ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 33-368/12 от 28.02.2012 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Ушакова И.Г. 33-368/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Софиной И.М.

судей Голубь Е.С., Тимофеевой С.В.

при секретаре Губиной С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 28 февраля 2012 года гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел России по Курганской области о зачете в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет периода срочной службы, взыскании недополученной суммы пенсии,

по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел России по Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 16 декабря 2011 года, которым постановлено:

иск  к УМВД России по Курганской области о зачете в выслугу лет периода прохождения срочной службы, взыскании недополученных сумм пенсии удовлетворить.

Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области в пользу  недополученную сумму пенсии с учетом индекса потребительских цен за период с 01.01.1993 года по 01.12.2000 года в размере , расходы по оплате услуг представителя в размере , расходы на оформление нотариальной доверенности в размере .

Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области зачесть  в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет период прохождения срочной службы с 05.07.1966 по 23.11.1968 года.

Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика УМВД России по Курганской области ФИО2, представителя истца ФИО1 ФИО3, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Курганской области (далее УМВД России по Курганской области) о зачете в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет периода срочной службы, взыскании недополученной суммы пенсии с учетом индекса потребительских цен. В обоснование иска указывал, что является получателем пенсии в соответствии с  «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При назначении пенсии для определения размера процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет была определена ему без учета периода прохождения срочной службы, в связи с чем процентная надбавка составила 35%. Тогда как его выслуга лет должна составляет более 25 лет и процентная надбавка за выслугу лет должна была быть определена ответчиком в размере 40%. В результате в период с 1 января 1993 года по 1 декабря 2000 годапенсия ему выплачивалась в пониженном размере. С учетом изложенного просил взыскать с ответчика в свою пользу недополученную пенсию за выслугу лет с учетом индексации в сумме  рублей, а также судебные издержки по оплате услуг представителя в размере  рублей и оплате доверенности в размере  рублей. В судебном заседании представитель ФИО1 ФИО3 на исковых требованиях настаивала.

Представители ответчика УМВД России по Курганской области ФИО4 и ФИО5 иск не признали. Пояснили, что назначение пенсии и назначение надбавки за выслугу лет регламентируются разными нормативными документами. До издания Постановления № 524 от 14 июля 2000 года в указанный стаж не включались периоды прохождения срочной военной службы, а поскольку истцу пенсия была назначена до 2000 года, то оснований для зачета в выслугу лет для назначения процентной надбавки с учетом периода срочной военной службы не имеется.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе УМВД России по Курганской области просит решение суда отменить, постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что УМВД России по Курганской области не является органом, назначающим пенсию, а лишь производит выплату пенсий, следовательно, не может являться ответчиком по заявленным истцом требованиям. Указывает, что у суда не имелось оснований для применения при рассмотрении дела аналогии закона, поскольку порядок назначения пенсии военнослужащим определяется  Федерации от 22 сентября 1993 года № 941, а назначение процентной надбавки за выслугу лет регламентировано специальными нормами, в частности  Федерации от 14 июля 2000 года № 524,  Федерации от 13 октября 1992 года № 781, имеющим различные предметы регулирования. Указывает, что неверное применение судом норм материального права, повлечет незаконное расходование бюджетных средств, получателем которых является УМВД России по Курганской области.

В суде кассационной инстанции представитель ответчика УМВД России по Курганской области ФИО2 на доводах кассационной жалобы настаивала.

Представитель истца ФИО1 ФИО3 с доводами жалобы не соглашалась, просила оставить решение без изменения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 9 декабря 2011 года № 353-ФЗ апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.

Кассационная жалоба УМВД России по Курганской области направлена в суд первой инстанции 30 декабря 2011 года, поэтому дело рассмотрено в порядке главы 40 ГПК РФ (утратившей силу с 1 января 2012 года).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права (подпункт 4 пункта 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела усматривается, что истец ФИО1 с 6 ноября 1992 года является пенсионером МВД России и получателем пенсии, пенсионное обеспечение, расчет и начисление пенсии истцу осуществляется УМВД России по Курганской области.

