ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 33-3638 Судья Никитина Ж.В. 2011 год
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего Ратьковой М.В.,
судей Бовгатовой Н.В., Котовой Н.А.,
при участии прокурора Мироновой М.С.,
при секретаре Ярцевой Л.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании «06» сентября 2011 года в городе Твери по докладу судьи Ратьковой М.В.
кассационную жалобу Администрации Муниципального образования «Григорковское сельское поселение» Сонковского района Тверской области на решение Сонковского районного суда Тверской области от 28 июля 2011 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Сонковского района Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Григорковское сельское поселение» Сонковского района Тверской области по не устранению недостатков уличного освещения на территории поселения.
Обязать Администрацию муниципального образования «Григорковское сельское поселение» Сонковского района Тверской области устранить нарушение законодательства, а именно, обеспечить освещение улично-дорожной сети в деревне ... Григорковского сельского поселения на улице, пересекающейся с автодорогой ... - ... установив электрические фонари уличного освещения, в срок до ...».
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Сонковского района Тверской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Администрации МО «Григорковское сельское поселение» Сонковского района Тверской области о признании незаконным бездействия данной Администрации и возложении обязанности по организации уличного освещения.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой, было установлено отсутствие освещения на территории Григорковского сельского поселения, а именно, на автодороге: ... - ... с км ... м до км ... м, в деревнях ..., ..., ... Сонковского района. Линия электроснабжения уличного освещения относится к ведению Администрации Григорковского сельского поселения. Отсутствие достаточного освещения не позволяет участникам дорожного движения выполнять требования Правил дорожного движения, вызывает опасность возникновения ДТП, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - участников дорожного движения. Просил признать незаконным бездействие ответчика по неустранению недостатков уличного освещения на территории поселения, обязать его обеспечить освещение улично-дорожной сети по вышеуказанным адресам в срок до ....
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Сонковского района Борисов В.П. отказался от иска в части признания незаконным бездействия Администрации МО «Григорковское сельское поселение» Сонковского района Тверской области и возложения обязанности по организации уличного освещения в деревнях ... и ... Сонковского района. Данный отказ был принят судом и производство по делу в указанной части прекращено.
Прокурором представлено уточненное исковое заявление, в котором он просил обязать Администрацию МО «Григорковское сельское поселение» устранить нарушение законодательства путём обеспечения освещения улично-дорожной сети в деревне ... Григорковского сельского поселения на улице, пересекающейся с автодорогой ... - ..., установив электрические фонари уличного освещения в срок до ....
В судебном заседании помощник прокурора Сонковского района Борисов В.П. поддержал исковые требования с учетом уточнений и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации МО «Григорковское сельское поселение» Беднова Н.Н. иск не признала, поддержала письменные возражения, из которых следует, что указанная в иске автодорога относится к ведению Дирекции дорожного фонда Тверской области, обслуживается Сонковским дорожно-строительным участком. К полномочиям Администрации поселения относится организация освещения улиц, а указанный участок автодороги в деревне ... не является улицей, на участке никогда не было и нет линий электропередач, не устанавливались электрические столбы. Линии электроснабжения принадлежат и находятся в собственности «...». В сельском поселении в муниципальной собственности дорог нет, их перечень не утверждался. Кроме того, поселение не имеет денежных средств для проведения каких-либо действий по организации уличного освещения, расходы на указанные цели в бюджете поселения на ... год не предусмотрены. Полномочия по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджета поселения переданы на уровень муниципального образования Тверской области «...».
Представитель ответчика Администрации МО Тверской области «Сонковский район» в судебное заседание не явился, в письменном сообщении указано, что обязанность по организации уличного освещения возложена на поселение, а не на район.
Представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по Сонковскому району в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела данное лицо извещёно надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Администрации МО «Григорковское сельское поселение» ставится вопрос об отмене решения.
В обосновании доводов жалобы указано на незаконность, необоснованность и неисполнимость решения. Так, судом исследованы и правильно установлены обстоятельства по делу, правильно привлечена к участию в деле в качестве соответчика Администрация МО Тверской области «Сонковский район», поскольку полномочия по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета МО «Григорковское сельское поселение» на период с ... по ... переданы на уровень МО Тверской области «Сонковский район». Также установлено, что на момент рассмотрения дела средств в бюджете МО «Григорковское сельское поселение» для исполнения указанных в исковом заявлении требований нет и необходимо внесение изменений в бюджет. Однако, правильно установив обстоятельства, суд дал им неверную оценку. Администрация МО «Григорковское сельское поселение» не может самостоятельно разработать и внести изменения в бюджет поселения, не может в соответствии с п.3 ст.17 Закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязать это сделать Администрацию МО Тверской области «Сонковский район».
Представители ответчиков Администрации МО «Григорковское сельское поселение» Сонковского района Тверской области и Администрации МО Тверской области «Сонковский район», представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по Сонковскому району в суд кассационной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с требованиями ч.2 ст.354 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав прокурора по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Тверской области Миронову М.С., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании представленных доказательств судом установлено, что в населённом пункте ... Сонковского района Тверской области, входящем в состав МО «Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области», уличное освещение на улице, пересекающейся с автодорогой ... - ..., не организовано: не установлены и не функционируют фонари уличного освещения.
Представителем данного муниципального образования в судебном заседании данное обстоятельство не оспаривалось.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п.п. 5, 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 5, 21 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области», утверждённого 26.01.2006 года решением Совета депутатов Григорковского сельского поселения, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также организация освещения улиц.
В силу ст.ст. 30, 31 Устава муниципального образования «Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области» Администрация Григорковского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и осуществляет полномочия по вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 3.10 «Правил в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области», утвержденных постановлением Администрации Тверской области от 26 ноября 2008 года № 430-па, все устройства наружного освещения должны поддерживаться в исправном состоянии.
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу положений п.п. 1 п. 1 ст. 14, п.п. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.
В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.
Согласно ст. 6 Устава муниципального образования «Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области» к вопросам местного значения относится, в частности, формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за его исполнением.
С учетом приведенных положений суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по организации освещения улиц сельского поселения возложена на органы местного самоуправления поселения, в данном случае на Администрацию МО «Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области». При этом расходы на организацию, содержание, эксплуатацию объектов уличного освещения должны возмещаться за счёт средств, предусмотренных на эти цели в бюджете поселения, вне зависимости от того, на чьём балансе находятся эти объекты. В связи с этим органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесённых к их компетенции федеральным законодательством, в том числе и по мотивам отсутствия в бюджете МО «Григорковское сельское поселение» денежных средств.
То обстоятельство, что на основании решения Совета депутатов Григорковского сельского поселения Сонковского района Тверской области № 61 от 01.11.2010 года «О передаче части полномочий на уровень муниципального образования Тверской области «Сонковский район» от муниципального образования «Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области» полномочия по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения переданы на период с ... по ... для решения на уровне МО Тверской области «Сонковский район», вопреки доводам кассатора, значения для оценки спорной ситуации не имеет.
Таким образом, материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, а потому оснований для его отмены в условиях кассации по приведенным в жалобе доводам, не имеется. Нарушений норм процессуального права при разрешении спора не установлено.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сонковского районного суда Тверской области от 28 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Муниципального образования «Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области» – без удовлетворения.
Председательствующий: М.В. Ратькова
Судьи: Н.В. Бовгатова
Н.А. Котова