе на то, что Устав прошел государственную регистрацию, проверку в Управлении Министерства юстиции РФ по Омской области, также не могут быть учтены, поскольку названные обстоятельства о неправильном применении судом закона не свидетельствуют.

Судом по делу постановлено законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Большеуковского районного суда Омской области от 26 ноября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий                                     

Судьи