В соответствии с пунктами 1, 3 Постановления  Федерации № 4469-1 от 12 февраля 1993 года «О порядке введения в действие закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей», подлежали перерасчету ранее назначенные пенсии уволенным со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим срочнойслужбы и другим военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и их семьям, если они имеют право на более высокую пенсию в соответствии с указанным законом.

Материалы дела свидетельствуют, что с 1 января 1993 года размер пенсии истца пересчитан в соответствии с требованиями  № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…»).

В соответствии со ст. 43 приведенного выше закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом , оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Согласно части 1 статьи 49 Закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.

22 сентября 1993 года  издано Постановление № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», подпунктом «б» пункта 14 которого также предусмотрено, что в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и их семьям.

В соответствии с подпунктом «а» п. 9 приведенного выше Постановления в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления уволенным с военной службы военнослужащим подлежит включению: оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.

Выслуга лет истца для назначения пенсии по состоянию на  составила 25 лет 04 месяца 28 дней, из которых в период с  по  истец проходил срочную военную службу (л.д. ).

Приведенные данные соответствуют расчету выслуги лет, представленному ответчиком, и военному билету серии НЮ , выданному  военным комиссариатом   (л.д. ).

Размер назначенной пенсии в момент увольнения с военной службы истцом не оспаривается, настаивая на перерасчете размера назначенной пенсии, ФИО6 ссылается на неверное исчисление ответчиком в 1993 году процентной надбавки за выслугу лет, полагая, что размер указанной надбавки должен был составлять 40%, а не 35%, как установлено ответчиком.

Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в период с 1 января 1993 года по 1 декабря 2000 года пенсия истцу выплачивалась в меньшем размере, поскольку при исчисления процентной надбавки за выслугу лет ответчиком неправомерно в выслугу не включался период прохождения истцом срочной военной службы.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда ввиду несоответствия его нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Так, на момент увольнения истца со службы выплата процентной надбавки за выслугу лет производилась в соответствии с Положением о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, утвержденным приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 года № 075.

Согласно указанному Положению процентная надбавка к должностному окладу выплачивалась лишь военнослужащим, проходящим службу на должностях офицерского состава.

В соответствии с  Федерации от 13 октября 1992 года № 781 «О зачете лицам офицерского состава в стаж службы на получение процентной надбавки за выслугу лет периодов службы в качестве прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы» процентная надбавка за выслугу лет с 1 февраля 1992 года стала выплачиваться также прапорщикам и военнослужащим сверхсрочной службы, при этом стаж службы для выплаты процентной надбавки указанным лицам исчислялся в порядке, предусмотренном для лиц офицерского состава.

Размеры процентных надбавок за выслугу лет военнослужащим (кроме военнослужащих срочной службы), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудникам уголовно - исполнительной системы были установлены Постановлением Совета Министров -  от 27 января 1993 года № 65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты» и составляли: при выслуге от 15 до 20 лет - 30%, от 20 до 25 лет - 35%, при выслуге 25 лет и более - 40%.

Поскольку на момент назначения истцу процентной надбавки за выслугу лет действовало Положение о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, утвержденное приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 года № 075, которое не предусматривало включение в выслугу периода срочной службы, иной нормативный акт, регулирующий порядок исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки, принят не был, у ответчика в 1993 году не имелось оснований для включения периода срочной службы ФИО1, в выслугу лет для назначения процентной надбавки.

Таким образом, выплачиваемая истцу процентная надбавка в размере 35% в период с 1 января 1993 года по 30 июля 2000 года была установлена в соответствии с действующим в то время законодательством, размер ее соответствовал Приложению № 8 к Постановлению Совета Министров -  от 27 января 1993 года № 65.

Учитывая изложенное, вывод суда о том, что в период с 1 января 1993 года по 30 июля 2000 года имела место недоплата назначенной ему пенсии, поскольку процентная надбавка за выслугу лет выплачивалась в меньшем размере, не может быть признан правильным.

Ссылка суда в решении на п. 5 Постановления Совета Министров -  от 22 сентября 1993 года за № 941, предусматривающий, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительная срочная военная служба) …, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении, не может быть признана правильной, поскольку вышеназванным Постановлением определяется порядок исчисления выслуги для назначения пенсии, а не порядок исчисления выслуги для установления процентныхнадбавок за выслугу лет (как дополнительных денежных выплат по смыслу ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» и ст. 43  «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...»), в связи с чем он не может применяться для исчисления выслуги лет для назначения процентнойнадбавки.

Изложенное выше подтверждается тем обстоятельством, что 14 июля 2000 года  принято Постановление № 524 «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей», которым утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, то есть специальный нормативный акт, регулирующий спорные правоотношения.

Именно п. 2 приложения № 1 к указанному Постановлению предусмотрено, что в выслугу лет военнослужащих для назначения процентной надбавки за выслугу лет засчитывается в календарном исчислении военная служба в  Федерации.

Пунктом 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2000 года № 450 «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей» предписано обеспечивать с 1 августа 2000 г. военнослужащих и членов их семей отдельными выплатами по Правилам, утвержденным  Федерации от 14 июля 2000 года № 524.

С принятием данных нормативных актов истцу был произведен перерасчет пенсии с 1 декабря 2000 года, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле, в ходе судебного разбирательства.

Поскольку перерасчет пенсии ФИО1 с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 40% должен был быть произведен ответчиком не с 1 декабря 2000 года, а с 1 августа 2000 года, как указано в Приказе Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2000 года № 450 «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей», судом обоснованно с УМВД России по Курганской области в пользу истца взыскана недополученная пенсия в размере 462,21 руб., за период с 1 августа 2000 года по 30 ноября 2000 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 58  от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Исходя из изложенного, судебная коллегия находит решение суда в данной части законным.

Вместе с тем у суда не имелось оснований полагать, что ответчик в период с 1 января 1993 года по 31 июля 2000 года обязан был производить выплату пенсии истцу исходя их процентной надбавки 40%, рассчитанной с учетом включения в выслугу для ее исчисления периода срочной службы, поскольку в силу п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

С учетом изложенного в остальной части решение суда подлежит отмене, поскольку неправильное применение норм материального права судом привело к постановке незаконного и необоснованного решения в этой части.

Так как все имеющие значение для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции, судебная коллегия полагает возможным, не направляя на новое рассмотрение, принять по делу новое решение.

Учитывая, что до введения нового правового регулирования ( Федерации от 14 июля 2000 года № 524), касающегося исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, оснований для зачета срочной военной службы в выслугу лет для исчисления процентной надбавки, не имелось, судебная коллегия считает необходимым в иске ФИО1 к УМВД России по Курганской области о включении в выслугу для назначения процентной надбавки периода срочной службы с 5 июля 1966 года по 23 ноября 1968 года, о взыскании недополученной пенсии за период с 1 января 1993 года по 31 июля 2000 года отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 года № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 16 декабря 2011 года в части удовлетворения исковых требований  о взыскании с Управления Министерства внутренних дел России по Курганской области недополученной пенсии с учетом индекса потребительских цен за период с 1 января 1993 года по 31 июля 2000 года в сумме  рублей, в части возложения обязанности на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области зачесть  в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет период срочной службы с 5 июля 1966 года по 23 ноября 1968 года отменить.

В иске  к Управлению Министерства внутренних дел России по Курганской области о взыскании недополученной пенсии с учетом индекса потребительских цен за период с 1 января 1993 года по 31 июля 2000 года в сумме  рублей, о зачете в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет периода срочной службы с 5 июля 1966 года по 23 ноября 1968 года отказать.

В остальной части решение Курганского городского суда Курганской области от 16 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел России по Курганской области - без удовлетворения.

Судья - председательствующий

Судьи: